Приватизация

Что такое приватизация в России: когда началась⚠️, как проходила. Особенности и социально-экономические последствия☑️. Основные этапы

Подготовительный этап[править | править код]

Возможности участия населения[править | править код]

Первый проект перехода к рыночной экономике через массовую приватизацию общенародной социалистической собственности был предложен в рамках программы «500 дней», разработанной в 1990 году группой экономистов под руководством Станислава Шаталина. Опережающий запуск приватизации для того, чтобы люди могли использовать свои накопления в Государственных трудовых сберегательных кассах для приобретения активов, а не только потребительских товаров, снизил бы давление денежной массы на потребительский рынок и смягчил бы либерализацию цен. Однако это не было сделано, и в результате галопирующей инфляции (168 % в 1991 году, 2608 % в 1992 году) накопления граждан к концу 1992 года, составлявшие к 1990 году треть ВВП СССР, сохранили только 2 % своей покупательной способности. Таким образом, к началу массовой приватизации инвестиционный ресурс, накопленный гражданами за десятилетия напряжённого труда, который они могли бы использовать при приватизации, был полностью ликвидирован. А когда у людей начали появляться новые накопления, сделанные уже в рыночных условиях, приватизация уже закончилась[1].

Программа «500 дней» и 20 проектов законов к ней были подготовлены, утверждены Верховным Советом РСФСР и представлены на рассмотрение Верховного Совета СССР к 1 сентября 1990 года . На союзном уровне, однако, программа была отклонена. Однако правительство Ельцина-Гайдара, невзирая на то, что ранее российские реформаторы были поборниками «500 дней», положения этой программы в реальной деятельности проигнорировало, запустив либерализацию цен до приватизации[1].

Законодательство РФ[править | править код]

24 декабря 1991 года, после принятия Закона РСФСР N 443-1 «О собственности в РСФСР», на территории России была узаконена частная собственность. Там же (статья 25) было законодательно закреплено понятие приватизации как передачи государственного или муниципального имущества в частную собственность.[2]

4 июля 1991 года принимается Закон РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», согласно которому приватизацию государственного имущества организует Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом (Госкомимущество России).[3]

25 июня 1990 года Совет Министров СССР принял постановление[4], в соответствии с которым на базе заводов КамАЗа было создано одно из первых акционерных обществ РСФСР и Советского Союза — АО «КамАЗ». Согласно постановлению, 51 % акций должны были остаться в общесоюзной собственности, остальные предполагалось продать. 5 сентября 1991 года началась продажа акций трудовому коллективу. 10 сентября состоялся конкурс для юридических лиц, в результате которого акционерами КамАЗа стали 230 предприятий и организаций[5].

В ноябре 1991 года председателем Госкомимущества РСФСР был назначен Анатолий Чубайс.[6]

С ноября 1991 г. начался этап форсированной приватизации. В его основу был положен указ No.341 Президента РФ от 29/12/1991, утвердивший «Основные положения программы приватизации государственных и муниципальных предприятий на 1992 год».[7] Указ No.66 от 29/1/1992 «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» определял практический механизм приватизации[8].

Понятие приватизации

Определение 1

Приватизация – это инструмент государственной власти, позволяющий легализовать перевод государственного имущества в частное.

Этот процесс представляет собой полную или частичную передачу муниципального или государственного имущества в частные руки. Для того, чтобы приватизация осуществилась необходимо две стороны, одной из которых является государство. Стоит различать разгосударствление и приватизацию.

Под разгосударствлением понимается процесс упразднения монополии власти. Оно необходимо для формирования многоукладной экономической системы. Приватизация является одним из инструментов разгосударствления, позволяющим легально передать право собственности в частные руки. Обратный разгосударствлению процесс – национализация.

Приватизация не является гарантом экономического прогресса. Она необходима для формирования конкуренции и усиления соперничества между субъектами экономики. Но на экономический рост будут влиять эффективность управления, а не вид собственности. Например, в России переход к рыночным отношениям и частному имуществу не привел к ожидаемому результату. Это было связано с тем, что у субъектов экономики отсутствовали навыки управления в принципиально новых условиях хозяйствования.

