Организация экономического сотрудничества и развития — Гуманитарный портал

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (Organization for Economic Co operation and Development OECD) международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной

Члены ОЭСР[править | править код]

В 1960-е годы состав и географические рамки ОЭСР расширились, и, по состоянию на декабрь 2020 года, в организацию входят 37 государств[3], в том числе большинство государств — членов ЕС. В работе организации также принимает участие на правах отдельного члена Европейская комиссия (орган Евросоюза). На долю государств-членов ОЭСР приходится около 60 % мирового ВВП. Государства, для которых не указана дата вступления в ОЭСР, стали её членами в 1961 году.

ОЭСР осуществляет обширную аналитическую работу, вырабатывает рекомендации для стран-членов и служит платформой для организации многосторонних переговоров по экономическим проблемам. Значительная доля деятельности ОЭСР связана с противодействием отмыванию денег, уклонению от уплаты налогов, коррупции и взяточничеству. При участии ОЭСР были выработаны некоторые механизмы, призванные положить конец практике создания рядом государств так называемых «налоговых оазисов».

История создания ОЭСР

История ОЭСР началась в апреле 1948 года, когда была создана Организация европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС), основная цель которой заключалась в координации деятельности государств по хозяйственному восстановлению Западной Европы после Второй мировой войны в рамках «Программы европейского восстановления» на основе плана Маршалла (1948–1951). В задачи ОЕЭС также входила экономическая интеграция Западной Европы, включая развитие экономического сотрудничества между странами-участницами путём либерализации торговли и создания системы многосторонних расчётов.

В конце 1950-х годов в связи с завершением программы европейской экономической реконструкции и изменением международного контекста возникла необходимость кардинального пересмотра и расширения миссии ОЕЭС для её адаптации к новым условиям. Государства Западной Европы пришли к выводу, что наработанный потенциал ОЕЭС целесообразно в дальнейшем использовать для совместного решения общих проблем стран-участниц на благо их экономического процветания. 14 декабря 1960 года в Париже представители двадцати стран подписали Конвенцию о преобразованию ОЕЭС в ОЭСР, вступившую в силу 30 сентября 1961 года после её ратификации всеми государствами-участниками. В новую организацию, кроме европейских стран, вошли также Соединённые Штаты Америки и Канада.

Планы расширения организации[править | править код]

В 1996 году заявку на приём в члены ОЭСР подали постсоветские страны: Россия, Эстония, Латвия и Литва. ОЭСР ответила на них отказом. Позже (в 2010 году) из этих стран только Эстония была принята в ОЭСР. В июне 2016 к ней добавилась Латвия. 30 мая 2018 года в ОЭСР вступила Литва (окончательное выполнение[значимость факта?] условий полноправного членства страны произошло 5 июля 2018 года)[8], а Колумбии направлено приглашение на вступление[9].

В июле 2005 генеральный секретарь ОЭСР Дональд Джонсон в интервью газете Financial Times призвал принять в организацию КНР, поскольку, по его мнению, вступление в ОЭСР крупных развивающихся стран необходимо, если организация хочет оставаться эффективной структурой, влияющей на формирование глобальной экономики: «Китай — крупнейший производитель стали в мире и оказывает серьёзное влияние на другие международные рынки сырья. Эта страна может стать крупнейшей экономикой в мире». Джонсон призвал исключить политические характеристики государств из рассмотрения при решении вопросов расширения ОЭСР: «Мы являемся экономической организацией, и мы должны иметь дело с экономическими вопросами. В прошлом у нас были диктатуры в ОЭСР — Португалия и Испания, нам приходилось иметь дело с военным режимом в Греции». Китай уже получил приглашение к участию в проводимом ОЭСР исследовании его экономики, что обычно является первым шагом к вступлению в организацию.

16 мая 2007 года по итогам двухдневного заседания ОЭСР в Париже для начала переговоров о членстве в Организации были приглашены: Эстония, Словения, Израиль и Чили, и в 2010 году все они были приняты в ОЭСР. Для переговоров о возможном расширении ОЭСР были приглашены Бразилия, Китай, Индия, Россия, Индонезия и Южно-Африканская Республика[10].

ОЭСР публикует отчёты по 40 странам каждые два года. Эти отчёты включают широкий анализ состояния экономик стран-участниц, содержат объективные научные данные и предложения. Турция по итогам этих исследований признана страной с самой сильной экономикой в ОЭСР в 2010 году, что было озвучено Генеральным Секретарём Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) Анхелем Гурриа 14 сентября 2010 года.

Цели, задачи, направления деятельности ОЭСР

Цели ОЭСР были определены в первой статье Конвенции и состояли в проведении согласованной политики, направленной на:

  • достижение высокого и устойчивого экономического роста и повышение жизненного уровня стран-членов при соблюдении финансовой стабильности;
  • продвижение разумных экономических взглядов и методов в странах-членах, а также в не входящих в ОЭСР странах, идущих по пути экономического развития;
  • развитие международной торговли на многосторонней основе в соответствии с международными обязательствами.

