Скачать Федеральный закон 155-ФЗ О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации

Скачать Федеральный закон 155-ФЗ О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации

Содержание

Основные положения 155 ФЗ

Как уже говорилось выше, Федеральный закон №155 «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» был принят Гос Думой РФ 16 июля 1998 года.

Краткое содержание ФЗ:

  • Описание общих положений законопроекта;
  • Описание особенностей режима работы морских портов Российской Федерации;
  • Перечисление прилежащих зон России;
  • Перечисление морских научных исследований;
  • Раскрытие порядка безопасности и сохранения природных и водяных ресурсов.

Федеральный закон № 155 определяет исходные территориальные размеры морей:

  • Прямая линия отлива, находящаяся вдоль берега. Пометка о ней есть на каждой карте страны;
  • Совокупность исходных линий, длина которых более двадцати четырех морских милей.

Внутренние морские воды состоят из:

  • Портов РФ;
  • Губ, заливов, бухт и лиманов в окрестностях РФ.

print.png file2.gif file3.gif Федеральный закон 155-ФЗ

О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации

Обозначение: file2.gif file3.gif Федеральный закон 155-ФЗ
Обозначение англ: file2.gif file3.gif Federal Law 155-ФЗ
Статус: действует
Название рус.: О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации
Дата добавления в базу: 01.09.2013
Дата актуализации: 01.02.2020
Дата введения: 03.08.1998
Область применения: Федеральный закон устанавливает статус и правовой режим внутренних морских вод, территориального моря и прилежащей зоны Российской Федерации, включая права Российской Федерации в ее внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне и порядок их осуществления в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и федеральными законами
Оглавление: Глава I. Общие положения
Глава II. Особенности правового режима морских портов Российской Федерации, внутренних морских вод и территориального моря
Глава III. Прилежащая зона Российской Федерации
Глава IV. Морские научные исследования, морские ресурсные исследования во внутренних морских водах и в территориальном море
Глава V. Защита и сохранение морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря
Глава VI. Обеспечение выполнения положений настоящего Федерального закона
Глава VII. Заключительные положения
Утверждён: 31.07.1998 Президент Российской Федерации (President of the Russian Federation 155-ФЗ)
Издан: Собрание законодательства Российской Федерации (№ 31, ст. 3833 от 03.08.1998 г.)
Расположен в:
Список изменений:
  • file3.gif № 1 от 26.04.2003 (“Российская газета” от 26.04.2003 г. № 81)
  • file3.gif № 2 от 01.07.2003 (“Российская газета” от 01.07.2003 г. № 126, Извлечение)
  • file3.gif № 3 от 01.01.2004 (“Парламентская газета” от 15.11.2003 г. № 212, Извлечение. Статья 6, вносящая изменения в Федеральный закон от 31.07.1998 г. № 155-ФЗ, утратила силу согласно Федеральному закону от 27.12.2009 г. № 364-ФЗ)
  • file3.gif № 4 от 01.01.2005 (Собрание законодательства Российской Федерации от 30.08.2004 г. № 35, ст. 3607, Извлечение с изменениями согласно Федеральному закону от 29 декабря 2004 г. № 199-ФЗ)
  • file3.gif № 5 от 23.11.2007 (Собрание законодательства Российской Федерации от 12.11.2007 г. № 46, ст. 5557, Извлечение)
  • file3.gif № 6 от 01.01.2009 (“Российская газета” от 25.07.2008 г. № 158, Извлечение)
