Понятие и классификация потребностей: Потребности – это объективная нужда людей в чем-либо необходимом для

Необходимость, надобность, нужда Ответы на кроссворды и сканворды 11 букв

Проявления[править | править код]

Потребности проявляются в виде эмоционально окрашенных желаний, влечений, стремлений, а их удовлетворение — в виде оценочных эмоций. Потребности обнаруживаются личностью в мотивах, побуждающих ее к деятельности. Воспитание потребностей — одна из центральных задач формирования личности.

Ярким примером может служить жажда — острое чувство потребности в воде, возникающее при обеднении ею организма животного или при превышении в крови нормальной концентрации минеральных и органических веществ. Физиологический же механизм этого чувства — воздействие повышенного общего и осмотического давления, изменение концентрации ионов натрия, происходит возбуждение питьевого центра в головном мозге, вызывающее нервно-гуморальные реакции сохранения воды в организме, поиск воды особью[1].

добавить свое слово

Необходимость, надобность, нужда 11 букв

Потребность

Составить слова из слова Потребность

Еще по теме Понятие и классификация потребностей:

  1. 1.2.1. Определение понятия и классификация организаций
  2. 2.1. Понятие и правовая сущность потребительского кредита
  3. § 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ЛИЗИНГА.
  4. § 1. Понятие бюджетного процесса и его принципы
  5. § 1. Понятие и значение государственного и муниципального кредита в Российской Федерации. Государственный и муниципальный долг
  6. 4.1. ПОТРЕБНОСТИ И ПРОИЗВОДСТВО, ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ. КЛАССИФИКАЦИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ И ИХ СТРУКТУРА. ЗАКОНЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ
  7. Понятие, содержание и экономическая основа механизма кредитования
  8. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ И ПОНЯТИЯ
  9. Понятие и классификация потребностей
  10. 8.4.Понятие, классификация и оценка инвестиционных проектов
  11. 4.1. Услуги в современной экономике: сущность и классификация
  12. Стиль руководства, понятие, классификация стилей.
  13. Понятие потребностей и ресурсов в экономической теории
  14. Фазы воспроизводства, ресурсы и факторы производства, сущность и виды потребностей.
  15. Логистика в регулировании экономических потоковых процессов: сущность и основные понятия
  16. § 2. Понятие, классификация и характеристика субъектов финансового права

Что такое потребности

Ключевым словом в определении понятия потребности является «нужда».

Потребность – это нуждаемость в определенных вещах, объектах материального мира, предметах, людях, общественных показателях, в отсутствии которых человек ощущает себя не комфортно.

С учетом данного определения нуждаемость, чтобы стать потребностью, должна отвечать следующим признакам:

  • Дефицит потребности вызывает чувство неудовлетворенности. Потребность – это желаемое, благо.
  • Сопровождение эмоциями: от отрицательных на первом этапе до радостных после того, как потребность реализована. Когда сильно чего-то хочется мы нервничаем, тревожимся, когда получим желаемое – расслабляемся.
  • Фиксация на предмете нуждаемости. Сознание выхватывает из действительности те вещи, которые могут нас удовлетворить. К примеру, если мы голодны, то будем акцентировать внимание на продуктах и запахе еды.

Система потребностей также формируется по особым правилам:

  1. Нужда характерна для всех живых существ на планете. Но, чем более развит вид, тем выше уровень потребностей. Дереву достаточно питательных веществ из земли, света солнца, дождевого полива. Человеку, как высокоразвитому животному требуется намного больше.

  2. Чем старше человек, тем обширнее перечень того, что требуется. Младенец вполне обойдется без вещей, которые необходимы взрослому человеку.

  3. Потребности – строго иерархичная структура, одни – первичны, другие-вторичны.

Поступки людей продиктованы наличием определенной потребности, которые являются основным мотиватором деятельности. Мотивация к получению желаемого двигает человека вперед, заставляет действовать. Все что создано людьми за всю историю человечества в политике, экономике, искусстве, науке – это результаты деятельности по удовлетворению потребностей.

