“Рекомендации о реализации требований Федерального закона N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” в части выявления и контроля операций иностранных публичных должностных лиц (ИПДЛ)” — Редакция от 27.01.2010 — Контур.Норматив

Документальное оформление процедуры выявления публичных должностных лиц.

Публичное должностное лицо: определение и виды

Субъекты Федерального закона от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон №115-ФЗ) обязаны принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по выявлению, среди физических лиц (это могут быть клиенты, представители клиентов, выгодоприобретатели или бенефициарные владельцы клиентов), находящихся на обслуживании или принимаемых на обслуживание: 

  • иностранных публичных должностных лиц (далее – ИПДЛ); 
  • должностных лиц публичных международных организаций (далее – ДЛПМО); 
  • лиц, замещающих (занимающих) государственные должности Российской Федерации, должности членов Совета директоров Центрального Банка Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, должности в Центральном Банке Российской Федерации, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации (далее – РДПЛ).

Иностранное публичное должностное лицо – любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе, для публичного ведомства или государственного предприятия.

К данной категории могут быть отнесены следующие граждане иностранных государств:

  • Лица, на которые возложено или было возложено ранее (с момента сложения полномочий прошло менее 1 года) исполнение важных государственных функций, а именно:
  • Главы государств (в том числе правящие королевские династии) или правительств;
  • Министры, их заместители и помощники;
  • Высшие правительственные чиновники;
  • Должностные лица судебных органов власти «последней инстанции» (Верховный, Конституционный суд), на решение которых не подается апелляция;
  • Государственный прокурор и его заместители;
  • Высшие военные чиновники;
  • Руководители и члены Советов директоров Национальных Банков;
  • Послы;
  • Руководители государственных корпораций;
  • Члены Парламента или иного законодательного органа.
  • Лица, облеченные общественным доверием, в частности:
  • Руководители, заместители руководителей международных организаций (ООН, ОЭСР, ОПЕК, Олимпийский комитет, Всемирный Банк и т.д.), Члены Европарламента; 
  • Руководители и члены международных судебных организаций (Суд по правам человека, Гаагский трибунал и др.)

Необходимо учитывать, что вышеприведенный перечень должностей, по которым определяется принадлежность к ИПДЛ, не является исчерпывающим и может варьироваться в зависимости от государственного устройства той или иной страны. Принадлежность лица к категории ИПДЛ определяется в соответствии с рекомендациями ФАТФ.

Должностное лицо публичной международной организации – означает международного гражданского служащего или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени:

1. Руководители, заместители руководителей международных и наднациональных организаций:

  • Организация Объединенных Наций (ООН),
  • Организация экономического развития и сотрудничества (ОЭСР)
  • Экономический и Социальный Совет ООН
  • Организация стран – экспортеров нефти (ОПЕК)
  • Международный олимпийский комитет (МОК)
  • Всемирный банк (ВБ)
  • Международный валютный фонд (МВФ)
  • Европейская комиссия
  • Европейский центральный банк (ЕЦБ)
  • Европарламент;
  • и другие.

2. Руководители и члены международных и наднациональных судебных организаций:

  • Международный суд ООН
  • Европейский суд по правам человека
  • Суд Европейского союза
  • и другие.

Принадлежность лица к категории должностного лица публичной международной организации определяется в соответствии с рекомендациями ФАТФ.

Российское публичное должностное лицо – физическое лицо, находящееся или принимаемое на обслуживание и замещающее (занимающее) государственные должности Российской Федерации, должности членов Совета директоров Центрального Банка Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, должности в Центральном Банке Российской Федерации, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации: 

