Правовой статус и обязанности налоговых агентов и сборщиков налогов и сборов

Новая редакция Статьи 25 НК РФ с Комментариями и последними поправками на 2020 год.

Содержание

Особенности участия сборщиков налогов и сборов в налоговых правоотношениях

Сборщики налогов и сборов в налоговых правоотношениях осуществляют деятельность по непосредственному получению от налогоплательщиков налоговых платежей с последующей передачей аккумулированных сумм и записей об исполненных налоговых обязанностях в уполномоченные государственные органы.

Деятельность сборщиков позволяет облегчить организацию взаимоотношений множества налогоплательщиков (плательщиков сборов) и органов казначейства, число представителей которых по объективным причинам должно быть строго ограничено.

Несмотря на отказ законодателя от использования в НК понятия «сборщик налогов и сборов», функции сборщиков налогов и сборов в России в настоящее время фактически выполняют налоговые агенты, банки, почтовые отделения, органы местного самоуправления и др. Права и обязанности сборщиков могут различаться.

Сборщики налогов и сборов могут участвовать в налоговых правоотношениях как лично, так и через своих представителей. Представителями сборщиков, как правило, являются должностные лица организации, наделенной правом сбора налогов и сборов.

Читайте также

20. Понятия налогов. Элементы налогов

20. Понятия налогов. Элементы налоговЧтение — вот лучшее учение! Книгу ничто не заменит.Общие принципы построения налоговых систем воплощаются при их формировании через элементы налогов, которые включают: субъект, объект, источник, единицу обложения, налоговую базу,

1. Налогоплательщики и налоговые агенты

1. Налогоплательщики и налоговые агенты1.1. НалогоплательщикиСогласно ст. 246 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) плательщиками налога на прибыль признаются:– российские коммерческие и некоммерческие организации (см. определение Конституционного Суда

Раздел II. Налогоплательщики и плательщики сборов. Налоговые агенты. Представительство в налоговых правоотношениях

Раздел II. Налогоплательщики и плательщики сборов. Налоговые агенты. Представительство в налоговых правоотношенияхГлава 3. Налогоплательщики и плательщики сборов. Налоговые агентыСтатья 19. Налогоплательщики и плательщики сборовНалогоплательщиками и плательщиками

Раздел II. Налогоплательщики и плательщики сборов. Налоговые агенты. Представительство в налоговых правоотношениях

Раздел II. Налогоплательщики и плательщики сборов. Налоговые агенты. Представительство в налоговых правоотношенияхГлава 3. Налогоплательщики и плательщики сборов. Налоговые агентыСтатья 19. Налогоплательщики и плательщики сборовНалогоплательщиками и плательщиками

7. Сборщик налогов и (или) сборов и лица, контролирующие правильность исчисления и полноту уплаты налогов. Общие положения

7. Сборщик налогов и (или) сборов и лица, контролирующие правильность исчисления и полноту уплаты налогов. Общие положенияНалоговый кодекс РФ (НК РФ) вводит понятие «сборщик налогов и (или) сборов».В ст. 25 НК РФ предусмотрено, что в ряде случаев, предусмотренных НК РФ, прием

Глава 3. Налогоплательщики и плательщики сборов. Налоговые агенты

Глава 3. Налогоплательщики и плательщики сборов. Налоговые агентыСтатья 19. Налогоплательщики и плательщики сборовНалогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена

Лизингодатель – нерезидент – надо ли платить двойной НДС – на таможне и как налоговые агенты

Лизингодатель – нерезидент – надо ли платить двойной НДС – на таможне и как налоговые агентыДвойное налогообложение в общепринятом понимании представляет собой одновременное обложение одних и тех же доходов либо различными видами налогов в пределах одной страны, так

38. НДС: налоговые ставки, налоговые льготы

38. НДС: налоговые ставки, налоговые льготыНалоговые ставки. Общая налоговая ставка составляет 18% от налоговой базы. Льготная (пониженная) ставка в размере 10% установлена для ряда социально значимых категорий товаров – некоторых продовольственных товаров (мяса, молока,

