Прогрессивная система налогообложения

В данной статье вы рассмотрите основные методы налогообложения.

Содержание

Понятие и виды тарификации фискальных платежей

Ставка налога — один из основных элементов фискального платежа. Ее устанавливают для каждого налогового сбора на законодательном уровне.

Тариф налога или сбора характеризует величину, уплачиваемую в бюджет, по отношению к налогооблагаемой базе. Они могут устанавливаться в абсолютном или процентном выражении. В абсолютном размере уплачиваемая сумма налога может устанавливаться, как правило, если неприменимо понятие налогооблагаемой базы. Примером такого платежа является госпошлина за регистрацию юридически значимого действия при обращении в госорганы.

Процентные, в свою очередь, делятся на:

  • пропорциональные: тариф устанавливается в едином размере и не изменяется при росте или снижении базы налогообложения;
  • регрессивные: тариф снижается при росте базы налогообложения;
  • прогрессивные: тарификация предусматривает рост уплачиваемых сборов при росте налоговой базы.

История[править | править код]

Идея применения прогрессивного налогообложения существует долгое время. Одним из ранних известных текстов, в котором обсуждается справедливость применения прогрессивного налогообложения, является сочинение Франческо Гвиччардини «La Decima Scalata», написанное в начале XVI века. Экономисты Кеннет Шиви и Дэвид Стасейвидж, исследовавшие историю дебатов вокруг прогрессивного налогообложения на протяжении нескольких веков, указывают на три вида аргументов, используемых в спорах о способах налогообложения: равный подход («equal treatment»), возможность платить («ability to pay») и компенсационный аргумент («compensatory argument»). Компенсационный аргумент, который применялся после начала мировых войн, позволил наиболее сильно увеличить прогрессивность налогообложения в первой половине XX века[2].

  • Максимальная ставка налога на доход в США с 1913 по 2009 год

Впервые прогрессивное налогообложение на доход было введено в Великобритании премьер-министром Уильямом Питтом Младшим в декабре 1798 года. Оно начиналась с 2 пенсов за фунт (1/120) на доходы размером более 60 фунтов и увеличивалось до максимального значения 2 шиллинга за фунт (1/10) на доходы размером более 200 фунтов[3].

Значительно позднее, 14 июля 1893 года в Пруссии была проведена реформа налогообложения (также называемая «Реформа Микеля» по имени тогдашнего министра финансов Иоганна Микеля). Новый прогрессивный подоходный налог начинался с 0,62 % (для годового дохода 900—1050 марок) и увеличивался до 4 % (для годового дохода более 100 000 марок)[4].

В России первая своеобразная попытка ввести подоходное прогрессивное обложение относится к 1810 году. Когда война с Наполеоном истощила государственный бюджет и вызвала резкое падение курса бумажного рубля, обложены были помещики; обложение начиналось с 500 руб. дохода и прогрессивно повышалось до 10 % чистого дохода. После окончания войны с Наполеоном, когда опасность миновала и военный энтузиазм помещичьего класса остыл, поступления стали быстро сокращаться и в 1820 году налог был отменен[5].

К началу XX века прогрессивный подоходный налог был введён во многих европейских странах. В Соединённых Штатах Америки прогрессивное налогообложение было введено в 1913 году[6].

В России подоходный налог (по прусскому образцу) был установлен царским правительством 6 апреля 1916 года и должен был вступить в силу с 1917 года. Но в планы правительства вмешалась сначала Февральская, а затем и Октябрьская революция, и закон о подоходном налоге фактически не вступил в действие. В последующие годы был издан целый ряд декретов, направленных на развитие и дополнение «Положения о подоходном налоге». Лишь Декретом от 23 ноября 1922 года (опубликован 16 ноября) налогообложение было реформировано[7].

Понятие принципов и методов налогообложения

Определение 1

Налоговая система любой страны должна разрабатываться с помощью базовых правил, которые, в свою очередь, образуют совокупность принципов налогообложения. Т.е., принцип налогообложения – это основополагающие положения и правила, применяемые в сфере налогообложения.

В свою очередь принципы налогообложения реализуются через методы.

Определение 2

Под методами налогообложения понимаются изменения ставки налога под воздействием базы налога.

Различают четыре метода налогообложения:

  1. Равный.
  2. Пропорциональный.
  3. Прогрессивный.
  4. Регрессивный.

