Приватизация — что это и для чего нужно

ПРИВАТИЗАЦИЯ (privatization) – широкомасштабная передача государственной или муниципальной собственности в собственность фирм или домохозяйств.Задачи приватизации.В 1970-е в развитых странах Запада начался переход от кейнсианских методов государственного регулирования к неоклассическим. Это предполагало значительное сокращение размеров государственного сектора, переход от

Приватизация в РФ

Вслед­ст­вие от­сту­п­ле­ния го­су­дар­ст­ва с «ко­манд­ных вы­сот» эко­но­ми­ки к кон­цу 12-й пя­ти­лет­ки в СССР раз­вер­ну­лась «спон­тан­ная», или «но­менк­ла­тур­ная», П., свя­зан­ная с пре­об­ра­зо­ва­ни­ем ру­ко­во­дя­щих пол­но­мо­чий ди­рек­то­ров гос. пред­при­ятий в пра­во­мо­чия соб­ст­вен­ни­ков. За­кон «О соб­ст­вен­но­сти в РСФСР» от 24.12.1990 офи­ци­аль­но вво­дил по­ня­тие «П.» на тер­ри­то­рии Рос­сии; за­ко­ном «О при­ва­ти­за­ции го­су­дар­ст­вен­ных и му­ни­ци­паль­ных пред­при­ятий в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции» от 3.7.1991 был уч­ре­ж­дён Гос. к-т РФ по управ­ле­нию гос. иму­ще­ст­вом (Гос­ко­м­иму­ще­ст­во) для ус­ко­ре­ния про­цес­са. По­сле рас­па­да СССР пра­ви­тель­ст­во Б. Н. Ель­ци­на – Е. Т. Гай­да­ра, на­зна­чив А. Б. Чу­бай­са пред­се­да­те­лем Гос­ко­ми­му­ще­ст­ва, ин­спи­ри­ро­ва­ло мас­со­вую П. в Рос­сии. Осн. по­ло­же­ния про­грам­мы П. гос. и му­ни­ци­паль­ных пред­при­ятий на 1992 оп­ре­де­ле­ны ука­за­ми Пре­зи­ден­та РФ от 29.12.1991 и от 29.1.1992. Пра­ви­тельств. ри­то­ри­ка про­воз­гла­ша­ла це­лью П. соз­да­ние мил­ли­он­но­го слоя «эф­фек­тив­ных соб­ст­вен­ни­ков»; на де­ле цель бы­ла иной – ко­рен­ное из­ме­не­ние со­ци­аль­но-эко­но­мич. сис­те­мы («сме­на строя») и соз­да­ние кон­ку­рент­ной сре­ды. Пер­вый этап П. (1992–94) вклю­чал рас­про­да­жу мел­ких пред­при­ятий (с чис­лом за­ня­тых до 200 чел.) че­рез аук­цио­ны (ма­лая П.), ак­цио­ни­ро­ва­ние сред­них и круп­ных гос. пред­при­ятий и раз­да­чу все­му на­се­ле­нию вау­че­ров с пра­вом по­сле­дую­ще­го их об­ме­на на ак­ции при­ва­ти­зи­руе­мых пред­при­ятий. В ос­но­ву вау­чер­ной, или боль­шой, П. бы­ло по­ло­же­но фор­маль­но урав­ни­тель­ное рас­пре­де­ле­ние сре­ди всех рос. гра­ж­дан ак­ти­вов гос. пред­при­ятий (со­глас­но де­неж­ной оцен­ке, ис­хо­дя из ба­лан­со­вых дан­ных 1984): ка­ж­до­му за 25 руб. был вы­дан, на­чи­ная с 1.8.1992, бе­зы­мян­ный при­ва­ти­зац. чек на 10 тыс. руб. При­мер­но 40 млн. гра­ж­дан об­ме­ня­ли вау­че­ры на ак­ции сво­их пред­при­ятий; боль­шин­ст­во на­се­ле­ния, не зная, как по­сту­пить с вау­че­ра­ми, про­сто про­да­ва­ло их (стои­мость ко­ле­ба­лась по ры­ноч­ной це­не в пре­де­лах от 4 тыс. до 29 тыс. руб.); 25 млн. чел. вло­жи­ли вау­че­ры в соз­да­вае­мые с окт. 1992 ак­цио­нер­ные че­ко­вые ин­ве­сти­ци­он­ные фон­ды (ЧИФы), чис­ло ко­то­рых дос­тиг­ло 662 к сер. 1994. Все­го в Рос­сии в 1992 при­ва­ти­зи­ро­ва­но св. 46,8 тыс. пред­при­ятий, в 1993 – ок. 42 тыс., в 1994 – 24 тыс., в 1995–96 – 14 тыс.; до­ля ча­ст­но­го сек­то­ра дос­тиг­ла 65–67% в бы­то­вом об­слу­жи­ва­нии и роз­нич­ной тор­гов­ле, 55–60% в оп­то­вой тор­гов­ле, об­ще­пи­те, пи­ще­вой и лёг­кой пром-сти, пром-сти строй­ма­те­риа­лов. П. про­ис­хо­ди­ла в край­не не­бла­го­при­ят­ной для обес­пе­че­ния пра­во­вой ба­зы по­ли­тич. и эко­но­мич. об­ста­нов­ке и со­про­во­ж­да­лась вспле­ском пре­ступ­но­сти (вклю­чая фи­нан­со­вые пи­ра­ми­ды).

