Парламентские выборы в Германии (2017) — Википедия

В Германии прошли 19-е выборы в бундестаг. Ожидается, что по их результатам количество депутатов в новом парламенте будет рекордным. Еще один рекорд – стоимость выборов, они обошлись ФРГ в 92 миллиона евро

Шок для избирателя

Самым, наверное, большим “шоком” для немецкого избирателя и ряда партнеров Берлина на Западе станет прохождение в бундестаг “Альтернативы для Германии” (АдГ), которая набрала много очков, играя на антимиграционных настроениях немцев. АдГ, имеющая шанс получить около 11 процентов голосов и спорящая с рядом объединений за третье место по итогам выборов, станет первой националистической партией, которая войдет в парламент Германии после Второй мировой войны. Западные партнеры Берлина, особенно в США, Израиле и арабских странах, откровенно в шоке от риторики и ряда лозунгов АдГ. Например, от плакатов “Германия для немцев”, “Бурки? Нам нравятся бикини!”, появлявшихся на предвыборных митингах партийцев. Или от заявлений лидеров партии о том, что “Германии пора прекратить высекать себя за нацистское прошлое”. Наконец, отдельные политики внутри ФРГ недоумевают от того, что АдГ не поддерживает антироссийские санкции и даже словом не “осудила аннексию Крыма”.

В случае если этой партии удастся привлечь на участки большинство своих сторонников, в ее успехе в борьбе за третье место на выборах сомневаться не приходится. На ее стороне симпатии избирателей Восточной Германии, где безработица и возмущение политической элитой намного выше, чем в западной части страны. Опасения ряда экспертов в том, что АдГ может еще более радикализироваться, беспочвенны: в Германии любые проявления экстремизма и национализма находятся под жестким контролем. И вряд ли АдГ позволят нарушить послевоенные устои немецкого общества. С ней конкурирует Левая партия, известная своим самым толерантным в Германии отношением к беженцам. Она может получить примерно такое же количество голосов. Следом в соцопросах идут либералы из Свободно-демократической партии (СвДП) и “Зелёные”, которые могут рассчитывать на получение по 8 процентов голосов избирателей.

Ход предвыборной кампании в Германии показал, что соперникам канцлера Меркель в целом так и не удалось сделать иммиграционный вопрос главной “проблемой” выборов. Меркель выдержала напор критиков и при этом не поступилась своими принципами. Новогодние нападения 2015 года в Кельне привели к резкому падению в ее рейтинге популярности, но эти инциденты также послужили катализатором реформ и подтолкнули немецкие власти к пересмотру миграционной политики. Парламент Германии принял пакет законопроектов, облегчающих жертвам сексуальных преступлений подачу жалоб в органы правопорядка, принуждающих к немедленной депортации иностранцев, преступивших закон, и ужесточающих стандарты в части предоставления убежища. В итоге Ангела Меркель получила свое. С тем своим упорством и той самой приверженностью к “порядку”, к которому с детства приучен и чему верен каждый немец. Порядок, как известно, великая вещь: он бьет класс.

Контекст выборов[править | править код]

После предыдущих федеральных выборов 2013 года была сформирована «большая» коалиция из блока ХДС/ХСС и СДПГ. Ангела Меркель заняла пост канцлера, а Зигмар Габриэль стал заместителем канцлера. СвДП — бывший партнер ХДС/ХСС по коалиции — не сумела преодолеть 5-процентный барьер и пройти в парламент[2].

Предвыборная ситуация

В опросах ХДС/ХСС начал показывать плохой результат. СДПГ держалась, однако под выборы ее поддержка начала падать. АдГ же получала на опросах очень хороший результат, после массовых протестов и усиления националистических взглядов в обществе.

Дата

Законодательство Германии требует, чтобы новый Бундестаг избирался в воскресенье или в национальный праздник в период между 46–48 месяцами после первого заседания последнего последнего заседания Бундестага ( статья 39, часть 1 Основного закона ). В январе 2017 года тогдашний президент Иоахим Гаук назначил выборы на 24 сентября 2017 года.

