Соглашение о разделе продукции (Россия) — Википедия

Федеральный закон РФ «О соглашениях о разделе продукции» от 30.12.1995 N 225-ФЗ

История[править | править код]

Непосредственным автором, разработчиком и инициатором рассмотрения законопроекта о разделе продукции является член партии «Яблоко» А. Ю. Мельников. В ходе заседания 6 декабря 1995 года возникли противоречия между двумя группами депутатов по вопросу дальнейшего рассмотрения законопроекта, утверждающего СРП. Сопредседатель согласительной комиссии от Совета Федерации Ю. Ю. Болдырев настаивал на необходимости принятия закона о СРП незамедлительно, в первом чтении, без дальнейшей доработки[источник не указан 330 дней], — в этом его поддержали фракция «Яблоко», фракция ЛДПР и фракция Аграрной партии России. Из приглашавшихся на слушания представителей органов местной власти позиция Болдырева была поддержана губернатором Сахалинской области И. П. Фархутдиновым и председателем Хабаровской краевой думы В. А. Озеровым. Группа противников принятия закона о СРП в первом чтении возглавлялась В. С. Медведевым, их позиция не нашла широкой поддержки. На базе составленного Мельниковым исходника было разработано несколько вариантов текста законопроекта:[4]

  • 1. Варианты согласительной комиссии (12 участников) под председательством Ю. Ю. Болдырева
    • вариант проголосованный большинством депутатов от Государственной Думы
    • вариант проголосованный депутатами Государственной Думы и депутатами Совета Федерации
      • текст закона с поправками (принят 6 декабря 1995 г.)
    • вариант проголосованный депутатами Совета Федерации
  • 2. Вариант депутатской группы «Новая региональная политика» под председательством В. С. Медведева, разработан в инициативном порядке (согласованная редакция предлагалась к рассмотрению 8 декабря, не рассматривалась, поскольку состоялось голосование в варианте, подготовленном согласительной комиссией, — вопрос о рассмотрении отклонён по решению председательствовавшего на заседании спикера Думы И. Рыбкина).

Хронология событий

  • 8 июля 1997 г. — для более эффективной реализации положений соглашения был издан Указ Президента Российской Федерации № 694 «О мерах по реализации Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции».
  • 18 июня 2001 г. — дополнение закона «О СРП» схемой «прямого раздела»: вступил в силу Федеральный закон № 75-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции».
  • 30 августа 2001 г. — выходит Распоряжение Правительства РФ № 1155-р, которым был введен институт «уполномоченных организаций («Роснефть» и «Зарубежнефть»).

В 2006 в России в рамках СРП разрабатываются 3 проекта, которые не регулируются федеральным законом № 225-ФЗ. Поскольку СРП по этим проектам были заключены отдельно на правительственно-областном уровне.

  • Харьягинское нефтяное месторождение (оператор — ООО «ЗАРУБЕЖНЕФТЬ-добыча Харьяга»),
  • «Сахалин-1» (оператор — ExxonMobil),
  • «Сахалин-2» (оператор — Sakhalin Energy).

Общая сумма дохода, полученного российским государством от данных проектов, составила к началу 2006 года около $686 млн[5], к началу 2010 — 5,6 млрд $[6], а к началу 2012 года — более $10,9 млрд[7].

В ходе проверки было установлено, что в нарушение положений СРП по проектам «Сахалин-1» и «Харьягинское СРП» имущество, созданное при реализации СРП, стоимость которого составила 16,3 млрд $ и полностью возмещена государством, на момент 2012 года не передано Российской Федерации.[8]

Общие положения

Согласно ст. 2 Закона № 225-ФЗ, соглашение о разделе продукции – это договор, по которому РФ на возмездной основе и на установленный период предоставляет инвестору исключительные права искать, вести разведку и добывать полезные ископаемые на определенном участке, а инвестор, в свою очередь, должен проводить данные работы за собственные деньги и беря на себя риски. В договоре предусматриваются все возможные условия, касающиеся использования недр, включая раздел продукции между сторонами.

Из определения можно выделить особенности системы соглашений о разделе продукции. Во-первых, в качестве объекта выступают исключительные права инвестора. Они могут предоставляться лишь на геологические исследования или на проведение разведки и добычи, включая применение отходов производства и их переработку, или на возведение и эксплуатацию сооружений подземного типа или другие работы. При этом геологическое исследование может предшествовать последующим работам или осуществляться вместе с ними. В последнем случае говорят о совмещенном режиме. Но так или иначе, природные ресурсы включаются в оборот при предоставлении соответствующих прав.