Экономический спад в середине семидесятых годов в мире показал, что действующая система экономических отношений не является эффективной. Приватизацию стали проводить многие страны с высокоразвитой экономикой, например, Великобритания. В ней была разработана программа постепенного перевода предприятий государственного сектора в частный. Переход предполагал продажу акций, долей, участие в паях. В России приватизация носила стихийный характер, поэтому она не смогла принести ожидаемого результата. Процесс перевода государственной собственности в частные руки в России еще не завершен. Сегодня большая часть крупных предприятий работает по принципу объединения частной и государственной собственности.

Приватизация: понятие процесса и его суть

Под «приватизацией» следует понимать регламентированную законодательством процедуру отчуждения права собственности на имущественные объекты, ранее находящиеся в ведомстве государственных органов в пользу физического (юридического лица) на платной или бесплатной основе.

Суть приватизационного процесса – заключение сделки между частным субъектом и органами власти с целью выкупа или бесплатного переоформления муниципального имущественного объекта в собственность первого. Таким образом, после старта приватизации вначале 90-хх россияне смогли получить права на имущество, ранее считавшееся государственным.

Приватизация предприятий[править | править код]

1992 — июнь 1994: массовая приватизация (малая и ваучерная)[править | править код]

В июне 1992 года Верховным Советом РФ была утверждена Государственная программа приватизации на 1992 год, определившая возможные способы приватизации для предприятий в зависимости от их размера[9].

Согласно программе,

  • малые предприятия должны были распродаваться на торгах или могли быть напрямую проданы частным лицам, работающим на этих предприятиях («малая» приватизация).
  • крупные предприятия, как и часть средних, должны были быть обязательно преобразованы в акционерные общества открытого типа, и затем пройти через продажу акций. При этом не менее 29 % уставного капитала должны были быть проданы через публичные аукционы за приватизационные чеки, в обиходе называемые ваучерами («чековая» или «ваучерная» приватизация).

В ряде особо значимых отраслей (недра, лесфонд, шельф, трубопроводы, автодороги общего пользования, телевизионные станции и т. д.) приватизация была запрещена. В то же время, обязательной приватизации подлежали предприятия оптовой и розничной торговли, общественного питания, строительства, производства и переработки сельскохозяйственной продукции, пищевой и легкой промышленности.

Малая приватизация[править | править код]

Приватизация малых предприятий (торговля, бытовое обслуживание и т. д.) была запущена правительством с начала 1992 года, не дожидаясь одобрения Верховным Советом Госпрограммы по приватизации на 1992 год (которое произошло только в июне).

В апреле 1992 года первый в России аукцион по продаже предприятий торговли, бытового обслуживания и общественного питания, на который приехали Гайдар и Чубайс, был проведён в Нижнем Новгороде[10].

К 1 ноября 1994 года, было приватизировано 60—70 % предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания.[11]

Ваучерная приватизация[править | править код]

Обязательным этапом приватизации при продаже за акции была продажа части уставного капитала, не менее 29 %, за ваучеры на публичных аукционах. Для этого необходимо было обеспечить население достаточным количеством ваучеров, к моменту начала аукционов.

С 1 октября 1992 г. приватизационные чеки (ваучеры) начали выдаваться населению. Чеки распространялись через отделения Сбербанка РФ, при их получении необходимо было заплатить 25 рублей; номинальная стоимость ваучера составляла 10 тысяч рублей, что соответствовало стоимости основных фондов предприятий на душу населения в ценах января 1992 года[12]. Ваучеры были анонимизированы и могли свободно продаваться и покупаться, как напрямую между гражданами, так и через специально созданные чековые инвестиционные фонды. Фактическая стоимость ваучеров определялась балансом спроса и предложения и варьировалась от 500 до 29 тыс. рублей (от 5 до 24 долларов США по курсу)[13].

