Подушная подать – это что? Подушная подать в России :: BusinessMan.ru

Где впервые начали использовать подушную подать? Кто занимался сбором этого налога? Какой был размер у подушной подати? В каком году отменили этот вид налога?

В Российской империи[править | править код]

Для сбора денег на содержание регулярной армии, указ Петра I от 26 ноября 1718 года потребовал в течение года провести перепись населения мужского пола (собрать «сказки»), и «расписать на сколько душ солдат рядовой с долей на него роты и полкового штаба положа средний оклад». Перепись была закончена лишь к началу 1722 года, удалось насчитать около пяти миллионов. Первая ставка налога составила 80 копеек с души в год, в дальнейшем снизилась до 74 копеек, затем до 70 копеек в год в связи с улучшением охвата населения переписями. Старообрядцы платили обложение в двойном размере (до 1782 года), отсюда их народное название «двоедане». Первоначально купцы также были обложены податью, но уже в 1775 году она была заменена процентным сбором с объявленного капитала.

В дальнейшем инфляция и увеличенные расходы государства привели к повышению подати до 1 рубля в 1794 году. К 1867 году размер подати зависел от местности и составлял от 1 рубля 15 копеек до 2 рублей 61 копейки.

В XVIII веке подушная подать составляла 50 % государственных доходов, в дальнейшем эта доля снижалась по мере развития косвенного налогообложения. В 1866 году, за исключением Бессарабии и Сибири, подать прекратили собирать с мещан и цеховых.

Сложности со сбором подати и огромные недоимки привели к тому, что с 1 января 1887 года подушная подать, как всероссийский налог, прекратил своё существование и после этого срока продолжал взиматься только в Сибири (до 1897 года).

Как собрать подушную подать

До революций начала XX в. каждый подданный империи принадлежал к какому-то сословию, а внутри него – к определенному обществу (крестьянскому или мещанскому), которое по сути было ответственно за уплату подати своими членами, несло круговую поруку за каждого. Это делало собираемость подати близкой к 100%.

Ныне каждый налогоплательщик отвечает за себя сам, и налоги в России с гражданина легко собирать только тогда, когда у него есть легальный источник дохода. Служба судебных приставов не справляется с валом мелких налоговых недоимок и разнообразных штрафных санкций. В крайнем случае можно взыскать недоимку за счет имущества, но только если оно есть и хоть сколько-нибудь ликвидно.

А те, у кого нет легального дохода, часто не имеют и имущества, за счет которого можно взыскать неуплаченный налог. Или имеют в виде, скажем, единственной квартиры – попробуйте ее конфисковать и продать для погашения налоговой задолженности. Реальных рычагов воздействия на тех, кто не захочет платить «налог на неработающих», немного: его ребенка не примут в бесплатную школу? Или полиция откажется принять у него заявление о преступлении? Конечно, такого не будет. Вот за границу можно не выпустить или водительские права не выдать – как злостному неплательщику алиментов. Наверное, в этих случаях неработающим гражданам заплатить придется, а вот как обеспечить сбор с остальных? Пожалуй, надо будет возрождать еще один институт двухвековой давности – долговые тюрьмы.

Белоруссия, в которой «налог на тунеядцев» действует с прошлого года, отличается от России не только тем, что там мы можем запросто представить себе долговые тюрьмы, да и без них шансы собрать новый налог значительно выше.

Белоруссия отличается еще и бедностью природными ресурсами, которыми наша страна отнюдь не обделена, а в соответствии с Конституцией России (ст. 9) они являются «основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории». Этот тезис вполне логично толкуется как возможность и необходимость удовлетворения основных жизненных потребностей народа, в том числе и потребности в охране здоровья, за счет доходов государства от природных ресурсов. Конечно, отменить остальные налоги, как некоторые нефтяные монархии Персидского залива, мы не можем, но вполне можем обойтись без поисков копеечки на здравоохранение в карманах населения, удивляя мир возрождением подушной подати из позапрошлого века. А ведь можем еще и потратить на администрирование нового налога больше средств, чем в итоге соберем.

Автор – заведующий лабораторией Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

Кто был обязан платить подушную подать?

С подушной податью имеет много общего джизия — налог, который должно было оплачивать немусульманское население, проживающее на землях Халифата и Османской империи. Была она присуща и Российскому государству, придя на смену системы подворного обложения. Ввел подать царь Петр I для жителей, населяющих Европейскую Россию и Сибирь. Эта обязанность была зафиксирована в Плакате о сборе подушных денег, принятом 26.06.1724 г. для обеспечения нужд армии, формируемой на регулярной основе. Постепенно практика взимания была распространена на земли Слободской (1765 г.), Левобережной (1783 г.) и Правобережной (1795 г.) Украины, а также Прибалтики (1783 г.).

