Резервный фонд России: описание, особенности формирования и управление средствами :: BusinessMan.ru

Любой экономический субъект, осуществляющий хозяйственную деятельность, стремится к созданию запаса финансовых ресурсов, назначение которых – подстраховать состояние субъекта в тот период, когда оперативных средств в должном объеме не будет хватать для выполнения обязательств. Государство, как один из самых крупных экономических субъектов, имеющий разносторонние обязательства, также формирует запас финансовых средств.

Описание[править | править код]

Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учёту и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта.

14 июля 2017 года Государственная дума во втором чтении одобрила законопроект о новой редакции бюджетных правил, по которому средства Резервного фонда до 1 февраля 2018 года переводятся в собственность Фонда национального благосостояния.

Управление средствами Резервного фонда[править | править код]

Управление средствами Резервного фонда осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Резервного фонда могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации. Целями управления средствами Резервного фонда являются обеспечение сохранности средств Фонда и стабильного уровня доходов от его размещения в долгосрочной перспективе. Управление средствами Фонда в указанных целях допускает возможность получения отрицательных финансовых результатов в краткосрочном периоде.

Размещение средств[править | править код]

Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2007 года N955 «О порядке управления средствами Резервного фонда» предусматривает размещение средств Фонда в иностранной валюте или зарубежных активах с рейтингом долгосрочной кредитоспособности не ниже «АА-» по классификации Fitch-Ratings и Standard & Poor’s; либо не ниже уровня «Аа3» по классификации Moody’s Investors Service[9].

Что значит резервы банков?

Резерв, в общепринятом смысле, это запас финансовых средств, материалов, продуктов и так далее, на какой-то конкретный случай. У банков также есть свои финансовые запасы – резервы.

Что они обеспечивают? Надежность конкретной финансовой структуры. Причем создается не один резерв, а несколько, ведь убытки также могут быть разного рода. В каком порядке формировать тот или иной запас финансов и как его использовать, прописано в законодательной базе РФ. Минимальный размер каждого резерва определяет Центральный Банк России.

Причины создания стабилизационного фонда

Процессы, происходящие в экономике и обществе, неотрывно связаны с рисками, как внешними, так и внутренними. Достаточно часто риски импортируются из мировой экономики, и в таком случае их масштаб может быть больше, чем он прогнозировался изначально. В силу невозможности провести абсолютно точные расчеты по многим взаимосвязанным процессам возникает необходимость создания резервных средств, которые в случае необходимости будут направлены на предупреждающие мероприятия или на устранение неблагоприятных социально-экономических последствий.

резервный фонд россии

В силу того, что при планировании бюджета обычно не учитывают форс-мажорные обстоятельства, которые в большинстве случаев плохо прогнозируемы, требуется наличие запасных ресурсов вне имеющегося бюджета, которые и будут направлены на работу по восстановлению ситуации в обществе.

История создания резервного фонда в России

Именно из-за частого возникновения в новой истории России угрозы экономического кризиса, существования дефицита бюджета и, следовательно, проявления критических ситуаций в обществе, в 2004 году было принято решение о формировании стабилизационного фонда. В таком виде он просуществовал до 2008 года, и был разделен на два направления: Резервный фонд России и Фонд Национального Благостояния.

сколько резервный фонд россии

Основная задача первого – обеспечение выполнения обязательств государства по всем направлениям, которые были заложены в бюджете, в случае если спрогнозированные статьи доходов будут более низкими по фактическим показателям.

Фонд Национального Благосостояния (ФНБ) имеет конкретное обозначение по направлению расходования средств – поддержка пенсионной системы в части выполнения ею всех заявленных обязательств и функций.

В результате аккумулирования дополнительных финансовых ресурсов произошло формирование той «копилки», которая позволила не прибегать так часто к внутренним и внешним займам, которые не всегда являются экономически целесообразными.

Другие новости

19.07.2020

Средства в фонде незначительно сократились

Объем Фонда национального благосостояния в июне сократился на 21,9 млрд рублей, но вырос в долларовом эквиваленте на 1,65 млрд. Это произошло из-за роста курса рубля по отношению к гласным иностранным валютам и переоценке ликвидных активов фонда, вызванных той же причиной.

23.05.2020

Минфин начал продавать валюту

Из сообщения Минфина следует, что в период с 7 апреля по 12 мая для покрытия бюджетного дефицита из средств фонда будет продано около $1 млрд, в рублевом эквиваленте 77,8 млрд руб. Продажи будут осуществляться в рамках бюджетного правила – при ценах на нефть Urals ниже $42,4 за баррель. Центральный Банк тоже будет продавать валюту, но уже при ценах на нефть Urals ниже $25 за баррель.

Размер ликвидной части ФНБ, доступной для расходования на покрытие дефицита бюджета, на 1 марта оценивался приблизительно в $150 млрд (11,5 трлн руб.)