41. Акцизы: налоговые ставки, порядок исчисления и уплаты, налоговые льготы

41. Акцизы: налоговые ставки, порядок исчисления и уплаты, налоговые льготыНалоговые ставки. Устанавливаются отдельно по каждой категории подакцизных товаров. Адвалорная (процентная) ставка применяется как добавочная в отношении сигарет и папирос. Все остальные ставки

46. ЕСН: налоговый период, налоговые ставки, порядок исчисления и уплаты, налоговые льготы

46. ЕСН: налоговый период, налоговые ставки, порядок исчисления и уплаты, налоговые льготыНалоговый период составляет календарный год. Отчетные периоды по налогу – первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.Налоговые ставки. Включают как твердо

Пример 13. При выбытии объектов основных средств организации не списывает накопленные отложенные налоговые обязательства (активы), отраженные по счету 77 «Отложенные налоговые обязательства» (09 «Отложенные налоговые активы»)

Пример 13. При выбытии объектов основных средств организации не списывает накопленные отложенные налоговые обязательства (активы), отраженные по счету 77 «Отложенные налоговые обязательства» (09 «Отложенные налоговые активы»)Согласно п.18 ПБУ 18/02 отложенное налоговое

Лизингодатель-нерезидент – надо ли платить двойной НДС – на таможне и как налоговые агенты

Лизингодатель-нерезидент – надо ли платить двойной НДС – на таможне и как налоговые агентыДвойное налогообложение в общепринятом понимании представляет собой одновременное обложение одних и тех же доходов либо различными видами налогов в пределах одной страны, так

104. Экономическое понятие налогов и сборов, виды налогов

104. Экономическое понятие налогов и сборов, виды налоговПод налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или

43. Коммерческие агенты

43. Коммерческие агентыОчень важное значение имеет и характер взаимоотношений коммерческих агентов с сотрудниками службы сбыта. Дружелюбные и партнерские отношения между ними – залог успешной работы предприятия в сфере сбыта. Для достижения этих целей предприятие

14. Агенты! Следите за своей речью

14. Агенты! Следите за своей речьюЧасто приходится слышать от агентов слово «проблема»:• клиент пришел с проблемой;• проблемный клиент;• я пришел работать агентом, потому что были проблемы с деньгами.Любое произнесенное вами слово — отражение внутреннего настроя. Вы

2.2. Налоговые обязательства и налоговые вычеты, возникающие на этапе приобретения ресурсов

2.2. Налоговые обязательства и налоговые вычеты, возникающие на этапе приобретения ресурсовНа этапе I, развернуто представленном на схеме 5, предприятие создает запас ресурсов (активов), необходимых для ведения хозяйственной деятельности. В соответствии с классификацией,

Сборщики налогов и сборов

Прием от налогоплательщиков или плательщиков сборов средств в уплату налогов и сборов и перечисление их в бюджет может осуществляться государственными органами, органами местного самоуправления, другими уполномоченными органами и должностными лицами — сборщиками налогов и сборов. [c.517]

Государственные органы как участники налоговых отношений можно подразделить на структуры, реализующие свои основные функции в налоговой сфере (органы Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, органы Государственного таможенного комитета Российской Федерации), и структуры, наделенные отдельными полномочиями в отношении налогообложения (финансовые органы, сборщики налогов и сборов). [c.154]

Сборщики налогов и сборов [c.180]

От налоговых агентов следует отличать сборщиков налогов и сборов. Ими называют лиц, ведущих прием средств от налогоплательщиков и перечисление их в бюджет (ст. 25 части первой НК РФ). Статья 9 части [c.180]

Согласно НК РФ сборщиками налогов и сборов могут быть только государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностные лица. Следовательно, организации и физические лица функции сборщиков налогов выполнять не могут. [c.181]

Главное отличие сборщиков налогов и сборов от других участников налоговых отношений состоит в том, что сборщики производят прием или взимание налогов (попутно контролируя правильность их исчисления) путем зачисления их сумм на свой счет или в свою кассу. [c.181]

Частью первой НК РФ не установлено прав, обязанностей и ответственности сборщиков налогов и сборов. Они устанавливаются законодательством, регулирующим исчисление и уплату конкретных налогов и [c.181]

