Политика протекционизма и либерализации в мировой торговле | Гекомс

К типичным направлениям протекционистской деятельности относятся повышение рыночных цен на иностранные товары, снижение затрат отечественных производителей

Политика протекционизма определение

Внешнеторговая политика представляет собой систему мероприятий, нацеленных на защиту внутреннего рынка или на стимулирование роста объема внешней торговли, изменение ее структуры и направлений товарных потоков. Существуют две основные модели внешнеторговой политики: протекционизм и свободная торговля (либерализм). Различные стадии мирового экономического развития характеризовались превалированием одной из этих моделей внешнеторговой политики.

Протекционизм — это политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений.

С одной стороны, такая политика способствует развитию национального производства. С другой — может привести к усилению монополистов, застою и снижению конкурентоспособности экономики.  Осуществляется посредством введения комплекса прямых и косвенных ограничений импорта — таможенных тарифов, контингентирования, нетарифных барьеров, валютных ограничений, компенсационных пошлин, внутренних налогов и сборов, особого режима государственных закупок, «добровольных» ограничений экспорта и т.п. Важнейшими чертами импортного протекционизма развитых капиталистических стран в настоящее время являются повышение роли нетарифных ограничений и селективный характер протекционистских мер — защищается не внутреннее производство в целом, а отдельные отрасли. Протекционистские меры все чаще вводятся в качестве элемента структурной политики, нацеленной на приспособление национальных производителей к происходящим во всемирном хозяйстве сдвигам.

Развитие интеграционных процессов привело к появлению «коллективного протекционизма» — образованию замкнутых группировок, практикующих защиту своих рынков от товаров стран, не входящих в данное интеграционное объединение. Ярким примером является Евросоюз. Франция и Германия, когда торгуют между собой никаких пошлин не платят, а вот другим странам попасть на европейский рынок тяжело.

В экономической теории одним из главных аргументов протекционизма является критика теории внешней торговли с позиций защиты национального благосостояния, которая вытекает непосредственно из анализа выигрышей и потерь. Прибыль от применения экспортных и импортных пошлин может быть противопоставлена налоговым и потребительским потерям, возникающим от искажения мотивов поведения как производителей, так и потребителей. Однако известен и такой случай, когда прибыль превышает потери. Главная предпосылка улучшения условий торговли от введения пошлины – наличие у страны рыночной власти, т.е. способности одного или группы продавцов (покупателей) в стране влиять на цены экспорта и/или цены импорта.

К типичным направлениям протекционистской деятельности относятся повышение рыночных цен на иностранные товары, снижение затрат отечественных производителей или ограничение доступа зарубежных производителей на отраслевой рынок товаров. К основным средствам протекционизма относятся пошлины, квоты, ограничения административного характера, субсидии и валютный контроль.

Тарифы — это налоги, которыми облагаются товары, ввозимые в страну из-за рубежа.

Наивысшей величины таможенные тарифы США достигли в XX в. после принятия в 1930 г. тарифов Смута-Холи. Квоты — количественные ограничения продаж для импортеров на внутреннем рынке в течение определенного периода времени. В последнее время обычной практикой стало заключение соглашений о торговле или добровольные ограничения экспорта. В качестве примера можно привести заключенное в 1980 г. соглашение между США и Страной восходящего солнца, касавшееся автомобилей. Административные ограничения часто включаются в Таможенный кодекс. Одной из форм таких ограничений является введение товарных стандартов. Предоставление субсидий иногда связывается с отраслью или экспортной активностью отрасли. Такие субсидии получала судостроительная промышленность США, они включали в себя программы кредитования, специальные налоговые стимулы и непосредственное субсидирование. Валютный контроль ограничивает доступ к инвалюте, необходимой для покупки зарубежных товаров. Валютный курс может регулироваться народным банком, осуществляющим покупку инвалюты на нац.

Основные виды протекционизма

  1. Селективный протекционизм — защита от конкретного продукта, или против конкретного государства;
  2. Отраслевой протекционизм государства — защита конкретной отрасли;
  3. Коллективный протекционизм — взаимная защита нескольких объединившихся в союз стран;
  4. Скрытый протекционизм — протекционизм при помощи нетаможенных методов.

В свою очередь государство может проводить два вида внешнеэкономической политики: или политику защиты отечественного производителя от иностранной конкуренции (протекционизм), или политику свободной торговли (фритредерство), при которой полностью отсутствуют какие–либо ограничения на торговлю с другими странами, а таможенные органы выполняют только регистрационные функции. Инструментами политики протекционизма являются тарифные и нетарифные ограничения (рис. 1).