  • Президент Российской Федерации
  • Председатель Правительства Российской Федерации
  • Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
  • Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе
  • Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
  • Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации
  • Министр Российской Федерации – полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе
  • Министр Российской Федерации – Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации
  • Федеральный министр
  • Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации (в иностранном государстве)
  • Постоянный представитель (представитель, постоянный наблюдатель) Российской Федерации при международной организации (в иностранном государстве)
  • Председатель Совета Федерации Федерального Собрания
  • Первый заместитель, заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания
  • Председатель, заместитель председателя комитета (комиссии) Совета Федерации Федерального Собрания
  • Член комитета (комиссии) Совета Федерации Федерального Собрания
  • Председатель Государственной Думы Федерального Собрания
  • Первый заместитель, заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания
  • Руководитель фракции в Государственной Думе Федерального Собрания
  • Председатель, заместитель председателя комитета (комиссии) Государственной Думы Федерального Собрания
  • Член комитета (комиссии) Государственной Думы Федерального Собрания
  • Председатель Конституционного Суда Российской Федерации
  • Заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации
  • Судья Конституционного Суда Российской Федерации
  • Председатель Верховного Суда Российской Федерации
  • Первый заместитель, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации
  • Судья Верховного Суда Российской Федерации
  • Генеральный прокурор Российской Федерации
  • Председатель Следственного комитета Российской Федерации
  • Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации
  • Заместитель Председателя Совета Безопасности Российской Федерации
  • Уполномоченный по правам человека
  • Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей
  • Руководитель высшего государственного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации
  • Председатель Счетной палаты
  • Заместитель Председателя Счетной палаты
  • Аудитор Счетной палаты
  • Председатель Центрального банка Российской Федерации
  • Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
  • Заместитель Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
  • Секретарь Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
  • Член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (замещающий должность на постоянной основе)
  • Председатель федерального суда
  • Заместитель председателя федерального суда
  • Судья федерального суда
  • Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации

При выявлении РПДЛ, ДЛПМО и ИПДЛ используются следующие источники информации:

  • документы и сведения, полученные при идентификации клиента; в частности, информация о статусе клиента может быть получена из документа, удостоверяющего личность (например, дипломатический паспорт), из документа, подтверждающего право пребывания на территории РФ (например, въездная виза). Если информация о занимаемой должности будет указана самим клиентом, у него рекомендуется получить документы, подтверждающие его статус «иностранного публичного должностного лица».
  • сведения, полученные в результате собственного изучения общедоступных источников, таких как поисковые сервисы в Интернете, периодические издания и т.п.;
  • официальные списки (если подобные списки будут разработаны и доведены до некредитных финансовых организаций Росфинмониторингом, Министерством иностранных дел РФ, Банком России или иным государственным органом Российской Федерации или некоммерческой организацией, которой будет предоставлено право на создание таких списков);
  • коммерческие списки, разрабатываемые третьими лицами.

Кроме этого согласно методическим рекомендациям об исполнении кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями требований в отношении выявления и обслуживания иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций и российских публичных должностных лиц, утв. Банком России 27.06.2017 г. №13-МР в целях повышения эффективности мер по выявлению ПДЛ и выполнению требований Федерального закона №115-ФЗ при их приеме на обслуживание и обслуживании сотрудникам Общества, взаимодействующим с клиентами, необходимо реализовывать комплекс обоснованных и доступных в сложившихся обстоятельствах мер, определенных в правилах внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, направленных на выявление среди физических лиц, принимаемых на обслуживание или находящихся на обслуживании, лиц, указанных в статье 7.3 Федерального закона №115-ФЗ, использования при этом информации, размещаемой органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти иностранных государств на их официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, и отражения информации о предпринятых мерах в анкете (досье) клиента и рекомендует организациям осуществлять следующие мероприятия:

znum-1_v5-lin В отношении определения понятий ИПДЛ и ДЛПМО принимать во внимание информацию, содержащуюся в письме Банка России от 18.01.2008 г. №8-Т.

znum-2_v5-lin В целях выявления при приеме на обслуживание РПДЛ использовать следующие источники информации:

  • в отношении государственных должностей Российской Федерации – Указ Президента Российской Федерации от 11.01.1995 г. №32 “О государственных должностях Российской Федерации”;
  • в отношении должностей членов Совета директоров Банка России – информацию, размещенную на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”.

