Реформирование бухгалтерского учета в России

В данной статье вы рассмотрите понятие реформирования бухгалтерского учета, основные задачи его реформы и этапы.

Понятие реформирования бухгалтерского учета

Процесс сложных, многоступенчатых преобразований в области бухгалтерского учета, обусловленных общим процессом экономических реформ в Российской Федерации представляет собой реформирование бухучета.

Реформирование заключается в разработке ключевых правил, норм постановки и ведения бухгалтерского учета предприятиями, соотносимых с требованиями современной экономики.

Ранее, в условиях плановой экономики реализовывалась система бухгалтерского учета, обусловленная общественной собственностью и государственным управлением экономикой. Основным потребителем информации при этом выступало государство. Действовавшая в советском государстве система государственного финансового контроллинга выявляла отклонения от установленных моделей хозяйственной деятельности организаций.

Реорганизация гражданско-правовой среды и системы общественных отношений определила необходимость трансформации российского бухгалтерского учета. Процесс реформирования учета и приведения его к международным стандартам финансовой отчетности был разработан и утвержден в 1998г.

Замечание 1

Основная цель реформирования существующей системы бухгалтерского учета заключается в приведение российской системы бухучета в соответствие с насущными требованиями рыночной экономики и МСФО.

Что нового принес 2020 год

В 2020 году Минфин продолжил разработку новых федеральных стандартов. Главные нововведения, которые были приняты в течение года, таковы:

  • в сентябре Минфин выпустил два новых федеральных стандарта 6/2020 «Основные средства» и 26/2020 «Капитальные вложения». Они вступают в действие с 1 января 2022 года;
  • в ноябре принят ФСБУ 5/2019 «Запасы». Данный стандарт вступает в действие с 1 января 2021 года;
  • опубликован проект нового ФСБУ «Финансовые инструменты».

Также опубликованные в 2018–2019 годах проекты стандартов «Бухгалтерская отчетность» и «Документы и документооборот» в соответствии с Программой разработки федеральных стандартов Минфина ожидаются к выпуску в течение 2021 года.

МСФО – база реформы бухгалтерского учета

Определение 1

В качестве базы, на которой было основано проведение реорганизации бухгалтерского учета, использовались МСФО, содержащие краткий список требований, предъявляемых бухгалтерским организациям и установлению баланса среди национальных систем учета. Их важнейшая функция –  регламент общих принципов ведения бухгалтерского учета, их состава и содержания финансовой отчетности, и в дополнение, общие правила учета обособленных объектов, таких как товарно-материальные запасы, денежные средства, инвестиции, налоговые и пенсионные обязательства, правительственные субсидии и т.д.

Целью разработки является гармонизация национальных систем учета и отчетности, что в итоге должно привести к повышению потребительской способности финансовых отчетностей, которая может быть востребована крупными хозяйскими объектами как в РФ, так и за рубежом.

Под ориентацией на МСФО понимается, что с самого начала они не были предназначены  для того, чтобы регулировать учет и отчетность в конкретных странах, и также не предназначались для практического использования.

Основываясь на данной информации, целесообразным было признано использование МСФО в таких случаях:

  1. Создание концепций бухгалтерского учета в рыночной экономике Российской Федерации с целью обеспечения соотношения бухгалтерской информации, которая формируется в России и на западе.
  2. Разработка национальных стандартов бухгалтерского учета в качестве отправной точки, образцов и критериев, которые соответствуют международной практике.

Основываясь на программе реформирования бухгалтерского учета в 2004 г. Министерство финансов Российской Федерации издало указ от 01.07.2004 № 180 “Об одобрении Концепции развития бухгалтерского учета в РФ на среднесрочную перспективу”. Проект состоял из трех этапов на период до 2010 года. В нем определялись задачи развития бухгалтерского учета и, также различные мероприятия, которые были направлены на то, чтобы создать систему бухгалтерского учета, которая будет совместима с МСФО. Определялись также  временные рамки, в которые было необходимо осуществить мероприятия, направленные на совершенствование бухгалтерского учета.

Основные задачи реформы бухгалтерского учета

Основные задачи реформы заключаются в следующем:

  • формирование системы стандартов учета и отчетности, для обеспечения полезной информацией пользователей разного уровня;
  • обеспечение связи реформ бухгалтерского учета с основными тенденциями определения стандартов на международном уровне;
  • оказание методической помощи компаниям в понимании и внедрении новой модели бухгалтерского учета.