Невозможность реализации потребностей может привести к зависимости от их значимости для индивида и к таким различным последствиям:

  • Физической гибели человека. Если не удовлетворена нужда в питании, сне, воде, воздухе, безопасности и т.д.
  • Фрустрации – длительному переживанию, сопряженному с нервным расстройством и способным привести с серьезным психологическим проблемам. Примером служит отсутствие признания заслуг человека со стороны общества.
  • Сублимации – переходу энергии неудовлетворенности в созидание, творчество. К примеру, отсутствие секса замещается тяжелыми спортивными нагрузками.

Таким образом, к потребностям следует прислушиваться и стараться их реализовать.

2. Потребности, ресурсы и выбор

Экономическая наука изучает экономические потребностии способы их удовлетворения.

Потребности –это объективная нужда людей в чем-либо объективно необходимом для поддержанияжизнедеятельности и развития организма, развития личности, требующаяудовлетворения.

Экономические потребности–внутренние мотивы, побуждающие к экономической деятельности.

Потребности человека многообразны. Наибольшеераспространение получила теория американского ученого А. Маслоу, согласнокоторой все потребности по принципу иерархии располагаются в следующемвосходящем порядке от «низших» (материальных) до «высших» (духовных):

1)     физиологические (в еде, питье, снеи т.д.);

2)     в безопасности (защите от боли,гнева, страха и т.д.);

3)     в социальных связях (любви,нежности, причастности к какой-либо группе и т.д.);

4)     самоуважения (достижения цели,признания, одобрения);

5)      в самоактуализации (реализацииспособностей, понимании, осмыслении и т.д.).

Первые две группы потребностей, согласно А. Маслоу,низшего порядка, последние две – высшего. До тех пор пока не удовлетвореныпотребности низшего порядка, не действуют потребности высшего порядка.

Эту классификацию потребностей можно дополнитьвыделением потребностей материальных и духовных, рациональных и иррациональных,абсолютных и действительных, осознанных и не осознанных, ложно понятых и др.Только при осознании потребностей возникает мотивация к труду. В этом случаепотребности приобретают конкретную форму – форму интереса.

Экономический интерес – это форма проявления экономических потребностей.

Интересы выражают хозяйственную пользу, выгоду,реализуя которые субъект хозяйствования обеспечивает самостоятельность,саморазвитие. Без этого он не сможет стать достойным партнером в следующемцикле хозяйственных связей, не сможет сохранить и воспроизвести себя и сойдет сарены экономической жизни, обанкротится.

Многообразие субъектов хозяйствования порождает многообразиеэкономических интересов. Классификация экономических интересовосуществляется на основе использования различных критериев.

На основе выявления носителя интересов различаютобщественные, коллективные и личные интересы, национальные и интернациональные,региональные и ведомственные, групповые и семейные, классовые, различныхсоциальных групп (работающих, неработающих, молодежи, пенсионеров и т.д.).Особые группы составляют интересы текущие и перспективные, рациональные инерациональные, подлинные и ложно понятые, финансовые, трудовые,морально-нравственные и т.д.

Все эти интересы существуют в единстве, но между нимиесть и противоречия. Так, личный интерес в получении наибольших благ можетнаходиться в противоречии с коллективным интересом.

Потребности подразделяются на первичные,удовлетворяющие жизненно важные потребности человека (пища, одежда), и вторичные,к которым относятся все остальные потребности.

Средства,удовлетворяющие потребности, называютсяблагами. Одни из нихимеются в неограниченном масштабе, другие – в ограниченном размере. Последниеназываются экономическими благами.

Экономические блага –  это средства удовлетворения потребностей, имеющихся в ограниченномколичестве. Это блага, которые в связи с их редкостью или ограниченностьюнеобходимо производить и распределять. Поскольку спрос на эти блага значительнопревышает их количество, то они имеют цену. К ограниченным благам относятсяпрактически все блага, за исключением воздуха, солнечного света и некоторыхдругих, предложение которых существенно превышает спрос на них.