  • file3.gif № 7 от 08.12.2008 (Собрание законодательства Российской Федерации от 08.12.2008 г. № 49, ст. 5748, Извлечение с изменениями согласно Федеральному закону от 13.07.2015 г. № 213-ФЗ)
  • file3.gif № 8 от 08.01.2010 (Собрание законодательства Российской Федерации от 28.12.2009 г. № 52, ст. 6440, Извлечение с изменениями согласно Федеральному закону от 13.07.2015 г. № 213-ФЗ)
  • file3.gif № 9 от 19.04.2011 (“Российская газета” от 08.04.2011 г. № 75, Извлечение)
  • file3.gif № 10 от 01.07.2011 (“Российская газета” от 04.07.2011 г. № 142, Извлечение)
  • file3.gif № 11 от 01.08.2011 (“Российская газета” от 25.07.2011 г. № 160, Извлечение)
  • file3.gif № 12 от 02.08.2011 (“Российская газета” от 22.07.2011 г. № 159, Извлечение)
  • file3.gif № 13 от 01.01.2012 (“Официальный интернет-портал правовой информации” (Номер опубликования: 0001201111220004 от 22.11.2011 г., Извлечение)
  • file3.gif № 14 от 27.01.2013 (“Официальный интернет-портал правовой информации” (Номер опубликования: 0001201207300027 от 30.07.2012 г., Извлечение)
  • file3.gif № 15 от 01.07.2013 (“Официальный интернет-портал правовой информации” (Номер опубликования: 0001201212310023 от 31.12.2012 г., Извлечение с изменениями согласно Федеральному закону от 07.05.2013 г. № 87-ФЗ)
  • file3.gif № 16 от 08.05.2013 (“Официальный интернет-портал правовой информации” (Номер опубликования: 0001201305080034 от 08.05.2013 г., Извлечение)
  • file3.gif № 17 от 18.06.2013 (“Официальный интернет-портал правовой информации” (Номер опубликования: 0001201306070068 от 07.06.2013 г., Извлечение)
  • file2.gif file3.gif № 18 от 04.02.2014 (“Официальный интернет-портал правовой информации” (Номер опубликования: 0001201402040003 от 04.02.2014 г., Извлечение)
  • file2.gif № 19 от 03.01.2015 (“Официальный интернет-портал правовой информации” (Номер опубликования: 0001201412230009 от 23.12.2014 г., Извлечение)
  • file2.gif № 20 от 13.07.2015 (“Официальный интернет-портал правовой информации” (Номер опубликования: 0001201507130019 от 13.07.2015 г., Извлечение)
  • file2.gif № 21 от 13.07.2015 (“Официальный интернет-портал правовой информации” (Номер опубликования: 0001201507130080 от 13.07.2015 г., С изменениями согласно 492-ФЗ от 25.12.2018 г.)
  • file2.gif № 22 от 15.07.2016 (“Официальный интернет-портал правовой информации” (Номер опубликования: 0001201607040005 от 04.07.2016 г.)
  • file2.gif № 23 от 01.11.2017 (“Официальный интернет-портал правовой информации” (Номер опубликования: 0001201707190001 от 19.07.2017 г.)
  • file2.gif № 24 от 01.05.2018 (“Официальный интернет-портал правовой информации” (Номер опубликования: 0001201802050041 от 05.02.2018 г.)
  • file2.gif № 25 от 27.01.2019 (“Официальный интернет-портал правовой информации” (Номер опубликования: 0001201807300052 от 30.07.2018 г., Изменения вступают в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования)
  • file2.gif № 26 от 08.01.2019 (“Официальный интернет-портал правовой информации” (Номер опубликования: 0001201812280008 от 28.12.2018 г.)
  • file2.gif № 27 от 06.08.2019 (“Официальный интернет-портал правовой информации” (Номер опубликования: 0001201907260108 от 26.07.2019 г.)
  • file2.gif № 28 от 02.08.2019 (“Официальный интернет-портал правовой информации” (Номер опубликования: 0001201908020040 от 02.08.2019 г.)
  • file2.gif № 29 от 14.06.2020 (“Официальный интернет-портал правовой информации” (Номер опубликования: 0001201912160082 от 16.12.2019 г.)
Нормативные ссылки:

