Совершенная конкуренция — Википедия

Совершенная конкуренция является полной противоположностью монополии. Для неё характерно равновесие спроса и предложения, её можно наблюдать в сельском хозяйстве, на фондовых и валютных биржах.

Литература

  • Стиглер Дж. Совершенная конкуренция: исторический ракурс // Вехи экономической мысли. Том 2. Теория фирмы/Под ред. В. М. Гальперина — СПб.: Экономическая школа, 2000. — С. 299—328 — 534 с. — ISBN 5-900428-49-4

Суть понятия и основные признаки

Совершенной (чистой, свободной) конкуренцией называется процветающее состояние рынка, когда на нём полностью отсутствует монополия и большая часть продавцов предлагают одинаковые товары либо услуги. Данный вид конкуренции характеризуется равновесием спроса и предложения, благодаря чему рынок регулируется самостоятельно, ни продавцы, ни покупатели не могут оказывать влияние на ценообразование.

Для получения более высокой прибыли от реализации товаров или услуг необходимо использование каких-либо передовых технологий, как при изготовлении данных товаров, так и их продаже, отчего понизится себестоимость, а прибыль увеличится.

Для наглядности приведём пример совершенной конкуренции. Представим огромную сельскохозяйственную ярмарку, на которую много фермеров привезли на продажу морковь. Вся морковь одного качества. Каждый фермер одинаково проинформирован о состоянии дел на рынке, а именно о ценах, спросе, конкурентах и издержках. Можно в любой момент начать продажу моркови или же покинуть рынок.

В подобной ситуации невозможно установление желаемой цены на свой товар и её нельзя самостоятельно повысить. Если стоимость товара будет боле высокой в отличие от цен на этот же товар у других продавцов, спроса на морковь не будет и её никто не купит. Договориться со всеми об одинаковой цене тоже нельзя, т.к. слишком много конкурентов. Поэтому в итоге устанавливается равновесная цена.

Совершенную конкуренцию можно отличить от других видов конкуренции по следующим признакам:

  1. Множеству равноценных продавцов и покупателей.
  2. Отсутствию монополии.
  3. Однородности продукции. Товары и услуги являются идентичными и взаимозаменяемыми.
  4. Отсутствию ограничений на вход и выход с рынка.
  5. Равному и полному доступу всех участников рынка к информации о ценах, конкурентах, спросе и предложении.
  6. Высокой мобильности производственных факторов. В любой момент можно перенаправить ресурсы на другие нужды.

По мнению современных экономистов, совершенная конкуренция – идеальная экономическая модель, существующая только в теории. В реальной экономике наиболее походит на рынок совершенной конкуренции фондовая биржа, на которой множество продавцов продают одинаковые ценные бумаги. Именно здесь данная модель позволяет с достаточной точностью предугадать поведение продавцов и покупателей.

Совершенная конкуренция может привести к упадку

Это связано с тем, что в долгосрочном периоде постоянно наблюдается снижение цены. И если человеческий ресурс в мире большой, то вот технологический является весьма ограниченным. И рано или поздно предприятия перейдут к тому, что будут модернизированы все основные фонды и все производственные процессы, а цена всё равно будет падать из-за попыток конкурентов завоевать больший рынок.

рынок совершенной конкуренции примеры

А это уже приведёт к функционированию на грани точки безубыточности либо под ней. Спасти положение уже можно будет только влиянием снаружи рынка.

Что такое монополистическая конкуренция

Монополистическая конкуренция – это одна из форм конкуренции, которая получила своё название, исходя из того, что каждое предприятие, как отдельная монополия – выпускает свой уникальный товар, но при этом имеет аналогичных производителей-конкурентов и «борется» за своё господство на рынке.

То есть в условиях монополистической конкуренции процент предложения либо равен спросу, либо выше. В связи с этим компании ведут очень острую конкуренцию, привлекая все рекламные и маркетинговые методы для привлечения клиентов. Многие, открыв свой выгодный бизнес в 2019 году с минимальными вложениями, нанимают специалистов по рекламе и маркетингу, чтобы выйти в ТОП предпринимателей на рынке и иметь основной приток клиентов.