Куль­ми­на­ци­ей сле­дую­ще­го эта­па П., раз­вер­нув­ше­го­ся в пред­две­рии пре­зи­дент­ских вы­бо­ров 1996, ста­ли за­ло­го­вые аук­цио­ны в но­яб­ре – де­каб­ре 1995 – сдел­ки Мин-ва фи­нан­сов с вы­рос­ши­ми в 1-й пол. 1990-х гг. круп­ней­ши­ми ком­мерч. бан­ка­ми, ко­то­рым пра­ви­тель­ст­во в об­мен на кре­ди­ты пе­ре­да­ва­ло во вре­менную соб­ст­вен­ность па­ке­ты ак­ций гос. пред­при­ятий, в слу­чае не­воз­вра­та кре­ди­тов пе­ре­хо­див­ши­ми (и в ито­ге пе­ре­шед­ши­ми) в соб­ст­вен­ность бан­ков. Бла­го­да­ря за­ло­го­вым аук­цио­нам вер­хуш­ка рос. бан­ков­ско­го биз­не­са при­об­ре­ла круп­ней­шие пред­при­ятия в неф­те­га­зо­вом ком­плек­се, чёр­ной и цвет­ной ме­тал­лур­гии (см. Про­мыш­лен­ность) и 3 круп­ней­ших па­ро­ход­ст­ва. В ито­ге сфор­ми­ро­ва­лись круп­но­кор­по­ра­тив­ные (оли­гар­хич.) струк­ту­ры, по­ро­див­шие пер­вых рос. мил­ли­ар­де­ров.

П. 1990-х гг. не со­от­вет­ст­во­ва­ла пред­став­ле­ни­ям боль­шин­ст­ва на­се­ле­ния Рос­сии о спра­вед­ли­во­сти, что обу­сло­ви­ло дол­го­вре­мен­ность про­бле­мы ле­ги­тим­ности круп­ной ча­ст­ной соб­ст­вен­но­сти в стра­не.

Различия приватизации и разгосударствления[править | править код]

Разгосударствление и приватизация — не однозначные, хотя и тесно связанные между собой понятия:

  • Под приватизацией обычно понимается передача контролируемой теми или иными государственными органами общественной собственности в частный сектор. Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
  • Под разгосударствлением же следует понимать процесс упразднения государственного монополизма, формирование многоукладной смешанной экономики, её децентрализации, освобождения государства от функций прямого хозяйственного управления. Таким образом, разгосударствление означает, с одной стороны, переход от командно-административных к экономическим методам руководства, а с другой — форм и содержание отношений собственности. В свою очередь, разгосударствление непосредственных отношений собственности можно свести к трём основным взаимосвязанным аспектам; во-первых, к созданию многообразных типов хозяйств; во-вторых, к преобразованию хозяйств, остающихся в государственном ведении, освобождение их от административно-командного диктата; в-третьих, к приватизации, то есть передача в распоряжение коллективов и отдельных граждан части государственной собственности. Следовательно, приватизацию следует рассматривать как одну из форм разгосударствления. Однако разгосударствление возможно и без приватизации. В этом случае происходит не смена собственника, а процесс децентрализации в пределах государственного управления собственностью.
    Разгосударствление может принимать принципиально различные формы, которые можно классифицировать по ряду признаков: допуску к приобретению только сотрудников или всех желающих; осуществлению механизма перераспределения собственности в виде денег или специальных чеков; техники продаж; видоизменения организационных структур предприятий и степени участия тех или иных участников фондового рынка и институциональных инвесторов в приватизации и другим признакам. В реальности большинство этих вариантов применяются, как правило, в совокупности.

Особенности процедуры

Закон, регулирующий приватизацию предполагает, что она бесплатна. Единственные затраты пойдут на приобретение документальных форм и оплату нотариальных услуг.

В настоящее время остаются актуальными основные положения законодательства, утвержденные в 1992 году. Процесс оформления не изменился, единственное, что следует учесть – это временной период, в который необходимо уложиться, если вы хотите получить имущество в собственное владение. Рассмотрим подробнее на какой промежуток времени государство установило приватизацию.

особенности приватизации

Изображение с сайта finiq.ru

Экономическая эффективность[править | править код]

Приватизация сама по себе не может гарантировать прогресс в экономике. Она лишь усиливает конкурентность экономической сферы, которая включает в себя сочетание частной и государственной собственности на средства производства в широком смысле слова[1]. Однако качество управления и вид собственности — не прямо взаимосвязаны, и качество менеджмента в приватизированном секторе оставляет желать лучшего ([2] с. 144. Например, строительство Богучанской ГЭС в неблагоприятных условиях привело к падению акций Русал, и способствовало падению прибыли в 21 раз и убытку по итогам 2012г 55 млн долларов).

2. История приватизации

Впервые коммерческие отношения между субъектами, близкие к приватизации, появились в Древнем Риме в сфере перераспределения общественных земель. Наименование процесса состояло из 2-х слов – «ager publicus».

Приватизация в Европе

Позже, реформация в Европе способствовала внедрению приватизации в виде секуляризации (saecularis).

Приватизация в США

В США вводилось понятие «гомстед акт» (homestead act) в 1862 г. для перераспределения земель между фермерами, железнодорожными компаниями при изменении юридической их формы собственности с государственной на частную.

Приватизация в Японии

В Японии государство целенаправленно создавало предприятия с целью их дальнейшей приватизации.

Приватизация в Китае

Китай активно участвовал в приватизации в эпоху Возрождения.

Приватизация в 20 веке

В конце 20-го века приватизация провозглашалась под лозунгом неолиберализма (neoliberalism). Наиболее масштабно процесс происходил в Венгрии, Чехии, Польше, России.

Приватизация в мире

В период с 1980-го, 1990-го года процесс приватизации охватил свыше 100 государств.

Великобритания приватизировала в числе прочих оборонные, аэрокосмические компании, сталелитейную компанию, телекоммуникационную компанию.

В странах восточной и центральной Европы приватизированы более 70 000 предприятий. Этот период сопровождался массовой безработицей, сокращениями заработных плат, коррупцией.

Как регулируется

Правовые отношения уполномоченных органов и граждан обозначены законом №1541-1. Внутри акта содержится информация по приватизационному процессу, а именно:

  • список объектов для передачи;
  • требования к участникам;
  • правила обращения.

Регулирует все особенности процесса ГК РФ.

Реприватизация[править | править код]

Реприватизация — возврат в частную собственность ранее национализированных (конфискованных) предприятий, земельных участков, банков, акций, других ценных бумаг и т. д., обратный переход к приватизированной собственности, то есть возврат в частную собственность той государственной собственности, которая возникла в результате национализации[3].