Первые 18 аукционов были проведены в декабре 1992 года. Всего по февраль 1994 года было проведено 9342 аукциона, на которых было использовано 52 млн ваучеров.[13]

Реальная рыночная стоимость пакета акций, который можно было получить в обмен на один ваучер, колебалась в широких пределах в зависимости от компании, чьи акции приобретались в обмен на ваучер, а также от региона, где это происходило. Например, в Нижегородской области один ваучер можно было обменять в 1994 г. на 2000 акций РАО «Газпром» (их рыночная стоимость в 2008 г. составила порядка 700 тыс. рублей), в Московской области — на 700 акций Газпрома (в 2008 г. — порядка 245 тыс. рублей), а в г. Москве — на 50 акций Газпрома (17 тыс. руб. в 2008 г.). За один ваучер можно было также получить 7 акций Торгового дома «ГУМ» (менее 100 руб. в 2008 г.).

Сергей Мавроди: “Если бы не мои действия, то Газпрома бы никто не видал, как своих ушей. Это, кстати, один из моих маленьких подвигов, о которых никто не вспоминает. Насчет акций Газпрома – я уже устал про это говорить. Газпром – самый лакомый кусок, и его нельзя было приобретать за чеки никому, кроме работников Газпрома и жителей этих регионов. То есть если ты не чукча, то не видать тебе Газпрома. Поэтому мне пришлось, поскольку было полно участников из этих регионов, оформлять все на частных лиц”.[14][15]

Критики чековой приватизации считали её нечестной и несправедливой, так как, по их мнению, она привела к незаслуженно быстрому обогащению узкой группы лиц. Например, существовало мнение, что принятый порядок приватизации давал серьёзные преимущества так называемым «красным директорам» (руководителям предприятий, получившим эти должности в советские времена). Используя административное давление, директора могли добиваться нужных результатов голосования на собраниях акционеров, а также выкупать акции у работников предприятий по заниженным ценам.

1995: Залоговые аукционы[править | править код]

Залоговые аукционы были предприняты в 1995 году с целью пополнения государственной казны за счет кредитов под залог государственных пакетов акций нескольких крупных компаний (таких, как «ЮКОС», «Норильский никель», «Сибнефть»). Правительство не возвратило кредиты, таким образом пакеты акций перешли в собственность кредиторов[16][17].

В результате залоговых аукционов появились[как?] олигархи-миллиардеры (Березовский, Ходорковский, Абрамович и другие).

Залоговые аукционы подвергались критике в связи с тем, что:

  • отчуждение федеральной собственности было произведено по значительно заниженным ценам, а конкурс фактически носил притворный характер;
  • результаты залоговых аукционов в глазах значительной части общества были нелегитимными и подорвали доверие к приватизации в целом.

1996 — настоящее время[править | править код]

В 1997—2004 г. прошла частичная приватизация, в форме продажи 7-85 % пакетов акций, ряда крупных нефтяных компаний (ТНК, «Восточной нефтяной компании», ОНАКО, «Славнефти», «Лукойла»)[18][19][20][21][22][23] и «Связьинвеста».

В 2002 году компании нефтяной отрасли республики Башкортостан «Башнефть», «Башкирнефтепродукт», Уфимский нефтеперерабатывающий завод, «Уфанефтехим», «Уфаоргсинтез» и «Новойл» были приватизированы семью никому не известными ООО, а затем переданы в «Башкирский капитал», основным бенефициаром которого считался Урал Рахимов. Счётная палата в 2003 году расценила этот факт как «беспрецедентный случай хищения активов из государственной собственности»[24].

В 1997—2001 завершая реформу угольной отрасли, были приватизированы госпакеты акций ряда угольных шахт, в ходе которых 56 % общего производства угольной отрасли России (в цифрах 2000 года) перешло в частные руки.[25]

В 2001 году началась приватизация Росгосстраха — к 2010 году на 3 аукционах были проданы 49 % акций[26].