протекционизмРис. 1 Инструменты протекционистской политики государства

Протекционизм возник в эпоху первоначального накопления капитала в Европе (XVI-XVIII вв.). Теоретические основы разработаны меркантилистами, связывающими благополучие государства исключительно с активным балансом внешней торговли. Впоследствии начал уступать место принципу свободной торговли. Обоснование дано в работах классиков политической экономии А. Смита и Д. Рикардо. В современных условиях доминирующей тенденцией является либерализация внешней торговли, хотя отдельные элементы протекционизма, особенно в области защиты сельского хозяйства, сохраняются до сих пор. Осуществляется с помощью торгово-политических барьеров, которые ограждают внутренний рынок от ввоза иностранных товаров, снижают их конкурентоспособность по сравнению с товарами национального производства. Для протекционизма характерно финансовое поощрение национальной экономики, стимулирование экспорта товаров. Протекционизм был широко распространён во Франции (протекционистские тарифы 1664 и 1667 Кольбера), Австрийской монархии, многих германских государствах, в России — впервые при Петре I. Таможенная охрана сыграла большую роль в развитии мануфактурной и фабричной промышленности. Под знаком Протекционизм наполеоновская Франция вела экономическую борьбу с Англией. Для эпохи домонополистского капитализма характерен «защитный» протекционизм в большинстве стран Западной Европы и США, направленный на охрану национальной промышленности от более развитой промышленности Англии, проводившей (с 40-x гг. 19 в.) политику «свободы торговли». Глубокий анализ протекционизма и свободной торговли дали в своих трудах К. Маркс и Ф. Энгельс. Для периода перерастания капитализма в монополистическую стадию характерен «наступательный» протекционизм, который защищает от иностранной конкуренции не слабые отрасли промышленности, а наиболее развитые, высокомонополизированные. Его цель — завоевание внешних рынков. Получение монопольных доходов внутри страны даёт возможность реализации товаров на внешних рынках по низким, демпинговым ценам.

Современный протекционизм

Современный протекционизм развитых капиталистических государств выражает в первую очередь интересы крупных национальных и международных монополий. Захват, делёж и перераспределение рынков сбыта товаров и капиталов стран главное его содержание. Осуществляется с помощью сложной системы государственно-монополистических мер, контролирующих и регулирующих внешнюю торговлю.

Ярким примером страны с сильно развитым протекционизмом является Соединенные Штаты Америки (США). На протяжении всей истории она практиковала, и сейчас практикует, высокие пошлины на иностранные товары.

В Российской Федерации дискуссии о преимуществах и недостатках протекционизма и свободы торговли начались в начале 90-х годов. В пользу открытия внутреннего рынка для иностранных товаров говорит мировой опыт, свидетельствующий о том, что защита от конкуренции сама по себе часто ведет к развитию производств, не способных конкурировать на мировом рынке. Однако в нынешней ситуации, имеющей место в национальной экономике, этот тезис верен только отчасти. Ему можно противопоставить другое утверждение: целенаправленная промышленная политика государства приняла такие масштабы, что невозможно привести примеры, которые показали бы, что конкурентоспособные отрасли возникают исключительно по законам стихии рынка.

Идея свободного государства исходит из необходимости ликвидации таможенных и экономического спадах барьеров на пути движения товаров между странами. Однако профессор Н.Н. Шапошников еще в 1924 году писал о том, что «свободная торговля – идеал будущего. В настоящее время она выгодна только для той страны, которая в своем экономическом развитии успела опередить другие страны.» Сущность этого высказывания полностью соответствует и нынешнему состоянию экономики Российской Федерации. В настоящее время устранить всякие протекционистские преграды для развития внешнеторговой деятельности не представляется возможным, в противном случае страна имеет перспективу превратиться в колонию стран с развитой рыночной экономикой. Поэтому аргументы на пользу свободы торговли не всегда оправданы и тем более не применимы для нашей экономической ситуации. В пользу сохранения в ближайшем будущем протекционистских мер можно привести следующие аргументы:

  1. Необходимость обеспечения экономической безопасности страны;
  2. Специфика отдельных регионов и необходимость для их поддержки протекционистских мероприятий со стороны государства;
  3. В условиях спада производства – сохранение необходимых рабочих мест;
  4. В условиях экономического кризиса протекционистские таможенные меры не допустят превращения страны в экономический придаток развитых стран мира.

Естественно, что перечисленные аргументы в защиту протекционизма в большей степени относятся к имеющейся у нас в стране экономической ситуации.

