NewEcologist.ru >> Экологический и нравственный императивы :: Экологизация философии :: Экологизация :: Взаимодействие человека и окружающей среды. Проблемы экологизации :: Материалы студентам (рефераты, курсовые, дипломные)

Бытие природы. Экологический императив: Понятие природы является весьма широким и разноплановым. Поучителен перечень его значений, представленный В.И. Далем в его знаменитом «Толковом словаре живого великорусского языка». Первым он приводит толкование природы как «естества», всего … – –

Содержание

Еще по теме Бытие природы. Экологический императив:

  1. 3.2. Экологическая этика и устойчивое развитие
  2. 3.3. Устойчивое развитие как цивилизационный императив
  3. 3.2. Экологическая этика и устойчивое развитие
  4. 3.3. Устойчивое развитие как цивилизационный императив
  5. Бытие природы. Экологический императив
  6. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Червинский А. С.
  7. УНИФИКАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Хворостов А.Ю.
  8. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ Мишаткина Т.В.
  9. Н. Е. Захарова ДУХОВНО-КУЛЬТУРНЫЕ И НАУЧНО-РАЦИОНАЛЬНЫЕ КРИТЕРИИ социоприродной ЦЕЛОСТНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ: ЕДИНСТВО АКСИОЛОГИИ
  10. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ И КАНТОВСКАЯ ДЕОНТОЛОГИЯ: НА ПУТИ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ Н.Е. Захарова
  11. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ В ВОСПИТАНИИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОСТИ СОЦИОПРИРОДНОЙ СИСТЕМЫ Т.В. Зайковская
  12. Природа дележа: дискуссия
  13. Оценка экологической обстановки.
  14. Глава 15 ОБЫДЕННОЕ И НАУЧНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

Материалы студентам (рефераты, курсовые, дипломные) » Взаимодействие человека и окружающей среды. Проблемы экологизации » Экологизация » Экологизация философии » Экологический и нравственныйимперативы

Для обеспечения процесса согласования своей деятельности и природных ритмов человечество должно следовать, прежде всего, экологическому и нравственному императивам

.

Императив – происходит от латинского слова imperativus – повелительный, означая требование, приказ, закон. У Канта – императив – нравственное общественное предписание в противоположность личному принципу.

Суть экологического императива состоит в международном признании запретной черты для технологических экспериментов, переступать которую человечество не имеет права ни при каких обстоятельствах. Пример – запрет ядерной войны как способа решения международных конфликтов.

Экологический императив означает совокупность запретов на те виды человеческой деятельности, которые чреваты необратимыми изменениями в биосфере, несовместимыми с существованием человека.

Нравственный императив требует изменения мировоззрения людей, его поворота к общечеловеческим ценностям, к умению соблюдать общие интересы и переоценке потребительских идеалов.

К сожалению, сознание людей консервативно и с трудом отказывается от стереотипных представлений об отношении человека к природе.

Экологическая философия изучает методами философии взаимодействие общества и природы, пути утверждения гармонического единения между человеком и миром природы. Как этого достичь в условиях, когда человек ставит цели и добивается успеха, во что бы то ни стало, когда часть ограниченных ресурсов планеты интенсивно переводится в отходы и мусор – ставшие, по большому счету, главным продуктом человечества?

Тесное содружество наук открывает возможность не только объяснять прошлое и настоящее, но и прогнозировать будущее. Все большее количество исследователей приходят к мысли, что нет разных наук со многими целями. Существуют лишь разные аспекты единой науки, цель которой – познать мир и человека в их единстве. Чем бы ни занимались отрасли науки, неизменно они сходились на том, что исследуют одну и ту же биосферу. Ее прошлое, настоящее и будущее. Академик В.И. Вернадский писал, что, в наше время рамки отдельной науки, на которые распадается научное знание, не могут определять область научной мысли исследователя. Проблемы все чаще не укладываются в эти рамки. Исследователям следует специализироваться не по наукам, а по проблемам.

Как показали исследования последних десятилетий, в системе отношений “природа-человек” природа выступала отнюдь не пассивным партнером. Человеку только временами казалось, что не природа ему, а он ей диктует свои законы. Чем дальше развивалась наука, тем очевиднее становилось, что навязывание природе своей воли – тупиковый путь для прогресса. Наоборот, путь прогресса – вдумчивое постижение законов природы, умение к ним приспосабливаться и ими пользоваться, поскольку человек по своей биологической сути всегда останется частью природы, подчиняясь законам биосферы.

“Венец природы”, каковым человеку нравится себя считать, внезапно обнаружил, что существование его как вида зависит от существования природной среды – и не вообще какой-нибудь, а именно той, в которой он возник, сформировался, вместе с которой развивался на протяжении тысяч лет.

Человеку нужен воздух определенного химического состава, вода с примесями, необходимыми организму, пища, к которой он приспособился в чреде предшествующих поколений. В конечном итоге, ему нужна вся биосфера Земли – такая, какой она создана в ходе эволюции, а не измененная промышленными выбросами и отходами. Эта биосфера, состоящая из бесчисленного количества компонентов, оказалась единой. Каждый разрыв этой цепи неизбежно приводит к необратимым изменениям и угрожает существованию человеческой цивилизации.

Экологическая философия – молодая дисциплина, ее философские ориентиры лишь вырабатываются, на многие актуальные вопросы пока еще нет ответа. То есть, человечество, подведшее планету на грань экологического кризиса, не знает путей выхода из него, поэтому, истоки экологической проблемы находятся в ценностно-этических представлениях человека.

Анализируя нынешнюю ситуацию в области взаимодействия природы и человека, важно помнить об инерционности всех систем, особенно тех, которые складывались не десятки и даже сотни, а тысячи лет. Но именно к таким системам относится существующий способ производства, который основывается больше на использовании природы для удовлетворения всевозрастающих потребностей человека, чем на восстановлении природы, заботе о ее сохранении и улучшении.

1.2. Экологический кризис.

С философско-мировоззренческой точки зрения важно понимать, что сегодняшняя борьба за выживание человечества тесно связана с новым мироощущением, с осознанием того, что будущего может и не быть, социальное время может кончиться, XXI век может стать концом человеческой истории. Поэтому борьба за выживание должна быть сопряжена с борьбой за Время, поскольку оно может оказаться принципиальным фактором в эколого-глобальном смысле — человек может и не успеть приспособиться к новым реалиям.

1.3. Нравственный императив – ключ к императиву

 экологическому.

2.Основной критерий типологизации общества

2.1 Понятие общества

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...