Нефтепровод Восточная Сибирь – Тихий Океан (ВСТО)

Нефтепровод «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО) является грандиозной трубопроводной системой. Она соединяет Западно – Сибирское и Восточно – Сибирское месторождения нефти с портами Приморья на побережье Тихого океана. Обеспечивает выход Российской Федерации на рынки нефтепродуктов Азиатско-Тихоокеанского региона.

История[править | править код]

Планы по строительству трубопроводной системы СССР с выходом на Тихий океан зародились не позднее 1970-х годов. В своей книге «Загадка советской нефти» Маршалл Голдман (англ. Marshall I. Goldman) «The Enigma of Soviet Petroleum» (Allen & Unwin: London, Boston, 1980) приводит карту нефтепроводов СССР, изданную ЦРУ в 1977 году. На ней Восточный нефтепровод обозначен пунктиром как проектируемый. Идея строительства Восточного нефтепровода вновь стала активно прорабатываться с конца XX века. Первоначально предложение о создании восточного трубопроводного маршрута для экспорта российской нефти исходило от руководства нефтяной компании «ЮКОС» — в то время, правда, речь шла о строительстве экспортного нефтепровода в Китай.

В декабре 1999 глава НК ЮКОС Михаил Ходорковский провёл переговоры с Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (КННК) по поводу строительства нефтепровода из России в Китай.

17 июля 2001 премьер-министр России Михаил Касьянов и председатель КНР Цзян Цзэминь подписали соглашение «Об основных принципах разработки технико-экономического обоснования нефтепровода Россия-Китай» (Ангарск-Дацин).

За этим последовала длительная борьба между Китаем и Японией как основными потенциальными потребителями российской нефти, каждый из которых пытался пролоббировать наиболее выгодный для себя маршрут.

2 апреля 2002 «Транснефть» представила альтернативный проект нефтепровода из Ангарска в Находку. Его поддержал премьер-министр Японии Дзюнъитиро Коидзуми.

В мае 2003 проекты объединили под общим названием «Восточная Сибирь-Тихий океан» (ВСТО): было предложено направить основную нитку из Ангарска на Находку с ответвлением на Дацин. 27 июля, однако, экологическая комиссия Минприроды дала отрицательное заключение по проекту.

В феврале 2004 «Транснефть» сменила отправную точку трубопровода с Ангарска на Тайшет, а конечную — с Находки на бухту Козьмина.

География маршрута

Свое начало ВСТО берет в Иркутской области, минует республику Саха-Якутия, Амурскую, Еврейскую автономные области и Хабаровский край. Конечная точка маршрута – залив Находка в Приморском крае.

Трасса ВСТО

Нефтепровод строился госкомпанией «Транснефть», ей же и управляется.

[править] Месторождения

Главным источником нефти для ВСТО являются месторождения Восточной Сибири — в Красноярском крае, Иркутской области, Якутии.[3]

Описание проекта[править | править код]

Разработка проекта и строительство нефтепровода осуществляются на основании распоряжения правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 № 1737-р.

По проекту, разработанному государственной компанией «Транснефть», нефтепровод Восточная Сибирь — Тихий океан мощностью 80 млн т нефти в год должен пройти из Тайшета (Иркутская область) севернее озера Байкал через Сковородино (Амурская область) в тихоокеанскую бухту Козьмина (Приморский край (ранее конечная точка планировалась в бухте Перевозная).

Намечено строительство ответвления для экспорта нефти в Китай (строительство данного участка длиной 67 км и мощностью 15 млн т в год завершится, как планируется, в 2010 году).[4].

Трубу предполагается строить в два этапа — на первом будет проведён нефтепровод от Тайшета до Сковородино с одновременным строительством терминала на побережье Тихого океана, куда нефть на первых порах будет доставляться от Сковородино по железной дороге. По первоначальной оценке «Транснефти», строительство должно было обойтись в $11,5 млрд, первый этап до Сковородино — в $6,6 млрд. По первоначальному графику строительства первый участок нефтепровода должен был сдаваться 1 ноября 2008 года. В феврале 2008 года дата сдачи первого участка нефтепровода была перенесена на декабрь 2009 года.