22.04.2020

Минфин не спешит с публикацией данных о размере фонда на начало апреля

Министр финансов Антон Силуанов считает, что средств фонда хватит до 2024 года. Правда, это заявление он сделал в программе «Москва. Кремль. Путин» на телеканале «Россия 1» несколько дней назад, при этом произнеся пояснение: “при текущих ценах на нефть”. После этого на рынке нефти случился шторм, цены уходили в зону отрицательных значений. Впрочем, многие эксперты утверждают, что ничего экстраординарного не произошло, и постепенно с нефтью ситуация стабилизируется, хотя, возможно, и на более низких уровнях.

Часть средств из ФНБ правительство собирается потратить на программу поддержки экономики. Сколько денег из фонда уже потрачено за последние недели – не совсем понятно, – в апреле Минфин не спешит с публикацией данных о размере фонда на начало месяца.

04.08.2019

Двукратный рост объемов фонда

На начало августа объем ФНБ приблизился к 8 триллионам рублей и превысил 7% российского ВВП. Почти двукратное увеличение произошло всего за 1 месяц, правда, как объясняют в Минфине, оно в значительной степени “техническое”, – в июле с бюджетного счета Минфина на счет ФНБ были единоразово переведены средства, накопленные в 2018 году как отчисления от нефтегазовых сверхдоходов по бюджетному правилу.

Однако правительство по-прежнему пока не имеет полномочий расходовать средства фонда на инвестиционные цели. Это станет возможным, когда уровень в 7% ВВП достигнут ликвидные активы фонда на счетах в Центральном Банке, – накопления, уже инвестированные каким-то образом, для этого показателя не учитываются. Пока ликвидные активы, достигнув величины $98,5 млрд, составляют лишь 5,7% ВВП. Но возможно, планка в 7% будет “взята” уже до начала 2020 года. И по поводу расходования средств фонда в будущем уже сейчас в правительстве и Центробанке разгораются споры.

Еще новости

Динамика изменений[править | править код]

История изменения совокупного объёма средств Резервного фонда Российской Федерации[6].

