Технология полного усвоения знаний | Статья на тему: | Образовательная социальная сеть

Авторы технологии в качестве рабочей гипотезы приняли предположение о том, что для полного усвоения знаний всеми учащимися необходима адаптивная система обучения, позволяющая подобрать для данного ребёнка оптимальные условия обучения.

Предварительный просмотр:

Берестовая Т. С., учитель биологии и химии

 Купинской школы-интерната

Технология полного усвоения

Известно, что предложенный всем учащимся материал усваивается ими по-разному, возникает разброс оценок успеваемости. Как это преодолеть, как бороться с низкими оценками и неуспеваемостью? Одним из вариантов решения этой проблемы может быть такой подход к обучению, который получил название «обучение полного усвоения».

В основе модели полного усвоения лежат идеи, выдвинутые американскими психологами Дж. Кэрроллом и Б.С. Блумом. Они исходили из следующих посылок. Разброс успеваемости обычно объясняется соответствующим разбросом способностей к обучению. Однако Дж. Кэрролл обратил внимание на то, что в традиционном учебном процессе всегда фиксированы параметры условий обучения (одинаковые для всех учебное время, способ предоставления информации и т.д.). Единственное, что остается незафиксированным, это… результаты обучения, которые характеризуются заметным разбросом. Дж. Кэрролл предложил сделать постоянным, фиксированным параметром учебного процесса именно результаты обучения. В таком случае все параметры условий обучения будут меняться, подстраиваясь под достижение всеми учащимися заранее заданного результата.

Этот подход был развит Б.С. Блумом. Он предположил, что способности ученика определяются его темпом учения не при фиксированных усредненных, а при оптимально подобранных для данного ребенка условиях. Б.С. Блум изучал способности учащихся при обучении разным предметам в условиях, когда время на изучение материала не ограничивается. Он выделил следующие категории учащихся:

  1. малоспособные, которые не в состоянии достичь заранее намеченного уровня знаний и умений даже при большой продолжительности обучения,
  2. талантливые (около 5%), которым нередко по силам то, с чем не могут справиться остальные, и которые могут учиться в высоком темпе,
  3. обычные учащиеся, составляющие большинство (около 90%), чьи способности к усвоению знаний и умений определяются затратами учебного времени.

Эти данные легли в основу предположения, что при правильной организации обучения и, особенно, при снятии жестких временных рамок около 95% учащихся могут полностью усваивать все содержание обучения.

В рамках обсуждаемой технологии (данная технология разработана В.П. Беспалько и М.В. Клариным) построение учебного процесса направлено на то, чтобы подвести всех учащихся к единому, четко заданному уровню овладения знаниями и умениями.

Гуманность технологии заключается в том, что, варьируя виды заданий, формы их предъявления, виды помощи учащимся, можно добиться достижения всеми учениками заданного уровня обязательных критериев, без усвоения которого невозможно дальнейшее полноценное обучение и развитие личности, вхождение в культуру современного общества.

Основные характеристики технологии полного усвоения

(по М.В. Кларину)

  1. Общая установка учителя: все ученики могут и должны освоить данный учебный материал полностью. Если, например, учитель математики, не уверен в том, что сегодняшний школьник может, а главное, должен усваивать курс математики в том объеме и на том уровне сложности, который требует школьная программа, то «раскручивать» весь курс, используя эту технологию, не следует. Хотя отдельные темы, такие, например, как «Рациональные числа», «Уравнения», «Неравенства», с учетом требований той же программы вполне могут быть успешно освоены всеми учениками при использовании этой технологии.
  2. Разработка критериев  полного усвоения для курса, раздела или большой темы. Это подготовительная работа, содержание которой включает в себя конкретизацию и уточнение целей учебной деятельности учащихся в виде планируемых результатов, которые он должен продемонстрировать после изучения темы. Их особенность состоит в том, что они формулируются в виде умений, не допускающих расширенного или двойного толкования. На этой основе разрабатываются или подбираются проверочные работы для проверки достижения запланированных целей.
  3. Все учебное содержание разбивается на отдельные учебные единицы 

Основные их особенности состоят в том, что они закончены по смыслу и невелики по объему (3-6 уроков). Ученик постоянно должен держать в поле своей деятельности конечный результат и все свои действия направлять именно на достижение этого результата, получая в случае удачи всевозможные поощрения, основным из которых является само успешное продвижение к намеченной цели.