Протяжённость первой части ВСТО — 2,694 тыс. км. Трассы прокладываются навстречу друг другу из Тайшета и Сковородино. Соединение трубопроводов должно состояться в районе Ленска. Из Сковородино нефть будет поставляться в Китай по трубопроводу и на тихоокеанское побережье — по железной дороге.

В феврале 2007 в меморандуме перед размещением еврооблигаций «Транснефть» резко подняла ожидаемые затраты на реализацию проекта строительства трубопровода. Затраты на строительство первого этапа (Тайшет — Сковородино) мощностью 30 млн т и морского терминала в бухте Козьмина (Тихий океан) были оценены уже в $11 млрд (295 млрд руб.). Ответвление на Китай будет построено за счёт китайской нефтяной компании CNPC[5], строительство ответвления протяжённостью 1030 км планируется завершить в 2008 году[6].

Для обеспечения электроэнергией объектов нефтепровода в течение двух лет потребовалась прокладка 800 километров ЛЭП и строительство 14 объектов сети.[7]

Дополнительно к нефтепроводу рассматривалась возможность прокладки параллельного газопровода «Сила Сибири», ориентированного на экспорт природного газа в страны Азиатско-Тихоокеанского региона[8].

Нефтепереработка[править | править код]

К нефтепроводу подключены два крупных действующих НПЗ — Хабаровский нефтеперерабатывающий завод (в 2015 году)[9] и Комсомольский нефтеперерабатывающий завод (в 2018 году)[10]. Также имеются планы строительства нефтеперерабатывающего завода в конечной точке трубопровода.

Хроника строительства[править | править код]

  • В январе 2006 года проект, разработанный «Транснефтью», не прошёл государственную экологическую экспертизу, поскольку предусматривал прокладку нефтепровода в сейсмоопасной зоне на расстоянии 700—800 м от северной оконечности Байкала. Ростехнадзором также было отклонено предложение использовать бухту Перевозная как конечную точку трубопровода: эта бухта не может принимать глубоководные суда, к тому же рядом с ней находится Дальневосточный морской заповедник. Однако после визита президента Путина в Китай в начале 2006 и в результате массированного давления на экспертные организации проект вскоре (1 марта 2006) был одобрен. При этом вопрос о конечной точке ВСТО было решено повторно рассмотреть в течение 2006 года.
  • 22 марта и 5 апреля 2006 года Госдума, принимая Водный кодекс соответственно во втором и третьем чтении, внесла (по предложению депутатов от Иркутской области) положение о том, что водоохранная зона озера Байкал включает в себя дельты рек, впадающих в озеро, и проходит по вершинам хребтов, склоны которых примыкают к озеру. Иными словами, вводился запрет на какое бы то ни было строительство в 20 км от береговой линии озера Байкал.
  • 12 апреля 2006 Госдума неожиданно вернулась к обсуждению уже принятого Водного кодекса и приняла важную поправку, снимающую законодательные ограничения на строительство вблизи озера Байкал. Тем самым были поддержаны намерения компании «Транснефть» провести нефтепровод в непосредственной близости от озера.
  • В марте — апреле 2006 в Иркутске, Томске, Москве, Екатеринбурге и других городах прошли митинги протеста. Кроме экологов на защиту озера встали губернатор Иркутской области Александр Тишанин и полпред в СФО Анатолий Квашнин. Прокладке нефтепровода в непосредственной близости от Байкала пытались воспрепятствовать экологические организации Greenpeace и WWF. Жители Хабаровского края и местные организации подали иск в Верховный суд об отмене распоряжения о строительстве ВСТО, но потерпели поражение.
  • 26 апреля 2006 в ходе совещания с сибирскими губернаторами в Томске президент Путин неожиданно заявил о необходимости пересмотреть проект с целью провести нефтепровод не ближе 40 километров от северного побережья Байкала. По мнению экспертов, изменение маршрута должно было существенно увеличить стоимость проекта и сроки строительства трубы. Но в то же время ВСТО в новом варианте трассы приблизился к крупнейшим нефтегазовым месторождениям севера Иркутской области и Якутии (Талаканскому, Верхнечонскому, Чаяндинскому, Среднеботуобинскому и другим), позволив удешевить строительство подводящих трубопроводов и инфраструктуры.[11]
  • 28 апреля 2006 в Тайшете были сварены первые стыки уложенных труб нефтепровода — началось строительство ВСТО.
  • По состоянию на начало октября 2006, было уложено в нитку и сварено 350 км из 4670 км трассы трубопровода; средняя скорость работ составляла 3 км в день[12].
  • 12 июля 2007 сварен шов тысячного километра ВСТО[13]. Президент «Транснефти» подтвердил загрузку первой очереди ВСТО длиной 2694 км и мощностью 30 млн т в год: у «Транснефти» есть подтвержденные заявки на транспортировку 36 млн т[14].
  • В начале февраля 2008 года на совещании по вопросам развития Дальнего Востока и Забайкалья президент «Транснефти» Николай Токарев сообщил следующее:[15]

