Соглашение по техническим барьерам в торговле ВТО (Agreement on Technical Barriers to Trade) | Буква “С” | Словарь терминов | ВАВТ

Соглашение вто «о технических барьерах в торговле» (тбт)

Agreement on Technical Barriers to Trade

Соглашение по техническим барьерам в торговле состоит их преамбулы, 15-ти статей и трех приложений. Соглашение по техническим барьерам в торговле распространяется на все промышленные и сельскохозяйственные товары. Однако санитарные и фитосанитарные меры – предмет другого соглашения. В Соглашении используются два термина: «технический регламент» (Technical Regulation), включающий стандарты, соблюдение которых обязательно и термин «стандарт» (Standard), соблюдение которого является добровольным. Оно распространяется также и на процессы производства в тех случаях, когда они меняют качественные характеристики товаров. Соглашение признает за всеми странами право устанавливать обязательные стандарты – «технические регламенты», включая требования к маркировке и упаковке товаров. Они должны базироваться на научно обоснованных данных, применяться на основе режима наибольшего благоприятствования к товарам всех стран и не должны быть более обременительными к иностранным товарам по сравнению с товарами национального производства. Такие же правила относятся к процессам определения соответствия стандартам – сертификация (статья 2).

Круг ведения Соглашения по техническим барьерам в торговле ВТО включает технические регламенты, стандарты и правила сертификации. Важнейшее требование Соглашения – названные выше меры не должны формулироваться и применяться таким образом, чтобы создавать барьеры в международной торговле. Общее требование Соглашения по техническим барьерам в торговле – гласность в использовании всех названных мер. Каждая страна обязана учредить информационные центры, сообщающие необходимую информацию в отношении мер, входящих в круг ведения Соглашения. Информация о названных выше мерах должна публиковаться и быть легкодоступной. Соглашение по техническим барьерам в торговле требует от его участников использования национального режима в отношении мер, регулируемых Соглашением. Процедуры определения соответствия стандартам не должны ставить иностранных поставщиков в худшее положение по сравнению с внутренними поставщиками и не должны быть для них более дорогостоящими. В Соглашении содержатся рекомендации его участникам признавать взаимно результаты проверки соответствия стандартам; заключать соглашения о взаимном признании процессов сертификации и самих сертификатов (статьи 5-9); базировать свои технические регламенты и системы сертификации на соответствующих международных стандартах и призыв к странам-членам ВТО участвовать в работе Международной организации по стандартизации. Статья 6 Соглашения касается тех случаев, когда обязательные стандарты могут быть введены на уровне местных властей и неправительственных учреждений. Правительства стран-членов ВТО должны применять такие разумные меры, которые обеспечивали бы выполнение Соглашения по техническим барьерам в торговле названными выше органами.

В Приложении к Соглашению содержится так называемый «Кодекс добросовестной практики», регламентирующий подготовку, принятие и применение стандартов. Этот Кодекс содержит основные положения, регулирующие использование стандартов. Статья 4 Соглашения рекомендует всем странам-членам ВТО придерживаться положений Кодекса. В нем признается право развивающихся стран не использовать стандарты, несовместимые с нуждами их развития и их право на разработку в международных органах международных стандартов на товары, имеющие особое значение для развивающихся стран. Положения Соглашения содержат также обязательства предоставления развивающимся странам необходимой помощи в развитии их систем стандартизации и в реализации норм Соглашения по техническим барьерам в торговле.

В рамках ВТО создан Комитет по техническим барьерам в торговле, входящий в круг органов Совета по торговле товарами ВТО, для обсуждения всех вопросов, относящихся к деятельности Соглашения.

pechat.gif

Цель

TBT существует для обеспечения того, чтобы технические регламенты, стандарты, процедуры тестирования и сертификации не создавали ненужных препятствий для торговли. Соглашение запрещает технические требования, созданные для ограничения торговли, в отличие от технических требований, созданных для законных целей, таких как защита потребителей или защита окружающей среды. Фактически, его цель состоит в том, чтобы избежать ненужных препятствий для международной торговли и дать признание всем членам ВТО защищать законные интересы в соответствии с собственной регулирующей автономией, хотя и способствует использованию международных стандартов. Список законных интересов, которые могут служить основанием для ограничения торговли, не является исчерпывающим и включает защиту окружающей среды, здоровья и безопасности человека и животных.

Страны применяют техническое регулирование для достижения следующих целей:

1. Защита безопасности или здоровья человека

Национальные инструкции, которые требуют, чтобы автомобили были оборудованы ремнями безопасности, а розетки имели защищенную конструкцию, относятся к области защиты безопасности человека. Обычный пример инструкций такого типа — это маркировка сигарет с указанием о вреде здоровью.