Стандартизация процедур учета проводится Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности, (International Accounting Standards Committee или сокращенно – IASC). Унификация проводится посредством разработки и публикации Международных стандартов финансовой отчетности или сокращенно – МСФО (International Accounting Standards или IAS).

Основной смысл данного подхода заключается в разработке унифицированных стандартов, которые применимы к любой ситуации и в любой стране мира, и делают нецелесообразным создание национальных стандартов. Внедрение единых стандартов должно проходить не законодательным путем, а через добровольное соглашение профессиональных организаций различных стран.

Изменения в ФСБУ «Запасы»

В ФСБУ «Запасы» сделаны следующие шаги по сближению учета запасов с МСФО 2 «Запасы»:

  • в состав запасов включаются внеоборотные активы (недвижимость, интеллектуальная собственность и т. п.), приобретенные или созданные для продажи, и незавершенное производство;
  • в фактическую себестоимость приобретения или создания запасов включаются расходы на будущий демонтаж и утилизацию, восстановление окружающей среды;
  • в фактическую себестоимость приобретения или создания запасов НЕ включаются сверхнормативные потери и расходы из-за ненадлежащей организации производственного процесса, расходы на продажу, управленческие расходы, расходы на хранение, если они не предусмотрены технологией изготовления запасов, расходы, понесенные в связи с чрезвычайными обстоятельствами. Все виды скидок и уступок поставщиков уменьшают стоимость приобретения запасов;
  • запасы биологического происхождения и запасы, размещаемые на организованных торгах, разрешается оценивать по справедливой стоимости;
  • согласно стандарту, оценка запасов на конец отчетного периода делается по чистой стоимости реализации, которая учитывает обесценение запасов;
  • при поступлении запасов на безвозмездной основе и в порядке обмена принятие к учету производится по справедливой стоимости полученных запасов, которая определяется в соответствии с МСФО 13 «Справедливая стоимость».

Введено понятие нормативных затрат (standard cost). При массовом и серийном производстве объекты незавершенного производства и готовую продукцию можно оценивать в сумме плановых (нормативных) затрат. Их потребуется регулярно пересматривать. Разница между фактической себестоимостью и плановыми (нормативными) затратами будет уменьшать (увеличивать) сумму расходов в отчетном периоде, в котором выявлена разница. Однако при единичном производстве продукции незавершенное производство потребуется отражать в размере фактических затрат.

Этапы реализации реформы

Первые два этапа концепции должны были быть реализованы в период с 2004 по 2010 год.

Первый этап – с 2004 по 2007 год – общеобязательный переход с МСФО консолидированной финансовой отчетности общественно значимых хозяйствующих субъектов, за исключением тех, кто ввел свои ценные бумаги в оборот на международных фондовых рынках, и также тех, кто составляет отчетность такого образца по другим стандартам, которые признаются международным сообществом. Следующим пунктом является ратификация основного состава стандартов российской бухгалтерской отчетности индивидуальных предпринимателей на базе МСФО. Улучшение принципов и систематизирование требований, предъявляемых к организации учетного процесса и также основных правил бухгалтерского учета, которые обеспечивают формирование информационного потока  для составления индивидуальной и консолидированной финансовой отчетности. Также был создан специальный орган в связи с утверждением стандартов и правил бухгалтерского учета и отчетности, и основные элементы инфраструктуры применения МСФО. Сблизили основные положения налогового с положениями бухгалтерского учета и активизировали участие профессиональные общественных объединений для развития и регулирования бухгалтерской и аудиторской деятельности. Усилился также контроль за обеспечением общественно значимых хозяйствующих субъектов публичностью консолидированной финансовой отчетности и усовершенствовали систему обучения и повышения квалификации кадров и пользователей бухгалтерской отчетности. Не менее важным также является то, что на данном этапе внимание уделили развитию сотрудничества на мировом рынке в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности.

Этап 2008 – 2010 года был ознаменован, в первую очередь, переходом на МСФО консолидированной финансовой отчетности всех хозяйствующих субъектов, даже тех, чьи бумаги обращались на международных фондовых рынках и кто составлял отчетность такого образца по другим стандартам, которые признаются международным сообществом. Оценивалась также возможность сравнения узким кругом хозяйствующих субъектов индивидуальной финансовой отчетности по МСФО (на смену российским стандартов), закрепление и увеличение сферы влияния органа в рамках системы ратификации стандартизации финансовых отчетностей. Планирование увеличения сферы влияния роли профессиональных общественных объединений на развитие и регулирование бухгалтерской и аудиторской деятельности. Также было принято решение развивать систему контроля обеспечения хозяйствующими субъектами публичности бухгалтерской отчетности и расширять сферу контроля за качеством бухгалтерской отчетности, в том числе подготовленной на основе МСФО.