Теоретически возможно возложение функций сборщиков налогов и сборов на организации и физических лиц. Например, Закон РФ Об основах налоговой системы в Российской Федерации установил, что плательщиками местного налога на рекламу являются лица, рекламирующие свою продукцию. В ряде регионов установлено, что обязанность собирать налог и перечислять его в бюджет возлагается на рекламные агентства. Выставляя счет за услуги, агентство увеличивает его на сумму налога на рекламу. В отношении этого налога рекламные агентства выполняют функции сборщиков. [c.182]

Поскольку НК РФ исключил организации и граждан из числа сборщиков налогов и сборов, то механизмы взимания налогов и сборов должны быть приведены в соответствие с НК РФ. [c.182]

От налоговых агентов следует отличать сборщиков налогов и сборов. Ими называют лиц, ведущих прием средств от налогоплательщиков и перечисление их в бюджет (ст. 25 части первой НК РФ). Статья 9 части первой НК РФ к функциям сборщиков относит не только взимание налогов и сборов, но и контроль за их уплатой. [c.249]

Согласно НК РФ сборщиками налогов и сборов могут быть [c.249]

Частью первой НК РФ не установлены права, обязанности и ответственность сборщиков налогов и сборов. Они устанавливаются законодательством, регулирующим исчисление и уплату конкретных налогов и сборов. Однако унификация правового положения сборщиков необходима. Неурегулированность основ правового статуса сборщиков может обернуться законодательными пробелами, в результате чего надлежащее выполнение обязанностей этой категории участников налоговых отношений не будет гарантировано. [c.250]

Полномочия сборщиков налогов и сборов определены в комментируемой статье и в ст. 9 НК по-разному. По определению, содержащемуся в ст. 9, сборщики налогов и сборов помимо приема и взимания налогов и (или) сборов осуществляют также контроль за их уплатой налогоплательщиками и плательщиками сборов. Это верно в отношении органов, взимающих государственную пошлину и осуществляющих контроль за ее правильным исчислением и уплатой. Вместе с тем сами сборщики пошлин подконтрольны налоговым органам в части выполнения своих фискальных функций. [c.58]

Функции сборщиков налогов и сборов осуществляют некоторые государственные органы, органы местного самоуправления, другие уполномоченные органы и должностные лица. Так, на суды, государственных нотариусов, органы исполнительной власти, осуществляющие нотариальные действия, органы записи актов гражданского состояния возложена обязанность по взиманию государственной пошлины за рассмотрение дел, совершение нотариальных действий, регистрацию рождения, брака и т. д. Эти же органы наделены полномочиями по принятию решения об изменении срока уплаты [c.58]

Права, обязанности и ответственность сборщиков налогов и сборов до принятия части второй Кодекса определяются федеральными законами о налогах и сборах, другими федеральными законами, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления о налогах и (или) сборах. [c.59]

Сборщиками налогов и сборов согласно ст. 25 признаются  [c.54]

О понятиях организации и физического лица см. комментарий к ст. 11 НК о налогах и сборах, налогоплательщика и плательщика сборов — к ст. 19 НК, налогового агента — к ст. 24 НК, сборщика налогов и сборов — к ст. 25 НК. [c.29]

Под сборщиками налогов и сборов в ст. 25 НК понимаются уполномоченные органы и должностные лица, которые в предусмотренных НК случаях могут осуществлять прием от налогоплательщиков и (или) плательщиков сборов средств в уплату налогов и (или) сборов. В отличие от налоговых агентов, производящих удержание налога у налогоплательщика независимо от его волеизъявления, сборщик налога или сбора принимает у обязанных к уплате налога или сбора лиц производимый ими по собственному волеизъявлению платеж. [c.57]

Посредством определения составов правонарушений, влекущих применение Н.с., и применения этих санкций реализуется налоговая ответственность. Юридические последствия зависят от характера налогового правонарушения, что позволяет дифференцировать Н.с. собственно налоговые санкции административные санкции, в качестве которых в основном применяется административный штраф, налагаемый начальником (заместителем начальника) налоговой инспекции финансовые санкции — меры государственно-принудительного материального воздействия в виде взыскания в обязательном порядке с нарушителя денежных средств в размерах, установленных законодательством уголовные санкции — применяются за совершение налоговых преступлений. НАЛОГОВЫЕ СБОРЩИКИ – см. Сборщики налогов и сборов. [c.113]