2. Защита жизни или здоровья животных или растений

Цель этих инструкций гарантировать, что виды животных или растений из-за опасностей, связанных с водой, воздухом или загрязнением почвы не попадут под угрозу исчезновения. Пример: разновидности рыб, которые находятся под угрозой исчезновения, могли отлавливаться только при достижении определенного размера.

3. Защита окружающей среды

Регулирование охватывает повторную переработку бумажных и пластмассовых изделий, уровни эмиссии автомобилей.

4. Предотвращение вводящих в заблуждение методов

 Большинство этих инструкций, представленных в виде требований к маркировке, стремится защитить потребителей, доводя до них информацию о товаре. Другие инструкции устанавливают классификацию и определения, требования к упаковке и измерениям (размер, вес и т. д.), чтобы избежать вводящих в заблуждение методов.

5. Другие цели

Другие цели инструкций — качество, техническая гармонизация или просто помощь в торговле. В некоторых развитых странах широко распространены инструкции качества, требующие, например, чтобы овощи и фрукты достигли определенной степени зрелости, прежде чем будут поставлены на рынок. Под Соглашение по ТБТ подпадают следующие объекты:

■ маркировка пищевых продуктов, напитков и лекарств;

■ требования к качеству и упаковке свежих пищевых продуктов;

■ единство измерений.

Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер ВТО

Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер содержит преамбулу, 46 сжатых, четко сформулированных статей и три приложения, составляющих его неотъемлемую часть. Соглашение признает за всеми странами право вводить названные меры, при этом санитарные и фитосанитарные нормы должны быть обоснованы на достаточных научных основаниях и принципах, опираться на международные стандарты, предписания и рекомендации. Эти меры должны ограничивать торговлю не больше, чем требуется для достижения надлежащего уровня санитарной и фитосанитарной защиты. Соглашение позволяет большую гибкость в отходе от международных стандартов в случаях, обусловленных разницей географического и климатического характера, или фундаментальными технологическими проблемами. Оно разрешает любой стране устанавливать более высокий уровень санитарной и фитосанитарной защиты по сравнению с международными стандартами, при условии достаточного и, прежде всего, научного обоснования. Все участники Соглашения должны публиковать необходимую информацию о действующих национальных нормах и правилах, создавать информационные пункты и извещать заблаговременно другие страны о своем намерении ввести новые или изменить старые нормы.

Страны-участники должны взаимно признавать санитарные и фитосанитарные нормы в случае, если экспортирующая страна сумеет доказать, что ее нормы соответствуют действующему уровню санитарной и фитосанитарной защиты импортирующей страны.

В рамках Совета по торговле товарами ВТО действует Комитет по санитарным и фитосанитарным мерам, в компетенцию которого входят все вопросы, регулируемые Соглашением по применению санитарных и фитосанитарных мер.

Санитарные и фитосанитарные меры – это любые санитарные, ветеринарно-санитарные и фитосанитарные требования и процедуры, применяемые в целях:

  • защиты жизни или здоровья животных или растений в пределах территории  государства от рисков, возникающих в связи с проникновением, укоренением или распространением вредителей, заболеваний, вредных организмов – переносчиков болезней, или болезнетворных организмов;
  • защиты жизни или здоровья людей или животных в пределах территории  государства от рисков, возникающих от добавок, загрязняющих веществ, токсинов или болезнетворных организмов в пищевых продуктах, напитках или кормах;
  • защиты жизни или здоровья людей в пределах территории  государства от рисков, возникающих в связи с болезнями, переносимыми животными, растениями или продукцией из них, или в связи с проникновением, укоренением или распространением вредителей; 
  • предотвращения или ограничения другого ущерба в пределах территории  государства, причиняемого проникновением, укоренением или распространением вредителей.

Основными принципами Соглашения ВТО по применению СФС мер являются гармонизация, эквивалентность, оценка и управление рисками, регионализация, транспарентность и научная обоснованность применяемых мер.  Такими же принципами руководствуется Таможенный союз при применении санитарных, ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер.

С целью гармонизации санитарных и фитосанитарных мер на возможно более широкой основе страны основывают свои СФС меры на международных стандартах, руководствах или рекомендациях. Такие СФС меры, гармонизированные с международными нормами, являются предпосылкой для признания эквивалентности мер других стран.

Необходимо чтобы в основу СФС мер была положена соответствующая обстоятельствам оценка рисков для жизни или здоровья людей, животных или растений, причем осуществляемая с учетом методов оценки риска, разработанных соответствующими международными организациями. При оценке рисков  учитываются имеющиеся научные обоснования; соответствующие методы производства и переработки; соответствующие методы инспектирования, отбора проб и испытаний; степень распространенности конкретных заболеваний или вредителей; наличие зон, свободных от заболеваний или вредителей; соответствующие экологические условия и карантинные или другие меры.

