Об утверждении Порядка составления и ведения государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых (с изменениями на 7 августа 2020 года), Приказ Минприроды России (Министерства природных ресурсов и экологии РФ) от 07 декабря 2015 года №526

Об утверждении Порядка составления и ведения государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых (с изменениями на 7 августа 2020 года)

Об утверждении Порядка составления и ведения государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых

(с изменениями на 7 августа 2020 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Минприроды России от 7 августа 2020 года N 570 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.10.2020, N 0001202010300039).
____________________________________________________________________

В соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 “О недрах” (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 16, ст.834; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 10, ст.823; 1999, N 7, ст.879; 2000, N 2, ст.141; 2001, N 21, ст.2061; N 33, ст.3429; 2002, N 22, ст.2026; 2003, N 23, ст.2174; 2004, N 27, ст.2711; N 35, ст.3607; 2006, N 17, ст.1778; N 44, ст.4538; 2007, N 27, ст.3213; N 49, ст.6056; 2008, N 18, ст.1941; N 29, ст.3418; N 29, ст.3420; N 30, ст.3616; 2009, N 1, ст.17; N 29, ст.3601; N 52, ст.6450; 2010, N 21, ст.2527; N 31, ст.4155; 2011, N 15, ст.2018; N 30, ст.2025; N 30, ст.4567; N 30, ст.4570; N 30, ст.4572; N 30, ст.4590; N 48, ст.6732; N 49, ст.7042; N 50, ст.7343; N 50, ст.7359; 2012, N 25, ст.3264; N 31, ст.4322; N 53, ст.7648; 2013, N 19, ст.2312; N 30, ст.4060, N 30, ст.4061; N 52, ст.6961, N 52, ст.6973; 2014, N 26, ст.3377, N 30, ст.4261, N 30, ст.4262, N 48, ст.6647; 2015, N 1, ст.12, N 1, ст.52, N 29, ст.4359), Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 года N 1219 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 47, ст.6586, официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 17.11.2015), Положением о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 года N 293 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 26, ст.2669; 2006, N 25, ст.2723; 2008, N 22, ст.2581; N 42, ст.4825; N 46, ст.5337; 2009, N 6, ст.738; N 33, ст.4081; N 38, ст.4489; 2010, N 26, ст.3350; 2011, N 14, ст.1935; 2013, N 10, ст.1027; N 28, ст.3832; N 45, ст.5822; 2014, N 2, ст.123; N 9, ст.922; 2015, N 2, ст.491),

приказываю:

Утвердить прилагаемый Порядок составления и ведения государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых.

Министр
С.Е.Донской

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
12 января 2016 года,
регистрационный N 40552

Основания для планирования работ по геологическому изучению недр и размещению предприятий горнодобывающей промышленности. Условия проведения экспертизы запасов полезных ископаемых. Правовое регулирование и охрана недр. Земельный кадастр в России.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Реферат

Государственный кадастр полезных ископаемых РФ

1. Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственный баланс запасов полезных ископаемых

В целях обеспечения планирования работ по геологическому изучению недр, разработки федеральных и региональных программ геологического изучения недр и размещения предприятий горнодобывающей промышленности, рационального, комплексного использования месторождений полезных ископаемых, а также для решения других народнохозяйственных задач ведется государственный кадастр месторождений полезных ископаемых, и составляются государственные балансы запасов полезных ископаемых.

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых включает сведения по каждому месторождению о количестве и качестве основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, а также о содержащихся в них компонентах, горнотехнических, гидрогеологических, экологических и других условиях разработки месторождения и его геолого-экономическую оценку, а также сведения по каждом) проявлению полезных ископаемых.

Государственную регистрацию работ по изучению недр и учету геологических работ, сбору кадастровых данных осуществляют Российский геологический фонд и территориальные геологические фонды, расположенные на территории республик и других субъектов РФ.

Для получения сведении о промышленных запасах ведутся государственные балансы запасов полезных ископаемых, содержащие сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, степени промышленного освоения, добыче, потерях и обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых. Количество и качество, условия залегания, степень изученности, народнохозяйственное значение и подготовленность для промышленного освоения запасов полезных ископаемых разведанных месторождений, а также запасов полезных ископаемых, дополнительно разведанных в процессе разработки месторождений, подлежат утверждению специальными органами, комиссией Российской Федерации по запасам полезных ископаемых.

Добытые полезные ископаемые, а также запасы полезных ископаемых, утратившие промышленное значение, потерянные в процессе добычи, не подтвердившиеся при последующих геологоразведочных работах при разработке месторождения, подлежат списанию с государственного баланса полезных ископаемых в установленном порядке по согласованию с органами государственного горного надзора.

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственный баланс запасов полезных ископаемых составляются и ведутся Комитетом по геологии и использованию недр РФ на основе геологической информации, предоставляемой предприятиями, осуществляющими геологическое изучение, в федеральный и территориальный фонды геологической информации в соответствии с Законом о недрах.