Подушная подать распространялась на крестьян разных категорий — помещичьих, государственных, дворцовых, монастырских, а затем и удельных. Обязанность ее платить возлагалась на посадских людей, разночинцев, однодворцев, дворовых людей. Эти группы до принятия подати не были обязаны платить какие-либо налоги в интересах державы.

В 1775 г. личный налог начали уплачивать мещане. А вот представители дворянства, казачества и духовенства освобождались от данной обязанности. В 1775 г. для купеческих слоев был введен сбор на объявленный капитал, который и заменил подушную подать. С 1863 г. с мещан также сняли обязанность оплаты. Исключением стало сибирское мещанство, для которого на смену подати пришел налог, уплачиваемый с городской недвижимости. Все сословия, которые должны были платить подать, получили название податных. Их численность достигала 90% от всего населения, числящегося за территориями Европейской России в середине XIX в.

Предпосылки реформы

Петр 1 известен тем, что создавал налоги буквально на все. Часто можно услышать шутку, что в петровскую эпоху не платили, разве что только за воздух. Это действительно так. Любимое детище царя (армия и флот) съедали гигантские деньги, возместить которые в начале царствования было нечем. Например, в 1710 году было собрано налогов на 3,1 миллиона рублей, но общий расход казны составлял 3,8 миллиона, из которых 2,7-2,8 миллиона (в разных источниках цифры немного отличаются) шли на армию и флот.

Денег не хватало и Петр ввел даже специальную должность – Прибыльщик. Прибыльщики это люди, которые выполняли всего 1 функцию – искали средства обогащения казны. Если говорить более простыми словами – они придумывали новые налоги, как самое простое средство получения денег.

Религиозный закон

Мозаика

Как предписано в книге Исход (30: 11-16) еврейский закон ввел подушный налог в полудуплексном шекеля , выплачиваемую каждого человека в возрасте старше двадцати ( «богатые не должны платить больше , а бедные не должны платить меньше»).

Исход 30: 11-16:

11 И сказал Господь Моисею, говоря:

12 когда ты возьмешь сумму из сынов Израилевых по числу их, тогда они дадут каждому выкуп за душу свою Господу, когда ты сочтешь их; чтобы не было между ними чумы, когда ты сочтёшь их.

13 Это они должны дать каждому, кто пройдет между исчисленными, по полсикля после сикля святилища; (сикля двадцать гера ) полсикля будет в жертву Господу.

14 Всякий проходящий среди исчисленных от двадцати лет и старше должен дать приношение Господу.

15 Богатый не должен давать больше, и бедный не должен давать меньше половины сикля, когда приносят приношение Господу для очищения душ ваших.

16 И возьми выкуп из сынов Израилевых и положи его на службу в скинии собрания; дабы это было памятником сынам Израилевым пред Господом, чтобы они искупили ваши души. ( Авторизованная версия )

Деньги были предназначены для Скинии в повествовании об Исходе, а затем на содержание Иерусалимского Храма . Священники, женщины, рабы и несовершеннолетние были освобождены, хотя могли предложить это добровольно. Платежи самаритян или язычников были отклонены. Его собирали ежегодно в течение месяца Адар как в Храме, так и в специальных бюро сбора в провинциях.

Исламское право

Закят аль-Фитр – это обязательная благотворительность, которую должен делать каждый мусульманин (или его опекун) в конце каждого рамадана . Мусульмане, находящиеся в крайней нищете, освобождены от этого. Сумма составляет 2 кг пшеницы или ячменя или их денежный эквивалент. Закят аль-Фитр следует отдавать бедным.

Джизья – это подушный налог, взимаемый согласно исламскому закону с немусульман, постоянно проживающих в мусульманском государстве, в рамках их статуса зимми . Налог взимается с свободных трудоспособных мужчин призывного возраста. Неимущие были освобождены, а также рабы, женщины, дети, старики, больные, монахи и отшельники.

Было выдвинуто несколько обоснований джизьи. Они включают аргумент, что джизья была платой в обмен на дхимму (разрешение исповедовать свою веру, пользоваться общинной автономией и иметь право на защиту мусульман от внешней агрессии), и аргумент, что наложение джизьи на немусульман аналогично наложение закята (один из пяти столпов ислама, обязательный налог на богатство, уплачиваемый с определенных активов, которые не используются продуктивно в течение года) на мусульман.

