Саморегулируемые организации на рынке ценных бумаг

C 1996 года ООО «Компания БКС» является членом саморегулируемой организации Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР).

Получить консультацию*

* Данная форма предназначена для получения консультаций по вопросам обслуживания. Направить обращение (жалобу) вы можете через соответствующий

раздел

.

Согласен на обработку персональных данных

C 1996 года ООО «Компания БКС» является членом саморегулируемой организации Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР)

Свидетельство

Дата раскрытия информации: 17.05.2016.
Период актуальности: с 25.09.1996 по настоящее время.

Стандарты СРО НАУФОР, которыми руководствуется профессиональный участник рынка ценных бумаг при осуществлении своей деятельности (за исключением отмененных и/или носящих рекомендательный характер)

Дата раскрытия информации: 17.05.2016.
Период актуальности: по настоящее время.

Базовые стандарты, которыми руководствуется профессиональный участник рынка ценных бумаг при осуществлении своей деятельности

Дата раскрытия информации: 30.09.2019.
Период актуальности: по настоящее время.

Сайт НАУФОР в сети интернет: www.naufor.ru

Адрес НАУФОР: 109004, Москва, ул. Земляной Вал, 65, стр. 2.

НАУФОР принимает обращения (жалобы) по вышеуказанному адресу и через личный кабинет.

Изучение понятия саморегулируемых организаций на рынке ценных бумаг – добровольного объединения профессиональных участников рынка ценных бумаг, функционирующего на принципах некоммерческой организации. Особенности саморегулируемых организаций России.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Содержание

Введение

1. Понятие саморегулируемых организаций на рынке ценных бумаг

2. Права саморегулируемых организаций в регулировании рынка ценных бумаг

3. Правовая база деятельности саморегулируемых организаций на рынке ценных бумаг

4. Саморегулируемые организации России

4.1 НАУФОР

4.2 НП «НАПФ»

4.3 НФА

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Впервые в российском законодательстве понятие “саморегулируемые организации” было закреплено в постановление Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку от 12 июля 1995 г. N 3, которым было утверждено Временное положение о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг. Данным положением был закреплен правовой статус саморегулируемой организации. Саморегулируемыми организациями именовались добровольные некоммерческие организации, создаваемые профессиональными участниками рынка ценных бумаг и действующие в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о ценных бумагах. Первоначально термин саморегулируемые организации употреблялся только применительно к фондовому рынку.

Правовое обеспечение деятельности саморегулируемых организаций в Российской Федерации в своем развитии прошло два этапа. Первый этап начался в 1995 г. с законодательного закрепления термина “саморегулируемая организация и продолжался до 1998 г. На данном этапе в нормативных актах правовой статус саморегулируемых организаций был достаточно подробно регламентирован, но только на рынке ценных бумаг. Второй этап начался в 1998 г., а его кульминацией стал 2002 год. Саморегулируемые организации в этой период стали возникать в различных сферах предпринимательской деятельности и членство в них для отдельных групп предпринимателей стало обязательным.

Количество и направленность саморегулируемых организаций должны устанавливаться государством, так как один и тот же предмет саморегулирования не может регулироваться сразу двумя или более однотипными органами.

1. Понятие саморегулируемых организаций на рынке ценных бумаг

Саморегулируемая организация – добровольное объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг, функционирующее на принципах некоммерческой организации. (О рынке ценных бумаг: Федер. закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ.-В ред. от 06.12.2007.-Ст. 48).

Саморегулируемая организация учреждается профессиональными участниками рынка ценных бумаг для обеспечения условий их деятельности, соблюдения стандартов профессиональной этики на рынке ценных бумаг, защиты интересов владельцев ценных бумаг и иных клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся членами саморегулируемой организации, установления правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами, обеспечивающих эффективную деятельность на рынке ценных бумаг.

Организация, учрежденная не менее чем десятью профессиональными участниками рынка ценных бумаг, приобретает статус саморегулируемой организации на основании разрешения, выданного федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.(О рынке ценных бумаг: Федер. закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ.-В ред. от 06.12.2007.-Ст. 48-50)

В случае, если число членов саморегулируемой организации стало менее десяти, Федеральная комиссия приостанавливает действие выданной ей лицензии на срок до трех месяцев. Если по истечении указанного срока количество членов саморегулируемой организации не приведено в соответствие с требованиями в отношении количества членов, Федеральная комиссия аннулирует выданную ей лицензию.

Саморегулируемая организация обязана представлять в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг данные обо всех изменениях, вносимых в документы о создании, положения и правила саморегулируемой организации, с кратким обоснованием причин и целей таких изменений.

Изменения и дополнения считаются принятыми, если в течение 30 календарных дней с момента их поступления федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг не направлено письменное уведомление об отказе с указанием его причин.

(О рынке ценных бумаг: Федер. закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ.-В ред. от 06.12.2007.-Ст. 50)

В случае, если члены саморегулируемой организации являются кредитными организациями, Центральный банк Российской Федерации вправе устанавливать по согласованию с Федеральной комиссией дополнительные требования к порядку осуществления деятельности такой организации в отношении кредитных организаций.

Объединяются в саморегулируемые организации профессиональные участники рынка ценных бумаг. Вступить в саморегулируемую организацию вправе юридические лица, в том числе кредитные организации, а также предприниматели без образования юридического лица, которые осуществляют следующие виды деятельности:

– брокерская деятельность

– дилерская деятельность

– деятельность по управлению ценными бумагами

– деятельность по определению взаимных обязательств (клиринг)

– депозитарная деятельность

– деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг

– деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг

Саморегулируемая организация является некоммерческим образованием, поэтому все доходы саморегулируемой организации используются исключительно для выполнения уставных задач и не распределяются среди ее членов.