Чем интересно прогрессивное налогообложение

Для того чтобы понять, что такое прогрессивный налог, нужно более детально разобраться в механизме его начисления. Такой метод характеризуется увеличением ставки налога по мере роста дохода. Иными словами, чем выше доход, тем больше налоговых платежей нужно перечислить в бюджет.

В экономике применяется два вида прогрессий: простая, которая увеличивает ставку налога по мере роста налогооблагаемой базы, и сложная, где доход делится на части, каждая из которых имеет свою ставку. Причём во втором варианте прогрессивным налогом облагается только та часть дохода, которая выходит за рамки установленного лимита. Общая сумма платежа определяется путём сложения всех начислений.

Прогрессивная ставка налога это…

В основе прогрессивного налогообложения положен принцип, согласно которому чем выше облагаемый доход, тем по более высокой ставке он должен облагаться.

Соответственно, прогрессивная налоговая ставка – это такая ставка налога, которая возрастает по мере увеличения облагаемой базы.

К примеру, до введения в действие с 01.01.2001 гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ вопросы исчисления и уплаты налога с доходов физлиц регулировались Законом РФ от 07.12.1991 № 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц». Указанным Законом предусматривалось удержание НДФЛ с применением прогрессивной ставки. Так, ст. 6 последней действовавшей редакции указанного Закона предусматривала такие ставки НДФЛ:

Размер облагаемого совокупного дохода, полученного в календарном году Ставка налога
до 50 000 руб. 12%
от 50 001 руб. до 150 000 руб. 6 000 руб. + 20% с суммы, превышающей 50 000 руб.
от 150 001 руб. и выше 26 000 руб. + 30% с суммы, превышающей 150 000 руб.

Примеры[править | править код]

Для лучшего понимания прогрессивного налогообложения рассмотрим основные формы налогообложения, сформировавшиеся на начало XX века и сравним их.

  • налог равный — каждый налогоплательщик платит одинаковую сумму налога, независимо от уровня дохода. В данном случае видно, что здесь не учитывается платежеспособность плательщиков. Крайняя простота взимания, возможность почти с точностью определить будущую сумму дохода служили оправданием существования равных налогов в средние века при отсутствии сносной финансовой администрации. Типичным равным налогом является подушный налог.
  • пропорциональный (постоянная, фиксированная ставка налога) — каждый платит одинаковую долю от своих доходов. При ставке налога 10 %, зарабатывающий 20 000 рублей платит 2000 рублей налога, зарабатывающий 40 000 рублей платит 4000 рублей налога. Налогообложение с фиксированной ставкой налога называют пропорциональным налогообложением, так как налог прямопропорционален облагаемому доходу.
  • прогрессивный (то есть с возрастающей ставкой налога) — более высокие доходы облагаются более высокой ставкой налога.

Простой вариант

Для наглядности начнем с простого примера.

Прогрессивная шкала вовсе не подразумевает какую-то сложную возрастающую функцию зависимости величины налога от величины дохода налогоплательщика, или многоступенчатую таблицу (хотя это может быть и было бы идеально – в некоторых странах так и делают).

В реальной жизни вполне достаточно ограничиться простейшей трехступенчатой таблицей, разделив всех налогоплательщиков на три категории по уровню доходов: низкий, средний, высокий.

Рассмотрим, например, вот такую:

  1. Для низкого уровня доходов НДФЛ = 0%
  2. Для среднего уровня доходов НДФЛ = 13%
  3. Для высокого уровня доходов НДФЛ = 25%

Уровни доходов. Определение уровней доходов должны базироваться на величинах минимальной заработной платы и/или на величине прожиточного минимума и на двух пороговых коэффициентах L (для нижнего порога) и H (для верхнего порога). Сейчас МРОТ в Москве и области: 18781 руб. Для дальнейших оценок примем МРОТ=20000.

Низкий уровень доходов. Попробуем определить, что же считать низким уровнем дохода? Давайте введем вот такой критерий: доход меньше R1 = L*МРОТ. Тогда при L=2 R1 = 40 тыс.руб. Словами: низкий уровень дохода – это доход меньше двух МРОТ (<40 тыс.руб).

Высокий уровень доходов. Критерий: доход больше R2 = H*МРОТ. Тогда при H=20 R2 = 400 тыс.руб. Словами: высокий уровень дохода – это доход больше двадцати МРОТ (<400 тыс.руб.)