Итак, протекционизм представляет собой политику государства, направленную на защиту внутреннего рынка от конкурентов, а зачастую и на захват внешних рынков. В противоположность этому политика либерализации (фритредерство) имеет целью открытость внутреннего рынка для иностранных товаров, капиталов, рабочей силы, усиливая тем самым конкуренцию на внутреннем рынке. И протекционизм и либерализм отражают прежде всего реакцию тех или иных государств на изменения в международном разделении труда, на события, происходящие в международных экономических отношениях. История международных экономических отношений начиная с XIX в. свидетельствует, что для международной торговли было характерно чередование периодов либерализма и протекционизма. Так, период со второй половины XIX в. до войны 1914—1918 гг. характеризовался господством фритредерским доминированием Британии как великой промышленной и торговой нации на мировом рынке. Именно в этот период были отменены Навигационные акты и Закон о зерновых (1866), заключены торгово-дипломатические договоры Наполеона с Британией, в которые включена была статья «О режиме наибольшего благоприятствования» (1860). Межвоенный период (1920—1939) характеризовался усилением протекционизма во всем мире. Так, в 1921 г. в Великобритании принимается таможенный закон «О защите промышленности» и подписываются со странами Британского Содружества стран так называемые Оттавские соглашения, устанавливающие имперские преференции. Соединенные штаты Америки в 1922 г., а затем в 1930 г. повышают таможенные тарифы. Франция с 1931 г. придерживается политики контингентирования. Республика Германия все определение стала проводить политику поворота к автаркии.

Недостатки протекционизма

К недостаткам протекционизма относят:

  1. Рост цен. В отсутствии свободной конкуренции с иностранными поставщиками, местные производители начинают необоснованно повышать цены на свои товары. В итоге денег они зарабатывают больше, но оплачено это деньгами их же сограждан;
  2. Страны в отношении которых были введены ограничительные меры в отместку вводят заградительные тарифы против обидчика, при этом не обязательно симметричные. В итоге проигрывают оба государства;
  3. Увеличение объемов контрабанды.

Что такое «либерализация торговли»

Либерализация торговли – это устранение или сокращение ограничений или барьеров на пути свободного обмена товарами между странами. Это включает устранение или снижение тарифных препятствий, таких как пошлины и надбавки, а также нетарифные препятствия, такие как правила лицензирования, квоты и другие требования. Ослабление или искоренение этих ограничений часто называют поощрением «свободной торговли».

Сущность либерализации внешней торговли

Замечание 1

Развитие международных кооперации и специализации является основой роста международной торговли. Процесс международного разделения труда значительно ускоряется благодаря стремительному развитию научно-технического прогресса. Эти объективные процессы значительно меняют структуры мировой экономики и геополитическую карту мира в целом. Постепенно в процесс экономической глобализации все больше вовлекаются даже самые отсталые страны, в структуре экспорта которых часто преобладают сырьевые товары.

Либерализация внешней торговли представляет собой устранение протекционистских барьеров для обмена экономическими благами между странами. Речь идет о снижении или отмене некоторых тарифных и нетарифных внешнеторговых барьеров. Таким образом, чем меньше преград внешней торговле в виде пошлин, квот, лицензий и т. д., тем более открыта экономическая система.

Степень вовлеченности национальной экономики в мировой рынок можно выяснить при помощи такого показателя, как экспортная квота (иногда его называют «коэффициентом открытости»). Он представляет собой отношение объема экспорта страны к ее ВВП.

ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ ЮРИДИЧЕСКИМИ УСЛУГАМИ

Изменения и тенденции, оказывающие влияние на юридическую профессию во всем мире: роль Комитета IBA по международной торговле юридическими услугами

С середины XX в. правительства стран по всему миру стали проводить политику постепенной либерализации международной торговли. Это привело к явлению, которое мы привычно стали называть «глобализация». Такая политика отражает общее убеждение в том, что свободные и открытые торговые отношения способствуют не только экономической эффективности и развитию, но и поддержанию мира между странами, выступающими в качестве торговых партнеров.

После заключения в 1948 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) все больше стран стали принимать участие в серии «раундов» переговоров по вопросам снижения тарифных и нетарифных барьеров в торговле товарами.

Переговоры, проходившие с 1986 по 1994 г. и известные как «Уругвайский раунд», привели к созданию Всемирной торговой организации. При этом Уругвайский раунд добавил две новые важные области в процесс указанной либерализации: международную торговлю услугами, которая стала подпадать под Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС), и интеллектуальную собственность, являющуюся предметом нового Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).

ГАТС стало первой попыткой обратить внимание на растущую значимость услуг как важной области международной торговли, а также включить услуги в повестку переговоров, проводимых в рамках постепенной торговой либерализации. Это имело и имеет серьезные последствия для представителей юридической профессии по всему миру: они ведь также оказывают услуги.

Рассел МИЛЛЕР,
партнер фирмы «Minter Ellison» (Сидней и Канберра), председатель Комитета по международной торговле юридическими услугами при Комиссии по вопросам деятельности юристов IBA

Стивен К. НЕЛЬСОН,
старший партнер фирмы «Dorsey & Whitney» (Гонконг), бывший председатель Комитета по международной торговле юридическими услугами при Комиссии по вопросам деятельности юристов IBA

Полный текст статьи читайте в печатной версии “АГ” № 1 за 2014 г.