Раздел II содержит основные положения о налогоплательщиках, плательщиках сборов, налоговых агентах, их правах и обеспечении (защите) этих прав, обязанностях, а также о взаимозависимых лицах и сборщиках налогов и сборов. [c.114]

СБОРЩИКИ НАЛОГОВ И СБОРОВ [c.183]

СБОРЩИКИ НАЛОГОВ И СБОРОВ -уполномоченные юридические или физические лица, осуществляющие функции сбора налоговых платежей. В случаях, предусмотренных НК РФ, прием от налогоплательщиков и (или) плательщиков сборов средств в уплату налогов и (или) сборов и перечисление их в бюджет может осуществляться государственными органами, органами местного самоуправления, другими уполномоченными органами и должностными лицами — сборщиками налогов и (или) сборов. Права, обязанности и ответственность сборщиков налогов и (или) сборов определяются НК РФ, федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законодательными актами субъектов Российской Фе- [c.183]

Государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностные лица, осуществляющие в установленном порядке помимо налоговых и таможенных органов прием и взимание налогов и (или) сборов, а также контроль за их уплатой налогоплательщиками и плательщиками сборов (см. Сборщики налогов и сборов). [c.205]

Представляется более логичным при определении налогового бремени конкретного налогоплательщика все же не включать налоги и сборы, уплачиваемые населением. В данном случае предприятие выступает по поручению государства не в роли плательщика налогов, а только в роли их сборщика, удерживая эти налоги из доходов своих работников. И изменения условий указанного налогообложения ни в какой мере не отражаются на доходах, остающихся в распоряжении предприятия. [c.66]

Государственные органы, которые контролируют правильность исчисления и полноту уплаты налогов и сборов, но не полномочны принимать и взимать налоги, также не относятся к сборщикам. Например, суды общей юрисдикции и арбитражные суды при приеме исковых заявлений и жалоб проверяют правильность исчисления государственной пошлины и полноту ее уплаты. Однако они не выступают сборщиками пошлины, поскольку она перечисляется плательщиком непосредственно в бюджет, а не на счет судебного органа. К тому же в соответствии с НК РФ сборщиками могут выступать только органы исполнительной, но не законодательной и судебной власти. [c.181]

Уплата сбора производится путем приобретения разовых талонов по месту торговли. Реализация указанных талонов может производиться по решению исполнительных органов власти специально выделенными сборщиками с оплатой их работы за счет средств, поступающих от местных налогов и сборов, и может быть возложена на администрацию рынка. Разовый талон для удобства может быть реализован на любое число дней торговли. Стоимость его определяется в этом случае исходя из стоимости разового талона за один день торговли. [c.165]

Статья 25. Сборщики налогов и (или) сборов [c.58]

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прием от налогоплательщиков и (или) плательщиков сборов средств в уплату налогов и (или) сборов и перечисление их в бюджет могут осуществляться государственными органами, органами местного самоуправления, другими уполномоченными органами и должностными лицами – сборщиками налогов и(или)сборов. [c.58]

Права, обязанности и ответственность сборщиков налогов и (иди) сборов определяются настоящим Кодексом, федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и (или) сборах. [c.58]

Как следует из п. 1 статьи, отсрочка и рассрочка могут быть предоставлены как налогоплательщикам, так и иным обязанным лицам. В последнем случае имеются в виду прежде всего налоговые агенты, на которых закон возлагает обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Не исключается, что в отдельных случаях отсрочка или рассрочка может быть предоставлена и сборщикам налогов или сборов. [c.163]