Выделяют следующие основные признаки саморегулируемой организации:

*Добровольное объединение;

*Членство – профессиональные участники рынка ценных бумаг;

*Функции и саморегулирование, установление формальных правил поведения участников организации на рынке;

*Отношения с государством – государство передает ей часть своих функций.

По российским правовым нормам саморегулируемые организации могут принимать форму:

*Ассоциации;

*Профессиональных союзов;

*Профессиональных общественных организаций.

Саморегулируемые организации выполняют определенные функции:

1)Саморегулирование деятельности участников на рынке ценных бумаг;

2)Поддержание высоких профессиональных стандартов и подготовка кадров для рынка ценных бумаг;

3)Отстаивание своих интересов на рынке перед государством.

Саморегулируемыми организациями обычно являются организаторы рынка ценных бумаг (биржи или их союзы), объединения других различных групп профессиональных участников рынка ценных бумаг.

На российском рынке ценных бумаг функционируют следующие саморегулируемые организации: Национальная ассоциация участников фондового рынка (1994г.), Национальная ассоциация участников рынка государственных ценных бумаг (1996г.), Союз фондовых бирж России (1993г.), Ассоциация валютных бирж (1995г.), Российский биржевой союз (1992г.) и другие

2. Права саморегулируемых организаций в регулировании рынка ценных бумаг

Саморегулируемая организация устанавливает обязательные для своих членов правила осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, стандарты проведения операций с ценными бумагами и осуществляет контроль за их соблюдением.

Саморегулируемая организация вправе:

*получать информацию по результатам проверок деятельности своих членов;

*разрабатывать правила и стандарты осуществления профессиональной деятельности и операций с ценными бумагами своими членами и осуществлять контроль за их соблюдением;

*контролировать соблюдение своими членами принятых саморегулируемой организацией правил и стандартов осуществления профессиональной деятельности и операций с ценными бумагами;

*осуществлять обучение граждан в сфере профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также в случае, если саморегулируемая организация является аккредитованной федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, принимать квалификационные экзамены и выдавать квалификационные аттестаты.

Саморегулируемая организация профессиональных участников рынка ценных бумаг не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, в том числе профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг или являться участником юридического лица, осуществляющего такую деятельность.

Саморегулируемая организация вправе создавать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество только после получения согласия Федеральной комиссии.

Саморегулируемая организация для реализации своих полномочий на территории субъектов Российской Федерации вправе создавать свои филиалы и представительства. (Положение о саморегулируемых организациях профессиональных участников рынка ценных бумаг: Утв. постановлением Федер. комис. по рынку ценных бумаг от 01.07.1997 № 24.-В ред. от 14.08.2002.-ПП. 1.5, 1.7, 2.4)

Статьей 17 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ установлено, что саморегулируемые организации вправе создавать компенсационные и иные фонды в целях возмещения понесенного инвесторами – физическими лицами ущерба в результате деятельности профессиональных участников – членов саморегулируемой организации.

3. Правовая база деятельности саморегулируемых организаций на рынке ценных бумаг

Правовая база деятельности саморегулируемых организаций на рынке ценных бумаг основывается на разнообразии нормативных актов, среди которых можно выделить три основных уровня:

*правовая база деятельности саморегулируемых организаций на рынке ценных бумаг;

*правовые основы деятельности саморегулируемых организаций в различных сферах предпринимательской деятельности;

*правовое регулирование деятельности институтов аналогичных саморегулируемым организациям.

Федеральным законом “О рынке ценных бумаг” установлен перечень документов, которые предоставляются в Федеральную комиссию для получения разрешения на создание саморегулируемой организации:

1)заверенные копии документов о создании саморегулируемой организации;

2)правила и положения организации, принятые ее членами и обязательные для исполнения всеми членами саморегулируемой организации.

Правила и положения саморегулируемой организации должны содержать требования, предъявляемые к саморегулируемой организации и ее членам в отношении:

1) профессиональной квалификации персонала (за исключением технического);

2) правил и стандартов осуществления профессиональной деятельности;

3) правил, ограничивающих манипулирование ценами;

4) документации, ведения учета и отчетности;

5) минимальной величины их собственных средств;

6) правил вступления в организацию профессионального участника рынка ценных бумаг и выхода или исключения из нее;

7) равных прав на представительство при выборах в органы управления организации и участие в управлении организацией;

8) порядка распределения издержек, выплат, сборов среди членов организации;

9) защиты прав клиентов, включая порядок рассмотрения претензий и жалоб клиентов членов организации;

10) обязательств ее членов по отношению к клиентам и другим лицам по возмещению ущерба из-за ошибок или упущений при осуществлении членом организации его профессиональной деятельности, а также неправомерных действий члена организации или его должностных лиц и/или персонала;

11) соблюдения порядка рассмотрения претензий и жалоб членов организации;

12) процедур проведения проверок соблюдения членами организации установленных правил и стандартов, включая создание контрольного органа и порядок ознакомления с результатами проверок других членов организации;

13) санкций и иных мер в отношении членов организации, их должностных лиц и/или персонала и порядка их применения;

14) требований по обеспечению открытости информации для проверок, проводимых по инициативе организации;

15) контроля за исполнением санкций и мер, применяемых к членам организации, и порядка их учета.

