Портовые сборы

Портовые сборы и их размеры

Портовые сборы представляют собой платежи, взимаемые в портах с судов и грузов, исчисляемые по установленным и официально публикуемым тарифам. Это денежные сборы (платежи), взимаемые с судовладельцев и грузовладельцев портовыми, городскими властями, таможенными и другими органами для покрытия затрат на строительство и содержание портов, подъездных путей к ним, маяков, надзорных органов и т.п. Сборы по принадлежности подразделяются на государственные и местные; по условиям взимания – на обязательные (корабельный маячный, тоннажный, навигационный, якорный, причальный, домовый, канальный, ледовый, речной, шлюзовой, таможенный, грузовой, пожарный сборы) и за предоставленные услуги (лоцманская проводка, пользование буксирами, санитарный, больничный, сбор за чистку причалов и т.п.).

Факторами, определяющими подлежащую уплате сумму сбора, являются:

– вместимость,

– длина,

– посадка судна,

– время стоянки в порту,

– количество груза и пассажиров.

Уровень портового сбора зависит от:

– вида плавания,

– формы судоходства,

– флага судна,

– классификации флота,

– рода груза,

– количества судозаходов.

Портовые сборы устанавливаются в едином размере для всех портов России.

Ставки морских сборов являются предельно максимальными, их увеличение недопустимо, кроме случаев утверждения новых ставок портовых сборов. Однако установление максимальных пределов портовых сборов не лишает администрации порта права уменьшать сумму сбора в зависимости от указанных выше обстоятельств и факторов, определяющих ставку сбора.

Портовые сборы взимаются с российских и иностранных судов:

– заходящих в порт;

– выходящих из порта;

– проходящих через акваторию порта транзитом.

Портовые сборы являются компенсацией за оказанные услуги, обеспечение безопасности и порядка в порту. В соответствии с Конституцией РФ все расчеты на территории РФ осуществляются в государственной валюте – рублях.

Портовые сборы при входе судна в порт оплачиваются по рейсу, каким судно вошло в порт. При выходе судна из порта сборы с судов оплачиваются по рейсу, каким судно выходит из порта. Экологический сбор оплачивается по рейсу (каботажному или заграничному), каким судно вошло в порт.

Судно, поданное в порт в балласте, оплачивает портовые сборы (в том числе и экологический сбор) по рейсу, для выполнения которого оно подано. Судно, выходящее из порта в балласте, оплачивает портовые сборы по рейсу, которым оно вошло в порт.

Судно, заходящее в порт без выполнения грузовых и пассажирских операций, а также проходящее акваторию порта транзитом, оплачивает портовые сборы по ставкам рейса (каботажного или заграничного), исходя из последнего порта (российского или иностранного) захода судна.

Сборы с судов, заходящих в порт без выполнения грузовых и пассажирских операций, проходящих акваторию порта транзитом (кроме навигационного сбора для транзитных судов), оплачиваются с применением коэффициента 0,5.

Взимание портовых сборов отнесено к компетенции администрации морского порта как субъекта, осуществляющего оказание услуг, обеспечение безопасности и порядка в порту. Администрация порта вправе делегировать полномочия по взиманию портовых сборов отдельным хозяйствующим субъектам, осуществляющим свою деятельность на территории порта.

Федеральная служба по тарифам осуществляет регулирование ценовой политики в сфере оказания услуг морскими портами. Своим приказом указанный орган власти определил перечень судов, освобождаемых от уплаты всех портовых сборов. К таким судам относятся:

– учебные и учебно-тренажерные суда;

– учебно-производственные суда, находящиеся на балансе учебных заведений морского и речного транспорта;

– суда, предназначенные для выполнения государственных надзорных и контрольных функций;

– служебно-вспомогательные и технические суда, суда портофлота, работающие в пределах акватории и оборудованных якорных стоянок одного порта или смежных акваторий нескольких портов;

– российские военные корабли и военно-вспомогательные суда;

– госпитальные суда;

– аварийно-спасательные суда, в том числе суда, предназначенные для ликвидации разливов нефти;

– ледоколы;

– гидрографические суда;

– экскурсионные и прогулочные суда прибрежного плавания.

Федеральной службой по тарифам также установлены отдельные исключения по уплате портовых сборов. Так, например, иностранные военные корабли, научные и исследовательские суда освобождаются от уплаты всех портовых сборов, кроме лоцманского. Суда, приходящие с моря на внешний рейд порта и уходящие с него в море, без выполнения на рейде каких-либо операций, а также суда, заходящие в порт для аварийного ремонта без производства в порту грузовых и пассажирских операций, обязаны уплачивать лоцманский и навигационный сборы.