А также на основе государственной отчетности предприятий, осуществляющих разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, предоставляемой в указанные фонды в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

2. Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых

В целях создания условий для рациональною комплексного использования недр, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование, запасы полезных ископаемых разведанных месторождений подлежат государственной экспертизе. Предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов. Заключение о государственной экспертизе является основанием для постановки разведанных запасов полезных ископаемых на государственный учет.

Государственная экспертиза может проводиться на любой стадии геологического изучения месторождения при условии, если представляемые на экспертизу геологические материалы позволяют дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых.

Государственной экспертизе подлежит также геологическая информация об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых. Предоставление таких участков недр в пользование разрешается только после проведения государственной экспертизы геологической информации.

Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляется органом управления государственным фондом недр или его территориальными подразделениями (ст. 29 Закона).

3. Планирование использования и охраны недр

Для плановою использования недр и их охраны основой является учет запасов и месторождении полезных ископаемых.

Также участков недр, предоставленных в пользование, не связанное с добычей полезных ископаемых.

Проекты планов использования и охраны недр составляются добывающими и перерабатывающими минеральное сырье ведомствами, отраслью в целом и по важнейшим бассейнам и предприятиям – правительствами республик, входящих в состав РФ, и соответствующими органами других субъектов РФ Планы использования и охраны недр подлежат согласованию с органами Госгортехнадзора Российской Федерации. Планирование использования и охраны недр позволяет увязать эти вопросы с потребностями промышленного производства в минеральном сырье, а также другими нуждами народного хозяйства.

4. Правовое регулирование распределения и перераспределения недр и полезных ископаемых

Порядок распределения и перераспределения недр, осуществляемый при предоставлении и изъятии участков недр, зависит от целей, для которых эти участки предоставляются, и соответственно от видов пользования недрами. Например, для геологического изучения недра предоставляются на основании разрешении, выдаваемых специально на то уполномоченными государственными органами в установленном порядке Предоставление недр для пользования в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, происходит в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации и республик, входящих в ее состав, других субъектов РФ.

Недра предоставляются в пользование специальным разрешением в виде лицензии, которая дается на право добычи полезных ископаемых, а также для строительства и эксплуатации подземных сооружении, не связанных с добычей полезных ископаемых. Для образования особо охраняемых геологических объектов недра предоставляются в пользование по лицензиям с выдачей горного отвода – геометризованного блока недр.

Горным отводом называется часть земных недр, предоставленная организации или предприятию для промышленной разработки содержащихся в ней залежей полезных ископаемых.

В соответствии с лицензией на добычу полезных ископаемых, строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, на образование особо охраняемых геологических объектов участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода. При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружении, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредною влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры природоохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр.

Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта, получения на него положительного заключения государственной экспертизы, согласования указанного проекта с органами государственного горного надзора и государственными органами охраны окружающей среды документы, определяющие уточненные границы горного отвода (с характерными разрезами, ведомостью координат угловых точек), включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части.

Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией.

Участку недр, предоставляемому в соответствии с лицензией для геологического изучения без существенного нарушения целостности недр (без проходки тяжелых горных выработок и бурения скважин для добычи полезных ископаемых или строительства подземных сооружений для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых), по решению федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального подразделения придается статус геологического отвода в границах геологического отвода могут одновременно проводить работы несколько пользователей недр.

Их взаимоотношения определяются при предоставлении недр в пользование. Пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей среды.

Пользование недрами на территориях населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи может быть частично или полностью запрещено в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей среде.

Горные отводы для разработки месторождений полезных ископаемых (кроме общераспространенных) предоставляются органами государственного горного надзора (в частности, управлениями округов Госгортехнадзора), для разработки месторождении общераспространенных полезных ископаемых – соответствующими органами местного самоуправления и подлежат регистрации в органах государственного горного надзора.

Разработка месторождений полезных ископаемых за пределами горного отвода запрещается.

Без предоставления горного отвода осуществляются опытно-промышленная разработка месторождении торфа, пресных вод, а также пользование недрами предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами в пределах предоставленных им земельных участков с целью добычи для своих хозяйственных и бытовых нужд общераспространенных полезных ископаемых, торфа и пресных подземных вод.

Для добычи полезных ископаемых (из недр или с поверхности) помимо горного отвода, как правило, необходимы соответствующие участки земной поверхности для строительства на них технических и хозяйственных зданий и сооружении.

Право на горный отвод само по себе не дает права на земельный участок, но является основанием для ходатайства об отводе земельного участка, порядок и условия которого регулируются ЗК РФ. Горный отвод по ходатайству органов горного надзора может быть изъят у предприятий до полной выработки полезных ископаемых, если они не выполняют обязательств, в горноотводном акте.

5. Государственный контроль и надзор за рациональным использованием и охраной недр и ведением работ по геологическому изучению недр

Государственный контроль за рациональным использованием и охраной недр имеет своей задачей обеспечить соблюдение всеми недропользователями установленного порядка пользования недрами, законодательства, утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, правил ведения государственного учета и отчетности. Он осуществляется органами государственного геологического контроля во взаимодействии с органами государственного горного надзора, природоохранными и иными контрольными органами.

Государственный контроль за рациональным использованием и охраной недр осуществляется органами государственного геологического контроля во взаимодействии с органами государственного горного надзора, природоохранительными и иными контрольными органами.