Федеральный закон 155-ФЗФедеральный закон 155-ФЗФедеральный закон 155-ФЗФедеральный закон 155-ФЗФедеральный закон 155-ФЗФедеральный закон 155-ФЗФедеральный закон 155-ФЗФедеральный закон 155-ФЗФедеральный закон 155-ФЗФедеральный закон 155-ФЗФедеральный закон 155-ФЗФедеральный закон 155-ФЗФедеральный закон 155-ФЗФедеральный закон 155-ФЗФедеральный закон 155-ФЗФедеральный закон 155-ФЗФедеральный закон 155-ФЗФедеральный закон 155-ФЗФедеральный закон 155-ФЗФедеральный закон 155-ФЗФедеральный закон 155-ФЗФедеральный закон 155-ФЗФедеральный закон 155-ФЗ

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.

Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

История вопроса[править | править код]

Действовавшая с XVII века доктрина свободы морей предполагала большую часть Мирового океана свободной от чьей-то юрисдикции (принцип mare liberum, провозглашенный Гуго Гроцием). Прибрежные государства имели стандартную граничную полосу, пересечение которой требовало таможенного осмотра судов. Этот 3-мильный предел возник в соответствии с правилом «пушечного выстрела», разработанным голландским юристом Корнелиусом ван Бюнкершуком. Однако с развитием кораблестроения, увеличились скорости судов и кораблей, так что требовалось поддерживать таможенный контроль за пределами 3-мильной (5.6 км) зоны, а начавшаяся в XX веке активная эксплуатация шельфа, вместе с исчерпанием рыбных ресурсов и загрязнением моря, определила контроль и за более удалёнными от побережья участками океана. Поскольку правительства, одно за другим, вводили свои ограничения о пользовании прилегающими к ним водами, что было чревато и политическими столкновениями, в 1967 году посол Мальты в ООН Арвид Пардо призвал страны мира выработать новый общий свод документов о морском недропользовании и разграничении ответственности. Спустя шесть лет, начала работу конференция, выработавшая Конвенцию, действующую по настоящее время[1].

На 1967 году только 25 стран все еще использовали старую 3-мильную границу, то время как 66 стран установили 12-мильную границу (22 км), а восемь из них установили 200-мильные ограничения (370 км). По состоянию на 28 мая 2008 года только две страны по-прежнему используют ограничение в 3 мили: Иордания и Палау.  Этот предел также используется на некоторых австралийских островах, в районе Белиза, некоторых японских проливах, отдельных районах Папуа-Новой Гвинеи, и некоторых заморских территориях Великобритании, таких как Гибралтар[2].

Что это такое?

Внутренние морские воды (сократим термин до аббревиатуры ВМВ) относятся к собственной территории государства.

Действующие юридические нормы определяют их как воды, расположенные между берегом и линией максимального отлива. То есть, это не всегда именно воды — во время отлива на этом месте находится суша.

Однако, к этой категории также приписаны более наполненные участки моря:

  1. foto17948-2Морские гавани и порты.
  2. Заливы, лиманы или бухты, если ширина между их начальными точками не превышает 24 навигационные мили.
  3. Площадь больших заливов, расстояние между краями которых больше 24 миль, но издавна относящихся к территории того или иного государства (примерами таких акваторий могут служить Гудзонов или Бристольский заливы).

Поскольку расстояние между границами отлива и прилива не всегда образуют какую-либо территорию, то основным составом внутренних вод можно считать именно площади заливов, портовых бухт.

Необходимо, чтобы соблюдалось главное условие — берега бухт, заливов, прочих образований должны находиться на территории одного государства.

Какой существует закон о них?

Базовым документом, актуальным для всех стран, является Конвенция ООН по морскому праву (ст.8). Основным документом, определяющим и устанавливающим правовой режим и прочие аспекты, связанные с ВМВ России, является Закон о государственной границе РФ.

Кроме этого, в отношении рассматриваемых объектов применим действующий Водный кодекс РФ. Еще есть Федеральный закон N 155-ФЗ, который непосредственно рассматривает, определяет все вопросы, имеющие отношение к внутренним водам РФ.