Хотя джизью часто называют подушным налогом, его начисление и сбор обычно определялись доходом. Например, Амр ибн аль-Ас , после завоевания Египта, организовал перепись для измерения численности населения для джизьи и, таким образом, общего ожидаемого дохода от джизьи для всей провинции, но организовал фактический сбор путем разделения населения на классы благосостояния, так что богатые платили больше, а бедные меньше джизьи из этой общей суммы. В других странах принято делиться на три класса, например 48 дирхамов для богатых, 24 для среднего класса и 12 для бедных.

В 1855 году Османская империя отменила налог джизья в рамках реформ, направленных на уравнивание статуса мусульман и немусульман. Его заменили освобожденным от военных налогов налогом для немусульман – Бедель-и Аскери.

Новая форма налогообложения

До того как была введена подушная подать, Россия пополняла свой бюджет за счёт так называемого подворного обложения, при котором правительство определяло сумму, взимаемую с конкретного города или деревни, а местные общины равномерно распределяли её на каждый двор. Пётр I своим указом повелел устанавливать налог не по числу дворов, а по количеству жителей, причём выплачивать его предстояло только гражданам мужского пола. Исключение составляли представители экономически привилегированных сословий – дворяне и духовенство.

Введение подушной подати было вызвано непомерно высокими затратами на содержание армии, поэтому предполагалось, что общая сумма сборов должна быть равна той части бюджета, которая идёт на военные нужды. Эта сумма известна, следовательно, разделив её на количество налогоплательщиков, можно было без труда определить долю каждого.

Канада

Китайский налог головы была фиксированная плата взимается с каждым китайским человеком , входящим в Канаду . Налог головы был первым взимаемым после канадского парламент принял закон китайской иммиграции 1885 года и должен был препятствовать китайцам въезда в Канаде после завершения Канадской Тихоокеанской железной дороги . Этот налог был отменен Законом об иммиграции Китая 1923 года , который остановил всю китайскую иммиграцию, за исключением деловых людей, духовенства, преподавателей, студентов и других категорий.

Перепись будущих налогоплательщиков

На деле выяснилось, что без труда подобные операции производятся где угодно, но только не в России с её бескрайними просторами и затерянными среди непроходимых лесов и болот деревнями. Справиться с подобной задачей мог лишь человек железной воли, каким был государь Пётр Великий. Для учёта всего тяглового (обязанного выплачивать налог) населения в 1718 году по его указу в России была произведена всеобщая подушная перепись.

Отмена подушной подати

Царские ревизоры, направленные во все концы страны, были вынуждены преодолевать немалые трудности, связанные не только с удалённостью мест и природными условиями, но и с нередкими случаями неповиновения и прямых мятежей. Особенную сложность представляла перепись в районах, где было сильно влияние раскольников, объявивших царя Петра антихристом, а все его деяния (а налоги тем более) – дьявольскими кознями.

Цейлон

На Цейлоне налог на душу населения взимался британским колониальным правительством Цейлона до 1945 года. Он сочетался с другими налогами, предназначенными для финансирования колониальной оккупации. Эти налоги были источником средств, которые британцы использовали для приобретения сырья для своей промышленности в Соединенном Королевстве по ценам значительно ниже рыночных. Он также использовался для обеспечения принудительного труда для создания инфраструктуры для военных и экономических нужд британских компаний и плантаций, поскольку налог требовал, чтобы каждый взрослый мужчина платил 2 рупии в год, а те, кто не платил, должны были работать на дорогах в вместо налога. Лига молодой Ланки протестовала против введения налога во главе с А. Эканаяке Гунасинья , и он был отменен Законодательным советом Цейлона в 1925 году по ходатайству ЧЗ Фернандо . Но подушный налог действовал до ухода британцев в 1948 году.

См. также[править | править код]

  • Ревизские сказки
  • Налогообложение в Российской империи

Контроль численности населения страны

Стоит отметить, что роль статистики, отражавшей общую численность населения в стране, резко возросла с тех пор, как была установлена подушная подать. Это произошло потому, что каждая ревизская душа приобрела теперь значение раскладочной единицы.

Указ о подушной подати

Регулярно проводились проверки, и на основе их результатов корректировались налоговые суммы, причём если крестьянин умирал, то подать за его мёртвую душу помещик обязан был выплачивать до следующей ревизии. Ну как тут не вспомнить Павла Ивановича Чичикова, ловко воспользовавшегося этой прорехой в законе?