После выборов 19-й Бундестаг должен был провести свое первое заседание в течение 30 дней. До этого первого заседания члены Бундестага 18-го созыва оставались в должности ( статьи 39, части 1 и 2 Основного закона ).

Участвующие партии[править | править код]

  • CDU — ХДС
  • SPD — СДП
  • DIE LINKE — Левая
  • GRÜNE — Союз 90/Зелёные
  • CSU — ХСС
  • FDP — СвДП
  • AfD — Альтернатива для Германии
  • FREIE WÄHLER — Свободные избиратели
  • BGE — Основной доход
  • Die PARTEI — ПАРТИЯ (пародийная партия)
  • MLPD — Марксисты-Ленинисты
  • NPD — НДП
  • ÖDP — ЭДП
  • V-Partei — Партия вегетарианцев и веганов
  • PIRATEN — Пираты
  • DM — Немецкий центр
  • Tierschutzpartei — Партия защиты животных
  • DKP — ГКП
  • DiB — Демократия в движении
  • BüSo — Солидарность
  • Gesundheitsforschung — За медицину
  • MENSCHLICHE WELT — Гуманный мир
  • SGP — Партия социального равенства (троцкисты)
  • Tierschutzallianz — Альянс защиты животных
  • ADD — Немецкая демократия
  • BP — Баварская партия
  • B* — анархисты
  • Die Grauen — Партия пенсионеров (серые)
  • Die Humanisten — Гуманисты
  • DIE RECHTE — Правые
  • du. — Хипхоповцы
  • MG — Магдебуржцы
  • PDV — Партия Разума
  • Volksabstimmung — Демократия-народоизъявление

Партии, выдвинувшие своих кандидатов по округам:

  • Bündnis C — Движение Христиан Германии
  • DIE EINHEIT — Единство
  • DIE VIOLETTEN — Фиолетовые
  • FAMILIE — Партия Семьи
  • DIE FRAUEN — Феминистки
  • MIETERPARTEI — Партия арендаторов
  • Neue Liberale — Новые либералы
  • UNABHÄNGIGE — Движение независимых
  • Таблица партий, который были или не были допущены на парламентские выборы 2017 года

Избирательная система

В Германии используется смешанная система пропорционального представительства , система пропорционального представительства в сочетании с элементами голосования по принципу « первый прошедший» . Бундестаг состоит из 598 номинальных членов, избираемых сроком на четыре года; эти места распределяются между шестнадцатью землями Германии пропорционально численности населения, имеющего право голоса.

Каждый избиратель имеет два голоса: голосование по избирательному округу и голосование по списку. 299 членов избираются в одномандатных округах по принципу “первый прошедший” на основании только первых голосов. Вторые голоса используются для получения общего пропорционального результата в штатах, а затем в Бундестаге. Места распределяются по методу Сент-Лагу . Если партия получает меньше мест в округе в штате, чем дает ей второй голос, она получает дополнительные места из соответствующего списка штата. Стороны могут подавать списки в каждом отдельном штате при определенных условиях; например, фиксированное количество подтверждающих подписей. Партии могут получить вторые голоса только в тех штатах, в которых они успешно подали государственный список.

Если партия, выигравшая в одномандатном округе в одном штате, получает больше мест, чем она могла бы получить в соответствии со своей второй долей голосов в этом штате (так называемые выступающие места ), другие партии получают компенсационные места. Благодаря этому положению Бундестаг обычно насчитывает более 598 членов. Например, 18-й Бундестаг стартовал с 631 места: 598 обычных и 33 навесных и компенсационных. Выступающие места рассчитываются на уровне штата, поэтому добавляется гораздо больше мест, чтобы сбалансировать это между различными штатами, добавляя больше мест, чем было бы необходимо для компенсации нависания на национальном уровне, чтобы избежать отрицательного веса голосов .