Что такое конкуренция: её виды в экономике и бизнесе

Для самих же покупателей монополистическая конкуренция, а точнее рынок с такой системой очень выгоден. Почему, да потому что выбор товара очень большой, а так как каждый предприниматель хочет привлечь как можно больше клиентов, он устраивает различные акции распродажи, дарит подарки при покупке на определённую сумму и т.д.

Что такое конкуренция в рыночной экономике

В рыночной экономике конкуренция является характерной чертой. Наличие постоянной смены товара и расширение производства так же являются основными чертами экономической конкуренции.

Механизмы конкуренции в условиях рыночной экономики предполагают постоянный спад и рост цен, свободное ценообразование для личной выгоды каждого предпринимателя. При этом роль государства в этих процессах минимальная, что позволяет вести бизнес практически «в свободных рамках».

Нет барьеров для входа или выхода

Одним из наиболее значимых признаков рынка совершенной конкуренции является беспрепятственный вход и выход.

Полное отсутствие барьеров позволяет свободно входить на рынок новым участникам. Существующие «игроки» могут покинуть чисто конкурентный рынок (отрасль) и ничто не мешает это сделать.

Отсутствуют законодательные, финансовые, экономические препятствия:

  • патенты, авторские права;
  • экономия от масштаба;
  • сетевые эффекты;
  • соглашения о повышении цен;
  • издержки по сделкам;
  • государственные ограничения.

В долгосрочной перспективе ни одна компания не получит положительную экономическую прибыль. В краткосрочном периоде на рынке появятся новые участники, возвращая его к нулевой экономической прибыли.

Плюсы и минусы

Плюсы Минусы
Отсутствует завышение цен Рыночная система нестабильна
Все участники рынка обладают равными возможностями
Рынок регулируется самостоятельно Имеется риск перепроизводства
Нет товарного дефицита
Ресурсы эффективно распределены Каждый участник рынка преследует свои интересы и сосредоточен на личной выгоде, и поэтому игнорирует общественные интересы
Нет вмешательства в рыночные процессы со стороны государства

Как можно заметить из таблицы, практически все недостатки совершенной конкуренции сводятся к тому, что при наличии равных возможностей невозможно достижение равного результата.

Происходит это потому, что каждый участник рынка по-своему занимается организацией производства и распределением ресурсов, использует маркетинговые компании и инновационные технологии. Поэтому успех приходит к тем, кто может грамотно организовать процесс производства и реализации, а также пользуется передовыми технологиями, чтобы обойти конкурентов.

Для достижения экономической эффективности, в первую очередь необходимо добиться эффективности производства и распределения ресурсов, которых с лёгкостью можно достичь в условиях совершенной конкуренции. Именно по этой причине данный вид конкуренции считается идеальной рыночной моделью, хотя в реальности её практическое воплощение почти не встречается.

Соблюдение таких условий, как минимум издержек, эффективность распределения ресурсов, саморегулирование процессов и отсутствие дефицита невозможно в долгосрочной перспективе.

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

Совершенная мобильность факторов производства и товаров

Финансовые, трудовые, материальные факторы производства в долгосрочном периоде совершено мобильны.

При изменении спроса на готовую продукцию происходит «перенос» факторов производства из менее прибыльных отраслей в более рентабельные сферы. Мобильность – способность факторов к взаимозамещению.

Если участники конкуренции инвестируют в активы, их цель заключается в получении прибыли. Но получить ее в условиях совершенной рыночной структуры можно только в том случае, если перемещение капитала вызывает рост производства и объема продаж. В свою очередь, это возможно при использовании инновационных технологий, новых форм организации производства, привлечении дополнительных ресурсов.

Примечания

modif.png

Эта страница в последний раз была отредактирована 28 октября 2020 в 20:31.

Нет внешних факторов

В чистой модели отсутствует воздействие на рынок внешних факторов.

На конкурентную среду не влияют:

  • новые нормативные акты;
  • изменения в законодательстве;
  • рост котировок на валютной бирже;
  • увеличение количества участников.

Цена меняется только на всем рынке одновременно, но отдельный продавец или покупатель на нее повлиять не могут.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...