В выдаче разрешения может быть отказано по следующим основаниям:

– в представленных документах не содержится необходимых требований;

– предусматривается возможность дискриминации прав клиентов, пользующихся услугами членов организации;

– предусматривается необоснованная дискриминация членов организации;

– предусматривается необоснованные ограничения на вступление в организацию и выход из нее;

– предусматривается ограничения, препятствующие развитию конкуренции профессиональных участников рынка ценных бумаг, в том числе регламентация ставок вознаграждения и доходов от профессиональной деятельности членов организации;

– предусматривается регулирование вопросов, не относящихся к компетенции, а также не соответствующих целям деятельности саморегулируемой организации;

– предусматривается предоставление недостоверной или неполной информации.

Данный перечень для отказа в выдаче разрешения является исчерпывающим, отказ по иным основаниям не допускается и может быть обжалован в суде.

В случае установления Федеральной комиссией нарушений законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, требований и стандартов, установленных Федеральной комиссией, правил и положений саморегулируемой организации, предоставления недостоверной или неполной информации разрешение может быть отозвано.

Такое подробное закрепление в законе правового статуса саморегулируемой организации стало качественно новым шагом. После принятия данного закона деятельность саморегулируемых организаций стала основываться на законодательной базе. По сравнению с Временным положением от 12.07.1995 г. правовой статус саморегулируемых организаций был значительно расширен. Теперь создавать саморегулируемые организации были вправе не только организации, осуществляющие деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг (как в Положении), но и участники, осуществляющие иные виды деятельности на фондовом рынке. В Законе были значительно расширены полномочия саморегулируемых организаций, закреплен порядок создания данных организаций, что стало дополнительной гарантией прав профессиональных участников рынка ценных бумаг.

В развитие положений данного закона были приняты соответствующие указы Президента и постановления Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку.

4. Саморегулируемые организации России

В таблице 1 собрана краткая информация о наиболее крупных саморегулируемых организациях России, по состоянию на 24.10.2008.

Таблица 1 – Характеристика наиболее крупных СРО российского рынка ценных бумаг.

п.п.

Полное наименование СРО

Сокращенное наименование СРО

Цели создания и область регулирования

Дата учреждения

Представительства, Филиалы

Количество членов СРО

1

Национальная ассоциация участников фондового рынка

НАУФОР

Осуществляет саморегулирование профессиональных участников рынка ценных бумаг

Ноябрь 1995 г.

14

403

2

Некоммерческое партнерство Национальная лига управляющих

НП «НЛУ»

Осуществляет саморегулирование профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих деятельность по управлению инвестиционными фондами

27 декабря 2002 г.

нет

80

3

Национальная фондовая ассоциация

НФА

Осуществляет саморегулирование в области брокерской, дилерской, деятельности по управлению ценным бумагами, депозитарной деятельности

9 июля

1996 г.

нет

245

4

Профессиональная ассоциация регистраторов трансфер-агентов и депозитариев

ПАРТАД

Осуществляет с 1997 г. саморегулирование регистраторов и депозитариев, с 20002 г. -и клиринговых организаций

14 сентября

1994 г.

4

101

5

Некоммерческое партнерство Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов

НП «НАПФ»

Учредителями НАПФ являются крупнейшие негосударственные пенсионные фонды России: НПФ “Газфонд”, НПФ “ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ”, НПФ “Уголь”, НПФ электроэнергетики, НПФ Сбербанка, НПФ “Сургутнефтегаз”, НПФ “Семейный”. С 26.05.2005 г. является саморегулируемой организацией негосударственных пенсионных фондов в России.

21 июня 2000 г.

н.д.

106

6

Некоммерческое партнерство профессиональ–ных участников фондового рынка Уральского региона

ПУФРУР

Осуществляет саморегулирование в области брокерской, дилерской, деятельности по управлению ценным бумагами

27 февраля

2004 г.

нет

24

4.1НАУФОР

Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР) – общероссийская саморегулируемая организация, объединяющая профессиональных участников фондового рынка – брокеров, дилеров, управляющих ценными бумагами и депозитариев.

Ассоциация объединяет около 400 компаний. Филиалы НАУФОР действуют в 14 крупных городах России.

Статус НАУФОР как саморегулируемой организации основан на Федеральном законе “О рынке ценных бумаг” и разрешении, выданном Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР России).

НАУФОР в соответствии с требованиями осуществления профессиональной деятельности и проведения операций с ценными бумагами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, устанавливает обязательные для своих членов правила осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, стандарты проведения операций с ценными бумагами и осуществляет контроль за их соблюдением.

Целями и задачами ассоциации являются развитие и совершенствование системы регулирования рынка ценных бумаг, обеспечение условий деятельности членов НАУФОР, установление правил и стандартов деятельности членов НАУФОР и контроль за их соблюдением, осуществление мониторинга деятельности своих членов, принятие мер к урегулированию конфликтов.

НАУФОР является аффилированным членом IOSCO – международной организации, объединяющей государственные органы по регулированию рынка ценных бумаг.

НАУФОР обеспечивает передачу электронной отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг и является аккредитованной организаций по приему квалификационных экзаменов для получения аттестатов специалистов финансового рынка.

Ежегодно НАУФОР проводит для профессиональных участников фондового рынка конференцию “Российский фондовый рынок”. НАУФОР также организует Национальный конкурс “Элита фондового рынка”.

Миссия НАУФОР состоит в совершенствовании правового регулирования российского рынка ценных бумаг, обеспечении условий профессиональной деятельности участников фондового рынка России, установлении правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами, защите интересов инвесторов.