znum-3_v5-lin В отношении должностей федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, должностей в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях и иных организациях, созданных в Российской Федерации на основании федеральных законов, включенных в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации – самостоятельно осуществлять мониторинг соответствующего законодательства Российской Федерации.

znum-4_v5-lin Анализировать информацию, размещаемую органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти иностранных государств на их официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, использовать информацию российских и иностранных компаний, предлагающих информационные продукты, которые заинтересованные лица, в том числе организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, могут использовать в своей деятельности, в том числе в рамках исполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом N 115-ФЗ, таких, как, например, Dow Jones Risk and Compliance (Factiva), информационное агентство ЗАО “Интерфакс” (система СПАРК, “Центр раскрытия корпоративной информации”), ООО “Интерфакс – Ди энд Би” (система DBAI, GRS, отчеты “Знай своего клиента”), ЗАО “СКРИН”, а также иные источники информации, доступные организациям на законных основаниях.

Принимать на обслуживание ИПДЛ допускается исключительно на основании письменного решения руководителя или его заместителя, которому руководителем организации либо его заместителем делегированы соответствующие полномочия.

Для фиксирования информации по РПДЛ, ДЛПМО и ИПДЛ в анкетах (досье) клиентов  должны быть предусмотрены специальные разделы (пункты), в которых отражается информация о принадлежности клиента к категории РПДЛ, ДЛПМО и ИПДЛ.

Обновление информации по клиентам, относящимся к категории РПДЛ, ДЛМПО и ИПДЛ, производится не реже одного раза в год, а также при получении любой информации, как от клиента, так и из внешних источников, влияющей на публичный статус иностранного должностного лица.

В соответствии с требованиями Федерального закона № 115-ФЗ сотрудники организации, взаимодействующие с клиентами обязаны:

  • принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению источников происхождения денежных средств или иного имущества иностранных публичных должностных лиц (ИПДЛ);
  • регулярно обновлять имеющуюся в распоряжении организации информацию о находящихся у них на обслуживании иностранных публичных должностных лиц (ИПДЛ), должностных лиц публичной международной организации (ДЛМПО) и российских публичных должностных лиц (РПДЛ);
  • уделять повышенное внимание операциям с денежными средствами или иным имуществом, осуществляемым находящимися на обслуживании у Общества иностранными публичными должностными лицами, их супругами, близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами, усыновителями и усыновленными) или от имени указанных лиц в случае, если они находятся на обслуживании в Общества.

В случае, если операциям клиента – должностного лица публичной международной организации либо лица, замещающего (занимающего) государственную должность Российской Федерации, должность члена Совета директоров Центрального Банка Российской Федерации, должность федеральной государственной службы, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, должность в Центральном Банке Российской Федерации, государственной корпорации или иной организации, созданной Российской Федерацией на основании федерального закона, включенную в соответствующий перечень должностей, определяемый Президентом Российской Федерации, Обществом, присвоена высокая степень (уровень) риска совершения таких операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, к операциям такого клиента применяются следующие требования:

  • принимать на обслуживание РПДЛ и ДЛПМО только на основании письменного решения руководителя Общества либо его заместителя, которому руководителем указанной организации либо его заместителем делегированы соответствующие полномочия;
  • принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению источников происхождения денежных средств или иного имущества данной категории  лиц;
  • на регулярной основе обновлять имеющуюся в распоряжении организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, информацию о находящихся у них на обслуживании РПДЛ и уделять повышенное внимание операциям с денежными средствами или иным имуществом, осуществляемым находящимися на обслуживании данной категории лиц.

При осуществлении специальных мер контроля сотрудникам следует обращать внимание на следующие особенности обслуживания ПДЛ и связанных с ними лиц:

  • отказ ПДЛ в представлении разъяснений в отношении источников происхождения поступающих в его пользу денежных средств либо наличие сомнений в достоверности его объяснений;
  • предоставление иностранным гражданином противоречивой информации о родственных связях с ПДЛ;
  • получение из официальных источников информации, позволяющей квалифицировать иностранного гражданина как ПДЛ или его родственника в случаях, когда при заключении договора с клиентом не была представлена (была скрыта) подобная информация.