Соглашение о разделе продукции, налогообложение

История

Впервые соглашение о разделе продукции было заключено транснациональными нефтегазодобывающими синдикатами с правительством Боливии в начале 1950-х гг. С тех пор такие соглашения заключались ими с правительствами различных третьих стран, попутно были ратифицированы местными законодательными органами (парламентами) и утверждены главами государств (президентами, королями, шейхами и др.). Именно СРП регулируют правовые отношения в сфере добычи ресурсов транснациональными корпорациями в странах Ближнего Востока, Азии, Африки, Южной Америки, стран Карибского бассейна и Канады.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

Статья 2. Соглашение о разделе продукции

Статья 3. Стороны соглашения

Статья 4. Пользование участками недр на условиях раздела продукции

Статья 5. Срок действия соглашения

Субъектный состав

Еще одна особенность соглашения о разделе продукции – это субъектный состав. Он заключается в частных инвесторах, с одной стороны, и государства – с другой. Инвесторами могут быть юрлица и объединения юрлиц, которые вкладывают заемные или привлеченные деньги (либо имущество, либо соответствующие права), для того чтобы искать, вести разведывательную деятельность и добычу сырья, а также пользуются недрами, согласно заключенному договору.

Надо отметить, что Закон «О соглашениях о разделе продукции», в частности статья 3, трактует понятие инвестора немного иначе, чем принято в инвестиционном праве в целом. Так, здесь не говорится о возможности заключения соглашения с другими государствами и международными организациями, в то время как в Законе «Об иностранных инвестициях в РФ» № 160-ФЗ есть соответствующее определение. Также в Законе № 225-ФЗ говорится об инвесторах, которые не обладают статусом юрлица (объединения юрлиц). За рубежом они получили название консорциумов.

Система соглашений о разделе продукции

Разновидности

Помимо соглашений о разделе природных ресурсов существуют:

  • Соглашение о разделе рынка — Market-Sharing Agreement.
  • Соглашение о разделе военной продукции — Defence Production Sharing Arrangement (DPSA).
  • Соглашение об обмене в ядерной сфере — Nuclear-Sharing Agreement.

Государство

Однозначно о том, в каком качестве выступает государство в рассматриваемом соглашении, законодательство не говорит. В Законе № 225-ФЗ оно описывается как равноправный участник правоотношений. В то же время есть и другая концепция, согласно которой государство не может передавать права пользования частникам в сфере недропользования, так как они относятся к исключительно государственной принадлежности. Поэтому соответствующие правоотношения с этой точки зрения являются административно-распорядительными. Данная концепция нашла отражение в Законе РФ № 2395-1. Хоть с 1995 г., когда был принят данный закон, многие нормы смягчились, концепция в целом осталась прежней. Недра предоставляются в пользование путем оформления государственного разрешения. При этом воля сторон ограничивается условиями, которые указаны в лицензии.

Согласно п. 2 ст. 2 Закона № 225-ФЗ, пользование недрами может ограничиваться, приостанавливаться или прекращаться в соответствии с условиями соглашения. Подобные положения закреплены и в ч. 2 ст. 11 Закона РФ № 2395-1, в соответствии с которой лицензия дает возможность пользоваться недрами на условиях, указанных соглашением. Таким образом, разрешительный документ (лицензия) подчиняется условиям соглашения, так как должен ему соответствовать.

Выполнении соглашений о разделе продукции

См. также

  • Сахалинские шельфовые проекты
  • «Сахалин Энерджи»

Вопросы налогообложения

В случае с соглашением о разделе продукции налогообложение осуществляется в рамках одного из специальных режимов. Он предназначен для организаций, занимающихся добычей минерального сырья, и указан в главе 26.4 Налогового кодекса. При этом плательщик налогов обязан представить в налоговую инспекцию:

  • Соглашение о разделе продукции.
  • Решение об утверждении итогов аукциона.

Специальное налогообложение при выполнении соглашения о разделе продукции используется в течение всего периода действия договора. Оно заменяет плату налогов путем раздела продукции согласно условиям заключенного документа. Существует 2 вида использования данного режима. Рассмотрим каждый из них.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...