Дата в млрд $ в млрд рублей в % к ВВП[10]
01.02.2008 125,19 3 057,85 7,4 %
01.03.2008 127,81 3 082,28 7,5 %
01.04.2008 130,48 3 068,43 7,4 %
01.05.2008 129,80 3 069,47 7,4 %
01.06.2008 129,32 3 069,94 7,4 %
01.07.2008 130,30 3 056,52 7,4 %
01.08.2008 129,68 3 040,37 7,4 %
01.09.2008 142,60 3 504,62 8,5 %
01.10.2008 140,98 3 559,19 8,6 %
01.11.2008 134,60 3 572,78 8,7 %
01.12.2008 132,63 3 661,37 8,9 %
01.01.2009 137,09 4 027,64 9,8 %
01.02.2009 137,34 4 863,80 12,5 %
01.03.2009 136,33 4 869,74 12,5 %
01.04.2009 121,06 4 117,67 10,6 %
01.05.2009 106,81 3 551,47 9,2 %
01.06.2009 100,95 3 127,93 8,1 %
01.07.2009 94,52 2 957,54 7,6 %
01.08.2009 88,53 2 811,34 7,2 %
01.09.2009 85,74 2 706,82 7,0 %
01.10.2009 76,37 2 298,00 5,9 %
01.11.2009 77,18 2 242,09 5,8 %
01.12.2009 75,07 2 238,58 5,8 %
01.01.2010 60,52 1 830,51 4,7 %
01.02.2010 59,91 1 823,26 3,9 %
01.03.2010 58,90 1 763,89 3,8 %
01.04.2010 52,90 1 553,28 3,4 %
01.05.2010 40,59 1 188,70 2,6 %
01.06.2010 39,27 1 197,66 2,6 %
01.07.2010 39,32 1 226,57 2,6 %
01.08.2010 40,59 1 225,17 2,6 %
01.09.2010 40,08 1 228,93 2,7 %
01.10.2010 41,39 1 258,26 2,7 %
01.11.2010 41,81 1 286,99 2,8 %
01.12.2010 40,88 1 279,85 2,8 %
01.01.2011 25,44 775,21 1,7 %
01.02.2011 25,96 770,24 1,3 %
01.03.2011 26,12 755,82 1,3 %
01.04.2011 26,33 748,53 1,2 %
01.05.2011 27,11 745,71 1,2 %
01.06.2011 26,57 745,86 1,2 %
01.07.2011 26,60 746,84 1,2 %
01.08.2011 26,55 734,98 1,2 %
01.09.2011 26,76 772,28 1,3 %
01.10.2011 25,85 823,87 1,4 %
01.11.2011 26,42 790,02 1,3 %
01.12.2011 25,60 801,77 1,3 %
01.01.2012 25,21 811,52 1,3 %
01.02.2012 61,36 1 863,06 2,7 %
01.03.2012 62,40 1 806,47 2,7 %
01.04.2012 62,28 1 826,62 2,7 %
01.05.2012 62,16 1 825,28 2,7 %
01.06.2012 60,21 1 953,88 2,9 %
01.07.2012 60,50 1 985,45 2,9 %
01.08.2012 59,87 1 927,12 2,8 %
01.09.2012 60,48 1 953,11 2,9 %
01.10.2012 61,46 1 900,13 2,8 %
01.11.2012 61,35 1 934,08 2,8 %
01.12.2012 61,40 1 906,89 2,8 %
01.01.2013 62,08 1 885,68 2,8 %
01.02.2013 86,24 2 589,45 3,5 %
01.03.2013 84,68 2 592,89 3,5 %
01.04.2013 83,93 2 608,69 3,6 %
01.05.2013 84,88 2 652,94 3,6 %
01.06.2013 84,39 2 665,92 3,6 %
01.07.2013 84,71 2 770,92 3,8 %
01.08.2013 85,35 2 807,02 3,8 %
01.09.2013 85,38 2 838,58 3,9 %
01.10.2013 86,44 2 795,81 3,8 %
01.11.2013 87,15 2 794,04 3,8 %
01.12.2013 86,93 2 885,29 3,9 %
01.01.2014 87,38 2 859,72 3,9 %
01.02.2014 87,13 3 070,74 3,9 %
01.03.2014 87,33 3 148,08 4,0 %
01.04.2014 87,46 3 121,33 3,9 %
01.05.2014 87,94 3 139,42 4,0 %
01.06.2014 87,13 3 026,34 3,8 %
01.07.2014 87,33 2 937,00 3,7 %
01.08.2014 86,63 3 095,21 3,9 %
01.09.2014 91,72 3 387,34 4,3 %
01.10.2014 90,00 3 544,83 4,5 %
01.11.2014 89,55 3 885,87 4,9 %
01.12.2014 88,94 4 386,91 5,5 %
01.01.2015 87,91 4 945,49 5,9 %
01.02.2015 85,09 5 864,90 7,0 %
01.03.2015 77,05 4 720,74 5,7 %
01.04.2015 75,70 4 425,75 5,3 %
01.05.2015 76,41 3 950,49 4,7 %
01.06.2015 76,25 4 039,27 4,9 %
01.07.2015 76,83 4 265,65 5,1 %
01.08.2015 72,93 4 302,18 5,2 %
01.09.2015 70,69 4 699,53 5,6 %
01.10.2015 70,51 4 670,50 5,6 %
01.11.2015 65,71 4 229,98 5,1 %
01.12.2015 59,35 3 931,08 4,7 %
01.01.2016 49,95 3 640,57 4,2 %
01.02.2016 49,72 3 737,29 4,3 %
01.03.2016 49,90 3 747,06 4,4 %
01.04.2016 50,60 3 420,92 4,0 %
01.05.2016 44,96 2 892,35 3,4 %
01.06.2016 38,60 2 551,06 3,0 %
01.07.2016 38,22 2 456,10 2,9 %
01.08.2016 38,18 2 560,28 3,0 %
01.09.2016 32,20 2 090,10 2,4 %
01.10.2016 32,26 2 037,19 2,4 %
01.11.2016 31,66 1 991,61 2,3 %
01.12.2016 31,30 2 032,70 2,4 %
01.01.2017 16,03 972,13 1,1 %
01.02.2017 16,18 973,53 1,1 %
01.03.2017 16,07 931,31 1,0 %
01.04.2017 16,19 912,95 1,0 %
01.05.2017 16,34 931,25 1,0 %
01.06.2017 16,50 932,70 1,0 %
01.07.2017 16,71 987,27 1,1 %
01.08.2017 16,91 1 006,62 1,1 %
01.09.2017 17,06 1 001,73 1,1 %
01.10.2017 17,01 986,71 1,1 %
01.11.2017 16,86 975,52 1,1 %
01.12.2017 17,05 994,64 1,1 %
01.01.2018 0 0 0 %

Максимальный объём средств Резервного фонда:

  • в долларовом исчислении — 3 661,4 млрд долл. (на 01.09.2015);
  • в рублёвом исчислении — 5 864,9 млрд руб. (на 01.02.2015).

Формирование резервного фонда коммерческого банка – расчет и норма

Если существует возможность потерь, значит нужно оценить уровень риска. Для этого используется профессиональное суждение, а также применяется специальная классификация уровня риска.

Она насчитывает пять категорий качества финансового состояния контрагента:

  1. Если отсутствует реальная или потенциальная угроза невыполнения контрагентом обязательств, расчетный резерв составит 0% (в качестве базы берется расчетная база элемента).
  2. При существовании угрозы потерь умеренно-потенциального типа – 1-20%.
  3. Если потенциальна угроза потерь имеет серьезную аргументацию либо в действительности присутствует умеренная аргументация для потерь (у контрагента ухудшилось финансовое положение) – 21-50%.
  4. Одновременное присутствие как потенциальных, так и умеренно-реальных рисков – 51-100%.
  5. Есть все факты, указывающие на потерю стоимости конкретного элемента, то есть контрагент не выполнит обязательства по договору – 100%.

При этом созданный резерв, вернее его общий показатель, по факту должен находиться в соответствии с показателем предполагаемых убытков.

См. также[править | править код]

  • Фонд национального благосостояния
  • Суверенный фонд
  • Резервный фонд
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...