Источники:

  • moneyman.ru: Иностранное публичное должностное лицо (ИПДЛ)
  • cyberleninka.ru: Иностранное должностное лицо как субъект получения взятки по УК РФ

Николай Потапов

Возможно вам будет полезно:

Лучший займ

Специальное предложение

Займер

Одобрение

Одобрение

К5М = 10/10

Рейтинг К5М

Требуемый кредитный рейтинг

400

Требуемый кредитный рейтинг

Оформить Подать жалобу

30 000 руб.

365 дней

1 % в день

Обновлено
01.03.2021

Сумма:

от 2 000 до 30 000 руб.

Скорость рассмотрения заявки:

15 минут

Скорость выплаты:

От 12 секунд

Идентификация:

Фото, видео

График работы:

Круглосуточно

Инвесторам:

от 15000000 руб. до 18,5%

  • Низкие требования к кредитной истории
  • Моментальное рассмотрение заявки
  • Принимаются карты Виза, МастерКард и МИР
  • Помощь в исправлении кредитной истории
  • Разнообразные способы получения и погашения
  • Пролонгация за уплату процентов

Подробнее

Лучший кредит

Специальное предложение

СКБ-Банк (Простой и удобный)

Одобрение

Одобрение

К5М = 10/10

Рейтинг К5М

Требуемый кредитный рейтинг

600

Требуемый кредитный рейтинг

Оформить Подать жалобу

1 500 000 руб.

60 месяцев

8.1 % в год

Обновлено
01.03.2021

Сумма:

от 51 000 до 1 500 000 руб.

Срок:

от 12 до 60 месяцев

Процентная ставка:

от 6.1 до 23%

Документы:

Паспорт, один из документов (загранпаспорт, пенсионное удостоверение, водительское удостоверение, удостоверение личности военнослужащего, военный билет)

Скорость рассмотрения заявки:

До 2 дней

Регистрация:

Постоянная в регионе банка

Стаж:

Стаж на последнем месте от 3 мес

  • Не требуется оформление страховки
  • Снижение ставки при подаче заявки онлайн
  • Кредит доступен индивидуальным предпринимателям

Подробнее

СКБ специализируется на потребительских кредитах и обслуживании бизнеса. Основное кредитное предложение банка отличается гибкими условиями для разных категорий клиентов – работающих официально, работающих неофициально, а также неработающих пенсионеров. Этот крупный банк Уральского региона вошел в Топ-100 самых надежных российских банков по версии Forbes.

Лучшая кредитная карта

Специальное предложение

Альфа-Банк (100 дней без процентов)

К5М = 10/10

Рейтинг К5М

Требуемый кредитный рейтинг

600

Требуемый кредитный рейтинг

Оформить Подать жалобу

Максимальный лимит:

500 000 руб.

Процентная ставка в год:

от 9.99 до 38.51%

Беспроцентный период:

100 дней

Лицензия:

1326 от 16.01.2015 г.

Регистрация:

Постоянная в регионе банка

  • Доступен длительный льготный период
  • Льготный период действует на снятие наличных
  • Можно оформить без справки о доходах
  • Снятие наличных в любых банкоматах без комиссии

Подробнее

Карта “100 дней без процентов” отличается длительным льготным периодом, в течение которого вы не платите проценты по ней. Этот период распространяется и на снятие наличных. Однако, у нее нет своей бонусной программы, кроме тех, что предоставляют Виза и МастерКард. Альфа-Банк – один из крупнейших банков страны, он обслуживает более 14 миллионов клиентов.

Лучшая дебетовая карта

Специальное предложение

Лицензия:

2673 от 24.03.2015 г.