Сборы в морских портах взимаются с судовладельцев (сборы судовые) и грузовладельцев для покрытия затрат на строительство, реконструкцию, эксплуатацию гидротехнических и навигационных сооружений портов и подходных к ним путей, а также за выполнение работ и услуг (лоцманская проводка, швартовые операции, снабжение водой, грузовые операции, обслуживание агентствами и др.).

СТАВКИ КОРАБЕЛЬНОГО СБОРА ЗА КУБ. М

Порт Обыкновенная, долл. США Льготная, долл. США Руб. Порт Обыкновенная, долл. США Льготная, долл. США Руб.
Черноморско – Азовский бассейн
Новороссийск 0.270 0.090 26.5 Таганрог 0.140 0.047 41.5
Сочи 0.285 0.095 50.2 Туапсе 0.250 0.090 26.5
        Прочие порты 0.184 0.063 40.0
Балтийский бассейн
Выборг 0.200 0.070 64.4 Калининград 0.170 0.085 38.4
Высоцк 0.220 0.081 60.0 Прочие порты 0.210 0.070 60.0
Санкт – Петербург 0.240 0.081 50.7        
Северный бассейн
Архангельск 0.230 0.081 79.4 Нарьян – Мар 0.240 0.090 151.0
Амдерма 0.218 0.081 153.0 Онега 0.216 0.081 139.0
Кандалакша 0.216 0.081 110.0 Тикси 0.216 0.081 147.6
Мезень 0.216 0.081 119.1 Хатанга 0.216 0.081 136.0
Мурманск 0.230 0.072 65.0 Прочие порты 0.216 0.081 130.0
Арктический и Дальневосточный бассейны
Анадырь 0.175 0.063 107.0 Певек 0.175 0.065 130.0
Александровск – на – Сахалине 0.279 0.086 112.0 Провидения 0.210 0.094 140.0
Беринговский 0.175 0.063 107.0 Петр. – Камчатск. 0.175 0.065 103.6
Бошняково 0.234 0.085 126.0 Поронайск 0.248 0.076 112.0
Владивосток 0.223 0.098 90.9 Посьет 0.205 0.076 65.3
Восточный 0.223 0.098 62.7 Углегорск 0.234 0.085 126.0
Ванино 0.210 0.078 55.8 Усть – Камчатск 0.175 0.065 107.4
Корсаков 0.220 0.097 126.0 Холмск 0.223 0.098 126.0
Красногорск 0.225 0.075 112.0 Шахтерск 0.234 0.085 126.0
Магадан 0.175 0.065 130.0 Эгвекинот 0.265 0.094 130.0
Находка 0.223 0.098 69.0 Прочие порты 0.175 0.068 125.0
Находка (нефт.) 0.223 0.098 69.0        
Николаевск – на – Амуре 0.225 0.076 83.1        
Каспийский бассейн
Махачкала 0.150 0.055 52.0 Прочие порты 0.112 0.030 30.0
Астрахань (Оля) 0.120 0.040 40.0        

Таблица 3

Сборы в отдельных портах

Портовые сборы используются морскими администрациями портов на обеспечение безопасности мореплавания и порядка в порту, осуществление надзора за технической эксплуатацией закрепленных за ними портовых сооружений, объектов и средств навигационного оборудования, обеспечение их ремонта, развития и строительства, проведение экологических мероприятий, содержание персонала и социальное развитие, научные исследования и проектные работы, уплату налогов и других обязательных платежей, иных выплат, установленных законодательством.

Детализация видов портовых сборов отнесена настоящим Законом к компетенции Министерства транспорта РФ. Определение видов взимаемых в каждом отдельно взятом порту сборов может производиться только в отношении тех портов, которые признаны государством, посредством утверждения их наименования и границ. Виды портовых сборов утверждены Приказом Министерства транспорта РФ от 17 декабря 2007 г. N 189 “Об утверждении перечня портовых сборов в морских портах РФ”. Так, указанным нормативным актом установлены виды сборов в указанных портах:

– Архангельск – корабельный, канальный, лоцманский, маячный, навигационный, ледокольный сборы.

– Игарка – корабельный, лоцманский сборы.

– Кандалакша – корабельный, лоцманский, маячный сборы.

– Выборг – корабельный, канальный, лоцманский, маячный, навигационный, ледокольный, экологический сборы.

– Сочи – корабельный, маячный, навигационный, лоцманский, экологический сборы.

– Ванино – корабельный, лоцманский, маячный, навигационный, экологический, ледокольный сборы.

Ставки указанных сборов конкретизируются по их видам действующим транспортным законодательством, нормативными актами о естественных монополиях, а также обязательными постановлениями администраций морских портов, которые предусматривают конкретные ставки портовых сборов для отдельных видов судов.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...