НАУФОР накоплен богатый опыт содействия развитию деятельности своих членов, повышению профессионального уровня их сотрудников, обеспечению унификации стандартов деятельности профучастников. НАУФОР предоставляет возможность не только быть в курсе изменений на финансовом рынке, но и принимать непосредственное участие в них.

История создания: 15 мая 1994 года в Москве 15 компаний – ведущих участников рынка ценных бумаг учредили Профессиональную ассоциацию участников фондового рынка (ПАУФОР), в рамках которой обязались придерживаться взаимных договоренностей, правил информационной открытости и единого документооборота. В сентябре 1994 года был принят первый вариант правил ПАУФОР и начато создание системы внебиржевой торговли между ее членами. В конце 1994 года такая система была запущена. Летом 1995 года ей на смену пришла Российская торговая система (РТС). 30 ноября 1995 года состоялся учредительный съезд ассоциации, на котором компаниями – профессиональными участниками рынка ценных бумаг из различных регионов России, в том числе, членами ПАУФОР, было объявлено о создании общероссийской саморегулируемой организации – Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР). Официальное оформление и регистрация НАУФОР проходили в течение первой половины 1996 г.

После принятия Федерального закона “О рынке ценных бумаг” в 1996 году в России начала формироваться двухуровневая система регулирования – государственное регулирование и саморегулирование. 29 августа 1997 г. НАУФОР получила разрешение ФКЦБ на осуществление деятельности в качестве СРО и стала первой официально признанной СРО брокеров и дилеров на российском фондовом рынке.

4.2 НП «НАПФ»

Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов учреждена в целях обеспечения благоприятных условий деятельности членов Партнерства, защиты интересов членов Партнерства, вкладчиков, участников и застрахованных лиц, установления правил и стандартов деятельности, обеспечивающих эффективность работы членов Партнерства.

Ассоциация учреждена 22 марта 2000 года следующими негосударственными пенсионными фондами: НПФ «Газфонд», НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ», НПФ «Уголь», НПФ электроэнергетики, НПФ Сбербанка, НПФ «Сургутнефтегаз», НПФ «Семейный».

Государственная регистрация произведена 21 июня 2009 года. С 27 мая 2004 года НАПФ является саморегулируемой организацией – единственной саморегулируемой организацией негосударственных пенсионных фондов в России.

По состоянию на 18 февраля 2010 года в членстве НАПФ состоит 106 организаций. Из них 74 НПФ, осуществляющих деятельность по негосударственному обеспечению и 32 управляющих компаний, спецдепозитариев и других организаций, осуществляющих деятельность в сфере негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования.

НПФ из числа НПФ – членов НАПФ зарегистрированы в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию и имеют действующие договоры об ОПС.

Совокупная стоимость имущества фондов – членов НАПФ составляла на 1.01.2009 г. 529,1 млрд. руб. На фонды, входящие НП “НАПФ”, приходится 91,9% всех пенсионных резервов и 89,5% пенсионных накоплений, аккумулированных негосударственными пенсионными фондами, 76,0% всех участников и застрахованных лиц, выбравших негосударственные пенсионные фонды. Фонды НП “НАПФ” выплачивают свыше 87,5% всех негосударственных пенсий в России.

Высшим органом управления НАПФ является Общее собрание, в период между заседаниями Общего собрания управление деятельностью НАПФ осуществляет коллегиальный орган – Совет НАПФ, который избирается Общим собранием на 2 года.

Исполнительный орган НАПФ возглавляет Президент, который избирается Общим собранием также на 2 года.

Контрольные функции в НАПФ осуществляет Ревизионная комиссия в составе 3-х человек.

В НП «НАПФ» сформированы 5 комитетов и Юридическая комиссия.

4.3 НФА

16 января 1996 года состоялась учредительная конференция Национальной ассоциации участников рынка государственных ценных бумаг (НАУРаГ, которая в дальнейшем трансформировалась в Национальную фондовую ассоциацию). В ней принимали участие основные операторы рынка, а также представители государственных органов – Министерства финансов РФ, Банка России, Государственного Антимонопольного Комитета и др. Специфика рынка определила и состав участников ассоциации, среди которых преобладают коммерческие банки, являющиеся базовыми организациями российского финансового рынка.

За прошедшее время ассоциация прошла большой путь, развиваясь вместе с рынком и его участниками, на себе испытывая все его взлеты и откаты. В истории работы ассоциации – первые профессиональные стандарты и восстановление рынка после дефолта 1998 года, участие в построении важного сектора корпоративных заимствований и получение статуса саморегулируемой организации, выполнение текущих функций в системе регулирования – и инициативные проекты. Уникальным является 5-летний опыт тесного международного сотрудничества НФА с авторитетной Международной ассоциацией рынков капитала (ICMA), позволяющего членам ассоциации использовать лучшие зарубежные финансовые практики.

На сегодняшний день Саморегулируемая организация Национальная фондовая ассоциация (СРО НФА) – ведущее профобъединение участников российского фондового рынка, насчитывает около 250 профучастников, преимущественно кредитных организаций, из 27 регионов всех 7 Федеральных округов страны, выполняет все функции саморегулируемой организации (в лицензировании, отчетности, контроле, аттестации и т.п., публикует рейтинги профдеятельности, ведет ряд важных проектов по развитию рынка, а первую очередь, в части развития системы рефинансирования и РЕПО, является ассоциированным членом и представляет российских участников в самой авторитетной Международной Ассоциации рынков капитала (ICMA) и в Европейской Федерации финансовых рынков.