Средний уровень доходов. Критерий: доход больше R1, но меньше R2. Словами: средний уровень дохода – это доход меньше двадцати МРОТ, но больше двух МРОТ (40 тыс.руб. < доход < 400 тыс.руб.)

Анализируя и оценивая этот пример с разных сторон, приходишь к выводу, что задача определения эффективного механизма прогрессивного налогообложения сводится к правильному выбору малого количества параметров – всего трёх:

  1. Количество ступеней (уровней дохода).
  2. Процентные ставки для каждой ступени.
  3. Коэффициенты для определения пороговых значений доходов, разделяющих ступени.

Рассмотрим каждый из этих параметров, и попробуем найти наиболее правильные их значения. Но чтобы понять, что значит «правильное значение» параметров, нужно четко представлять цели, которые мы хотим достичь при введении прогрессивной шкалы. Тогда будет сразу ясно: если выбранные значения параметры ведут к достижению поставленных целей, то они правильны. Итак, еще раз вернемся к постановке цели.

Что это «прогрессивная шкала налогообложения»?

Прогрессивная шкала налогообложения — система, когда ставка НДФЛ (налог на доходы физических лиц) увеличивается вместе с налогооблагаемой базой. Другими словами, чем выше доход, тем больший процент налогов человек платит. Есть два варианта прогрессивной шкалы: простая, в которой повышается только процент ставки, и сложная, в которой уплачивается фиксированная сумма налога плюс процент с суммы, превышающей нижний уровень ставки.

Существует также единая или плоская шкала налогообложения, при которой ставка налога одна для всех и не зависит от дохода человека.

В каких странах используется прогрессивная система налогов?

Прогрессивная система успешно реализуется во многих зарубежных странах. В пользу эффективности ее применения свидетельствует высокий уровень экономического развития государств, реализующих эту схему взимания налогов.

Такие лидеры мировой экономики, как Австралия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Израиль, Испания, Италия, Канада, Китай, Люксембург, Нидерланды, Финляндия, Франция, США, Швеция, Швейцария, ЮАР, внедрили и используют этот вид налога на своих территориях.

Каждая из указанных стран самостоятельно на законодательном уровне определила схему прогрессивной шкалы налога, а также количество ступеней налогообложения при выборе сложной налоговой прогрессии. Так, например, в Великобритании действует трехступенчатая модель, а в Китае семиступенчатая.

Практика указанных государств показывает, что экономический прогресс возможен даже в условиях мирового финансового кризиса.

Обоснование[править | править код]

Надо заметить, что налогообложение — это не только явление финансово-экономическое, но и политическое, поэтому во взглядах на него всегда находят отражение те или иные классовые интересы. Пропорциональное налогообложение гораздо легче переносится состоятельными классами, так как оно ослабляет налоговый пресс по мере увеличения объекта обложения (налогооблагаемые суммы). Прогрессивное же налогообложение задевает имущие классы гораздо чувствительнее и тем больше, чем сильнее растет прогрессия обложения. Вот почему имущие классы всегда выступают против этого способа обложения, а финансисты, которые защищают их интересы, всегда ищут доводы против прогрессивного обложения.

Возможность платить[править | править код]

Аргумент от возможности платить использовался для увеличения налогов на богатых несколько столетий, по крайне мере с XVI века. В 1500 году управляющий совет Флоренции ввел прогрессивный налог на доход с земли, известный как decima scalata (ступенчатая десятина). Франческо Гвиччардини в сочинении «La Decima Scalata» представил спор между двумя воображаемыми ораторами. Сам автор был противником этого налога, но, как предполагается, в тексте он изложил полностью доводы сторонников прогрессивного налогообложения. В сочинении сторонник прогрессивного налога в споре указывает, что равенство налогов не состоит в том, что каждый человек должен платить одинаковый для всех процент, а в том, что выплаты должны в одинаковой степени создавать сложности для плательщиков.

