Статья 81. Бюджетного Кодекса РФ. Резервные фонды исполнительных органов государственной власти – Москва

Понятие резервного фонда, его задачи, функции; источники финансирования и принципы распределения бюджета. Особенности деятельности резервного и стабилизационного фондов РФ, Фонда национального благосостояния. Порядок учета использования денежных средств.

Описание[править | править код]

Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учёту и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта.

14 июля 2017 года Государственная дума во втором чтении одобрила законопроект о новой редакции бюджетных правил, по которому средства Резервного фонда до 1 февраля 2018 года переводятся в собственность Фонда национального благосостояния.

Управление средствами Резервного фонда[править | править код]

Управление средствами Резервного фонда осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Резервного фонда могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации. Целями управления средствами Резервного фонда являются обеспечение сохранности средств Фонда и стабильного уровня доходов от его размещения в долгосрочной перспективе. Управление средствами Фонда в указанных целях допускает возможность получения отрицательных финансовых результатов в краткосрочном периоде.

Размещение средств[править | править код]

Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2007 года N955 «О порядке управления средствами Резервного фонда» предусматривает размещение средств Фонда в иностранной валюте или зарубежных активах с рейтингом долгосрочной кредитоспособности не ниже «АА-» по классификации Fitch-Ratings и Standard & Poor’s; либо не ниже уровня «Аа3» по классификации Moody’s Investors Service[9].

Понятие резервного фонда, его задачи, функции; источники финансирования и принципы распределения бюджета. Особенности деятельности резервного и стабилизационного фондов РФ, Фонда национального благосостояния. Порядок учета использования денежных средств.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Содержание

Введение

1. Необходимость резервных фондов

2. Формирование и использование резервных фондовв составе федерального бюджета

2.1 Резервный фонд Российской Федерации

2.2 Фонд национального благосостояния

2.3 Движение средств и учет использования средств фонда

Список использованной литературы

Введение

Государственный резервный фонд – это специальный денежный фонд, который используется для стабилизации государственного бюджета в периоды снижения государственных доходов и/или для государственных нужд в долгосрочной перспективе. Резервные фонды создаются в государствах, бюджет которых сильно зависит от конъюнктуры мирового рынка, как правило, товарно-сырьевого (нефть, газ, металлы). Некоторые страны накапливают средства в таких фондах «на будущее», когда недра будут истощены.

Официальные названия подобных фондов бывают разными, наиболее употребительные – стабилизационный фонд и фонд будущих поколений. Например, Кувейт – Бюджетный резервный фонд (с 1960 года) и Резервный фонд будущих поколений (с 1976); Норвегия – Государственный нефтяной фонд, с 1990 года; Чили – Медный стабилизационный фонд (с 1985 года).

Помимо чисто экономических задач резервный фонд выполняет политическую задачу предотвращения быстрого роста государственных расходов. Госрасходы, как правило, невозможно оперативно уменьшить вслед за падением доходов. В результате в периоды неблагоприятной конъюнктуры это может приводить к крупным дефицитам госбюджета, невыполнению обещанных социальных обязательств и дефолту по государственным долгам. Так же, резервный фонд — это макроэкономический инструмент государства для поддержания совокупного спроса в точке Кейнса и долгосрочного экономического роста. Государство в своей макроэкономической политике сдерживает совокупный спрос нации в моменты бурного экономического роста, дабы сдержать инфляцию, и стимулирует спрос в годы стагнации, когда покупательская активность падает. В годы стагнации государство может тратить больше денег, чем собирает налогов. Это повысит совокупные расходы нации, позволит предприятиям не снижать производство товаров и услуг и не увольнять своих сотрудников. Напротив, в момент инфляции спроса государство уменьшает государственные расходы, дабы не стимулировать рост цен. Разницу в доходах и расходах совокупного бюджета государство может хранить в резервном фонде или брать в долг в иностранной валюте.

* * *

, , , . , , , .

..

. . .,

Формирование Резервного фонда[править | править код]

Резервный фонд формировался за счет:

  • нефтегазовых доходов федерального бюджета в объёме, превышающем утверждённую на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта при условии, что накопленный объём Резервного фонда не превышал его нормативной величины;
  • доходов от управления средствами Резервного фонда.

В соответствии с Федеральным законом от 30 сентября 2010 года N 245-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон) с 1 января 2010 года до 1 января 2015 года нормативная величина Резервного фонда не определялась, нефтегазовые доходы федерального бюджета не использовались для финансового обеспечения нефтегазового трансферта и для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, а направлялись на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.