В 2006—2007 годах частичная приватизация трех крупных госкомпаний («Роснефти», Сбербанка и банка ВТБ) состоялась в формате так называемого «народного IPO».[27][28]

В 2007 году, в рамках завершения реформы РАО ЕЭС, почти половина электростанций и 22 сбытовые компании России перешли в частные руки (с некоторыми ограничениями в виде монополии государства на регулирование цен). Поступления от приватизации в ходе дополнительных эмиссий акций составили около 25 миллиардов долларов.[29]

В 2011—2012 годах были проданы 10 % пакет акций банка ВТБ[30] и 7,6 % акций Сбербанка[31]

В 2011 году 75 % акций ПГК были проданы на аукционе[32][33]. Аукцион стал крупнейшей приватизационной сделкой в рамках реформы РЖД.[34]

В декабре 2016 года были завершены переговоры о продаже 19,5 % акций Роснефти за 10,5 млрд евро.[35]

Итоги[править | править код]

По оценке ФАС доля госсектора в экономике России в 2005 году составила 35 %; к 2015 году она выросла до 70 %.[36]

Согласно программе приватизации на 2017-19 годы, утвержденной правительством РФ в феврале 2017 года, приватизации (полной или частичной) подлежат госпакеты акций в 298 ФГУПах и 477 акционерных обществах. В целом, доходы от приватизации ожидаются на уровне 5,6 млрд рублей ежегодно.

План приватизации, в частности, предусматривает сокращение госпакета акций в АЛРОСА (до 29 % + 1), ВТБ и Совкомфлот (до 25 % + 1 акция), а также полный выход из НМТП, ОЗК и ПО «Кристалл».[37]

Причины и источники приватизации в России

Централизованная модель экономики предполагает сосредоточение всех экономических процессов в государственных руках. Такая модель существовала в разных странах. Особенно часто она встречалась в государствах «социалистического лагеря». Со временем стало понятно, что такая модель относится к устаревшим административно-командным системам. Рыночная же, напротив, представляется более гибкой и способной к саморегулированию. Столпы рыночной экономики  – частная собственность и свободное предпринимательство.

Причинами приватизации в России стали:

  • высокие государственные расходы;
  • неэффективная экономика и коррупция;
  • очевидная созревшая потребность в институте рыночной экономики;
  • устранение продуктового, товарного дефицита;
  • слабый бюджет, нужда в укреплении государственной валюты;
  • необходимость в развитии малого и среднего бизнеса.

Процесс приватизации проходил через оформление сделки купли-продажи равной финансовым расчетам. Ресурсом могли стать как чистые денежные средства предприятия, так и доли прибыли, фонды, прибыль частных лиц и самого предприятия. Второй источник — это заемные средства, а также деньги от реализации ценных бумаг. Третьим источником становятся личные средства сотрудников, частных лиц.

Обычно при проведении сделок использовался симбиоз доступных ресурсов. Но особенно выгодным вариантом было использование собственных средств предприятия. А займы, кредиты брались в последнюю очередь.

Приватизация жилфонда[править | править код]

До перестройки законодательство СССР не допускало полноценной частной собственности на жилье. Даже индивидуальные жилые дома находились в государственной или личной собственности, которую нельзя было открыто продавать или покупать. Похожий статус был ужилищно-строительных кооперативов, которые разрешено стало создавать в 1958 г. для получения жилья в многоквартирных домах.[38]

2 декабря 1988 г. Совмин СССР принял постановление «О продаже гражданам в собственность квартир в домах государственного и общественного жилищного фонда», разрешающее продажу гражданам занимаемых ими квартир, а также незаселенных квартир в домах, подлежащих реконструкции или капремонту.