Завершение работ и ввод в эксплуатацию первой очереди ВСТО представляется возможным лишь в 2009 году, в IV квартале… Основные причины отставания от графика — экстремальные условия строительства системы, позднее начало работы и значительное увеличение протяжённости трассы

  • Уже в середине февраля 2008 года Николай Токарев заявил в интервью газете «Ведомости», что основной причиной задержки строительства стала недобросовестная работа генеральных подрядчиков строительства, выбранных предыдущим руководством «Транснефти», после отказа от услуг генподрядчиков и финансирования подрядчиков напрямую скорость строительства за 2 месяца увеличилась с 1,5..2 до 5,5..6 км в день.[16][17]
  • В середине марта 2008 года Минпромэнерго России утвердило новый срок пуска первой очереди трубопровода — IV квартал 2009 года[18].
  • В начале мая 2008 года было сообщено о том, что «Транснефть» расторгла отношения с генподрядчиком «Краснодарстройтрансгаз» и приняло решение проводить новый тендер на строительство участка нефтепровода Алдан — Тында.[19]
  • 4 октября 2008 года был осуществлён запуск в эксплуатацию в реверсном режиме части нефтепровода от Талаканского нефтяного месторождения до Тайшета длиной 1105 км[20].
  • 15 октября 2008 года к нефтепроводу было подключено Верхнечонское нефтяное месторождение в Иркутской области. Поставки с него также пока будут осуществляться в реверсном режиме.[21]
  • 27 апреля 2009 года «Транснефть» завершила сварку линейной части первой очереди ВСТО.[22]
  • 27 апреля 2009 года началось строительство ответвления от ВСТО до КНР на территории России. Во время торжественной церемонии сварки первого шва был подписан акт о начале производства работ.[23]
  • в мае 2009 года в провинции Хэйлунцзян началось строительство ответвления на китайском участке.[24]
  • 20 июля 2009 года правительство Российской Федерации приняло постановление об обнулении таможенной пошлины на экспорт нефти с 13 месторождений Восточной Сибири. Данная мера призвана активизировать разработку недр региона, который служит ресурсной базой для заполнения нефтепровода ВСТО.[25]
  • 24 октября 2009 года, в 2 часа по московскому времени нефтью заполнен последний, 2757 километр линейной части трубопроводной системы «Восточная Сибирь-Тихий океан» (ВСТО I).[26]
  • 28 декабря 2009 года председатель правительства РФ В. В. Путин запустил первую очередь ВСТО, дав старт отгрузке нефти в танкер, направляющийся в Гонконг. Совокупные расходы на строительство первой очереди трубопровода составили 378 млрд руб., и ещё 60 млрд руб. — на строительство порта Козьмино[27][28]
  • 27 сентября 2010 года было сообщено о завершении строительства отвода от ВСТО на Китай.[29]
  • В ноябре 2010 года Правительство РФ объявило благодарность компании «Транснефть» с формулировкой «за большой вклад в развитие сотрудничества в области энергетики между РФ и КНР, а также в связи с завершением строительства нефтепровода „Сковородино — граница с КНР“»[29].
  • В июле 2012 года «Транснефть» приступила к заполнению нефтью второй очереди нефтепровода (ВСТО-2).