Максимальная величина Резервного фонда[править | править код]

После формирования нефтегазового трансферта в полном объёме нефтегазовые сверхдоходы поступали в Резервный фонд. Нормативная величина Резервного фонда утверждалась федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, определенном исходя из 7 % прогнозируемого на соответствующий год объёма валового внутреннего продукта. После наполнения Резервного фонда до указанного размера нефтегазовые доходы направлялись в Фонд национального благосостояния России.

1. Необходимость резервных фондов

В расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ предусматривается создание резервных фондов: органов исполнительной власти; органов местного самоуправления.

Резервные фонды бюджетов – это обособленная часть денежных средств в бюджетах всех уровней, получившая форму целевых бюджетных фондов, предназначенных для обеспечения бесперебойного финансирования как предусмотренных ранее затрат, так и непредвиденных расходов, возникших внезапно и имеющих чрезвычайный или случайный характер.

Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году.

Резервный фонд выполняет две функции. Во-первых, его средства могут быть использованы для покрытия дефицита госбюджета в момент неблагоприятной конъюнктуры. Во-вторых, в период высоких цен на сырьё фонд позволяет аккумулировать избыточные экспортные поступления и предотвращать развитие голландской болезни экономики.

Порядок их расходования устанавливается нормативными правовыми актами Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления.

Динамика изменений[править | править код]

История изменения совокупного объёма средств Резервного фонда Российской Федерации[6].