СРО НФА достигла значительных результатов по основным своим проектам, которые реализуются все последние годы в деятельности ряда Комитетов Ассоциации и сформированного НФА Российского Совета РЕПО (РСР).

Важным достижением Российского Совета РЕПО (Председатель – Швецов С.А, Банк России) является разработка трех модификаций Генерального соглашения (ГСР) СРО НФА «Об общих условиях проведения операций РЕПО на рынке ценных бумаг» – основного для внебиржевого рынка, для биржевого рынка РЕПО между кредитными организациями и ГСР между Банком России и участниками на биржевом рынке. В рамках РСР активно работает Комитет РСР по урегулированию, который, в частности, занимается вопросами урегулирования незавершенных сделок на рынке РЕПО осенью 2008 года.

Комитет СРО НФА по налогообложению (Директор – Мурзин В.Е., Банк «Эйч-эс-би-си (РР)») разработал и передал в ГД РФ, Совет Федерации ФС РФ и Правительство РФ уже третий законопроект, касающегося налогообложения РЕПО и займов ценными бумагами (первые два, также подготовленные НФА, вступили в силу в 2001 и 2006 годах).

В 2008 году начал работу Комитет по рейтингованию (Директор – Корищенко К.Н., ММВБ). В рамках Комитета реализуется Система аккредитации национально признанных рейтинговых агентств, дающая импульс развитию рейтинговой деятельности в стране и позволяющая участникам получить адекватные оценки своей деятельности на финансово- приемлемых условиях.

Комитетом по кредитованию ценными бумагами (Директор – Таций В.В., Газпромбанк) разработана перспективная структура рынка кредитования ценными бумагами, а также процедуры для реализации двух основных его направлений – т.н. «автокредитования» (ASL), руководитель направления Астанин Э.В. (НДЦ) и стратегического кредитования (SSL), руководитель направления Барщевский А.О. (Газпромбанк).

Комитет по бухгалтерскому учету (Директор – Елагина Е.Н., НОМОС-БАНК) продолжает работу по применению и дальнейшему развитию Типовой учетной политики по операциям РЕПО, в стадии разработки проект Методических рекомендаций СРО НФА по учету сделок Total Return Swap, и ряд других.

В сфере работы Комитета по ценам (Директор – Коструб К.В., ИНГ БАНК (ЕВРАЗИЯ) находятся важнейшие, особенно в условиях кризиса, вопросы, связанные с установлением ориентиров по рыночным ценам на активы, в т.ч. развитие MIRP – облигационного Фиксинга, как альтернативного ценового механизма на низколиквидном рынке.

Комитетом по рискам (Директор – Осипенко Т.В., ВБРР) ведется большая работа в области управления рисками – разрабатываются макроэкономические стресс-сценарии, в ближайшем будущем участникам будет предоставлен ряд методических материалов и Стандартов, первым из них будет предоставлен Стандарт «Риски при операциях РЕПО».

Комитетом по государственным ценным бумагам (Директор – Чумаченко А. В., Сбербанк России) разработаны и направлены в Правительство РФ предложения по развитию рынка госбумаг, остро необходимого в период финансовой нестабильности и ожидаемого дефицита бюджета.

К сожалению, несмотря на значительный прогресс, достигнутый в построении российской финансовой инфраструктуры в исторически весьма ограниченный срок, приходится констатировать, что государственным органам и СРО пока не удалось выработать единую взвешенную политику, направленную на обеспечение долговременного устойчивого развития российского фондового рынка и укрепление его престижа в международном инвестиционном сообществе.

Заключение

В последние годы роль саморегулируемых организаций на рынке ценных бумаг становится более значимой. В этой связи важнейшей задачей является дальнейшая разработка правил и стандартов, в соответствии с которыми должно будет осуществляться дополнительное к государственному регулированию саморегулирование рынка.

Саморегулируемая организация – добровольное объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг, функционирующее на принципах некоммерческой организации.

Саморегулируемая организация устанавливает обязательные для своих членов правила осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, стандарты проведения операций с ценными бумагами и осуществляет контроль за их соблюдением.

Саморегулируемыми организациями обычно являются организаторы рынка ценных бумаг (биржи или их союзы), объединения других различных групп профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Саморегулируемая организация учреждается профессиональными участниками рынка ценных бумаг для обеспечения условий их деятельности, соблюдения стандартов профессиональной этики на рынке ценных бумаг, защиты интересов владельцев ценных бумаг и иных клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся членами саморегулируемой организации, установления правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами, обеспечивающих эффективную деятельность на рынке ценных бумаг. Деятельность саморегулируемых организаций связана с саморегулированием деятельности участников на рынке ценных бумаг; поддержанием высоких профессиональных стандартов и подготовка кадров для рынка ценных бумаг; отстаиванием своих интересов на рынке перед государством.

Список использованной литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации

2. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг” (с изм.и доп. от 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г., 7 августа 2001 г.)

3. Батяева Т.А., Столяров И.И. Рынок ценных бумаг: Учеб. пособие. – М.: НИФРА-М, 2007. – 304 с.

4. Боровкова В.А. Рынок ценных бумаг. – Спб.: Питер,2006, – 212 с.

5. Журавлев А.П. Участие саморегулируемых организаций в формировании и совершенствовании инфраструктуры российского фондового рынка. // Современные аспекты экономики – Санкт-Петербург. – 2007. – № 6(119).

6. Рынок ценных бумаг: Учебник Под ред. В.А.Галанова, А.И.Басова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 448 с.

7. Рынок ценных бумаг: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. Е.Ф. Жукова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 567 с.