В XVIII веке Жан-Жак Руссо, выступая за налог на роскошь, исходил также из идеи возможности платить:

Адам Смит также защищал идею прогрессивного налогообложения, используя аргумент возможность платить:

« Предметы первой необходимости составляют главный расход бедняков. Им трудно доставать пищу, и большая часть их скромного дохода затрачивается на приобретение её. Предметы роскоши и суетности вызывают главный расход богатых, а великолепный дом ещё украшает и выставляет в наиболее выгодном свете все другие предметы роскоши и суетные украшения, которыми они обладают. Поэтому налог на наёмную плату должен, по общему правилу, ложиться наибольшей тяжестью на богатых, и в такого рода неравномерности нет, пожалуй, ничего особенно несправедливого. Отнюдь не несправедливо, чтобы богатые участвовали в государственных расходах не только пропорционально своему доходу, но и несколько бóльшей долей[9]. »

Аргумент возможность платить наиболее часто применяется при защите идеи прогрессивного налогообложения. Он указывается в качестве основного, в том числе в современных книгах и справочниках.

В настоящее время выбор прогрессивного налогообложения в большой степени основан на понятии дискреционного дохода, то есть дохода, используемого по собственному усмотрению. Теоретически дискреционный доход представляет собой разницу между совокупным доходом и доходом, который расходуется на удовлетворение первоочередных потребностей. Именно дискреционный, а не совокупный доход определяет истинную платежеспособность лица. Естественно, что с ростом доходов уменьшается доля всех жизненно необходимых затрат (на продукты питания, покупку одежды, других товаров первой необходимости, на транспорт и т. п.) и возрастает доля дискреционного дохода. Очевидно, что при пропорциональном обложении совокупного дохода менее состоятельный плательщик несет более тяжелое налоговое бремя, чем более состоятельный, поскольку доля свободного дохода у него меньше, а доля налога, выплачиваемая за счет этого свободного дохода, выше. Поэтому необходима градация налога сообразно иерархии потребностей человека.

— Энциклопедический словарь экономики и права. 2005

Однако наиболее эффективной с точки зрения усиления прогрессивности налогов себя показала в истории не идея возможности платить, а компенсационный аргумент.

Компенсационный аргумент[править | править код]

Компенсационная теория подразумевает, что налоги на богатых должны компенсировать разницу в привилегиях, получаемых богатыми от государства. Например, налоги, собираемые государством, можно разделить на две группы по степени нагрузки на классы: налоги на бедных и налоги на богатых. Различие возникает из-за того, что доля доходов, расходуемых на потребление, у бедного и среднего класса значительно больше, чем у богатых. Уже в XIX веке Джон Стюарт Милль указывал, что косвенные налоги (налоги на товары и услуги, акцизы, пошлины) особенно падают на бедных и средний класс, поэтому справедливой будет прогрессивная система налогов на доходы, которая будет компенсировать эту регрессивность косвенных налогов.

Компенсационный аргумент позволил значительно увеличить прогрессивность налогообложения во время мировых войн. Бедный и средний класс проливали свою кровь на войне, в то время как богатые не призывались на военную службу, а те, кто был связан с военным комплексом, получили возможность заработать на возросших военных заказах. В результате возникла идея компенсации разницы между бедными и богатыми — «воинская повинность для богатства» (англ. conscription of wealth). В результате в этот период средняя по 20 западным странам максимальная ставка на доходы превысила 60 %[2].

Зачем вводить прогрессивную шкалу

Целей две: социальная справедливость и прагматичность.

Цель первая — социальная справедливость. Об этом уже кратко говорилось в начале: малоимущим государство должно помогать (в данном случае не доплачивать им разные пособия, а просто не вычитать налог с и без того малого дохода), а со сверхдоходов вполне можно получать больше налогов (у богатых итак денег с избытком) в бюджет государства, направляя их в том числе и на социальные нужды.

Эта цель позволит создать позитивное общественное мнение вокруг введения прогрессивной шкалы налогообложения.

Цель вторая – прагматичность. С больших доходов можно получить гораздо больше денег в бюджет, чем с мизерных зарплат малооплачиваемых слоев. Это позволит не только с лихвой покрыть потери, связанные с недополучением налогов с мало зарабатывающих, но даже увеличить поступления в бюджет.

Эта цель позволит заинтересовать само государство во введении прогрессивной шкалы налогообложения.

Экономический эффект[править | править код]

Доходы российского бюджета в % ВВП по данным Росстата

Как показал исторический опыт в XX веке, значительное увеличение максимальной ставки на доходы не ведет ни к заметному замедлению экономики, ни к увеличению налоговых поступлений государству. Сильно прогрессивная шкала налогообложения в большей степени работает как ограничение на доходы богатых.