  • В декабре 2012 года сдан в эксплуатацию нефтепровод ВСТО-2[2]
  • 15 декабря 2014 года введены в эксплуатацию три нефтеперекачивающие станции (НПС № 11, 15 и 19), построенные в рамках проекта расширения ВСТО-1, что позволило увеличить мощность ВСТО-1 до 58 млн тонн нефти в год.[30]
  • 27 ноября 2019 года ПАО «Транснефть» вывело трубопроводную систему «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ТС ВСТО) на максимальную мощность. Торжественная церемония состоялась в ходе заседания совета директоров компании в г. Москве в режиме телемоста с Братском и Хабаровском, где располагаются диспетчерские пункты управления участков трубопровода, а также портом Козьмино – конечной точкой ВСТО. Министр энергетики РФ А.В. Новак и Президент компании Н.П. Токарев дали команду осуществить пуск построенных нефтеперекачивающих станций для перевода ТС «Восточная Сибирь – Тихий океан» в работу на максимальной мощности. Об успешном запуске новых производственных объектов доложили руководители ООО «Транснефть – Восток» и ООО «Транснефть – Дальний Восток», сообщив о выводе ВСТО-1 на максимальную мощность в 80 млн тонн и ВСТО-2 – на 50 млн тонн нефти в год. Порт Козьмино, являющийся конечным пунктом магистрального нефтепровода, подтвердил готовность к началу приема увеличенных объемов российской нефти ESPO.[31]

Ресурсная база

Трубопровод идет с нефтяных месторождений Томской области и Ханты-Мансийского автономного округа в Западной Сибири по существующему трубопроводу Омск – Иркутск , соединяющему трубопровод ВСТО в Тайшете, а также в нефтяные провинции Восточной Сибири. На начальном этапе 22 миллиона тонн нефти поставляет «Роснефть», 8 миллионов тонн – «Сургутнефтегаз».

Авария[править | править код]

20 января 2010 в 30 км от города Ленска из-за прорыва трубы во время планового ремонта произошла утечка 450 м³ нефти, которые вылились на грунт.[39] Площадь загрязнения составила 20 тысяч квадратных метров.[39] Утечка нефти была обнаружена 20 января при патрулировании трубопровода,[40] после чего на территории Ленского района был введён режим чрезвычайной ситуации.[39]

В ликвидации аварии принимало участие 196 человек и 40 единиц техники, к утру 21 января работы были закончены.[41]

К 25 января было собрано около 150 м³ нефтепродуктов, очищено более двух тысяч квадратных метров загрязненной территории.[40]

Трудности при прокладке трассы

В процессе прокладки ВСТО строители были вынуждены решать сложнейшие технические вопросы. Это связано с отсутствием на местах необходимой инфраструктуры. В работах задействовали вездеходы, авиацию (вертолеты), которые осуществляли контроль над общей обстановкой.

Строительство ВСТО

Строительство серьезно затруднялось сложными природными условиями, такими как сейсмическая активность и низкие температуры. Серьезные препятствия создавал и рельеф местности на всем протяжении маршрута нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан». Водные преграды, непроходимая тайга, болотистые местности затрудняли подвоз необходимого оборудования и обслуживание возводимых коммуникаций.