Регистрация:

Постоянная в регионе банка

Кэшбэк:

1% на любые покупки, до 15% за покупки в трех категориях, до 30% по предложению партнеров, 500 рублей за покупки от 5 000 рублей в первые 3 месяца

  • Быстрое оформление с доставкой на дом
  • Кэшбэк от 1% за все покупки
  • Привилегии для премиум-карт от платежных систем
  • Снятие наличных в любых банкоматах без комиссии

Подробнее

Универсальная дебетовая карта для практичных людей. Она подойдет тем, кто часто оплачивает покупки безналичным способом. Тинькофф Банк возвращает на счет от 1 до 5% суммы расходов. Получать повышенный кэшбэк можно за покупки в избранных категориях, которые можно менять раз в 3 месяца в интернет-банке или мобильном приложении. Так же как и с других карт банка, с Tinkoff Black можно бесплатно снимать более 3 000 руб в банкомате любого банка.

Лучшее РКО

Специальное предложение

Общая
информация
ЭквайрингЗарплатный
проект
Валютный
контроль
Корпоративные
карты
Гарантии

Лицензия:

2209 от 24.11.2014

СМС-информирование:

100 руб.

Документы:

Паспорт, СНИЛС, ИНН (+ решение, устав, сведения об участниках с долей в уставном капитале более 25% и данные всех руководителей, финотчетность для компаний старше 3 месяцев. Для АО – реестр акционеров, для филиалов – положение, доверенность на руководителя компании, подтверждение постановки на учет в налоговой по месту нахождения).

Прием наличных:

До 100 000 руб – бесплатно, далее – 350 руб. за каждые 50 000 руб.

Выдача наличных:

До 50 000 руб – бесплатно, далее – 1 500 руб. за каждые 50 000 руб.

Бонусы при открытии счета:

50 000 руб. на продвижение в соцсетях в myTarget;
10 000 руб. на Яндекс.Директ;
3 000 руб. на продвижение в Google.Adwords

Эквайринг:

Виды: торговый, мобильный, интернет; принимаемые карты: Visa (+ Electron), MasterCard (+ Maestro, Cirrus), МИР; комиссия: 2%; аренда терминала: от 1 200 руб. до 2 000 руб. в мес.

Сроки подключения:

7 дней

Модули оплаты для интернет-магазинов:

Magento, 1С-Битрикс, OpenCart,Ubercart, Commerce, VirtueMart, Woocommerce, ReadyScript

Сроки зачисления:

до 2 раб. дней

Дополнительные услуги:

Бизнес-аванс до 5 млн. руб, без визита в банк. Подключение тем, у кого есть оборот по эквайрингу не менее 40 000 в месяц (неважно, в каком банке)

Зарплатный проект:

Выпуск з/п карты: 0 руб.; обслуживание з/п карты: 0 руб.; комиссия при переводе з/п: от 0% до 0,55% на карты других банков

Скорость подключения:

До 1 дня

Открытие счета в ин. валюте:

0 руб.

Агент по операциям резидентов:

0,15% (min 300 руб.)

Постановка контракта на учет:

0 руб.

Выдача справок:

Электронные бесплатно, на бумаге 1000р за доставку по России. 5000 за доставку по миру

Корпоративные карты:

Виды карт: MasterCard; открытие: 0 руб.; обслуживание: 0 руб.

Виды:

Тендерные для 44-ФЗ и 223-ФЗ

Сумма:

до 30 000 000 руб.

Обеспечение:

Без обеспечения

Скорость выдачи:

В течение дня

Спецсчет для 44-ФЗ:

Открытие: в течение дня; обслуживание: бесплатно

Дополнительно:

До 5% годовых на остаток по спецсчету

  • Помощь в регистрации ИП
  • Бесплатные зарплатные карты
  • Бесплатные платежные поручения
  • Бесплатные корпоративные карты
  • Онлайн-бухгалтерия для ИП на УСН 6%
  • Открытие счетов для ИП – полностью онлайн

Подробнее

Точка предлагает разнообразные тарифы для различных типов бизнеса. Тариф Золотая середина подойдет активно растущим ИП и компаниям. Многие статьи расходов по нему недорогие, а обслуживание будет бесплатным, если по счету нет оборота. Для комфортного ведения дела предусмотрены все нужные функции и услуги. Банк Точка – уникальный мультибанковский проект, который работает на базе Открытия и Киви.