Все эти законы дают четкое понятие границ ВМВ, определяют возможность и порядок захода в них кораблей иностранных государств.

Территориальное разделение[править | править код]

Конвенция устанавливает следующее разделение морского пространства:

Внутренние воды[править | править код]

Внутренними водами является часть моря, расположенная между побережьем и исходной линией.

Соответственно режим внутренних морских вод определяется государством. Вместе с тем сложились определённые стандарты этого режима, которых придерживаются государства. Режим внутренних морских вод России определён Федеральным законом от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (далее — Закон о морских водах). В Законе подчёркивается, что устанавливаемый им правовой режим соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам РФ. К внутренним морским водам относятся воды портов, бухт и заливов.

Территориальное море[править | править код]

Территориальное море — это часть моря, шириной в 12 морских миль (22,2 километра), отсчитываемая от линии наибольшего отлива или от исходной линии.

Россия, как и большинство государств, установила ширину территориального моря в 12 миль. Территориальное море, его дно и недра, а также расположенное над ним воздушное пространство находятся под суверенитетом прибрежного государства. Вместе с тем признается право мирного прохода иностранных судов через территориальное море. Это является компромиссом между суверенитетом государства и интересами международного судоходства.Проход считается мирным, если не нарушаются мир, добрый порядок и безопасность прибрежного государства. Проход должен быть непрерывным и быстрым. Во время прохода судна соблюдают установленные в соответствии с международным правом правила прибрежного государства.

Особый режим предусмотрен для плавания по трассам Северного морского пути, который рассматривается как исторически сложившаяся единая национальная транспортная коммуникация РФ. Плавание осуществляется в соответствии со специальными правилами, устанавливаемыми Россией согласно статье 234 Конвенции.

Прилежащая зона[править | править код]

Прилежащая зона — это часть моря, шириной в 12 морских миль (22,2 километра), отсчитываемая от границы территориальных вод (или 24 мили, если отсчитывать от исходных линий).

В этой зоне прибрежное государство обладает правом осуществлять контроль в целях предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных норм в пределах его территории или территориального моря или применять наказания за такие нарушения. Соответственно говорят о таможенной, фискальной, иммиграционной и санитарной зонах.

Быстроходность современных судов не дает возможности обеспечить за ними контроль в пределах территориальных вод. Поэтому прибрежному государству предоставлено право осуществлять специализированный контроль в определённом пространстве за пределами территориального моря. Это один из случаев, когда международное право расширяет юрисдикцию государства за пределы его территории во имя обеспечения его законных интересов.

Исключительная экономическая зона [править | править код]

Исключительная экономическая зона — часть моря, шириной в 200 морских миль (370,4 километра), отсчитываемая от линии наибольшего отлива или от исходной линии.

Исключительная экономическая зона включает воды, морское дно и его недра. Ширина зоны не может превышать 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Более 100 государств определили свои зоны шириной в 200 миль.

Исключительная экономическая зона является частью моря, в которой прибрежное государство осуществляет определённые международным правом суверенные права. Они включают права на:а) разведку, разработку и сохранение природных ресурсов, как живых, так и неживых;б) управление этими ресурсами;в) другие виды деятельности по использованию зоны в экономических целях, например производство энергии путём использования воды, течений, ветра.

Прибрежное государство осуществляет в зоне юрисдикцию в отношении:а) создания и использования искусственных островов, установок и сооружений;б) морских научных исследований;в) защиты и сохранения морской среды.

Вместе с тем исключительная экономическая зона не является частью открытого моря.[3]Другие государства обязаны уважать нормы, установленные прибрежным государством в рамках их юрисдикции.

  • Из сказанного, в частности, следует, что уголовная юрисдикция прибрежного государства ограничена перечисленными сферами (п. п. «а», «б», «в»). Оно может проводить досмотр, инспекцию, арест, судебное разбирательство. Однако арестованное судно и его экипаж подлежат немедленному освобождению после внесения залога или иного обеспечения. Налагаемые наказания не могут включать тюремное заключение или иную форму личного наказания. Иное положение может быть установлено договором.