Виды прогрессий[править | править код]

Простая поразрядная[править | править код]

Это самый простой вид прогрессии. В данном случае шкала совокупного дохода (налоговая база) делится на разряды. Каждому разряду соответствуют определённые высший и низший уровень доходов. И каждому разряду соответствует определённая твердая налоговая сумма.Подобный вид прогрессии был характерен для многих стран на начальном этапе ввода подоходного налога.

Недостатком данного вида налогообложения является скачкообразное изменение уровня налога на стыке разрядов. Два мало различающихся дохода, попадающие по обе стороны от границы соседних разрядов, приводят к значительной разнице в налоге. Например при совокупном доходе 1000 рублей налог составляет 31 рубль, а при совокупном доходе 1001 рубль — налог 45 рублей. См. таблицу.Второй недостаток — при данной форме прогрессии возможны случаи, когда у владельца высокого дохода после уплаты налога остаётся в собственности сумма меньше, чем у владельца более низкого дохода.

Таблица налогообложения. Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 27 июля 1923 года[10]
Разряд Полугодовая сумма доходов
в золотых рублях
Налог
в золотых рублях
1 свыше 150 до 200 2
2 свыше 200 до 250 3,5
3 свыше 250 до 325 5
4 свыше 325 до 400 8
5 свыше 400 до 500 11
6 свыше 500 до 650 15
7 свыше 650 до 800 21
8 свыше 800 до 1000 31
9 свыше 1000 до 1250 45
10 свыше 1250 до 1600 70
11 свыше 1600 до 2000 105
12 свыше 2000 до 2500 155
13 свыше 2500 до 3000 230
14 свыше 3000 до 3500 315
15 свыше 3500 до 4000 415
16 свыше 4000 480

Плюс 60 рублей на каждые 500 рублей сверх 4000 рублей.

Относительная поразрядная[править | править код]

Данный вид прогрессии также предполагает деление налогооблагаемой базы на разряды. Каждому разряду присваивается своя ставка налога в процентной форме. Ставка налога применяется ко всей налогооблагаемой базе. Внутри разряда сохраняется пропорциональное обложение, однако при переходе к следующему разряду, также как при простой поразрядной прогрессии, происходит скачок налога. Возможна также ситуация, когда после уплаты налога в распоряжении налогоплательщика с более высоким доходом останется меньше средств, чем у налогоплательщика с более низким доходом.

Одноступенчатая (с необлагаемым минимумом)[править | править код]

Данный вид прогрессии (прогрессивного налогообложения) имеет всего одну налоговую ставку. Кроме того введена граница (минимальный доход, не облагаемый налогом), ниже которой доход, не облагается налогом (0 %), а выше которой облагается, независимо от дальнейшего роста. См. график. Сама налоговая ставка фиксирована и не прогрессивна, но с учётом границы мы имеем реальное увеличение эффективной налоговой ставки с ростом дохода. Эффективная налоговая ставка показывает реальную ставку налогообложения, которой подвергся объект. Иногда данное налогообложение называют налогообложением со скрытой прогрессией.

Здесь всего одна налоговая ставка (нет начальной, нет максимальной) и равна например в Латвии — 24 %, а в Литве — 15 %.

Одноступенчатая прогрессия:

налоговая ставка 40 % и кривая эффективной налоговой ставки

Страны, использующие одноступенчатое прогрессивное налогообложения физических лиц
Страна Прогрессия Необлагаемый минимум Налоговая
ставка
Латвия (2014)[11] одноступенчатая 900 € 24 %
Литва (2014)[12] одноступенчатая 1.633 € 15 %
Эстония (2018)[13] одноступенчатая 500 € 21 %
Румыния одноступенчатая 250 RON (55 €) 16 %
Чехия (2013)[14] одноступенчатая 24.840 CZK (909 €) 15 %

Размер налога N и эффективную налоговую ставку S и можно вычислить по формулам:

Пример для Латвии в 2014 году (налоговая ставка — 24 %, необлагаемый минимум — 900 €):

При годовом доходе, равном 5000 €,
сумма налога составляет: N = 0,24 × (5000 − 900) = 984 €;
эффективная налоговая ставка: S = 984 : 5000 × 100 % = 19,68 %.

При годовом доходе, равном 10000 €,
сумма налога составляет: N = 0,24 × (10000 − 900) = 2184 €;
эффективная налоговая ставка: S = 2184 : 10000 × 100 % = 21,84 %.