Для соблюдения принципа транспарентности, страны уведомляют об изменениях в своих CAC мерах и предоставляют информацию о изменениях в применении CФС мер.

Для реализации принципа регионализации, страны обеспечивают, чтобы их СФС меры  принимались  с учетом санитарных или фитосанитарных характеристик района – как всей страны, так и ее части, либо нескольких стран или их частей,  из которого товар происходит и для которого он предназначен.  В частности, признается концепцию зон, свободных от вредителей или заболеваний, и зон с незначительной распространенностью вредителей или заболеваний. При определении таких зон за основу берутся такие  факторы как: география, экосистема, эпидемиологический надзор и эффективность санитарного или фитосанитарного контроля. 

Регулирование в рамках Таможенного союза:

–     Соглашение Таможенного союза по санитарным мерам;

–     Соглашение Таможенного союза по ветеринарно-санитарным мерам;

–     Соглашение Таможенного союза о карантине растений; 

Регулирование в Республике Казахстан:

–     Кодекс РК «О здоровье народа и системе здравоохранения»;

–     Закон РК «О ветеринарии»;

–     Закон РК «О карантине растений»;

–      и  другие подзаконные акты, принятые в реализацию основного закона.

На национальном уровне уполномоченными органами являются в области применения ветеринарных и фитосанитарных мер – Министерство сельского хозяйства РК, санитарным мерам – Министерство здравоохранения РК, согласно соответствующим законам РК.

В рамках ТС, рабочими органами являются КТС, вышеуказанные национальные  уполномоченные органы и МЭРТ.

В рамках формирования правовой базы ТС, внесены предложения по внесению изменений в Единые требования для товаров, Положение о проведении совместных проверок, подлежащих ветеринарному контролю, с учетом рекомендаций  Кодекса наземных животных МЭБ и стандартов Кодекса Алиментариуса.

Утверждены проекты решений КТС № 625 «Об обеспечении гармонизации правовых актов Таможенного союза в области применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер с международными стандартами», № 721 «О применения международных стандартов, рекомендаций и руководств», №726 «О ветеринарных мерах».

На стадии разработки находятся проект Положения о едином порядке проведения экспертизы правовых актов ТС в области применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер и проект Решения КТС об эквивалентности санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер и о проведении оценки риска.

Область применения

Согласно статье 1, это соглашение распространяется на всю промышленную и сельскохозяйственную продукцию, за исключением услуг, санитарных и фитосанитарных мер (как определено Соглашением о применении санитарных и фитосанитарных мер ) и «спецификаций закупок, подготовленных государственными органами для производства или Потребительские потребности государственных органов »(ст. 1.4).

Объем TBT состоит из основной области (какие меры включены), личной области (к кому применяются меры) и временной области.

Основная сфера применения

В Приложении 1 к ТБТ есть три категории основных мер; технические регламенты, стандарты и оценка соответствия. Апелляционный орган по делам ЕС-Асбест счел эти меры ограниченным классом.

Технический регламент: приложение 1.1

Технический регламент – это документ, устанавливающий условия, которые являются обязательными. Эти меры могут включать терминологию, символы, требования к упаковке или маркировке и могут применяться к продукту, процессу или методу производства.

Апелляционный орган в EC-Sardines обнаружил, что существует трехступенчатый тест для определения того, является ли мера техническим регламентом:

а) мера применяется к идентифицируемому продукту или группе продуктов;б) Он устанавливает одну или несколько характеристик продукта; ив) Соблюдение характеристик продукта обязательно.

Если мера будет признана техническим регламентом, она будет регулироваться статьей 2 TBT.

Стандарт: приложение 1.2

Стандарт – это документ, одобренный признанным органом, который устанавливает рекомендации или характеристики, которые не являются обязательными. Он может включать терминологию, символы, требования к упаковке или маркировке и может относиться к продукту, процессу или методу производства. Стандарты отличаются от технических регламентов тем, что они не являются обязательными. Несмотря на то, что они добровольны, у производителей часто нет выбора, кроме как соблюдать их из соображений коммерческой практичности.

Стандарты руководствуются Статьей 4 TBT и Кодексами добросовестной практики.

Оценка соответствия: приложение 1.3

Оценка соответствия – это прямая или косвенная процедура, используемая для определения выполнения требований технического регламента или стандарта. Оценка соответствия может включать отбор образцов, испытания и проверки.

Правила оценки соответствия изложены в статьях 5, 6, 7, 8 и 9 TBT.

Вопросы объема

Определение того, является ли мера техническим регламентом или стандартом

Является ли мера техническим регламентом, а не стандартом, зависит от того, является ли она «обязательной».