Ссылки, имеющиеся в перечисленных статьях части первой Кодекса, касаются вопросов, которые должны определяться применительно к взиманию конкретного налога или сбора, предусмотренного действующей в Российской Федерации системой налогов и сборов, а именно лиц, признаваемых налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами или сборщиками налогов и (или) сборов объекта налогообложения налоговой базы и налоговой ставки использования льгот по налогам и сборам сроков совершения действий, с которыми связано исчисление сроков уплаты налогов и сборов порядка уплаты налогов и сборов органов, уполномоченных принимать решения об изменении срока уплаты налога и сбора. [c.382]

В статье определены участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, путем их исчерпывающего перечисления. Анализ содержания данной статьи в контексте Кодекса в целом позволяет заключить, что статусом участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, наделены только две главные стороны этих отношений, имеющие непосредственный имущественный интерес в процессе налогообложения и сборов. С одной стороны, это налогоплательщики и плательщики сборов, заинтересованные в снижении фискального бремени, а с другой стороны – государство в лице представляющих его фискальные интересы налоговых органов, таможенных органов, финансовых органов, сборщиков налогов и сборов и налоговых агентов. Статус последних в отношениях с государством (в лице налоговых и финансовых органов) в предусмотренных Ко-дексом случаях идентичен статусу налогоплательщика.  [c.30]

Предприятия, организации и учреждения вносят платежи в государственный бюджет в безналичном порядке путем перечисления соответствующих сумм с их счетов в банке на счет госбюджета. Рабочие и служащие уплачивают налоги и сборы через предприятия, организации и учреждения причитающиеся с них суммы удерживаются из зарплаты. Нек-рые налоги (сельхозналог, налог со строений) вносятся наличными. деньгами. Прием платежей от населения в городах и рабочих поселках осуществляют, кроме учреждений Госбанка, сберкассы, в сельской местности — сельские Советы депутатов трудящихся. Отдельные виды платежей принимают кассы специальных сборщиков лесхозы, управления рынков, таможни и ряд др. организаций. Платежи в доходы госбюджета СССР распределяются между отдельными бюджетами (союзным, республиканскими и местными) распределение устанавливается ежегодно Верховным Советом СССР, Верховными Советами союзных и автономных республик и местными Советами депутатов трудящихся. Для учета до-ходоз союзного бюджета и республиканских бюджетов союзных республик на балансе Госбанка открыты счета Доходы, распределяемые между бюджетами (распределительный счет), Доходы союзного бюджета , Доходы республиканских бюджетов союзных республик . На счет Доходы, распределяемые между бюджетами зачисляются общесоюзные доходы (налог с оборота, подоходный налог с населения), от к-рых производятся отчисления в республиканские бюджеты союзных рее- [c.511]

Смотреть страницы где упоминается термин Сборщики налогов и сборов

: [c.355]    [c.30]    [c.23]    [c.14]    [c.53]    [c.28]    [c.461]    [c.848]    [c.101]    [c.181]    [c.87]    [c.295]   

Смотреть главы в:

Налоговое право -> Сборщики налогов и сборов

Copyright © 2021 – economy-ru.info

Что такое налог

Существование любого государства, независимо от его устройства, напрямую зависит от налогов и сборов, которые пополняют бюджет и позволяют производить расходы на содержание органов власти, армии и т. п. Что такое налог? Прежде всего, это обязательный, индивидуальный и безвозмездный платёж, так как он не един для всех, а зависит от полученного дохода. Без получения налогов существование государства и его финансовая деятельность невозможны.

Налогообложению подлежат как граждане (физические лица), так и организации (юридические лица). Другими словами, каждый гражданин страны или организация, получившие прибыль от своей деятельности, обязаны заплатить определённый процент государству. Налогообложению подвергается и имущество, например, недвижимость, автотранспорт и так далее. Размер налогов определён законодательством.

мытарь это

Сбор налогов

Для исполнения учёта и сбора необходимых платежей во все времена существовали сборщики налогов. В современном государстве это целая система, которая производит учёт, проверку и непосредственно сбор денежных средств. Современный сборщик налогов – налоговая инспекция. Большинству граждан она хорошо известна. А вот кто осуществлял сбор налогов в различные времена, и как назывались такие люди, знают немногие.