По мере введения Программы реформирования бухгалтерского учета, соответствующую всем международным стандарта бухгалтерской отчетности, в силу, был изучен ряд вопросов, связанных с реализацией реформы бухгалтерского учета, составными частями которой являются:

  1. Порядок ратификации МСФО.
  2. Гарантии обеспечения процедуры введения программы.

Также были подготовлены обучающие материалы, которые предназначаются для того, чтобы быть базой проектов нововведенных положений бухгалтерского учета, и было проведено сравнение требований МСФО с российскими положениями, регулирующими процедуру бухгалтерского учета.

Одним из направлений, на которые был сделан самый большой упор, стала подготовка специалистов и выпуск методических материалов по МСФО. Данные учебные курсы были проведены во всех районах России, и около 2000 работников и преподавателей в сфере бухгалтерского учета приняли в них участие.

В 2005 году в России был создан Национальный совет по стандартам финансовой отчетности, который разработал Концепцию стандартов финансовой отчетности в РФ, в последствии одобренную Правлением фонда национальных стандартов финансовой отчетности (НСФО). Идея данной концепции предполагала собой, что  российские стандарты финансовой отчетности должны быть точным переводом МСФО с английского языка, сохраняя его существующий авторитет на международных финансовых рынках. Желательно было одобрение выполненного перевода Правлением международных стандартов финансовой отчетности. Отклонение СФО от МСФО или введение каких-либо дополнительных условий связанных с раскрытием информации может проводиться только в исключительных, индивидуальных случаях, когда норма МСФО не предполагает соответствие общественным интересам или не позволяет предоставить финансовую информацию, которая необходима владельцам для составления отчетности и принятия решений по финансовым вопросам. Количество данных случаев должно быть минимальным, но лучше и вовсе их избегать из-за участия Национального совета по стандартам финансовой отчетности в процессе создания и редактирования МСФО.

Предприятия, которые заняты средним бизнесом, и не относятся к тем, которые имеют общественное значение, получили предложение создания отдельного списка упрощенных стандартов на базе СФО. Но выбор, должны они составлять финансовые отчеты по полному или сокращенному списку стандартов – предприятия оставляли за собой. До принятия списка упрощенных требований для компаний, занимающихся средним бизнесом обязательной остается отчетность по российским положениям бухгалтерского учета (ПБУ).

В соответствии с Концепцией развития бухгалтерского учета и отчетности в России на перспективы средних сроков считалось, что предприниматели, занимающиеся малым бизнесом также должны подготавливать налоговую отчетность и, в случае согласия всех членов организации, не были обязаны готовить финансовую отчетность. Данная концепция пока не нашла практическое применение в том конкретном виде, в котором она была создана, но ее воплощение было выражено рядом научно-исследовательских работ, которые нашли применение как часть базы ПБУ. Результаты одной из последних научно-исследовательских работ были озвучены 31.03.2010 на круглом столе в Высшей школе экономики. Фонд НСФО совместно с Министерством финансов России представил проекты четырех положений по теме бухгалтерского учета: “Учет затрат на освоение природных ресурсов”, “Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы”, “Отчеты о движении денежных средств”, “Операционные сегменты”. При этом тексты проектов ПБУ основаны на текстах аналогичных стандартов МСФО.

Временной промежуток с 2008 по 2010 год был ознаменован продолжением дальнейшего расширения сферы влияния МСФО во время составления консолидированной отчетности российских предприятий и организаций и рассмотрением возможностей составления индивидуальной бухгалтерской отчетности по МСФО взамен национальным стандартам (ПБУ).

Итог исследований, которые были проведены, демонстрирует то, что обеспечивается поддержка гармонизации стандартов профессиональным бухгалтерским сообществом. Международная система бухгалтерского учета и отчетности работает не только для того, чтобы гарантировать прозрачность и понятность информации, но и для того, чтобы способствовать повышению качества корпоративного управления в различных компаниях России. Введение международных стандартов бухучета и отчетности привлечет в экономику РФ дополнительные иностранные инвестиции.

Исследую мнение экспертов, которые работают или как-либо связаны с бухгалтерским учетом и аудитом, относительно реформы и внедрения МСФО, получили данные, что большинство, а именно 37%, специалистов компаний, которые используют МСФО, считают, что такая практика будет очень полезной.