Деятельность органов института приватизации

институт приватизации

Изображение с сайта verciasamara.ru

Закон, регулирующий процесс приватизации обязывает чиновников выполнять следующие полномочия:

  • Принимать граждан с вопросами о приватизации жилья, арендованного по праву социального найма.
  • Выдавать необходимые для оформления формы документов.
  • Проводить консультации по вопросам процедуры получения квартиры в личное владение.
  • Направлять запросы в соответствующие структуры ЖКХ.
  • Регистрировать документы во внутреннем реестре.
  • Принимать заявления и документы, сверять их со свидетельствами, полученными из БТИ и прочих инстанций.
  • Оформлять договор передачи имущества государства в собственность граждан.
  • Проводить качественную проверку документации на предмет ошибок в заполнении.
  • Передавать полученный от граждан пакет документов в Росреестр.

Если в квартире была перепланировка

Неоформленная перепланировка или переоборудование может затруднить процесс приватизации. В случае незаконной перепланировки в приватизации, конечно, не откажут, но все-таки негативные последствия наступят. Так, сотрудники Управления Департамента в административном округе в случае наличия в документах, полученных из БТИ, фактов несанкционированного переоборудования, направляют письмо в соответствующую организацию (БТИ) и заявителям о приостановлении приватизации. Только после того как наниматель узаконит переоборудование или перепланировку, решение о приостановлении отменяется.

Необходимо знать, что не требуется оформлять разрешение при проведении следующих работ: ремонт помещений, установка или разборка встроенной мебели, шкафов, антресолей, замена (без перестановки!) инженерного оборудования аналогичным по параметрам и техническому устройству.

Плюсы и минусы приватизации

Преимущества

  • Получение полных прав на владение и распоряжение квартирой. Возможность сдачи в аренду, продажи или ее обмена.
  • Возможность регистрации любых лиц на территории квартиры.
  • Если жилищный фонд признают аварийным, существует возможность получить новую квартиру.

Недостатки

  • Увеличение размера платежей за коммунальные услуги.
  • Уплата налога на имущество физического лица.

Как вы можете видеть процедура имеет больше плюсов, чем минусов. Граждане предпочитают иметь собственное имущество и платить за него налоги, чем не иметь его вовсе.

См. также[править | править код]

  • Приватизация в России

Кто этим занимается

Для передачи имущества необходимо обратиться к местному органу управления. Именно администрация вашего района будет принимать решение о подписании приватизации.

Если получен незаконный отказ, следует обращаться в суд. Если клиент выиграет дело, то подпишут договор и зарегистрируют собственника в Росреестре.

См. также

  • Приватизация в России

Стоимость приватизации квартиры

Чаще всего сама приватизация бесплатная. Но придется заплатить госпошлину 2000 Р за государственную регистрацию права собственности. Если квартиру приватизируют сразу несколько человек в долевую собственность, госпошлина делится между всеми участниками приватизации. То есть если в приватизации участвует пять человек, пошлина на человека составит 400 Р: 2000 Р / 5.

Через госуслуги можно оплатить пошлину со скидкой 30%.

Ссылки[править | править код]

  • Приватизация жилья, полученного от государства в Казахстане
  • Приватизация жилья, полученного от государства (недоступная ссылка) в Санкт-Петербурге
  • Приватизация жилья, полученного от государства в Сочи

Расходы на оформление

Изображение с сайта img.superdom.ua

Изображение с сайта img.superdom.ua

Несмотря на то, что согласно законодательству приватизация является бесплатной, на ее оформление все-таки понадобятся денежные средства.

  • Госпошлина Росреестра – 500 рублей.
  • Технический паспорт жилья – 1 000 рублей.
  • Свидетельство о первом участии в приватизации – 100 рублей.
  • Документ из ЕГРП – 500 рублей.

Мы привели приблизительные расходы, их размер может меняться в зависимости от региона проживания.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...