РАЗВЛЕЧЕНИЕ «Либерализация торговли»

те, кто против либерализации торговли утверждают, что это может стоить рабочих мест и даже жизни, поскольку более дешевые товары наводняют рынок, который порой не может проходить те же проверки качества и безопасности, которые требуются внутри страны. Сторонники, однако, говорят, что либерализация торговли в конечном итоге снижает потребительские издержки, повышает эффективность и способствует экономическому росту.

Наряду с сокращением числа ограничений, существовавших у правительства, либерализация торговли также устраняет любые стимулы, которые могли присутствовать на рынке. Противоположная позиция, протекционизм, обеспечивает строгие стандарты и регулирование на рынке.

Плюсы либерализации торговли

Либерализация торговли способствует развитию рынка свободной торговли. Это позволяет товарам пересекать международные линии без каких-либо барьеров регулирования или связанных с ними издержек. Это может сделать его более экономичным для тех, кто хочет импортировать или экспортировать товары с другими странами, и, в конечном итоге, может привести к снижению затрат для потребителей из-за более низких сборов и дополнительной конкуренции.

Он может также обеспечить механизм, посредством которого нация может специализироваться на производстве определенного блага, в котором оно имеет преимущество. Это может привести к снижению издержек производства, что также может привести к экономии для потребителей.

Цели либерализации

Внешнеторговая либерализация играет важную роль, особенно для переходной (транзитивной) экономики. Развитие рыночной экономики невозможно без либерализации внешней торговли. Любая развитая страна мира должна быть вовлечена в мировой рынок, поскольку от этого во многом зависят:

  • платежный баланс страны,
  • приток необходимых экономике потребительских и инвестиционных товаров,
  • курс национальной валюты,
  • инвестиционный климат,
  • уровень инфляции и покупательная способность населения,
  • развитие конкуренции,
  • импорт новых технологий,
  • и многие другие важные аспекты.

Основные цели либерализации внешней торговли:

  • выход национальных производителей на внешние рынки
  • ужесточение конкуренции между национальными производителями и иностранными, которое побуждает отечественные предприятия снижать издержки, инвестировать в расширенное воспроизводство, повышать качество товаров и услуг, а также расширять их ассортимент (это в итоге приводит к росту экономики на макроуровне)
  • повышение конкурентоспособности национального производства, приведение его качества к мировым стандартам
  • развитие предпринимательства
  • импорт структуры мировых цен, ведущее к более рациональному ценообразованию на национальном рынке
  • открытие для национальных производителей новых рынков сбыта (маркетинг)
  • заимствование навыков эффективного менеджмента и т. д.

На ранней стадии экономических преобразований либерализация внешней торговли – вынужденная и необходимая мера для долгосрочного достижения макроэкономической стабильности и начала структурных реформ. Когда экономика страны становится более открытой, она теснее интегрируется в мировой рынок. Для этого правительство и законодатели увязывают внешнеторговый режим страны мировыми стандартами (в том числе с нормами Всемирной торговой организации, ВТО). С другой стороны, правительствам развивающихся стран следует понимать, что либерализация не должна быть самоцелью, а, скорее, средством достижения стратегических целей устойчивого экономического роста и развития.

Замечание 2

По мере развития рыночной экономики, стоящие перед государством задачи в сфере внешнеторговой политики, могут значительно меняться (как в сторону большего протекционизма или же фритредерства). В идеале, краткосрочные проблемы, связанные с макроэкономической стабилизацией, улучшением платежного баланса, пополнением госбюджета, устранением дефицита на товарном рынке и т. д. постепенно уступают место долгосрочным целям, связанным с качественными изменениями структуры экономики, инвестиционной привлекательностью и увеличением роли наукоемких производств в ВВП.

Против либерализации торговли

Либерализация торговли может негативно повлиять на некоторые предприятия внутри страны. Это может включать усиление конкуренции со стороны иностранных производителей, а также снижение местной поддержки для определенных отраслей. В некоторых средах также могут быть более высокие риски, если предметы или сырье собираются из стран с более низкими экологическими стандартами.

Либерализация торговли может также представлять особую угрозу развивающимся странам или экономикам, поскольку они, вероятно, не могут эффективно конкурировать с более развитыми экономиками или странами. Это может снизить местное промышленное разнообразие или может привести к отказу некоторых недавно развитых отраслей промышленности в конкретной экономике.

Либерализация образования и торговли

Часто видно, что страны с более развитым образованием более эффективно адаптируются к экономике свободной торговли, чем другие.Это связано с способностью рынка труда адаптироваться к меняющимся требованиям и способностью производственных объектов переключать свое внимание на более востребованные товары. Страны с более низкими уровнями образования или средними могут бороться с адаптацией к меняющейся экономической среде.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...