Свободные блага– блага, имеющиеся в неограниченном количестве (солнечный свет, воздух и другиеблага). Необходимость производства и распределения этих благ не существует,поскольку их предложение настолько велико, что цена равна нулю.

Экономическиеблага делятся на:

–      долговременные, предполагающие многоразовое использование;

–      недолговременные, исчезающие в процессе разового потребления.

Среди благ выделяютвзаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые(комплементарные). Экономические блага можно разделить на настоящие и будущие,прямые (потребительские) и косвенные (производственные).

Экономическиересурсы (факторы производства) – этоэлементы, используемые для производства экономических благ.

К важнейшим из нихотносятся: земля, труд, капитал, предпринимательские способность и информация.

Ограниченностьресурсов, которыми располагает общество, обусловливает и ограниченность благ,находящихся в его распоряжении.

Общая классификация экономических ресурсов

Материальные ресурсы

Экономические ресурсы (факторы производства)

Плата за ресурсы (доход, получаемый собственником)

Земля (включая полезные ископаемые)

Рентный доход или доход в виде процента

Капитал (реальный, а не финансовый)

Людские ресурсы

Труд

Заработная плата

Предпринимательская способность

Прибыль

Такие ресурсы, какземля, труд, капитал, взаимозаменяемы, что находит свое выражение в производственнойфункции.

Q = f (F1, F2,…, Fn),

где Q – объем производства,

F1, F2,…, Fn –используемые производственные ресурсы.

Множественностьэкономических целей при ограниченности ресурсов ставит проблему экономическоговыбора.

Экономическийвыбор – выбор наилучшего изальтернативных вариантов  использования ресурсов, при котором достигаетсямаксимальное удовлетворение потребностей при данных затратах.

Перед каждымчеловеком, фирмой и обществом в целом возникают экономические проблемы: что,как и для кого производить. Экономическая наука разрабатывает наилучшиеварианты решения этих проблем. В последнем случае возникает проблема рациональноговедения хозяйства.

В экономическойтеории предполагается, что каждый хозяйствующий агент стремится к максимизации:потребитель – удовлетворения своих потребностей, фирма – прибыли, государство –уровня благосостояния.

Ваш комментарий к ответу:

Ваш комментарий к ответу:

Здравствуйте! На сайте Otvet-Master.ru собраны ответы и решения на все виды школьных задач и университетских заданий. Воспользуйтесь поиском решений на сайте или задайте свой вопрос онлайн и абсолютно бесплатно.

Что такое «потребности»?

Что такое «потребности» и как они возникают? Потребность – нужда в чем-то или ком-то, желание иметь что-то или обладать чем-то. Потребность бывает материальной или духовной. У каждого человека в той или иной степени встречается набор основных потребностей. Различие — в их силе и количестве.

Удовлетворение потребностей улучшает эмоциональное и физическое состояние человека, тогда как невозможность удовлетворения – ухудшает. Психологи считают, что именно потребности находятся во главе проявляемой активности.

Круг потребностей определен воспитанием, которое получает человек. Чем оно разнообразнее, тем шире круг потребностей. Если воспитание минимальное или базовое – круг потребностей такой же.

Человек с примитивным воспитанием и образованием ограничивается базовыми потребностями. Для него главным считается удовлетворение потребности в еде, питье, сексе и безопасности. Духовные, эстетические и социальные потребности отходят на второй и последующий план потому, что их не прививали.

Не читали сказку на ночь ребенку – взрослый не любит чтение. Не водили на детские сеансы в кино и театр – не будет потребности посещать эти учреждения и во взрослой жизни. Не посещали музей и не прививали любовь к прекрасному – вряд ли потребность в этом появится с возрастом.

Что такое «потребности»

Какие потребности есть у человека

Человек – один из представителей животного мира, с присущими другим видам инстинктами и нуждами. В тоже время мы обладаем более высоким интеллектом, чувствами, волевыми качествами. Такое сочетание обуславливает наличие потребностей двух уровней: базового и дополнительного (основного и вторичного).

Основные потребности

Эта группа является жизненно важной для человека, как биологического вида. Базовые нужды делятся на две группы.