Польша – Литва

Налог еврейский опрос был налоговый опрос наложенные на евреев в Посполитой . Позже он был включен в налог на гиберну .

Кто занимался сбором подати?

Чтобы гарантировать регулярную выплату подати, в России была введена паспортная система. В целом проблема полноты сбора налогов была достаточно серьезной. По состоянию на 1740 г. размер недоимки вырос до 5 млн. руб. Для борьбы с этим власти жестко требовали взимания, но одновременно шли на прощение недоимки, поскольку слабость бюрократического аппарата на фоне разоряющегося крестьянства не могла обеспечить решение данной задачи.

Сбор подати

В 1724 г. устанавливалась обязанность земского комиссара контролировать сборы подати. На эту должность назначались дворяне военно-административных округов. Совместно с комиссарами данный вопрос управлялся представителями штаб-офицерства. Наблюдателем был командир полка. При этом характерно, что в 1727-1730 гг. провинциальные воеводы имели в подчинении земских комиссаров и штаб-офицеров.

Изменения произошли в 1736 г., когда сбор подати проводился уездными администрациями. В этой деятельности им помогали офицеры у подушного сбора. С проведением губернской реформы в 1775 г. подать взималась казенными палатами, а в XVIII в. — наблюдалось определенное двоевластие. Функция возлагалась на военные и гражданские центральные учреждения. Первые были представлены Военной коллегией и Генеральным кригс-комиссариатом, а вторые — Камер-коллегией. Контролировал их деятельность Сенат. В XIX в. сборы осуществлялись Министерством финансов совместно с МВД. Последнее учреждение контролировало работу губернской власти относительно изъятия недоимок.

Римская империя

В древние римляне ввели Tributum лишай (подушный налог) в качестве одного из основных прямых налогов на народов римских провинций ( Digest 50, tit.15). В республиканский период подушные налоги собирались в основном частными фермерами ( публикани ), но со времен императора Августа сборы постепенно передавались магистратам и сенатам провинциальных городов. Римская перепись населения периодически проводилась в провинциях для составления и обновления реестра подушного налога.

Римский подушный налог упал в основном на римских подданных в провинциях, но не на римских граждан. Города в провинциях, которые владели Jus Italicum (пользовались «привилегиями Италии»), были освобождены от подушного налога. Однако указ императора Каракаллы 212 года (который официально предоставлял римское гражданство всем жителям римских провинций) не освобождал их от подушного налога.

Римский подушный налог вызывал глубокое возмущение – Тертуллиан оплакивал подушный налог как «знак рабства», – и он спровоцировал многочисленные восстания в провинциях. Возможно, самым известным из них является восстание фанатиков в Иудее в 66 году нашей эры. После разрушения храма в 70 году нашей эры император Веспасиан ввел дополнительный подушный налог для евреев по всей империи, fiscus judaicus , в размере двух динариев каждый.

Итальянский бунт 720s, организованный и во главе с папой Григорием II , первоначально был спровоцирован попыткой Константинопольского императора Льва III Исавра , чтобы ввести подушный налог в итальянских провинциях в Византии в 722, и в движении постоянное отделение Италии от Византийской империи. Когда король Айстульф из лангобардов воспользовалось итальянской инакомыслия и вторгся в экзархат Равенны в 751, один из первых его действий было возбудить сокрушительное подушный налог одной золотой солидуса на голову на каждый римский гражданин. В поисках облегчения этого бремени папа Стефан II обратился за помощью к Пипину Короткому из франков , что привело к созданию Папской области в 756 году.

Первые шаги к экономической реформе

Реформирование национальной финансовой системы, результатом которой стала отмена подушной подати, началось в эпоху правления императрицы Екатерины II. В период её царствования в стране складывался совершенно новый тип экономики, требовавший определённых преобразований. Первым таким шагом явилось изменение налоговой политики в отношении умножавшейся в то время буржуазии.

Для них в 1775 году была введена новая форма налога, предусматривавшая ежегодное отчисление в пользу казны определённого процента от объявленного капитала. Почти через девяносто лет её правнук Александр II прибавил к этому отмену подушной подати с мещан и ремесленников.

Смотрите также

  • Барщина
  • Фиксированный налог
  • Налог на хижину

внешняя ссылка

  • Чисхолм, Хью, изд. (1911). «Подушный налог»  . Британская энциклопедия . 22 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. С. 6–7.
  • Средние века подушный налог
  • Фотографии Пола Росса, ставшего свидетелем беспорядков
  • Битва, обрушил Тетчер – перспектива по троцкистской воинствующей группе
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...