Задачей государственного надзора за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами, является обеспечение соблюдения всеми пользователями недр законодательства, утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, предупреждению и устранению их вредного влияния на население, окружающую природную среду, здания и сооружения, а также по охране недр. Государственный надзор за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами, возлагается на органы государственного горного надзора, которые осуществляют свою деятельность во взаимодействии с органами государственного геологического контроля, природоохранными и иными контрольными органами, профессиональными союзами. Компетенция органов государственного горного надзора, права, обязанности и порядок работы определяются положение, утверждаемым Правительством РФ. Кроме того, осуществляется ведомственный контроль за использованием и охраной недр предприятиями, организациями и учреждениями, пользующимися недрами, которые находятся в ведении соответствующих органов.

Правильность разработки месторождений полезных ископаемых контролируется маркшейдерской, геологической и иными службами.

Наиболее широким и всеобъемлющим надзором за правильностью эксплуатации недр и их охраной, включающим надзор за всеми видами пользования недрами, является государственный горный надзор.

Информация о геологическом строении недр, находящихся в них полезных ископаемых, условиях их разработки, а также иных качествах и особенностях недр, содержащаяся в геологических отчетах, картах и иных материалах, является собственностью заказчика, финансировавшего работы, в результате которых получена данная информация, если иное не предусмотрено лицензией на пользование недрами.

Право собственности на геологическую и иную информацию о недрах охраняется в порядке, установленном законодательством РФ для других объектов собственности.

Исполнитель имеет право использовать полученную в результате проведения работ информацию о недрах для научной и преподавательской Деятельности, если при этом не затрагиваются коммерческие интересы заказчика, по договору. геологический недра горнодобывающий

Геологическая и иная информация, полученная за счет государственных средств, предоставляется по установленной форме в федеральной и соответствующий территориальный фонды геологической информации, осуществляющие ее хранение и систематизацию. Порядок и условия использования указанной информации определяются органом управления государственным фондом недр в соответствии с законодательством РФ. Организации, предприятия и граждане, получившие геологическую и иную информацию о недрах за счет собственных средств, представляют эту информацию или сведения о ней в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации и определяют условия ее использования.

Должностные лица обязаны обеспечить конфиденциальность информации во время ее сбора, хранения, передачи и иного использования (ст. 27 Закона о недрах).

6. Формирование единой системы земельного кадастра в России

России повсеместно. Во всех регионах страны завершена оценка сельскохозяйственных угодий, и её результаты утверждены на уровне субъектов федерации. Примерная стоимость земель сельскохозяйственного назначения в России колеблется от 400 руб. за гектар в районах Крайнего Севера до 43 тыс. руб. в Краснодарском крае. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в России в системе земельного кадастра формируется единая база данных кадастровой стоимости объектов недвижимости и участков различных категорий земель, которая рассчитывается от рыночной стоимости объектов недвижимости и учитывает экономическую ситуацию, как в государстве, так и в регионе, на момент оценки. Проблемы природопользования. Почва относится к легко разрушаемым и практически невосполнимым видам природных ресурсов. Поэтому особое значение приобретает проблема рационального использования пахотных угодий.

При интенсивном использовании земли необходимо не только думать о том, как больше у нее взять, но и одновременно заботиться и об увеличении плодородия почвы. Земельный фонд России составляет 1709,7 млн. га. Около 1100 млн. га земель находится в зоне вечной мерзлоты. За последние 25 лет площади сельхозугодий сократились на 33 млн. га, несмотря на ежегодное вовлечение в сельскохозяйственный оборот новых земель. Основными причинами уменьшения сельхозугодий являются появление эрозии почв, недостаточно регламентируемый отвод земель для несельскохозяйственных нужд, затопление, подтопление и заболачивание, зарастание лесом и кустарником. К факторам, способствующим разрушению почв, относятся также подземные и открытые разработки полезных ископаемых.

По оценкам научных учреждений, почвы сельхозугодий теряют ежегодно около 1,5 млрд. т. плодородного слоя вследствие эрозии. Термин «эрозия» происходит от латинского глагола «erodere» – разъедать.

Эрозия представляет собой разрушение и снос почвенного покрова (иногда и почвообразующих пород) потоками воды или ветром. При этом разрушается самый плодородный верхний слой почвы. Приемы борьбы с эрозией почв весьма разнообразны и зависят от почвенно-климатических и агроэкономических условий. Они должны осуществляться на основе внедрения зональных систем земледелия:

– в районах распространения ветровой эрозии – почвозащитные севообороты с полосным размещением посевов, снегозадержание, закрепление и облесение песков, выращивание полезащитных лесных полос;

– в районах распространения водной эрозии – обработка почв и посевов сельхоз. культур поперек склонов, контурная вспашка, укрепление пахотного слоя и другие способы обработки, уменьшающие сток поверхностных вод;

– в горных районах – устройство противоселевых сооружений, облесение, заложение склонов, регулирование выпаса скота, сохранение горных лесов, осушение заболоченных земель увеличивает ресурсы почв.

Размещено на Allbest.ru

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...