  1. К каждой учебной единице разрабатываются диагностические тесты и коррекционный дидактический материал. Диагностические тесты служат только ориентировочной основой для продвижения по пути усвоения содержания и, как правило, не оцениваются. Основное назначение текущих тестов – выявление необходимости коррекционной работы. Коррекционный дидактический материал применяется при повторном объяснении после анализа диагностических тестов и выяснения, какие именно интеллектуальные операции (запоминание, понимание, применение, анализ, синтез, оценивание) не освоены школьниками. Сюда могут входить готовые опорные конспекты, обобщающие таблицы, схемы, рисунки, учебник. Эти материалы рассчитаны на такую дополнительную проработку неусвоенного материала, которая отличается от первоначального способа его изучения, дает возможность ученику подобрать подходящий для него способ работы.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ШАГОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ

1. Ориентация учащихся. Учитель с самого начала заявляет своим ученикам, что они начинают учиться «по-новому», и по этой новой методике в классе не будет неуспевающих.

Затем учитель знакомит детей с тем, как они будут учиться, чтобы достичь полного усвоения. В практике работы по этой системе основной упор обычно делается на следующих основных идеях:

  • класс будет учиться по новому методу, который позволяет достичь хороших результатов, но не большей его части, а всем учащимся;
  • каждый ученик получает отметку только на основе результатов заключительной проверки, по итогам всего курса;
  • отметка каждого ученика определяется не сравнением с результатами других учеников, а заранее определенным эталоном. Здесь нужно указать эталон высшей (отличной) отметки; каждый ученик; достигший этого эталона, получит отметку «отлично»;
  • число отличных отметок не ограничивается. Соответственно взаимопомощь не уменьшает возможность каждого получить отличную отметку. Если все ученики класса помогают друг другу, все хорошо учатся, то все могут заслужить отличные отметки;
  • каждый ученик получит любую необходимую помощь. Поэтому, если он не может усвоить материал одним способом, то ему будут предоставлены другие альтернативные возможности;
  • на протяжении всего курса обучения каждый ученик получает серию «диагностических» проверочных работ (тестов), предназначенных для руководства его продвижением; результаты этих проверок не оцениваются отметками. Сведения по результатам этих проверок служат только для того, чтобы ученик мог легче обнаружить неясности или ошибки и исправить их;
  • в случае затруднений при выполнении текущих проверочных работ каждому ученику сразу же будет дана возможность выбрать альтернативные учебные процедуры, чтобы помочь преодолеть затруднения, недопонимание или ошибки;
  • эти возможности выбора надо незамедлительно использовать, не позволяя ошибкам или неясностям накапливаться и затруднять последующую учебную деятельность.

Как видно, уже на начальном этапе работы отчетливо прослеживается основная черта всей системы – направленность всего учебного процесса на запланированный конечный результат.

2. Учебный процесс разбивается на блоки, соответствующие предварительно выделенным учебным единицам.

3. Изложение нового материала и его проработка учащимися происходят традиционно. Однако вся учебная деятельность проходит на основе ориентиров, которые представляют собой точно, конкретно сформулированные учебные цели (их перечень уже объявлен учащимся как эталон, на основе которого будут оцениваться их учебные результаты). После изучения и проработки учащимися данной учебной единицы проводится проверочная работа («диагностический тест»), результаты которого объявляются учащимся сразу же после его выполнения. Единственным критерием оценки является эталон полного усвоения знаний и умений.

4. После выполнения проверочной работы ученики разделяются на две группы: достигших и не достигших полного усвоения знаний и умений. Достигшие полного усвоения на требуемом уровне могут изучать дополнительный материал, помогать отстающим одноклассникам либо просто могут быть свободны – до начала изучения следующей учебной единицы. Основное же внимание учитель уделяет тем учащимся, которые не смогли продемонстрировать полное усвоение материала. С ними организуется вспомогательная (коррективная) учебная деятельность.

5. Вспомогательная работа завершается проверкой (диагностическим тестом), после которого возможна дополнительная коррекционная работа с теми, кто все еще не достиг требуемого уровня (полного усвоения). Класс переходит к изучению новой учебной единицы лишь тогда, когда все или почти все учащиеся на требуемом уровне усвоили содержание предыдущей учебной единицы.

Что касается оценочных суждений, то все формулировки результатов промежуточного контроля относятся к типу: «усвоил» – «не усвоил» («зачет» – «незачет»). Оценка же в виде традиционной отметки выставляется по результатам контрольных работ, охватывающих либо весь курс, либо материал крупного раздела, куда входят несколько учебных тем.

Чтобы  ученику дать возможность самостоятельно ориентироваться в полученных знаниях и эффективно восполнять имеющиеся пробелы как при подготовке к пересдаче разделов курса (при необходимости), так и в входе дальнейшего обучения учителем составляется таблица с обзорной информацией, которая конкретизирует данные итоговой проверки, привязывая их к разделам курса.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

https://accounts.google.com

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗНОУРОВНЕВОГО ОБУЧЕНИЯ

Теоретическое обоснование данной технологии базируется на педагогической парадигме, согласно которой различия основной массы учащихся по уровню обучаемости сводятся прежде всего ко времени, необходимому ученику для усвоения учебного материала.