Высокое оценивание пользы МСФО характерно для:

  • экономистов, финансовых директоров и других специалистов по финансам;
  • специалистов, которые обладают высоким знанием МСФО;
  • специалистов, которые работают в крупных компаниях.

Изменения в ФСБУ «Основные средства»

В ФСБУ «Основные средства» сделаны следующие шаги по сближению с МСФО (IAS) 16 Основные средства и МСФО (IAS) 40 Инвестиционная собственность.

  1. Исключен стоимостной критерий для признания актива ОС (ранее был установлен лимит 40 тыс. руб.).
  2. Введена модель учета по переоцененной стоимости. Переоцененная стоимость равна справедливой или близка к ней по значению. Справедливая стоимость определяется по МСФО (IFRS) 13 «Справедливая стоимость». Переоценка признается в капитале и списывается в нераспределенную прибыль в течение срока его полезного использования или единовременно при выбытии объекта.
  3. Затраты на демонтаж, утилизацию и восстановление окружающей среды включаются в первоначальную стоимость ОС в качестве оценочного обязательства.
  4. Введена обязанность по проверке ОС на обесценение и в соответствии с МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов».
  5. Введено понятие инвестиционной недвижимости. Разрешено использовать две модели оценки: по переоцененной и по первоначальной стоимости. Переоценка признается прибылью (убытком) периода.
  6. Введено требование об обязательной ежегодной проверке соответствия срока полезного использования, метода амортизации и ликвидационной стоимости на соответствие условиям эксплуатации ОС.
  7. Начисление амортизации не приостанавливается за исключением случая, когда остаточная стоимость объекта становится равна или менее его ликвидационной стоимости (ранее начисление амортизации приостанавливалось при консервации основных средств).
  8. При начислении амортизации учитывается ликвидационная стоимость объекта. Методы начисления амортизации приведены в соответствие с МСФО: разрешены линейный метод, метод уменьшаемого остатка и метод начисления амортизации пропорционально объему выпущенной продукции.
  9. Начисление амортизации производится с момента ввода в эксплуатацию (или с первого числа следующего месяца по желанию организации).

Отчетность по РСБУ и МСФО. Как сократить трудозатраты?

Для сокращения трудозатрат по трансформации отчетности РСБУ лучше всего последовательно сближать учетную политику РСБУ с положениями МСФО. Это сократит количество корректировок и снизит трудозатраты по подготовке отчетности МСФО. Особенно эффективно можно организовать данный процесс в рамках Группы компаний, выпускающей консолидированную отчетность по МСФО. В этом случае материнская компания разрабатывает принципы учетной политики по РСБУ на основе сближения ее с МСФО. Дочерние компании Группы применяют указанные принципы в своей учетной политике.

Если дочерняя компания или другая организация, не являющаяся материнской, выпускает индивидуальную отчетность по МСФО, она также может применять МСФО в своей учетной политике. Данные подходы предусмотрены п. 7 ПБУ 1 /2008 «Учетная политика организации». На сайтах крупнейших российских компаний сейчас можно найти проаудированную крупнейшими аудиторскими организациями бухгалтерскую (финансовую) отчетность по РСБУ, в которой имеются пояснения о применении МСФО при ведении российского учета.

Например, крупнейший оператор сотовой связи в бухгалтерской отчетности по РСБУ за 2018 год указывает: «В отчетном году Компания отступила от способов ведения бухгалтерского учета, установленных Положением по бухгалтерскому учету „Доходы организации“ ПБУ 9/99 и Положением „Расходы организации“ ПБУ 10 /99 в отношении признания выручки, поскольку такие способы приводят к несоответствию учетной политики Компании требованиям международных стандартов финансовой отчетности, и полностью применила положения МСФО (IFRS) 15 „Выручка по договорам с покупателями“ к учету договоров с покупателями (выручка)».

Если все-таки организация не решается на сближение учетной политики с МСФО, ей необходимо разработать принципы учетной политики МСФО, унифицировать перечень типовых корректировок отчетности, формализовать алгоритмы их расчета, разработать альбом отчетных форм МСФО и провести настройку и доработку в учетной системе. Также необходимо поставить на поток подготовку отчетности по МСФО. Здесь начинать нужно с разработки самого процесса подготовки отчетности. В совокупности данные мероприятия значительно сокращают трудозатраты и сроки подготовки этого вида отчетности.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...