  • Тарифы Точки в Открытии
  • Правила банковского обслуживания

Выберите тип жалобы

Двойные списания Долгая верификация Займы на чужие данные Навязчивая реклама Навязывание услуг Предварительное одобрение и отказ Разглашение информации 3 лицам Снятие денег с карты Другое (описать подробно)

Идентификация

Итак, на первоначальном этапе необходимо провести идентификацию клиента по правилам 115-ФЗ. Если речь о физическом лице, это ФИО, гражданство, дата рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты и иные сведения, предусмотренные 115-ФЗ.

Если клиент юридическое лицо или иностранная структура без образования юридического лица, нужно установить наименование, организационно-правовую форму, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, адрес и т.д.

Также необходимо получать информацию о целях установления и предполагаемом характере деловых отношений с оказывающей бухгалтерские услуги организацией, на регулярной основе принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению целей финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации клиента, а также в случае необходимости принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению источников происхождения денежных средств и иного имущества клиента. 

Кроме того, из закона следует обязанность устанавливать бенефициарных владельцев клиентов и находить о них информацию, руководствуясь перечисленными выше требованиями.

Меры по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества

Лица, оказывающие бухгалтерские услуги, должны выявлять среди своих клиентов людей и организации, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремизму, терроризму или распространению оружия массового уничтожения. Информация о таких лицах и организациях доступна на сайте Росфинмониторинга. Если клиент оказался в таком списке, его средства нужно немедленно заблокировать и сообщить об этом факте в Росфинмониторинг. На это по закону есть максимум один рабочий день.

На сайте Росфинмониторинга необходимо зарегистрировать личный кабинет, потому что в случае выявления подозрительных операций бухгалтер должен отправить формализованное электронное сообщение в Росфинмониторинг (еще можно использовать специализированное ПО).

Организация внутреннего контроля

Закон возлагает на бухгалтеров обязанность разрабатывать правила внутреннего контроля (ПВК) в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и распространения оружия массового уничтожения.

Кроме того, закон обязывает назначать специальное должностное лицо, ответственное за соблюдение ПВК, при этом критерии, которым должны соответствовать такие должностные лица, установлены нормативными актами.

Тем, кто проигнорирует требования по разработке правил, грозит административная  ответственность по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ. Наказание для юридических лиц — штраф от 50 до 100 тысяч рублей.

Начиная с 2018 года органы прокуратуры стали иногда проверять ПВК у организаций, оказывающих бухгалтерские услуги, и в случае их отсутствия или несоответствия требованиям закона направлять представление об устранении нарушений.

Фиксирование и хранение информации

Информацию, полученную в результате реализации ПВК, нужно документально зафиксировать, если:

  • сделка носит запутанный или необычный характер, не имеет очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
  • сделка не соответствует целям деятельности организации, установленным учредительными документами;
  • клиент неоднократно совершал операции или сделки, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных № 115-ФЗ;
  • клиент отказывается от совершения разовой операции, в отношении которой возникают подозрения, что она осуществляется в целях ПОД/ФТ;
  • что-то еще дает основания полагать, что сделки осуществляются в целях ПОД/ФТ.

Все документы нужно хранить не меньше 5 лет после окончания обслуживания клиента.

Таким образом, если бухгалтер сочтет поручение клиента по переводу денежных средств странным или не соответствующим деятельности (допустим, перевод на значительную сумму за оказание нехарактерных услуг, с сомнительными первичными документами), он обязан в соответствии с ПВК зафиксировать информацию. А если такие поручения носят систематический характер, то эти операции уже можно оценить как подозрительные (направленные на легализацию средств, полученных преступным путем), и  бухгалтер обязан направить в Росфинмониторинг соответствующее сообщение.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...