Физиологические Экзистенциональные
Дыхание, питание, жажда, сон, отдых, продолжение рода, жилище. Комфорт, социальная и правовая безопасность, наличие занятости и т.д.

Физиологические базовые потребности подлежат удовлетворению в первую очередь, так как без них невозможно само существование. Перечисленные вещи и явления присущи человеку с первобытных времен.

Физиологические

Человек старается сделать процесс удовлетворения базовых нужд более комфортным. Если на начальном этапе развития человеческого рода одеждой служили шкуры животных, то сегодня для того, чтобы одеть нас работает целая индустрия.

Базовые потребности могут видоизменяться с возрастом в пользу превалирования одних над другими. Сон, к примеру, имеет большее значение для маленьких детей и пожилых людей, а в молодости мы способны обходиться минимальными часами отдыха и чувствуем себя при этом бодрыми. Секс, как первичная потребность, также, по ряду причин может утрачивать приоритетность с возрастом, а в подростковом возрасте является приоритетным.

Часто возникают вопросы о безопасности как необходимости для существования. Человек всегда испытывал опасность от явлений окружающего мира или других людей. Цунами, сход ледников, нападение диких зверей или других племен – все это заставляло человека защищаться или убегать. Со временем были сформированы целые институты, которые должны защитить отдельного индивида от внешних вторжений (армия, полиция, МЧС). Именно поэтому безопасность является первичной потребностью, мы должны понимать, что наша жизнь и имущество находятся под охраной, защищены.

Потребности экзистенции (существования) появляются по мере взросления индивида и определения им своего места в социуме.

Второстепенные потребности

Если группа первичных нужд необходима для выживания, заложена на генетическом уровне, то вторичные потребности обуславливают определенный уровень качества жизни человека и приходят, трансформируются с жизненным опытом.

В числе вторичных потребностей в теории выделяют следующие:

  • Духовные. К ним можно отнести потребность в получении новых знаний о мире, поиск смысла жизни и своего места в ней, развитие творческих способностей, стремление к гармонии.
  • Социальные – любовь, дружба, взаимодействие с другими людьми, ощущение себя частью социума, отдельной социальной группы (класса, рабочего коллектива, семьи).
  • Престижные. Речь идет о нуждаемости в признании наших успехов, достойной самооценке, уважении со стороны других членов сообществ, в которые мы входим.

Таким образом, первичные потребности являются врожденными и обусловлены физиологией, а вторичные носят психологический характер и развиваются в течение всей жизни.

Потребности людей

Постоянны ли потребности людей? Некоторые потребности постоянны. Они связаны с физическим существованием и  обеспечивают жизнедеятельность организма.

Человек не может жить без питания, воды, кислорода, сна. Чтобы спокойно жить, он должен чувствовать себя в безопасности, по меньшей мере, иметь одежду и обувь.

Большинство остальных потребностей могут меняться в зависимости от состояния, настроения, вида деятельности, места нахождения человека. Согласитесь, если человек не спал продолжительное время, при первой же возможности он ляжет отдыхать, даже если придется пожертвовать походом в театр или ресторан.

То есть человек выбирает то, что для него наиболее важно. То, что поможет чувствовать себя лучше или доставит больше радости.

Виды потребностей

Психологи выделяют различные виды потребностей:

  • Биологические. Естественные желания в еде, питье, дыхании, выделении, размножении, жизни в благоприятных климатических условиях, безопасности.
  • Психологические. Желание спокойствия, общения или изоляции, получение эстетического наслаждения от видов и звуков природы, окружающего мира.
  • Этнические. Потребности в благоприятном существовании конкретного этноса, продолжении рода и нации.
  • Трудовые. Необходимость трудиться, заниматься созидательной деятельностью с целью обеспечения материального благополучия и развития умственной деятельности.
  • Экономические. Потребность в материальном обеспечении всех жизненных сфер.
  • Социальные. Потребность в общественной жизни, исполнение гражданского долга, общение с представителями социума. Сюда же относится желание изучать культурные ценности и пользоваться ими – музеи, библиотеки, театры, посещение культурно-исторических мест и т.д.  