Система сбора налогов развивалась вместе с государством и прошла различные этапы. Считается, что первый налог – жертвоприношение. Это можно найти в Пятикнижии Моисея, где говорится, что десятина из семени на земле и плодов дерева принадлежит Господу. В дальнейшем развитии эта десятина приобрела светское значение и взималась в пользу правителей, князей. Кроме того, церковь собирала свою десятину.

Первоначально сборщик налогов – это князь с его дружиной, который самостоятельно взимал дань с подданных. В дальнейшем сбор стали поручать специальным лицам – сборщикам налогов.

Налоговые агенты

При необходимости аккумуляции финансовых средств у большого количества налогоплательщиков (как, например, при сборе НДФЛ у физических лиц) целесообразно встраивание в цепочку дополнительного субъекта (налогового агента), обладающего в части сбора налоговых платежей расширенными полномочиями (например, не только обязанностями по приему, но и по исчислению и удержанию соответствующих сумм). Так, к примеру, в России налоговые агенты осуществляют функции не только по перечислению налоговых платежей, но и исчисляют их размер и удерживают соответствующую сумму при выплате налогоплательщику.

Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

Обязанности налогового агента могут быть возложены только на те организации и физических лиц, которые являются источником выплаты доходов налогоплательщику. Лицо получает статус налогового агента только для исполнения конкретных обязанностей по исчислению и уплате налога. При этом в разных налоговых отношениях одно и то же лицо может выступать как в роли налогового агента, так и налогоплательщика и плательщика сборов.

Налоговыми агентами признаются также российские организации, выплачивающие доходы иностранным организациям от источников в Российской Федерации, на которых в соответствии со ст. 310 части второй НК возлагается обязанность исчислить и удержать налог с таких доходов при каждой их выплате.

Лицо не вправе отказаться от статуса налогового агента, не отказавшись одновременно и от соответствующей функции по перечислению и выплате доходов налогоплательщику.

Права налоговых агентов. Если иное не предусмотрено НК, налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, а именно:

  • право на информацию;
  • право на получение официального письменного разъяснения;
  • право на управление налоговыми выплатами (право осуществлять налоговый менеджмент);
  • право на возврат излишне уплаченных денежных сумм в процессе реализации налогового правоотношения;
  • право лично или через представителя участвовать в налоговых правоотношениях;
  • право давать пояснения о характере собственных действий в сфере налоговых правоотношений;
  • право на корректное отношение со стороны иных участников налоговых правоотношений;
  • право не соблюдать незаконные предписания и требования;
  • право на обжалование;
  • право на возмещение неправомерно нанесенных убытков;
  • право на защиту нарушенных прав и законных интересов.

Обязанности налоговых агентов отличаются от обязанностей налогоплательщиков не только по составу, но и по содержанию. Согласно НК налоговые агенты обязаны:

  1. исчислять, удерживать и перечислять законно установленные налоги (подп. 1 п. 3 ст. 24 Налогового кодекса);
  2. информировать налоговые органы и их должностных лиц о результатах своей деятельности (подп. 2, 4 п. 3 ст. 24 Налогового кодекса);
  3. вести в установленном порядке учет (подп. 3 п. 3 ст. 24 Налогового кодекса);
  4. обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов (подп. 5 п. 3 ст. 24 Налогового кодекса).

Обязанность уплачивать законно установленные налоги для налогового агента означает необходимость правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять на соответствующие счета Федерального казначейства соответствующие налоги.

Нормы НК, регулирующие порядок уплаты налогов, установленный для налогоплательщиков, применяются к налоговым агентам только в отношении удержанных с налогоплательщиков сумм налогов.

Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном НК для уплаты налога налогоплательщиком.

Обязанность информировать налоговые органы и их должностных лиц о результатах своей деятельности для налогового агента означает, что он должен в установленный срок (в течение месяца) сообщать в налоговый орган по месту своего учета:

  • о невозможности удержать налог у налогоплательщика;
  • сумме задолженности налогоплательщика.

Кроме этого, налоговый агент должен представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

Обязанность вести в установленном порядке учет для налогового агента означает необходимость общего и персонального (по каждому налогоплательщику) учета:

  • начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов;
  • исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему налогов.