Но несмотря на все имеющиеся проблемы, проект создал необходимую инфраструктуру: благоустроенные поселки, дороги вдоль трассы, системы линий электропередач, очистные сооружения и т. п. Все коммуникации были обеспечены системами охраны и связи.

[править] Примечания

  1. ↑ [1]
  2. ↑ [2]
  3. ↑ [3]
  4. ↑ Нефтепровод Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО). Справка
  5. ↑ Нефтепровод Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО). Справка
  6. ↑ Нефтепровод Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО). Справка
  7. ↑ Нефтепровод Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО). Справка
  8. ↑ На севере Иркутской области началось строительство технологической автодороги ВСТО
  9. ↑ Нефтепровод Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО). Справка
  10. ↑ Нефтепровод Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО). Справка
  11. ↑ На севере Иркутской области началось строительство технологической автодороги ВСТО
  12. ↑ Нефтепровод Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО). Справка
  13. ↑ «Транснефть» начала заполнение нефтью ВСТО-2
  14. ↑ http://www.utro.ru/news/2010/08/29/918064.shtml
  15. ↑ На севере Иркутской области началось строительство технологической автодороги ВСТО
  16. ↑ ВСТО-2[4]
  17. ↑ Утвержден проект строительства нефтепровода для Юрубчено-Тохомы
  18. ↑ Пункт приема нефти порта Козьмино подключен к нефтепроводу ВСТО
  19. ↑ «Транснефть» начала заполнение нефтью ВСТО-2

Категория: Нефтепроводы в России

Споры

Обвинения в хищении

В ноябре 2010 года один из миноритарных акционеров «Транснефти» Алексей Навальный обвинил руководство компании в хищении 4 млрд долларов США при строительстве трубопровода. Эти обвинения отверг глава «Транснефти» Николай Токарев .

Спор с CNPC

В 2011 году разгорелся спор по поводу платежей за доставку нефти по трубопроводу. Хотя «Транснефть» обвинила CNPC в нарушении их контракта на поставку, CNPC не признает эти претензии. В контракте оговариваются ежемесячные объемы нефти по согласованной формуле цены, которые меньше спотовой цены на нефть.

Протесты

Перед началом строительства, в начале 2006 года, уже готовый к реализации проект «Восточная Сибирь – Тихий океан», который разработала государственная компания «Транснефть», был забракован. Это было связано с тем, по мнению государственной экологической экспертизы, что его маршрут проходил в сложной сейсмологической зоне рядом с северными берегами озера Байкал.

Протесты экологов против ВСТО

Последующие действия «Транснефти» по лоббированию своих планов привели к уступкам со стороны Государственной Думы Российской Федерации, и она сняла ограничения на строительство вблизи байкальских берегов.

Процессы вокруг нефтепровода «Восточная Сибирь» получили и большой общественный резонанс. На всем протяжении предполагаемой трассы от Байкала до Амура прошли акции протеста. Особенно активно природоохранительные активисты были против работ по укладке трубопровода рядом с озером. Они доказывали, что планируемые меры защиты не могут предотвратить серьезных и катастрофических последствий, если произойдет разлив нефти или иная авария нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан».

См. также

  • Мурманский нефтепровод
  • Якутия—Хабаровск—Владивосток

Смотрите также

  • Нефтепровод Казахстан-Китай
  • Субфлювиальный тоннель ВСТО и река Лена

Ссылки[править | править код]

  • История нефтепровода
  • ВСТО: экспертный портал
  • Work starts on Russian pipeline
  • Карта-схема ВСТО
  • Карта-схема трубопровода
  • ВНХК не выдержал манёвров. «Роснефть» отказалась от нефтехимического мегапроекта // «Нефть и газ». Приложение № 93 от 31.05.2019
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...