Такой договор имеется, например, у России с Японией. Российская сторона в случае задержания японского судна, занимающегося незаконным ловом рыбы, передает его японским властям, которые обязаны провести судебное и административное разбирательство.В случае ареста или задержания иностранного судна прибрежное государство немедленно уведомляет государство судна о принятых мерах.Прибрежное государство обладает исключительной юрисдикцией в отношении искусственных островов, установок и сооружений, включая таможенную, фискальную, санитарную, иммиграционную сферы, а также вопросы безопасности.

Статус исключительной экономической зоны России определён Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» (далее — Закон об исключительной экономической зоне) в соответствии с международным правом. Но в ст. 1 юридически оправданный порядок нарушен: на первое место поставлен сам Закон, за ним следуют договоры и на последнем месте международное право. Между тем общепризнанным нормам международного права принадлежит главная роль в императивном определении основ режима исключительной экономической зоны. От этих основ не должны отступать ни законы, ни договоры.

В целом Закон об исключительной экономической зоне воспроизводит положения Конвенции по морскому праву 1982 г. За иностранными государствами признаются все права, предусмотренные международным правом. Осуществляться они должны при соблюдении этого Закона и договоров России. Закон об исключительной экономической зоне определил компетенцию федеральных органов власти в зоне. Специальные главы посвящены рациональному использованию и сохранению живых ресурсов, разведке и разработке неживых ресурсов, научным исследованиям, защите морской среды, экономическим отношениям при пользовании живыми и неживыми ресурсами.Закон об исключительной экономической зоне определил порядок обеспечения выполнения его положений (гл. VII). Органами охраны зоны являются пограничная служба, федеральные органы исполнительной власти по охране окружающей среды, таможенные власти. Должностные лица этих органов вправе останавливать и осматривать российские и иностранные суда, осматривать искусственные острова, установки и сооружения, связанные с экономической деятельностью в зоне.

Уголовная юрисдикция в общем определена в рамках Конвенции по морскому праву 1982 г. Заметим, что ограниченность уголовной юрисдикции в экономической зоне не учтена Уголовным кодексом РФ, который предусматривает полное распространение своего действия на исключительную экономическую зону (ч. 2 ст. 11). Соответствующее положение УК РФ должно толковаться ограничительно в соответствии с Конвенцией о морском праве и Законом об исключительной экономической зоне.Применять оружие против нарушителей этого Закона и международных договоров РФ можно только в целях отражения нападения и прекращения сопротивления в случае, если жизнь должностных лиц органов охраны подвергается непосредственной опасности. Применению оружия должно предшествовать ясно выраженное предупреждение о намерении его применить и предупредительный выстрел вверх.

«Споры между гражданами, юридическими лицами, гражданами и юридическими лицами» разрешаются в судебном порядке судами РФ (п. 1 ст. 41). Формулировка не отличается четкостью. Мы имеем дело с характерным для наших юристов юридически некорректным употреблением термина «граждане» вместо термина «физические лица». Сразу же возникают вопросы. О гражданах какого государства идет речь? Относится ли это и к лицам без гражданства? Понимать приведённое положение следует так: «споры, все стороны в которых являются физическими и юридическими лицами, российскими и иностранными», разрешаются судами РФ.

Споры между Россией и иностранными государствами разрешаются в соответствии с международным правом (п. 2 ст. 41). Закон об исключительной экономической зоне не содержит положения о решении споров между физическими или юридическими лицами, с одной стороны, и Российской Федерацией, её органами — с другой. Думается, что следует руководствоваться ст. 124 ГК РФ, согласно которой Федерация, её субъекты, муниципальные образования «выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами». Следовательно, к спорам с их участием применяется п. 1 ст. 41 Закона об исключительной экономической зоне.