Дата в млрд $ в млрд рублей в % к ВВП[10]
01.02.2008 125,19 3 057,85 7,4 %
01.03.2008 127,81 3 082,28 7,5 %
01.04.2008 130,48 3 068,43 7,4 %
01.05.2008 129,80 3 069,47 7,4 %
01.06.2008 129,32 3 069,94 7,4 %
01.07.2008 130,30 3 056,52 7,4 %
01.08.2008 129,68 3 040,37 7,4 %
01.09.2008 142,60 3 504,62 8,5 %
01.10.2008 140,98 3 559,19 8,6 %
01.11.2008 134,60 3 572,78 8,7 %
01.12.2008 132,63 3 661,37 8,9 %
01.01.2009 137,09 4 027,64 9,8 %
01.02.2009 137,34 4 863,80 12,5 %
01.03.2009 136,33 4 869,74 12,5 %
01.04.2009 121,06 4 117,67 10,6 %
01.05.2009 106,81 3 551,47 9,2 %
01.06.2009 100,95 3 127,93 8,1 %
01.07.2009 94,52 2 957,54 7,6 %
01.08.2009 88,53 2 811,34 7,2 %
01.09.2009 85,74 2 706,82 7,0 %
01.10.2009 76,37 2 298,00 5,9 %
01.11.2009 77,18 2 242,09 5,8 %
01.12.2009 75,07 2 238,58 5,8 %
01.01.2010 60,52 1 830,51 4,7 %
01.02.2010 59,91 1 823,26 3,9 %
01.03.2010 58,90 1 763,89 3,8 %
01.04.2010 52,90 1 553,28 3,4 %
01.05.2010 40,59 1 188,70 2,6 %
01.06.2010 39,27 1 197,66 2,6 %
01.07.2010 39,32 1 226,57 2,6 %
01.08.2010 40,59 1 225,17 2,6 %
01.09.2010 40,08 1 228,93 2,7 %
01.10.2010 41,39 1 258,26 2,7 %
01.11.2010 41,81 1 286,99 2,8 %
01.12.2010 40,88 1 279,85 2,8 %
01.01.2011 25,44 775,21 1,7 %
01.02.2011 25,96 770,24 1,3 %
01.03.2011 26,12 755,82 1,3 %
01.04.2011 26,33 748,53 1,2 %
01.05.2011 27,11 745,71 1,2 %
01.06.2011 26,57 745,86 1,2 %
01.07.2011 26,60 746,84 1,2 %
01.08.2011 26,55 734,98 1,2 %
01.09.2011 26,76 772,28 1,3 %
01.10.2011 25,85 823,87 1,4 %
01.11.2011 26,42 790,02 1,3 %
01.12.2011 25,60 801,77 1,3 %
01.01.2012 25,21 811,52 1,3 %
01.02.2012 61,36 1 863,06 2,7 %
01.03.2012 62,40 1 806,47 2,7 %
01.04.2012 62,28 1 826,62 2,7 %
01.05.2012 62,16 1 825,28 2,7 %
01.06.2012 60,21 1 953,88 2,9 %
01.07.2012 60,50 1 985,45 2,9 %
01.08.2012 59,87 1 927,12 2,8 %
01.09.2012 60,48 1 953,11 2,9 %
01.10.2012 61,46 1 900,13 2,8 %
01.11.2012 61,35 1 934,08 2,8 %
01.12.2012 61,40 1 906,89 2,8 %
01.01.2013 62,08 1 885,68 2,8 %
01.02.2013 86,24 2 589,45 3,5 %
01.03.2013 84,68 2 592,89 3,5 %
01.04.2013 83,93 2 608,69 3,6 %
01.05.2013 84,88 2 652,94 3,6 %
01.06.2013 84,39 2 665,92 3,6 %
01.07.2013 84,71 2 770,92 3,8 %
01.08.2013 85,35 2 807,02 3,8 %
01.09.2013 85,38 2 838,58 3,9 %
01.10.2013 86,44 2 795,81 3,8 %
01.11.2013 87,15 2 794,04 3,8 %
01.12.2013 86,93 2 885,29 3,9 %
01.01.2014 87,38 2 859,72 3,9 %
01.02.2014 87,13 3 070,74 3,9 %
01.03.2014 87,33 3 148,08 4,0 %
01.04.2014 87,46 3 121,33 3,9 %
01.05.2014 87,94 3 139,42 4,0 %
01.06.2014 87,13 3 026,34 3,8 %
01.07.2014 87,33 2 937,00 3,7 %
01.08.2014 86,63 3 095,21 3,9 %
01.09.2014 91,72 3 387,34 4,3 %
01.10.2014 90,00 3 544,83 4,5 %
01.11.2014 89,55 3 885,87 4,9 %
01.12.2014 88,94 4 386,91 5,5 %
01.01.2015 87,91 4 945,49 5,9 %
01.02.2015 85,09 5 864,90 7,0 %
01.03.2015 77,05 4 720,74 5,7 %
01.04.2015 75,70 4 425,75 5,3 %
01.05.2015 76,41 3 950,49 4,7 %
01.06.2015 76,25 4 039,27 4,9 %
01.07.2015 76,83 4 265,65 5,1 %
01.08.2015 72,93 4 302,18 5,2 %
01.09.2015 70,69 4 699,53 5,6 %
01.10.2015 70,51 4 670,50 5,6 %
01.11.2015 65,71 4 229,98 5,1 %
01.12.2015 59,35 3 931,08 4,7 %
01.01.2016 49,95 3 640,57 4,2 %
01.02.2016 49,72 3 737,29 4,3 %
01.03.2016 49,90 3 747,06 4,4 %
01.04.2016 50,60 3 420,92 4,0 %
01.05.2016 44,96 2 892,35 3,4 %
01.06.2016 38,60 2 551,06 3,0 %
01.07.2016 38,22 2 456,10 2,9 %
01.08.2016 38,18 2 560,28 3,0 %
01.09.2016 32,20 2 090,10 2,4 %
01.10.2016 32,26 2 037,19 2,4 %
01.11.2016 31,66 1 991,61 2,3 %
01.12.2016 31,30 2 032,70 2,4 %
01.01.2017 16,03 972,13 1,1 %
01.02.2017 16,18 973,53 1,1 %
01.03.2017 16,07 931,31 1,0 %
01.04.2017 16,19 912,95 1,0 %
01.05.2017 16,34 931,25 1,0 %
01.06.2017 16,50 932,70 1,0 %
01.07.2017 16,71 987,27 1,1 %
01.08.2017 16,91 1 006,62 1,1 %
01.09.2017 17,06 1 001,73 1,1 %
01.10.2017 17,01 986,71 1,1 %
01.11.2017 16,86 975,52 1,1 %
01.12.2017 17,05 994,64 1,1 %
01.01.2018 0 0 0 %

Максимальный объём средств Резервного фонда:

  • в долларовом исчислении — 3 661,4 млрд долл. (на 01.09.2015);
  • в рублёвом исчислении — 5 864,9 млрд руб. (на 01.02.2015).

См. также[править | править код]

  • Фонд национального благосостояния
  • Суверенный фонд
  • Резервный фонд
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...