Чтобы претендовать на места на основе доли голосов в партийном списке, партия должна либо выиграть три одномандатных округа, либо превысить порог в 5% вторых голосов по всей стране. Если партия выигрывает только один или два одномандатных округа и не набирает как минимум 5% вторых голосов, она сохраняет одномандатные места, но другие партии, которые выполняют хотя бы одно из двух пороговых условий, получают компенсационные сиденья. (В самом последнем примере этого, во время выборов 2002 года , ПДС выиграла только 4,0% голосов партийных списков по всей стране, но выиграла два округа в штате Берлин .) То же самое применяется, если независимый кандидат побеждает в единственном голосовании. членский округ (чего не было с 1949 г. ). На выборах 2013 г. СвДП набрала только 4,8% голосов по партийным спискам; это стоило ей всех мест в Бундестаге.

Если избиратель отдал первый голос за успешного независимого кандидата или за успешного кандидата, партия которого не смогла претендовать на пропорциональное представительство, его второй голос не учитывается при определении пропорционального представительства. Тем не менее, это имеет значение для определения того, превысила ли избранная партия 5-процентный порог.

Партии, представляющие признанные национальные меньшинства (в настоящее время датчане , фризы , сорбы и ромы ), освобождены от 5-процентного порога, но обычно участвуют только в выборах штата.

Работа над ошибками

Впрочем, канцлеру с ее политической хваткой и упорством вовсе не стоит обольщаться тем, что она разрешила “миграционный кризис” и по-прежнему будет “уверенно держать бразды” управления страной. Перед Ангелой Меркель стоит огромная масса проблем как внутри ФРГ, так и за ее пределами. Все более растущее разочарование политикой властей в той части Германии, что раньше называлась ГДР. Все более углубляющиеся противоречия между “вэсси” (западными) и “осси” (восточными) немцами. Немецкие бизнесмены предупреждают Меркель о том, что следующее правительство ФРГ должно осуществить политику, благоприятную для роста ВВП. Германия традиционно считается двигателем роста в Европе, однако ее экономика в последнее время сталкивается с зависимостью от экспорта и отсутствием внутренних инвестиций.

Сплошные “мины замедленного действия” поджидают ее на внешнеполитическом фронте. Занимаясь проблемами внутри страны, Меркель, многолетний лидер Евросоюза, подрастеряла свое влияние в европейском объединении. То, как жестко и даже немного цинично Меркель вела себя в отношении Афин в вопросе разрешения греческого экономического кризиса, явно не прибавило ей симпатий у властей и жителей бедных стран юга и востока Европы. Настоящей головной болью является будущее отношений Турции и ФРГ, с учетом того, что Анкара и Берлин скатились до откровенных оскорблений в адрес друг друга. А по другую сторону Атлантики “с хитрым прищуром” за исходом выборов наблюдает Дональд Трамп, который уже давал понять, что склонен больше слушать Макрона, чем работать с Меркель. Без сомнения, четвертый и, скорее всего, последний срок Меркель в качестве канцлера станет ее главным вызовом.

Только в “РГ”

Опросы[править | править код]

По данным опроса социологического института INSA, опубликованного 5 сентября 2017 года, лидирует ХДС/ХСС (36,5 %), далее идёт СДПГ (23,5 %). Альтернатива для Германии набирает 10,5 %, Левая партия — 10 %, СвДП — 8,5 %, Союз 90/Зелёные — 6,5 %[3].

По данным опроса социологической службы Emnid, проведённого по заказу газеты Bild am Sonntag и опубликованного в ночь на 10 сентября 2017 года, лидирует ХДС/ХСС (37 %), далее идёт СДПГ (24 %). Альтернатива для Германии набирает 9 %, Левая партия — 9 %, СвДП — 8 %, Союз 90/Зелёные — 8 %[4][5].

По данным опроса социологического института Infratest dimap, проведённого по заказу ARD-Deutschlandtrend и опубликованного 14 сентября 2017 года, лидирует ХДС/ХСС (37 %), далее идёт СДПГ (20 %). Альтернатива для Германии набирает 12 %, СвДП — 9,5 %, Левая партия — 9 %, Союз 90/Зелёные — 7,5 %[6].