Исключительная экономическая зона является новым институтом, отражающим особенности современного морского права. Инициатива в её установлении была проявлена развивающимися странами, опасавшимися расхищения прилегающих к их берегам ресурсов морскими державами. Теперь эти ресурсы могут эксплуатироваться только по соглашению с прибрежным государством, предусматривающему выплату соответствующей компенсации прибрежному государству.

Континентальный шельф[править | править код]

Континентальным шельфом является естественное продолжение сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или до 200 миль, если границы подводной окраины материка не достигают этого предела. Показательным здесь является прецедент с Хребтом Ломоносова.

Последнее положение служит компенсацией тем странам, у которых подводная окраина материка находится недостаточно далеко от берега. При всех условиях границы континентального шельфа не должны находиться далее 350 морских миль от берега. Шельф включает дно и недра.Согласно Конвенции по морскому праву прибрежное государство осуществляет над континентальным шельфом суверенные права в отношении разведки и разработки природных ресурсов. Последние включают минеральные ресурсы дна и его недр, а также живые организмы, относящиеся к «сидячим видам». Думается, что формула «суверенные права», как и в случае с исключительной экономической зоной, является данью странам, претендовавшим на полный суверенитет в отношении этих пространств. На самом деле речь идет о специализированной юрисдикции, ограниченной международным правом.В частности, права прибрежного государства не затрагивают правового статуса покрывающих его вод и воздушного пространства над ними. Осуществление этих прав не должно чинить препятствий судоходству. Все государства могут прокладывать трубопроводы и кабели на шельфе.

Разграничение шельфа между смежными государствами производится на основе международного права. Начиная с решения 1969 г. по делам о континентальном шельфе Северного моря «ФРГ — Дания», «ФРГ — Нидерланды», Международный Суд ООН рассмотрел ряд дел такого рода. В основу решений было положено правило равного отстояния, так как шельф делился посредине. Вместе с тем Международный суд отметил, что в силу географических особенностей применение этого правила может вести к несправедливым результатам. «Справедливость не всегда означает равенство». Указанное правило должно применяться с учетом принципов справедливости .

Конституция РФ отнесла к ведению Федерации определение статуса территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа (п. «н» ст. 71). В 1995 г. был принят Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации». Закон определил статус континентального шельфа в соответствии с «общепризнанными принципами и нормами международного права». Установлены правила разведки и разработки минеральных ресурсов, а также изучения и использования живых ресурсов. Особые права в отношении живых ресурсов предоставлены коренным малочисленным народам Севера и Дальнего Востока РФ, а также всему населению этих регионов, проживающему на территориях, прилегающих к морскому побережью. Также были введены поправки, которые дают право лидерам гуманитарных организаций, лидерам религиозных организаций свободно и без всяких задержек преодолевать границы всех государств.

Отдельные главы посвящены порядку создания искусственных сооружений, прокладке подводных кабелей и трубопроводов; научным исследованиям; защите минеральных и живых ресурсов; захоронению отходов и других материалов. Установлена система платежей за пользование шельфом, а также порядок охраны. Координация всех сил органов охраны возложена на пограничную службу. Споры между физическими и юридическими лицами относительно реализации их прав и обязанностей на континентальном шельфе решаются в административном порядке или в судах РФ.

Архипелажные воды[править | править код]

Архипелажными водами называются воды, ограниченные архипелажными исходными линиями, проведенными через наиболее выступающие в море точки наиболее отдаленных островов, составляющих единое географическое и политическое целое и подпадающие под суверенитет какого-либо одного островного государства (государства-архипелага).

Конвенция предусматривает, что длина архипелажных прямых исходных линий не должна превышать 100 морских миль (до 3 % их общего числа — 125 морских миль) и в пределы таких исходных линий должны включаться главные острова архипелага, причем соотношение площадей водной поверхности и суши должно составлять от 1:1 до 9:1 (ст.47 Конвенции). Территориальные воды, прилежащая зона и исключительная экономическая зона островного (архипелажного) государства отсчитываются от вышеупомянутых архипелажных исходных линий.