Надо отметить, что основной рост эффективной налоговой ставки происходит в очень узком диапазоне, в зоне низких доходов, в непосредственной близости от границы дохода, необлагаемого налогом. Поэтому многие экономисты считают данный вид налогообложения «условно-прогрессивным» и рассматривают как пропорциональное налогообложение.

Начиная с 2018 года в Латвии применяется многоступенчатая налогообложение. Если сумма доходов за год не превышает 20 004 евро, тогда ставка налога 20 %. Если сумма доходов превышает 20 004 евро, но не превышает 55 000 евро, тогда ставка налога 23 %. Если сумма доходов за год превышает 55 000 евро, тогда ставка налога 31,4 %[15].

Многоступенчатая[править | править код]

Налоговые ставки и соответствующие им кривые эффективных налоговых ставок:

     – одноступенчатая      – трёхступенчатая      – шестиступенчатая

В этом случае доход делится на части (ступени) налогообложения. Каждой ступени соответствует своя фиксированная налоговая ставка. Налоговая ставка каждой следующей ступени растёт ступенчато с ростом облагаемого дохода. Число ступеней может быть минимальным — две (как в Польше) или три (как в Австрии) и доходить до необходимого максимума (18 в Люксембурге). Особенность многоступенчатой прогрессии (налогообложения) в том, что при делении на ступени, повышенная ставка налога накладывается не на весь доход в целом (!), а только на ту часть, которая превысила нижнюю границу данной ступени. Окончательный налог определяется как сумма налогов каждой отдельной ступени. Здесь мы так же имеем реальное увеличение эффективной налоговой ставки с ростом облагаемого дохода, причём кривая эффективной налоговой ставки имеет небольшую волнообразность, которая уменьшается по мере увеличения количества ступеней.

Предположим, совокупный годовой доход, разделён на несколько частей (ступеней), в пределах которых действуют следующие налоговые ставки:

  • ступень 1 с налоговой ставкой S1, действующей в диапазоне доходов от D1 до D2;
  • ступень 2 с налоговой ставкой S2, действующей в диапазоне доходов от D2 до D3;
  • ступень 3 с налоговой ставкой S3, действующей в диапазоне доходов от D3 до D4 и т. д.

Тогда размер налога N вычисляется по формуле:

N = S 1 ( D − D 1 ) {displaystyle N=S_{1}(D-D_{1})} {displaystyle N=S_{1}(D-D_{1})} если совокупный годовой доход D {displaystyle D} D находится в ступени 1;

N = S 1 ( D 2 − D 1 ) + S 2 ( D − D 2 ) {displaystyle N=S_{1}(D_{2}-D_{1})+S_{2}(D-D_{2})} {displaystyle N=S_{1}(D_{2}-D_{1})+S_{2}(D-D_{2})} если совокупный годовой доход D {displaystyle D} D находится в ступени 2;

N = S 1 ( D 2 − D 1 ) + S 2 ( D 3 − D 2 ) + S 3 ( D − D 3 ) {displaystyle N=S_{1}(D_{2}-D_{1})+S_{2}(D_{3}-D_{2})+S_{3}(D-D_{3})} {displaystyle N=S_{1}(D_{2}-D_{1})+S_{2}(D_{3}-D_{2})+S_{3}(D-D_{3})} если совокупный годовой доход D {displaystyle D} D находится в ступени 3 и т. д.

Общая формула для вычисления налога N выглядит так:

Ставки подоходного налога, действующие в России, на доходы, полученные с 01.01.1998[16]
Размер облагаемого дохода Ставка налога
До 20 000 руб. 12 %
От 20 001 до 40 000 руб. 15 %
От 40 001 до 60 000 руб. 20 %
От 60 001 до 80 000 руб. 25 %
От 80 001 до 100 000 руб. 30 %
От 100 000 руб. и больше 35 %

Пример:

При годовом доходе, равном 30 000 руб.,
сумма налога составляет: N = 20000 × 0,12 + 10000 × 0,15 = 3900 руб.;
эффективная налоговая ставка: S = 3900 : 30000 × 100 % = 13 %.

При годовом доходе, равном 70 000 руб.,
сумма налога составляет: N = 20000 × 0,12 + 20000 × 0,15 + 20000 × 0,20 + 10000 × 0,25 = 11900 руб.;
эффективная налоговая ставка: S = 11900 : 70000 × 100 % = 17 %.