Комиссия и Апелляционный орган в деле GATT о тунце и дельфинах (I и II) постановили, что меры США по маркировке безопасного для дельфинов тунца являются техническим регламентом. Требования не были обязательными для продажи тунца в США, однако требования были обязательными для сертификации безопасности для дельфинов. Апелляционный орган заявил, что, поскольку США не предоставили никаких других методов получения знака безопасности для дельфинов, это требование было обязательным и, следовательно, обязательным де-юре . Из этого решения следует, что меры, направленные на получение монополии на конкретную этикетку, будут считаться техническими регламентами, но в конечном итоге проверка проводится в каждом конкретном случае.

Это решение подверглось критике за слишком широкое толкование термина «обязательный», что сделало бессмысленным различие между техническими регламентами и стандартами.

Такие ярлыки, как «свободный выгул», «органический продукт» или «справедливая торговля», обозначают качество продукта, которое не оказывает ощутимого воздействия. Являются ли этикетки, относящиеся к процессу, не относящемуся к продукту (NPRP), техническим регламентом, является предметом споров.

В Приложении 1.1 говорится, что технические регламенты применяются к «характеристикам продукции или связанным с ними процессам и методам производства », подразумевая, что это не распространяется на АЭС. Однако во втором предложении приложений 1.1 и 1.2 отсутствует слово «связанные», что указывает на то, что технические регламенты могут применяться к маркировке. Некоторые ученые утверждают, что предложение 2 читается в контексте предложения 1 и, следовательно, должно быть более узким.

Группа экспертов по делу GATT о тунце-дельфине (I и II) не прояснила этот вопрос, но постановила, что маркировка, безопасная для дельфинов, была техническим регламентом на основании второго предложения. Соответственно, можно предположить, что маркировка продукции NPRP-PPM теперь подпадает под действие технических регламентов.

К числу основных принципов Соглашения относятся:

1. Недискриминация и национальный режим

Отношение к продукции, импортированной с территории любой страны-члена, должно быть не менее благоприятным,

чем к подобной продукции национального происхождения (национальный режим) и к подобной продукции, происходящей из любой другой страны (режим наибольшего благоприятствования). Оплата за любые процедуры, связанные с оценкой соответствия, должна быть одинаковой для всех стран.

2. Гармонизация

Гармонизация необходима для достижения технической, информационной и других видов совместимости. Соглашение ТБТ поощряет членов использовать существующие международные стандарты, прежде всего стандарты ИСО, в разработке национальных инструкций. Страны не обязаны придерживаться международных стандартов, если это оправдано фундаментальными климатическими или другими географическими факторами, технологическими или инфраструктурными проблемами.

3. Эквивалентность

Процесс, ведущий к подготовке международного стандарта, может быть длинным и дорогостоящим. По этим причинам участники переговоров предложили дополнительный подход к технической гармонизации, известный как эквивалентность. Эквивалентными считаются инструкции, отличные друг от друга, но достигающие тех же целей разными методами.

4. Взаимное признание результатов испытаний

Изготовители могут сталкиваться с трудностями, стремясь получить одобрение для своей продукции на иностранных рынках. Разнообразие процедур и методов оценки соответствия значительно увеличивает затраты производителей на различных рынках. Затраты сократятся, если товар будет проверен однажды, и результаты испытания будут приняты на всех рынках.

5. Прозрачность

Страны-члены должны уведомлять остальных участников Соглашения об изменениях в техническом регулировании. Помимо этого, каждый член ВТО должен основать национальный информационный пункт.

Другая информация

Разрешение споров

В соответствии со Статьей 14.1 споры относительно Соглашения TBT должны разрешаться Органом по разрешению споров в соответствии со статьями XXII и XXIII ГАТТ. Это требует, чтобы стороны прошли тот же процесс консультаций, что и для вопросов, возникающих в рамках ГАТТ, и позволяет одновременно разрешать споры, связанные с проблемами, возникающими как в рамках Соглашения о ТБТ, так и в рамках ГАТТ. Несмотря на это, на рассмотрение Комиссии было передано очень мало дел, касающихся Соглашения TBT.

Следующий список представляет собой обзор механизмов, которые продвигают миссию TBT:

A. Все члены TBT должны создать «справочные пункты», также известные как «окно TBT» – офисы, которые предоставляют информацию о технических правилах страны, процедурах тестирования и соблюдении различных международных стандартов.

B. Программа технической помощи помогает развивающимся странам соответствовать международным стандартам и помогает им участвовать в установлении таких стандартов.

Смотрите также

  • Кодекс Алиментариус
  • Мировая Торговая Организация

внешние ссылки

  • Текст Соглашения TBT
  • Аналитический указатель к Соглашению по ТБТ (последний раз аннотации обновлялись в 2004 г.).
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...