Основная миссия ОЭСР — способствовать развитию мировой экономики, оказывать содействие экономическому росту стран-членов и повышению их вклада в глобальный экономический рост и развитие, а также развитию других стран, не входящих Организацию. В дальнейшем происходила постепенная эволюция миссии ОЭСР, расширение её сфер деятельности, целей и задач.

Основные цели деятельности ОЭСР:

  • обеспечение наиболее высокого и устойчивого экономического роста, занятости и уровня жизни в странах-членах;
  • обеспечение финансовой стабильности в странах-членах, необходимой для устойчивого развития мировой экономики;
  • содействие существенному экономическому вкладу как стран-членов так и стран-партнёров в процесс глобального развития;
  • содействие развитию мировой торговли на многосторонней, не-дискриминационной основе в соответствии с международными обязательствами.

Для реализации поставленных целей страны-члены ОЭСР обязались:

  • предоставлять друг другу и Организации информацию, необходимую для достижения её целей;
  • обеспечить правильное использование имеющихся у них ресурсов;
  • проводить постоянные консультации, исследования и участвовать в совместных проектах;
  • поощрять научные исследования и образование;
  • стремиться к финансовой стабильности;
  • предпринимать меры по снижению барьеров на пути движения капиталов и торговли товарами и услугами;
  • оказывать помощь развивающимся странам путём предоставления капиталов и технического содействия;
  • тесно взаимодействовать и при необходимости принимать согласованные меры.

К настоящему времени ОЭСР фактически превратилась в один из основных органов координации социально-экономической политики развитых стран мира. В рамках ОЭСР осуществляется регулирование практически всех наиболее важных вопросов глобального развития, анализируются и прогнозируются тенденции развития отдельных стран, ведётся разработка теоретических и практических подходов к решению мировых экономических проблем, которые впоследствии кодифицируются в международных соглашениях и договорах. Такой характер деятельности придаёт ОЭСР глобальный характер. В то же время, хотя задача обеспечения устойчивого экономического роста в мире остаётся главной задачей ОЭСР в различных областях, сфера деятельности Организации не ограничивается только экономическими вопросами, приобретая все более мульти- и междисциплинарный характер.

Основные направления деятельности ОЭСР:

  • Макроэкономика
  • Бюджетная и налоговая политика
  • Продовольственная политика, сельское хозяйство и рыболовство
  • Финансы и вопросы предпринимательства
  • Торговля
  • Образование
  • Труд, занятость и социальные вопросы, включая здравоохранение
  • Охрана окружающей среды
  • Государственное управление и территориальное развитие
  • Наука, технологии (включая ИКТ, биотехнологии) и промышленность
  • Информация, коммуникация и компьютеризация
  • Содействие развитию.

Последнее направление приобретает всё большую значимость в деятельности Организации. В условиях глобализации одновременное содействие внутреннему экономическому росту стран-членов ОЭСР и повышению их вклада в глобальный экономический рост и развитие, снижение бедности в странах-партнёрах становится наиболее важным приоритетом деятельности ОЭСР. Основным принципом функционирования ОЭСР является необходимость обеспечения всем странам возможностей пользоваться преимуществами, открываемыми глобализацией и научно-техническим прогрессом, для чего необходима максимальная открытость мировых рынков.

Чёрные списки[править | править код]

Подобно ФАТФ, ОЭСР также ведёт свои списки стран, которые осуществляют недобросовестную налоговую конкуренцию.

2 апреля 2009 года на встречу Большой двадцатки (G20) ОЭСР подготовила Текущий доклад об юрисдикциях, наблюдаемых глобальным форумом ОЭСР по введению налоговых стандартов, принятых на международном уровне. Согласованы на международном уровне налоговые стандарты, разработанные ОЭСР в сотрудничестве со странами, не являющимися членами этой организации, которые были утверждены на Встрече министров финансов «Большой двадцатки» (G20) в Берлине в 2004 году. Данные стандарты предусматривают обмен информацией по запросу по любым налоговым вопросам для администрирования и принуждения к соблюдению национального налогового законодательства вне зависимости от положений национального налогового законодательства о защите частной информации или банковской тайны для налоговых целей. Они также предусматривают расширенные механизмы для защиты конфиденциальности информации, которая вовлечена в процесс обмена. В этом Докладе ОЭСР разделила все государства на три категории.

Юрисдикции, которые в достаточной степени внедрили налоговые стандарты, принятые на международном уровне: Австралия, Американские Виргинские острова, Ангилья, Андорра, Антигуа и Барбуда, Аргентина, Аруба, Багамские Острова, Барбадос, Бахрейн, Белиз, Бельгия, Бермудские Острова, Бразилия, Британские Виргинские Острова, Бруней, Вануату, Великобритания, Венгрия, Гватемала, Германия, Гернси, Гибралтар, Гонконг, Гренада, Греция, Дания, Джерси, Доминика (Содружество Доминика), Израиль, Индонезия, Исландия, Испания, Италия, Каймановы Острова, Канада, Катар, Кипр, Китай (не включая Гонконг и Макао), Корея, Коста Рика, Кюрасао, Либерия, Лихтенштейн, Люксембург, Маврикий, Макао, Малайзия, Мальта, Маршалловы острова, Мексика, Монако, Монтсеррат, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, ОАЭ, Остров Мэн, Остров Сен-Мартен, Острова Кука, Панама, Польша, Португалия, Российская Федерация, Самоа, Сан-Марино, Сейшельские Острова, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сингапур, Словакия, Словения, США, Теркс и Кайкос, Турция, Уругвай, Филиппины, Финляндия, Франция, Чехия, Чили, Швейцария, Швеция, Эстония, ЮАР, Япония[16].