По данным опросов, опубликованных 19 сентября 2017 года, в рейтинге Forsa лидирует ХДС/ХСС (36 %), далее идёт СДПГ (23 %). Левая партия набирает 10 %, Альтернатива для Германии — 9 %, СвДП — 9 %, Союз 90/Зелёные — 8 %. В опросе Allensbach лидирует ХДС/ХСС (36,5 %), далее идёт СДПГ (22 %). СвДП набирает 11 %, Альтернатива для Германии — 10 %, Левая партия — 9 %, Союз 90/Зелёные — 8 %[7].

По данным опроса социологического института Civey, опубликованного 22 сентября 2017 года, лидирует ХДС/ХСС (36,2 %), далее идёт СДПГ (22 %). Альтернатива для Германии набирает 10,3 %, Левая партия — 9,8 %, либералы из Свободной демпартии — 9,6 %, Союз 90/Зелёные — 7,7 %. Остальные партии набирают 4,4 %[8].

Опросы за предыдущие несколько лет[править | править код]

Рейтинги 6 партий ХДС-ХСС, СДПГ, СВДП, Левых,Зеленых, АФД

Опрос общественного мнения

Опросы проводятся с сентября 2013 года (последние федеральные выборы) по текущую дату. Каждая цветная линия обозначает политическую партию.

Конституция 19-го Бундестага

Отец дома 19-го Бундестага Герман Отто Зольмс

24 октября 2017 года состоялось открытие 19-го Бундестага, на котором члены Бундестага избрали Президиум Бундестага , то есть президента и вице-президентов Бундестага. По традиции самая большая парламентская группа (в данном случае группа ХДС / ХСС) имеет право предлагать кандидата в президенты Бундестага, и, следуя правилам порядка, каждая группа имеет право быть представлена ​​по крайней мере одним вице-президентом в президиум. Однако Бундестаг может принять решение об избрании дополнительных вице-президентов. Каждый член президиума должен был быть избран абсолютным большинством голосов депутатов Бундестага (в данном случае 355 голосов). До избрания президента Бундестага на первом заседании председательствовал отец палаты , член парламента с самым длинным членским составом.

  • Поскольку он был депутатом Бундестага 45 лет (с 1972 года ), Вольфганг Шойбле стал отцом дома. Однако, поскольку Шойбле был также кандидатом в президенты Бундестага и, следовательно, должен был бы объявить о своем собственном избрании, он отказался от этой должности. Hermann Otto Зольмс , который был членом Бундестага в течение 33 лет ( 1980 – 2013 и с 2017 года), стоял за него.
  • Группа ХДС / ХСС предложила Вольфганга Шойбле стать президентом Бундестага. Шойбле был избран в первом туре голосования (501 голос “за”, 173 голоса “против”, 30 воздержавшихся, 1 голос недействителен).
  • Группа ХДС / ХСС предложила Ганса-Петера Фридриха стать вице-президентом Бундестага. Фридрих был избран в первом туре голосования (507 голосов “за”, 112 голосов “против”, 82 воздержавшихся, 2 недействительных голоса).
  • Группа СДПГ предложила Томасу Опперману стать вице-президентом Бундестага. Опперманн был избран в первом туре голосования (396 голосов “за”, 220 голосов “против”, 81 воздержавшийся, 6 недействительных голосов).
  • Группа АдГ предложила Альбрехту Глейзеру стать вице-президентом Бундестага. 2 октября 2017 года группы СДПГ, СвДП, Левые и Альянс 90 / Зеленые раскритиковали назначение из-за противоречивых замечаний об исламе и основном праве на свободу вероисповедания, сделанных Глейзером во время избирательной кампании АдГ, и попросили группу АдГ номинировать кого-то на пост. Группа АдГ отказалась удовлетворить запрос и назначить кого-то еще. Глейзеру не удалось получить большинство в трех бюллетенях, хотя даже большинства было бы достаточно в третьем (первое голосование: 115 голосов «за», 550 голосов «против», 26 воздержавшихся, 12 недействительных голосов, второе голосование: 123 голоса «за», 549 голосов «против». , 24 воздержавшихся, 1 голос недействителен, третье голосование: 114 «за», 545 «против», 26 воздержавшихся).
  • Группа СвДП предложила Вольфганга Кубицки стать вице-президентом Бундестага. Кубицкий был избран в первом туре голосования (489 голосов “за”, 100 голосов “против”, 111 воздержавшихся, 3 недействительных голоса).
  • Левая группа предложила Петру Пау , занимающую этот пост с 2006 года, стать вице-президентом Бундестага. По был избран в первом туре голосования (456 голосов “за”, 187 голосов “против”, 54 воздержавшихся, 6 недействительных голосов).
  • Группа «Альянс 90 / Зеленые» предложила Клаудию Рот , которая уже занимала этот пост на предыдущей законодательной сессии, стать вице-президентом Бундестага. Рот был избран в первом туре голосования (489 голосов “за”, 166 голосов “против”, 45 воздержавшихся, 3 недействительных голоса).