8. Официальный сайт ФСФР http://www.fcsm.ru

9. Официальный сайт НАУФОР http://www.naufor.ru

10. Официальный сайт НП «НАПФ» http://www.napf.ru

11. Официальный сайт НФА http://www.nfa.ru

12. Петрушина Е. Управление в саморегулируемых организациях // Управление персоналом. – 2006. – № 11.

13. Рынок ценных бумаг и биржевое дело: Учебник для вузов / Под ред. О.И. Дегтяревой и др. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

14. Якушев А. В. Рынок ценных бумаг и биржевое дело. – М.: А-Приор, 2009. – 224 г.

15. Килячков А. А., Чалдаева Л. А. Рынок ценных бумаг. Учебник. – М.: Экономистъ, 2006. – 668 с.

Необходимость регулирования рынка ценных бумаг

Рынок ценных бумаг как составная часть национального рынка развивается по общим с ним законам, но в то же время он существенно влияет на темпы, направления и тенденции развития общенационального рынка. Исходя из этого, государство должно регулировать работу рынка ценных бумаг так же, как общеэкономические процессы, следить за его развитием, стимулировать более перспективные и нужные для страны направления развития. Как и любым рыночным процессом, государство не может управлять рынком ценных бумаг, т. е. не может давать указания к действию, обязательные к исполнению на любом уровне этого рынка, оно может только регулировать рынок. Регулирование — это деятельность, нацеленная на установление пределов осуществления человеческой деятельности. Сложность отношений, возникающих на этом рынке, его масштабность, присущий этому рынку повышенный уровень риска, интересы обеспечения безопасности его участников и вложенных ими средств обусловливают объективную необходимость разработки целого комплекса стандартов и правил работы на нем, что и составляет сущность государственного регулирования рынка ценных бумаг.

В процессе регулирования создается механизм поддержания равновесия взаимных интересов всех участников рынка, придерживающихся в процессе своей работы определенных правил и норм поведения. Регулирование не ограничивает человеческой деятельности в этой сфере, оно лишь устанавливает границы, в которых эта деятельность может осуществляться и развиваться. Устанавливая такие пределы, регулирование тем самым задает темпы и направленность дальнейшего развития данного рынка.

Регулирование рынка ценных бумаг можно разделить на внутреннее и внешнее. Внутреннее регулирование основывается на подчинении деятельности конкретной организации ее собственным нормативным документам, которые определяют круг деятельности и правила ее ведения. Внешнее регулирование предполагает подчиненность деятельности данной организации, как и всех других, нормативным документам вышестоящих организаций и государства, а также международным нормам и соглашениям. Во внешнем регулировании выделяется три уровня: государственное регулирование, саморегулирование рынка и его организаций и общественное регулирование, т. е. создание общественного мнения и его воздействие на участников рынка.

В процессе регулирования достигаются конкретные цели.

Прежде всего ранок ценных бумаг используется для увеличения инвестиций в экономику и изменения структуры общественного хозяйства, и направленность рынка ценных бумаг на решение этих задач является главной целью регулирования этого рынка. На рынке должен работать свободный механизм образования цен на основе соответствия спроса и предложения на ценные бумаги, появление монопольных цен должно быть исключено. Рынок должен быть упорядочен и защищен от мошенничества, недобросовестности отдельных лиц или организаций.

Объем рынка, его глубина и ширина должны соответствовать потребностям национального хозяйства в этих видах деятельности. Под глубиной рынка понимается число компаний, ценные бумаги которых обращаются на рынке, а также объемы операций по их купле и продаже. На нормальном рынке у инвесторов должен быть выбор как среди эмитентов, так и среди видов ценных бумаг. Под шириной рынка понимается количество ценных бумаг, которые активно обращаются на вторичном рынке. Так, например, крупные инвесторы покупают большие пакеты акций одного эмитента и держат их, чтобы иметь возможность влиять на процесс управления этой компанией, на рынок эти акции не выходят. В то же время именно обращение акций, спрос на них и их предложение формируют рыночную цену акции, и чтобы рынок нормально функционировал, необходим достаточно широкий круг акционеров, обладающих небольшими пакетами акций и готовых в любой выгодный момент предложить их к продаже на рынке.

Задачей регулирования является также обеспечение эффективности работы рынка, создание стимулов для предпринимательской деятельности.

Коротко все цели и задачи регулирования рынка ценных бумаг отражены в базовом документе “Цели и принципы регулирования в области ценных бумаг” Международной организации по ценным бумагам. В нем отмечается, что регулирование должно способствовать формированию капиталов в хозяйстве и экономическому росту, определены три конкретные цели регулирования: создание нормативно-правовой базы, методов отбора профессиональных участников рынка, контроль за соблюдением установленных норм и правил и реализация системы санкций за отклонение от них.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг

Определяющую роль в регулировании рынка ценных бумаг играет государство. Государственное регулирование включает в себя комплекс правовых, административных, экономических, технических и других методов воздействия на рынок. Именно благодаря ему реализуется государственная политика в этой области деятельности.

Основными целями государственного регулирования рынка ценных бумаг являются создание современного рынка, отвечающего целям экономического развития страны, его эффективное функционирование и обеспечение защиты интересов всех его участников. Первостепенными условиями для реализации этих целей должны стать создание необходимой инфраструктуры и институтов рынка ценных бумаг, выработка определенных норм и правил рыночного поведения через создание адекватной законодательной базы.