Достоинства многоступенчатой модели налогообложения:

  • наглядность (всю модель налогообложения можно представить в виде простой таблицы)
  • простота (каждый в состоянии сам рассчитать налог)
  • гибкость (возможность изменения налоговых ставок в каждом ступени отдельно, для каждой группы налогоплательщиков)
  • возможность индексации уровня дохода, не облагаемого налогом (если введён)

Недостатки:

  • более сложная по сравнению с пропорциональным налогообложением
  • при индексации уровня дохода, в том числе и дохода, не облагаемого налогом, приходится (чтобы не упал налоговый сбор) увеличивать налоговые ставки или расширять границы ступеней налогообложения.

Линейная[править | править код]

Сравнение многоступенчатой и линейной прогрессий: эффективная налоговая ставка обеих прогрессий графически совпадает друг с другом

В данном случае налоговая ставка возрастает линейно, без скачков. Благодаря равномерному росту налоговой ставки эффективная налоговая ставка растёт тоже равномерно.

Как правило, в многоступенчатой и линейной прогрессиях максимальная налоговая ставка в несколько раз превышает начальную налоговую ставку. Из-за этого рост эффективной налоговой ставки в области низких доходов значительно медленней, чем при одноступенчатой прогрессии.

Размер налога N в зоне роста налоговой ставки вычисляется по формуле:

N = S m i n ⋅ X ⋅ ( D − D 1 ) {displaystyle N=S_{min}cdot Xcdot (D-D_{1})} {displaystyle N=S_{min}cdot Xcdot (D-D_{1})}.

Размер налога N после окончания роста налоговой ставки вычисляется по формуле:

N = S m i n ⋅ X ⋅ ( D 2 − D 1 ) + S m a x ⋅ ( D − D 2 ) {displaystyle N=S_{min}cdot Xcdot (D_{2}-D_{1})+S_{max}cdot (D-D_{2})} {displaystyle N=S_{min}cdot Xcdot (D_{2}-D_{1})+S_{max}cdot (D-D_{2})},

где X {displaystyle X} X — коэффициент роста.

Недостатком данного способа налогообложения является его относительная сложность, что препятствует широкому внедрению во многих странах.

Комбинированная[править | править код]

В этом случае доход делится на отдельные части, в пределах которых используется одна из указанных выше моделей налогообложения. Типичным примером комбинированной модели является система налогообложения физических лиц в Германии. См. ниже.

Кривая, описываемая формулой[править | править код]

Налоговая ставка в данной модели растёт с ростом дохода и описывается формулой многочлена (полинома).

Формула налоговой ставки имеет вид:
S = s 0 + s 1 D 1 + s 2 D 2 + ⋯ + s n D n {displaystyle S=s_{0}+s_{1}D^{1}+s_{2}D^{2}+dots +s_{n}D^{n}} {displaystyle S=s_{0}+s_{1}D^{1}+s_{2}D^{2}+dots +s_{n}D^{n}} где:

s i {displaystyle s_{i}} s_{i} — фиксированные коэффициенты; D {displaystyle D} D — совокупный годовой доход.

Используя современную вычислительную технику, можно вывести формулу для кривой налоговой ставки любого уровня сложности, с любыми характеристиками. И как следствие, эти достоинства оборачиваются недостатками, сводя на нет возможность обсуждения обществом налоговых ставок, так как при этом требуется более глубокий уровень математических познаний.

Прогрессивная система налогов с дифференцированной ставкой

В альтернативной системе прогрессивного налогообложения предлагается брать за основу стоимость приобретаемых товаров. В этом случае под понятие “прогрессивный налог” попадают такие определения, как НДС и налог с продаж. Суть дифференцированной системы состоит в том, чтобы освободить от налогообложения товары первой необходимости, а на предметы роскоши ввести повышенный налог. Смысл идеи состоит в том, чтобы перераспределить налоговое бремя между разными слоями населения.

Литература[править | править код]

  • Ю. С. Мирзоев Опровержение популярных заблуждений относительно прогрессивной системы налогообложения // https://zakon.ru/blog/2020/05/21/oproverzhenie_populyarnyh_zabluzhdenij_otnositelno_progressivnoj_sistemy_nalogooblozheniya
  • Яроцкий В. Г.,. Налоги // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Ильясов Ф. Н. Формула прогрессивного налога на основе закона Вебера // Социальные исследования. 2016. № 4. С. 17—25.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...