Место АдГ в президиуме остается вакантным с первого заседания. 7 ноября 2018 года группа AfD назначила на этот пост Мариану Хардер-Кюнель . Хардер-Кюнель не получил большинства при первом голосовании 29 ноября 2018 г. (223 голоса “за”, 387 “против”, 44 воздержавшихся), при втором голосовании 12 декабря 2018 г. (241 голос “за”, 377 голосов “против”, 41 воздержался), или в третьем туре голосования 4 апреля 2019 г. (199 голосов «за», 423 голоса «против», 43 воздержавшихся) 9 апреля 2019 г. АдГ назначила на этот пост Герольда Оттена ; однако ему не удалось получить большинство при первом голосовании 11 апреля 2019 г. (210 голосов «за», 393 голоса «против», 31 воздержавшийся), при втором голосовании 16 мая 2019 г. (205 голосов «за», 399 голосов «против», 26 воздержавшихся). , или в третьем туре голосования 6 июня 2019 г. (211 голосов «за», 426 голосов «против», 30 воздержавшихся).

Ссылки[править | править код]

  • Желтов М. В. «Сумерки Меркель» или с чем пришла в бундестаг «Альтернатива для Германии» (неопр.). ИнтерИзбирком. Аналитический портал о выборах в мире (23 ноября 2017). Дата обращения: 24 ноября 2017.
⛭
Парламентские
выборы
Президентские
выборы
Референдумы

Формирование правительства

Ямайская коалиция

Лидер СДПГ и кандидат в канцлер Мартин Шульц и другие лидеры партии заявили, что СДПГ не будет продолжать нынешнее правительство большой коалиции после неудовлетворительных результатов выборов. После объявления СДПГ о возвращении в оппозицию СМИ предположили, что канцлеру Ангеле Меркель, возможно, потребуется сформировать ямайскую коалицию (черно-желто-зеленую) со свободными демократами и зелеными, поскольку это была единственная жизнеспособная коалиция без АдГ. или левые, которые были исключены Меркель как партнеры по коалиции перед выборами. 9 октября 2017 года Меркель официально объявила, что пригласит Свободных демократов и зеленых для переговоров о создании коалиционного правительства, начиная с 18 октября 2017 года.

В последние дни предварительных переговоров четыре стороны так и не пришли к соглашению по вопросам миграции и климата. Предварительные переговоры между сторонами провалились 20 ноября после ухода СвДП, заявив, что переговоры не привели к выработке общего видения или доверия.

Большая коалиция

После провала переговоров по коалиции президент Германии призвал СДПГ изменить свою жесткую позицию и рассмотреть возможность создания большой коалиции с ХДС / ХСС. 24 ноября Шульц заявил, что хочет, чтобы члены партии были опрошены о том, создавать ли еще одну большую коалицию с ХДС / ХСС после встречи с президентом Франком-Вальтером Штайнмайером накануне. По словам заместителя лидера ХДС Юлии Клёкнер , переговоры вряд ли начнутся до начала 2018 года. 6 декабря СДПГ провела партийный съезд, на котором большинство из 600 партийных делегатов проголосовали за начало предварительных переговоров по коалиции с ХДС / ХСС. Это решение было встречено неохотно молодежным крылом партии, которое организовало акции протеста перед конференц-залом. Поддержка Мартином Шульцем переговоров о коалиции была истолкована СМИ как поворот на 180 градусов, поскольку он ранее исключал возможность создания большой коалиции.