Национальный рынок ценных бумаг в условиях глобализации испытывает все большее влияние мировых финансовых рынков, поэтому государство должно защитить внутренних его участников от мировых колебаний. Современный рынок привлекает большое количество участников, пытающихся увеличить свои капиталы через спекулятивные операции.

Задача государства — уменьшить спекулятивную направленность рынка и максимально стимулировать инвестиционную деятельность, дающую дополнительные средства для развития производства.

Создание этих условий и решение поставленных задач возможно, когда работа по регулированию осуществляется на определенных принципах. Цели регулирования и основные методы воздействия разрабатываются только государством исходя из его экономической стратегии. Созданная нормативно-правовая база должна быть единой для всей страны и для всех субъектов рынка: это обеспечивает равенство всех участников перед законом и друг с другом, и недопустимость привилегий. Важным моментом в реализации принятых решений выступает комплексность и преемственность в регулировании на протяжении длительного времени. Естественно, что государство должно стимулировать все новые достижения и методы работы аналогичных рынков в экономически развитых странах. Результатом осуществления этих работ должно стать возрастание доверия инвесторов к этому рынку.

Вся система регулирования строится на основе разработанной государственной концепции развития рынка ценных бумаг. Основанная на ней концепция государственного регулирования рынка ценных бумаг разрабатывается исходя из истории и традиций развития такого рынка в стране, существующей модели рынка (банковской или небанковской) и степени централизации управления. Возможны два варианта концепции, первый вариант исходит из того, что регулирование рынка преимущественно сосредоточивается в государственных органах. Все организации, объединяющие профессиональных участников, реализуют лишь незначительную часть функций. Второй вариант заключается в том, что максимально возможный объем полномочий передается саморегулируемым организациям. Государство оставляет за собой основные контрольные функции и возможность вмешаться в данный процесс в любой момент, когда это будет необходимо.

При рассмотрении целей и задач государства, которые реализуются в процессе регулирования российского рынка ценных бумаг и разработки концепции такого регулирования, необходимо помнить, что государство является крупнейшим заемщиком на рынке ценных бумаг и в силу этого может оказывать прямое экономическое воздействие на этот рынок. Одновременно оно выступает и основным держателем акций множества крупнейших предприятий и продавцом их на рынке. Представители ведомств и министерств, которые входят в различные государственные комиссии, участвуют в управлении этой собственностью, но, к сожалению, единой цельной программы и принципов такого управления до сих пор не разработано. Поэтому необходимо считать основной особенностью регулирования рынка ценных бумаг в России то, что государство, которое осуществляет регулирование, одновременно является эмитентом, присутствующим на этом рынке, профессиональным участником, акционером и, кроме того, еще и арбитром в спорах между участниками.

Объектами государственного регулирования на рынке ценных бумаг выступают профессиональные участники и институты этого рынка, эмитенты ценных бумаг и инвесторы. К каждой из этих групп применяются свои методы воздействия. Государство в обязательном порядке проводит лицензирование и аттестацию профессиональных участников, а впоследствии осуществляет контроль за их работой.

Все инвесторы, как частные, так и институциональные, также находятся под контролем государства и обязаны выполнять все предписания, содержащиеся в нормативных документах. Но инвестор не подчиняется напрямую регулирующим государственным органам, поэтому воздействовать на него, заставить его делать то, что нужно обществу, можно только посредством создания благоприятной законодательной базы, эффективных институтов на рынке ценных бумаг и формирования соответствующего режима налогообложения.

Все органы государственной власти, имеющие возможность влиять на развитие рынка ценных бумаг на уровне Федерации или на отдельном региональном рынке, относятся к субъектам государственного регулирования рынка ценных бумаг. Это органы исполнительной власти, правоохранительные органы, все службы контроля профессиональных участников рынка и местные органы законодательной власти.

Определяющую ро регулировании рынка ценных бумаг в настоящее время и т Банк России. Его основные функции — принятие необходимых нормативных актов, контроль и надзор в сфере финансовых рынков. Он руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными законами, актами Президента и Правительства России, международными договорами, тесно сотрудничает с другими федеральными органами исполнительной власти, с органами власти субъектов Федерации, с общественными и другими организациями.

Банк России решает вопросы законодательного регулирования эмиссии и обращения ценных бумаг, квалификации новых видов ценных бумаг, определяет базу для деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и институтов его инфраструктуры, разрабатывает правила лицензирования деятельности всех участников, осуществляет контроль за деятельностью субъектов рынка и разрабатывает основы единой государственной политики на фондовом рынке.

Помимо этого аналитические отделы различных департаментов ведут аналитическую и методическую работу. Ими обобщается практика применения установленных законодательных актов, вырабатываются рекомендации по их совершенствованию, издаются необходимые методические материалы. Ведутся также научно-исследовательские работы для государственных нужд, проводятся конкурсы по отбору специализированного депозитария и управляющих компаний, ведутся работы с российскими гражданами и международными организациями.

В процессе выполнения своих функций службы Банка России имеют право получать все сведения, необходимые для принятия решений, организовывать необходимые расследования, экспертизы, оценки и научные исследования по вопросам надзора за рынком ценных бумаг. В отдельных случаях они имеют право создавать координационные, совещательные и экспертные органы в виде советов, комиссий, групп и поручать им определенные участки работы.

Государственные ценные бумаги выпускаются Министерством финансов России, оно регулирует все вопросы, связанные с обращением этих бумаг. К его же компетенции относится регулирование ценных бумаг субъектов Федерации и муниципальных образований.

Центральный банк РФ контролирует также эмиссию и обращение ценных бумаг кредитных организаций.