Удовлетворение потребностей разного уровня помогает человеку не просто выживать, а способствует совершенствованию навыков, знаний, умений во многих областях.

Виды потребностей

Философия[править | править код]

Ещё философы Древней Греции и Древнего Рима достигли значительных успехов в понимании потребностей человека. Античные мыслители признавали потребности основными побудительными силами человеческой деятельности. Демокрит, например, рассматривал потребность как основную движущую силу, которая сделала ум человека изощрённым, позволила приобрести язык, речь, привычку к труду. Вне потребностей человек не смог бы выйти из дикого состояния. По мнению Гераклита, потребности определяются условиями жизни. Он отличал, что всякое желание должно быть разумно. Умеренность в удовлетворении потребностей способствует развитию и совершенствованию интеллектуальных способностей человека. Платон разделил потребности на первичные, образующие «низшую душу», которая подобна стаду, и на вторичные, образующие «разумную, благородную» душу, цель которой руководить первой.

Большое значение придавали потребностям как основным источникам активности человека французские материалисты конца XVII века. П. Гольбах писал, что потребности выступают движущим фактором наших страстей, воли, умственной активности. Потребности человека беспрерывны, и это обстоятельство служит источником его постоянной активности.

Большую роль потребностям в понимании активности человека отводил Н. Г. Чернышевский. С развитием потребностей он связывал и развитие познавательных способностей человека.

Как самостоятельная научная проблема вопрос о потребностях стал рассматриваться в философии, социологии, экономике, психологии в первой четверти XX века.Обобщённо потребность можно определить как нужду, необходимости в чём-то. Следует подчеркнуть, что довольно большое число учёных «рассматривают потребность как состояние напряжения». В жизни можно наблюдать как само появление нужды меняет состояние человека. Такое (потребностное) состояние заставляет его искать причину дискомфортности, выяснять, чего человеку не хватает. Таким образом, потребность побуждает человека к действию, к деятельности, к активности.

В настоящее время существует много различных точек зрения на сущность потребности. Большинство учёных сходится только в том, что почти все признают потребность как основную побудительную силу человеческой деятельности. Однако ни полного единодушия, ни однозначности в толковании этого понятия нет.

Диалектический материализм[править | править код]

К. Маркс подчёркивает, что «человек отличается от всех остальных животных безграничностью своих потребностей и их способностью к расширению».

Литература[править | править код]

  • Беляев И. А. Ограничение и компенсация способностей и потребностей целостного человеческого существа // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2009. — № 2 (96), февраль. — С. 24-30.
  • Беляев И. А. Способности и потребности как континуум системных свойств человеческой целостности // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2009. — № 1 (95), январь. — С. 9-13.
  • Беляев И. А. Целостность человека в аспекте взаимосвязи его способностей и потребностей : монография. ― Оренбург : ОГИМ, 2011. ― 360 с. http://elibrary.ru/item.asp?id=18513947
  • Беляев И. А. Целостность человека в аспекте взаимосвязи его способностей и потребностей : опыт типологизации : автореф. дис. … докт. филос. наук : защищена 16.02.2012 : утв. 18.10.2012. — Челябинск, 2012. — 55 с.
  • Ильясов Ф. Н. Потребность в детях и репродуктивное поведение // Мониторинг общественного мнения. 2013. № 1. С. 168—177.
  • Ильясов Ф. Н. Соотношение структуры потребностей и структуры цен / Ильясов Ф. Н. Статусная теория цены (базовые подходы к формированию концептуальной модели). — М.: Институт социологии РАН, 1993.
  • Потребности / Г. Д. Гловели // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  • Потребность / Д. А. Леонтьев // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  • Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Личность: теории, эксперименты, упражнения. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2001.- С. 487—494. — ISBN 5-93878-241-4
  • Щербатых Ю. В. Общая психология. — СПб.: Питер, 2008. — С. 171—177. — ISBN 978-5-388-00230-3
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...