12 января ХДС / ХСС и СДПГ объявили, что они достигли прорыва на предварительных переговорах, и согласовали набросок документа для начала официальных переговоров по большой коалиции. 21 января СДПГ провела внеочередную партийную конференцию 642 делегата в Бонне. Конференция проголосовала за согласие с завершением предварительных переговоров и начало официальных переговоров по коалиции с ХДС / ХСС. Официальные переговоры о коалиции наконец начались 26 января.

7 февраля ХДС / ХСС и СДПГ объявили, что между сторонами достигнуто окончательное коалиционное соглашение о формировании следующего правительства. Согласно условиям соглашения, СДПГ получила шесть министерств в новом правительстве, включая портфели финансов, иностранных дел и труда, в то время как ХДС получил пять, а ХСС – три министерства. Соглашение предусматривало увеличение государственных расходов, увеличение финансирования ЕС Германией и несколько более строгую позицию в отношении иммиграции. Председатель СДПГ и эксперт по Европе Мартин Шульц должен был уйти с поста лидера партии и присоединиться к кабинету министров в качестве министра иностранных дел, несмотря на то, что ранее заявлял, что не будет работать при правительстве, возглавляемом Меркель. Однако всего через несколько дней после публикации этих отчетов Шульц отказался от своего плана стать министром иностранных дел, реагируя на массовую критику со стороны партийной базы. Полный текст коалиционного соглашения был опубликован 7 февраля. Сделка по коалиции подлежала одобрению примерно 460 000 членов СДПГ путем голосования по почте. Итоги голосования были объявлены 4 марта. Таким образом, за сделку проголосовали 66% респондентов, против – 34%. Примерно 78% членов СДПГ ответили на голосование по почте. Результат позволил новому правительству вступить в должность сразу после утверждения Бундестагом четвертого срока Меркель 14 марта 2018 года. Это было, безусловно, самое длительное формирование правительства в истории Федеративной Республики Германии, поскольку это был первый раз, когда предложенная коалиция переговоры о формировании провалились и должны быть заменены другой коалицией.

дальнейшее чтение

  • Диллинг, М. 2018. «Два одинаковых? Подъем АдГ и его последствия для ХДС / ХСС ». Немецкая политика и общество 36 (1): 84–104
  • Досталь, Йорг Михаэль. «Федеральные выборы в Германии в 2017 году: как проблема беженцев и миграции ослабила блеск канцлера Меркель и изменила партийную систему». Политический квартал 88,4 (2017): 589-602. онлайн
  • Фаас, Торстен и Тристан Клингельхёфер. «Чем больше меняются вещи, тем больше они остаются прежними? Федеральные выборы в Германии 2017 года и их последствия». Западноевропейская политика 42,4 (2019): 914-926.
  • Францманн, Саймон Т., Хайко Гиблер и Томас Погунтке. «Это уже не экономика, тупица! Выдача выпусков на федеральных выборах в Германии в 2017 году». Западноевропейская политика 43.3 (2020): 610-638. онлайн
  • Хансен, Майкл А. и Джонатан Олсен. «Плоть той же плоти: исследование избирателей за альтернативу Германии (АдГ) на федеральных выборах 2017 года». Немецкая политика 28.1 (2019): 1-19. онлайн
  • Олсен, Дж. 2018. «Левая партия и АдГ. Конкуренты-популисты в Восточной Германии ». Немецкая политика и общество 36 (1): 70–83.
  • Паттон, Д. 2017. «Понедельник, понедельник: восточные протестные движения и партийная политика Германии с 1989 года». Немецкая политика 26 (4): 480–497.
  • Шмидт, I. 2017. «ПЕГИДА: гибридная форма популистского правого движения». Немецкая политика и общество 35 (4): 105–117.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...