Суда всех государств пользуются правом мирного прохода через архипелажные воды, аналогичным праву мирного прохода через территориальное море, и, кроме того, правом архипелажного прохода через устанавливаемые для этой цели государством-архипелагом в архипелажных водах морские коридоры. Летательные аппараты всех государств пользуются правом пролёта по воздушным коридорам, устанавливаемым над такими морскими коридорами. Если государство-архипелаг не устанавливает архипелажных коридоров, право архипелажного прохода осуществляется по путям, обычно используемым для международного судоходства (ст.53 Конвенции).

Проливы, используемые для международного судоходства[править | править код]

Открытое море[править | править код]

Открытым морем называется морское пространство, расположенное за пределами территориальных, архипелажных и внутренних вод и исключительных экономических зон какого-либо государства и находящееся в свободном и равноправном пользовании всех государств в соответствии с принципами и нормами международного права.

Международный район морского дна[править | править код]

Правовой статус международного района морского дна (далее — «Район») и режим использования его ресурсов закреплен в Части XI Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.

Согласно статье 136 Район и его ресурсы являются общим наследием человечества. Государства не вправе претендовать на суверенитет и суверенные права и осуществлять их в отношении какой-либо части Района или его ресурсов.

Конвенция предусматривает создание Международного органа по морскому дну (МОМД), который действует от имени всего человечества. Согласно Конвенции деятельность в Районе осуществляется на благо всего человечества, а МОМД обеспечивает справедливое распределение финансовых и иных экономических выгод с помощью соответствующих механизмов (ст. 140).

Конвенция предусматривает, что разведка и разработка ресурсов Района возможна как отдельными государствами, так и Предприятием, осуществляющим эту деятельность по поручению Международного органа по морскому дну. Кроме отдельных государств, действующих в ассоциации с МОМД, право осуществлять разведку и разработку предоставляется и государственным предприятиям участников Конвенции, а также физическим и юридическим лицам под их юрисдикцией и контролем, за которых поручились участники Конвенции. Согласно предусмотренному Конвенцией механизму, разведка и разработка ресурсов Района осуществляется на основании утверждённого МОМД плана работ (контракта).

В 1994 году резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН было утверждено Соглашение об осуществлении Части XI Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву, составляющее единое целое с Конвенцией и изменяющее положения некоторых статей Части XI в отношениях между его участниками. Не отступая от принципа, согласно которому ресурсы Района являются общим наследием человечества, Соглашение предусматривало при этом, что освоение ресурсов Района осуществляется в соответствии с разумными коммерческими принципами (Раздел 6 Приложения к Соглашению).

Какие были внесены изменения?

ФЗ № 155 был отредактирован 31 октября 2017 года. Изменения коснулись статьи 16.1.

Ст 16.1

В статье говорится об особенностях работы по транспортировке нефти и нефтепродуктов. Первый пункт был изменен предложением, в котором говорится, что деятельность по транспортировке нефти и нефтепродуктов должна осуществляться специальными судами, которые изначально строились для бункеровки.

Второй пункт статьи также претерпел изменения. В нем также говорится о том, что для транспортировки нефти должны быть использованы специальные суда.

Основные статьи ФЗ 155

В ст 6 говорится о последовательности входа в территориальные моря РФ иностранного транспорта. Каждое судно может входить в морские порта Российской Федерации, будь то они коммерческие или нет. Исключением являются судна военной специализации. Если российские судна не могут попасть в другие порты по причине запрета, правительство Российской Федерации тоже вправе наложить запрет на вход конкретного иностранного водного транспорта.

Основные нормативные акты, требования которых должны быть соблюдены:

  • Законодательство Российской Федерации в сфере безопасности судов и регулирование движения;
  • Иммиграционные, санитарные, пограничные, фискальные и иные правила;
  • Требования, которые присутствуют индивидуально в каждом морском порту;
  • Требования, которые прописаны для судов, которые постоянно перемещаются между иностранными морями;
  • Международные требования.