Методы государственного регулирования

С точки зрения организации работы по регулированию рынка ценных бумаг выделяют сложную многоуровневую систему органов регулирования и надзора. Они существуют на национальном, межрегиональном, региональном и муниципальном уровнях. Системы эти могут быть различны в разных странах и обычно зависят от основной направленности государственного регулирования. Так, например, в Ирландии, Португалии и Нидерландах действует система прямого правительственного регулирования рынка ценных бумаг, в Бельгии, Дании и Японии контроль осуществляется всеми органами, регулирующими финансовую и банковскую системы, созданы специальные органы в США, Великобритании, Италии, Франции и Испании. В России организация рынка и контроль за ним осуществляются по американской модели.

Различны и используемые методы регулирования. Как и на всякий рынок, на рынок ценных бумаг можно воздействовать административными и экономическими методами.

Использование административных методов предполагает прямое директивное управление рынком ценных бумаг. К таким методам относятся поддержание правопорядка на рынке ценных бумаг, установление обязательных требований ко всем участникам рынка, обязательная регистрация участников рынка и ценных бумаг, выпускаемых эмитентами, лицензирование профессиональной деятельности, обеспечение гласности и информированности всех участников. Использование этих методов входит в компетенцию Банка России. Ряд работающих на рынке организаций (банки, пенсионные фонды, страховые компании и др.) относятся к другим специализированным ведомствам. Им передается часть полномочий по регулированию с выдачей генеральных лицензий на эту работу.

Для снятия противоречий в работе рынка ценных бумаг, обеспечения его единства и эффективности функционирования используются экономические методы и инструменты, позволяющие решать весь комплекс возникающих проблем.

К таким инструментам относятся система налогообложения, денежная политика, государственный бюджет, использование государственной собственности и ресурсов. Комплексное использование всех инструментов, как экономических, так и административных, позволяет разрабатывать и использовать целевые методы государственного регулирования рынка ценных бумаг.

Функциональное регулирование предполагает выработку единых правил и стандартов поведения всех участников рынка. Важность этого метода основана на том, что он определяет возможность доверия инвесторов к профессиональным участникам рынка, налоговой и правовой среде, эмитентам, государству и его регулирующему органу. Без доверия инвестор никогда не отдаст деньги за ценные бумаги. Государство должно постоянно поддерживать это доверие. Но трудность в реализации этого метода заключается в том, что государство выступает не только субъектом регулирования рынка, но является и объектом: оно выпускает собственные бумаги и проводит свою политику по их обслуживанию и движению.

Если же государство не выполняет своих обязательств по этим бумагам, оно подрывает доверие не только к ним и к государству как эмитенту, но и к корпоративным эмитентам и к рынку ценных бумаг вообще.

Финансовое регулирование предполагает манипулирование инструментами денежного рынка: ставкой процента, валютным курсом и проч. Цель таких манипуляций — привлечение дополнительного капитала через покупку корпоративных ценных бумаг или, наоборот, ограничение этих вложений через предложение государственных ценных бумаг с более высокой доходностью.

Институциональное регулирование предполагает выработку определенных требований к институтам рынка ценных бумаг, прежде всего соответствие каждого института размеру собственного капитала. Это увеличивает доверие инвесторов к этим институтам и к рынку в целом. При использовании этого метода под особым контролем государства должен находиться процесс капитализации участников рынка, он должен соответствовать степени развития самого рынка. Если эту работу пустить на самотек, возможен переход контроля над рынком к иностранному капиталу.

Техническое регулирование направлено на ограничение спекуляций на рынке, усиление контроля и воздействия на монополии, исключение сговоров между отдельными участниками. Этот метод направлен на обеспечение равенства субъектов рынка и общедоступности всей рыночной информации, что позволит осуществить формирование эффективного рынка. К техническому регулированию относится также регулирование интернет-трейдинга и маржинальной торговли.

Эти новые виды отношений на рынке ценных бумаг, с одной стороны, привлекают значительное число новых клиентов, а с другой — усиливают системные риски.

Антикризисное регулирование основывается на выработанной единой государственной политике и на разработанных Правительством РФ мерах смягчения возможных кризисных явлений. Эти меры охватывают не только рынок ценных бумаг, но и все отрасли хозяйствования, дают больший результат при их комплексном использовании. Если в стране отсутствуют такие наработки, т. е. нет единой государственной программы предотвращения кризисных явлений и борьбы с наступившими, то результатом становятся увеличение продолжительности кризисов и рост п ь от несбалансированности экономики. Для предотвращения негативных явлений государственные органы управления экономикой должны постоянно вести мониторинг, отражающий изменения в экономической жизни.

Антимонопольное регулирование рынка ценных бумаг предполагает контроль, с одной стороны, за соблюдением антимонопольного законодательства на всех фазах инвестиционных процессов — от создания предприятия до эмиссии и других сделок с ценными бумагами, а с другой — за работой и капитализацией субъектов рынка с целью предотвращения образования на этом рынке монопольных объединений.

Основной способ решения этих проблем — это поддержка и развитие конкуренции.

Все участники рынка ценных бумаг заинтересованы в поддержании стабильности организации работ на этом рынке, выполнении определенных правил поведения при контактах друг с другом. Как правило, сами участники рынка более ясно видят и понимают те проблемы, которые существуют на рынке и мешают эффективной работе, поэтому и способы решения таких проблем они представляют более четко. В развитом рынке всегда существуют различные добровольные объединения участников рынка, которые берут на себя часть функций по регулированию, формируя систему саморегулирования рынка ценных бумаг.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...