  • Ценообразование оставлялось на усмотрение местных Советов или предприятий.
  • Одна семья имела право занимать только одну квартиру или индивидуальный жилой дом.[39]

К 1990 г., однако, в РСФСР было приватизировано всего 0,09 % жилого фонда.[38]

Массовая приватизация жилья была официально объявлена (разрешена) на территории России 4 июля 1991 года. В этот день Верховным Советом РСФСР был принят «Закон о приватизации жилищного фонда в РСФСР»[40]. Согласно положениям закона,

  • бесплатно приватизировать жилье гражданин может только один раз в жизни
  • приватизация является добровольной. При желании проживающие могут не переводить свое жилье в частную собственность. В этом случае они заключают с собственником (в частности, с муниципалитетом) бессрочный договор социального найма[41]
  • не подлежат приватизации квартиры в аварийных домах и служебные помещения (общежития, жилье в закрытых военных городках).[42]

По данным Росстата, к 2000 г. в частную собственность перешло 47 % от общего числа подлежащего приватизации жилья, к 2010 г. — 75 %, в 2015 г. — 79 %.[38]

Бесплатная приватизация жилья, начатая в 1992 г., должна была завершиться с принятием нового Жилищного кодекса 1 января 2007 г. Сроки её окончания продлевались пять раз, в последний раз — до 1 марта 2017 г.[43] В феврале 2017 года Государственная дума РФ продлила бесплатную приватизацию жилья на неопределенный срок.[44]

Особенности и социально-экономические последствия

Отличительными чертами российской приватизации стали:

  • низкая активность граждан;
  • высокая скорость процесса;
  • небольшая цена предприятий;
  • участие криминальных структур;
  • наличие риска национальной безопасности.

Последствия[править | править код]

  1. Произошёл переход от социализма к капитализму, за счет появления частной собственности на землю, промышленные предприятия и жилфонд.
  2. Появилась группа так называемых «олигархов», владеющих собственностью, которая досталась им за сравнительно небольшие деньги.
  3. Приватизация скомпрометировала себя в глазах многих россиян. Политический рейтинг одного из главных идеологов приватизации Анатолия Чубайса до сих пор является одним из самых низких среди российских политических деятелей.
  4. Около 80 % граждан России в 2008 году продолжают считать приватизацию нечестной и готовы в той или иной степени к пересмотру её итогов.
  5. С 1992 по 2006 г. в России было приватизировано 119 951 государственное и муниципальное предприятие, за которые в бюджет поступило 505,9 млрд рублей, или (в расчёте по усредненному курсу 30 рублей за 1 доллар США) 16,9 млрд долларов[59]. Из них больше трети (42 924 предприятий) было приватизировано в 1993 году, принеся в бюджет всего 450 млрд тогдашних обесценившихся рублей, или, по существовавшему в те годы курсу рубля, около 90 млн долларов[59].

См. также[править | править код]

  • Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 1993—2003 годы (2004)

Этапы приватизации в России

Реализация приватизации в России проходила в 2 этапа.

Первый этап: начало 1992 г. конец 1994 г. Характеризовался быстрым темпом и массовостью проводимых процессов, а также введением системы бесплатных приватизационных чеков на предъявителя.

Второй этап: начался в 1995 году. Реализуется по сей день. Главной задачей стало пополнение бюджета и сокращение бюджетного дефицита. Условно упоминаемый третий этап начался в 2000 г. Отличительная его особенность состоит в том, что теперь продаются не объекты государственной собственности, а пакеты акций. Цены же определяются рынком.

Ссылки[править | править код]

  • Отчёт Счётной палаты о приватизации в России
  • № 1 (22) (2005) журнала «Отечественные записки», посвященный собственности, в том числе проблемам приватизации в России. Справка “Хроника российской приватизации
  • Подборка документов и материалов о ваучере в журнале «Обозреватель — Observer» №3, 1992
  • Медвежья услуга Гарварда России (недоступная ссылка)
  • Эдуард Толстун. Россию постоянно обманывали // «West East», Канада, Торонто, 13 ноября 2006 — роль советников США при приватизации в России
  • «Как товарищ чек стал господином ваучером» // журнал «Деньги» № 27(382) от 17.07.2002
  • «Приватизация по-российски» — сборник статей под редакцией А. Б. Чубайса /вебархив/
  • Берман В. Р., Филиппов П. С. «История приватизации в России» // 2010
  • Игра в ваучеры. «Народный капитализм» обошёлся почти без народа // Аргументы и факты № 46, 16.11.2016
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...