Ст 9

В статье 9 описываются правила для судов, которые посетили конкретный морской порт Российской Федерации по вынужденным обстоятельствам. Подобный заход может быть по следующим случаям:

  • Аварии или стихийного бедствия;
  • Ледоходных условий, которые угрожают безопасности зарубежного корабля;
  • Буксировки корабля, который пострадал по причине стихийного бедствия;
  • Оказание экстренной медицинской помощи пассажиру или члену экипажа и в иных случаях.

Ст 4.1

В статье 4.1 описывается термин «Искусственные острова, сооружения и установки во внутренних морских водах РФ». В соответствии с настоящим Федеральным законом, под неестественными участками понимаются закрепленные за Российской Федерацией территории, которые выступают над поверхностью воды при наивысшем приливе.

Ст 5

Статья 5 описывает правовой режим морских портов РФ. Подобная система признается единой для всех портов, принадлежащих стране. Режим устанавливается с индивидуальными особенностями портов:

  • Климатические условия;
  • Гидрологические;
  • Метеорологические.

Морские порты всегда открыты для иностранных судов. Это закреплено в документе, который был издан правительством Российской Федерации.

Полномочия и обязанности капитана морского порта прописаны в настоящем Федеральном законе. Также его полномочия регулируются другими законами, принятыми в Российской Федерации.

Иностранные и местные суда обязаны соблюдать правовой режим мореходных портов.

Ст 10

В статье 10 описывается понятие прохода через территориальное море. Проход — это плаванье через территориальное море, которое предусматривает определенные цели:

  • Пересечение моря, не заходя во внутренние морские воды и не становясь на рейде;
  • Плаванье во внутренних территориальных морях или выход на рейде или у портового сооружения.

Скачать текст закона о внутренних морских водах

Федеральный закон № 155 «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» определяет границы внутренних морских вод в соответствии с иными нормативными и правовыми актами. Чтобы скачать ФЗ 155 с последними изменениями, следует перейти по ссылке.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Правовой режим

Действующие законодательные акты (в частности, Федеральный закон №155 ФЗ) устанавливают, что правовой режим всех морских портов и прочих ВМВ определяется текущей ситуацией или условиями визита в них иностранных плавательных средств.

foto17948-3Морские порты всегда открыты для посещения иностранными судами, но заход в них производится только с разрешения руководства (капитана) порта.

Заход во ВМВ (исключая порты) производится вынужденно, при возникновении аварийной ситуации. При возникновении сложных или аварийных ситуаций, иностранные корабли могут зайти во внутренние морские воды и дождаться помощи, буксировки или эвакуации людей.

При этом, капитан зарубежного плавсредства должен сообщить о нахождении на территории РФ и указать координаты, тип и принадлежность судна и прочую важную информацию.

Предварительное разрешение требуется только для захода во ВМВ военных кораблей.

Как определяются границы в пределах государства?

Определение границ ВМВ производится разными способами:

  1. Для прямых участков побережья — это разница между линиями прилива и наибольшего отлива.
  2. Для заливов или бухт границы определяет прямая линия, соединяющая крайние точки между наиболее выдающимися в море участками берега во время наибольшего отлива. При этом, расстояние между ними не должно быть больше двойной ширины территориальных вод (24 морские мили).
  3. Заливы или бухты с шириной между крайними точками больше 24 морских миль также относятся к внутренним морским водам, если эти заливы исторически принадлежат РФ.
  4. Акватория портов, границей которой являются наиболее удаленные гидротехнические сооружения, имеющие прямое отношение к данному порту.

Положение прямых линий, служащих ориентирами для определения границ, сообщается правительствам всех стран и государств.

Каковы последствия при их нарушении?

Нарушение ВМВ влечет за собой административные меры и конфискацию оборудования, техники и других средств. Если нарушение совершено военными подразделениями, происшедшее квалифицируется как акт агрессии.

В этом случае следует выяснение обстоятельств происшествия, а в критических ситуациях происходит ответ с помощью ВС России.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...