Ответственность налогового агента. В налоговых отношениях налоговый агент в отличие, например, от представителя налогоплательщика, представляет не интересы налогоплательщика, а собственные интересы. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством РФ. Налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности за допущенные налоговым агентом ошибки и нарушения при исполнении последним своих обязанностей, в том числе при исчислении им, удержании у налогоплательщика или перечислении в бюджетную систему налогов.

Древний Рим

В древнем Риме определение размера дани проводилось чиновниками-цензорами, которым все граждане Рима приносили заявления о состоянии имущества, составе семьи. Это были первые налоговые декларации. А сам процесс сбора проводился откупщиками, деятельность которых государство не в состоянии было контролировать. Императором Августом Октавианом стали создаваться специальные финансовые организации, которые проводили учёт и проверку уплаты.

Хочется заметить, что в Римской империи сбором налогов с земельных участков занимались военачальники. Но взимать дань с ввоза и вывоза товаров мог любой. Для этого необходимо было оформить специальное разрешение, которое стоило довольно дорого. Сборщик налогов такого плана назвался мытарем. Онпо своей сути был тем же, что и современной таможенник.

сборщик податей

Обязанности банковских организаций в сфере сбора налогов и сборов

Банки обязаны исполнять поручения:

  • налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сборов) на перечисление налога (сборов, пеней и штрафов) в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства;
  • по возврату налогоплательщикам, налоговым агентам и плательщикам сборов сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней и штрафов;
  • местных администраций и организаций федеральной почтовой связи на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств, принятых от физических лиц – налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сборов);
  • налогового органа на перечисление налога (сборов, пеней и штрафов) в бюджетную систему РФ за счет денежных средств налогоплательщика или налогового агента в очередности, установленной гражданским законодательством РФ.

Плата за обслуживание по указанным операциям не взимается.

При наличии денежных средств на счете налогоплательщика (налогового агента, плательщика сборов) банки не вправе задерживать исполнение поручения налогоплательщика и поручения налогового органа.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных обязанностей банки несут ответственность, установленную НК. Применение мер ответственности не освобождает банк от обязанности перечислить в бюджетную систему РФ сумму налога (сбора, пеней и штрафов). В случае неисполнения банком указанной обязанности в установленный срок к этому банку применяются меры по взысканию неперечисленных сумм за счет денежных средств и иного имущества.

Неоднократное нарушение указанных обязанностей в течение одного календарного года является основанием для обращения налогового органа в ЦБР с ходатайством об аннулировании лицензии на осуществление банковской деятельности.

Сбор налогов в древней Руси

Система налогообложения Рима перешла и в Византию, откуда слово «мытарь» пришло на Русь после крещения. Значение у него осталось прежним, мытарь – это таможенник. Сбор дани (основного налога) проходил в ноябре месяце. Сборщик налогов – князь со своей дружиной, который объезжал всех поданных и собирал «полюдье». Определённого размера данная повинность не имела, кроме этого во время объезда князь проводил суды.

Именно после сбора “полюдья” был убит князь Игорь. А его жена – княгиня Ольга -жестоко отомстила жителям города Искоростень. Осадила его своими войсками, а после покорения сожгла. Жителей же обложила тяжёлой данью. Это событие заставило её пересмотреть методы сбора.

Был назначен определённый размер и места сбора дани – становища и погосты, определена форма доставки дани населением (повоз) в специальные места. Подушный налог имел название «тягло», а впоследствии получил название «подать». Были созданы сборщики податей – приказы. Ею обкладывались и такие виды деятельности как стрелецкие, ямские и прочие. Например, стрелецкую подать платили в Стрелецкий приказ.

Что такое подать

В России времён Петра I сборщик податей – специальная канцелярия, причём для каждой подати образовывалась своя. Подать – это сбор, который взимался с определённых государством единиц, подлежащих обложению: двор, соха, обжа и др. В конце правления Петра была определена подушная подать, которой облагались все люди мужского пола, кроме дворян, находившихся на службе, а также духовенства.

Постепенно круг освобождённых от податей расширился. Исключение из списка податных составили не служившие дворяне и купечество. «Податное сословие» составляли только ремесленники и крестьяне.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...