Юрисдикции, которые приняли на себя обязательства по принятию налоговых стандартов, утверждённых на международном уровне, но пока ещё не в достаточной мере их внедрившие: Науру, Ниуэ.

Юрисдикции, которые не приняли на себя обязательства по принятию налоговых стандартов, утверждённых на международном уровне: на 5 декабря 2012 года список был пуст.

В 2017 году чёрный список включал Маршалловы Острова и Тринидад и Тобаго. На октябрь 2018 года в черный список входили Коста-Рика, Лабуан, Уругвай, Филиппины.

Страны-члены и стратегия расширения ОЭСР

На сегодняшний день членами ОЭСР являются 34 страны с развитыми демократическими институтами и рыночной экономикой. Активные партнёрские отношения ОЭСР поддерживает более чем с 70 странами, не являющимися членами Организации, из которых 24 страны регулярно участвуют в деятельности различных Комитетов ОЭСР в качестве наблюдателей. В целом, на долю стран-членов ОЭСР приходится 17,7% населения планеты и более 60% мирового ВВП.

В начале XXI века ОЭСР столкнулась с необходимостью проведения внутренней реформы в целях адаптации к новым реалиям и условиям набирающей темпы глобализации. В связи с этим в ОЭСР развернулась широкая дискуссия о том, какой в будущем может стать её миссия и роль в условиях новых вызовов, а также возник вопрос о расширении Организации. В результате дискуссий в 2004 году была разработана стратегия расширения ОЭСР (Outreach Strategy). В рамках этой стратегии специальной группой экспертов ОЭСР под руководством японского посла Сейчиро Нобору (Seiichiro Noboru) были сформулированы основные критерии, согласно которым производится отбор потенциальных членов на вступление в ОЭСР (так называемые «Критерии Нобору»):

  1. Общность подходов (Like-Mindedness).
  2. Значимость на международной арене (Significant Player).
  3. Взаимовыгодность (Mutual Benefit).
  4. Глобальность (Global Considerations).

В соответствии с решением, принятым Советом ОЭСР 16 мая 2007 года, определены две основных «волны расширения» Организации:

  1. В «первую волну» вошли пять стран — Россия, Чили, Эстония, Израиль и Словения — которые получили приглашение к началу переговорного процесса о вступлении (на сегодняшний день только Россия не присоединилась к Организации).
  2. Во «вторую волну» вошли пять стран — Бразилия, Китай, Индия, Индонезия и Южная Африка — с которыми ОЭСР расширяет сотрудничество с учётом их возможного будущего членства в Организации.

В последнее время в ОЭСР наметился переход от понятия «расширение» (Outreach) к понятиям «глобальное взаимодействие» (Global Relations), «глобальное партнёрство» (Global Partnership), «расширенное участие» (Enhanced Engagement). Понятие глобального взаимодействия позволяет учесть два основных измерения расширения — расширение на основе сотрудничества со странами-партнёрами (Reaching-In) и расширение через сотрудничество с другими международными организациями и негосударственными акторами (Reaching-Out). Это также придаёт глобальный характер деятельности ОЭСР и формирует основы для международного сотрудничества, основанного на принципах многоуровневого взаимодействия и открытой координации.

Как работает ОЭСР?

лого ОЭСРЛого ОЭСР

Основу принципа работы ОЭСР составляет непрерывное наблюдение экономической ситуации, как стран-членов, так и других «заграничных государств». После глубокого анализа текущего положения стран, комитеты проводят длительные обсуждения, в результате которых выдвигают ряд рекомендаций по решению вероятных экономических проблем. Предложения одобряет непосредственно Совет.

В случае достижения консенсуса, правительство обсуждаемой страны может начать внедрять выдвинутые рекомендации. Соответственно, дальнейшее результаты проведённой работы неоднократно отслеживаются уполномоченными наблюдателями ОЭСР.

См. также[править | править код]

  • Конвенция ОЭСР о борьбе с дачей взяток

См. также

  • Конвенция ОЭСР о борьбе с дачей взяток

Бюджет

По данным на 2016 год, бюджет ОЭСР составляет 370 миллионов евро и финансируется непосредственно из бюджетов стран-участниц. Сумма взносов рассчитывается по специальной формуле, в которой учитывается размер экономики государства-члена. Сегодня крупнейшее финансирование осуществляет США – около 21 процента от всего бюджета ОЭСР. Бюджет планируется на два года.

Интересный факт: по официальным данным, заработная плата Генерального Секретаря ОСЭР составляет 214’712 евро в год, а его заместителя 189’320 евро в год. Цифры указаны до вычета налогов и других отчислений.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...