Если каждому ученику отводить время, соответствующее его личным способностям и возможностям, то можно обеспечить гарантированное усвоение базисного ядра школьной программы (Дж. Кэрролл, Б.Блум, З.И. Калмыкова и др.).

Школа с уровневой дифференциацией функционирует путём деления ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы, каждая из которых овладевает программным материалом в различных образовательных областях на следующих уровнях: 1  минимальном (государственный стандарт), 2  базовом, 3  вариативном (творческом).

В качестве основных принципов педагогической технологии были выбраны следующие:

1)    всеобщая талантливость – нет бесталанных людей, а есть занятые не своим делом;

2)    взаимное превосходство  если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит что-то должно получаться лучше; это что-то нужно искать.

3)    неизбежность перемен  ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.

В дальнейшем эта технология получила название «технология обучения базису без отстающих». Выбор значимых в обучении индивидуальных особенностей ребёнка для отслеживания эффективности технологии проводится с опорой на категорию «структура личности», отражающей в обобщённом виде все стороны личности.

В системе разноуровневого обучения в качестве базисной выбрана структура личности, предложенная К.К. Платоновым2. Эта структура включает в себя следующие подсистемы:

1)    индивидуально-типологические    особенности, проявляющиеся в темпераменте, характере, способностях и пр.;

2)    психологические характеристики: мышление, воображение, память, внимание, воля, чувства, эмоции и др.;

3)    опыт, включающий знания, умения, привычки;

4)    направленность личности, выражающая её потребности,       мотивы,       интересы,       эмоционально-ценностный опыт.

На основании выбранной концепции сформировалась система психолого-педагогической диагностики развития личности в обучении, учитывающая следующие элементы:

·         воспитанность;                                    –

·         познавательный интерес;

·         обще учебные умения и навыки;

·         фонд действенных знаний (по уровням);

·         мышление;

·          память;

·         тревожность;                                               .,,

·         темперамент.

Организационная модель школы включает три варианта дифференциации обучения:

1)   комплектование классов гомогенного состава с

начального этапа обучения в школе на основе диагностики динамических характеристик личности и уровня овладения общеучебными умениями;

2)   внутриклассная дифференциация в среднем звене, проводимая посредством отбора групп для раздельного обучения на разных уровнях (базовом и вариативном) по математике и русскому языку (зачисление в группы   производится   на   добровольной   основе   по уровням познавательного интереса учащихся); при наличии устойчивого интереса гомогенные группы становятся классами с углублённым изучением отдельных предметов;

3)  профильное обучение в основной школе и старших классах, организованное на основе пеиходидактической диагностики, экспертной оценки, рекомендаций учителей и родителей, самоопределения школьников.

Этот подход привлекает педагогические коллективы, в которых созрела идея внедрения новой технологии обучения с гарантированным результатом освоения базовых знаний всеми учащимися и одновременно с возможностями для каждого ученика реализовать свои склонности и способности на продвинутом уровне.

Иерархия целей познавательной деятельности

Цель

Действия ученика

Результат действий

Знание

Ученик запоминает и воспроизводит конкретную учебную единицу (термин, факт, понятие, принцип, процедуру)

Запомнил, воспроизвел, узнал

Понимание

Ученик демонстрирует учебный материал из одной формы выражения в другую (интерпретирует, объясняет, кратко излагает, прогнозирует дальнейшее развитие явлений, событий)

Объяснил, проиллюстрировал, интерпретировал, перевел с одного языка на другой

Применение

Ученик демонстрирует применение изученного материала в конкретных условиях и в новой ситуации (по образцу в сходной или измененной ситуации)

Применил и получил заданный результат

Анализ

Ученик вычленяет части целого, выявляет взаимосвязи между ними, осознает принципы построения целого

Вычленил части из целого

Синтез

Ученик проявляет умение комбинировать элементы для получения целого, обладающего новизной (пишет творческое сочинение, предлагает план эксперимента, решения проблемы)

Образовал новое целое

Оценка

Ученик оценивает значение учебного материала для данной конкретной цели

Определил ценность и значение объекта изучения

ТЕХНОЛОГИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ВЗАИМООБУЧЕНИЯ

К популярным личностно-ориентированным технологиям обучения относится технология коллективного взаимообучения А. Г. Ривина и его учеников. Методики А.Г. Ривина имеют различные названия: «организованный диалог», «сочетательный диалог», «коллективное  взаимообучение», «коллективный способ обучения (КСО)», «работа учащиеся, в парах сменного состава»

«Работа в парах, сменного состава» по определённым правилам позволяет плодотворно, развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения.

Можно выделить следующие основные преимущества КСО:

•       в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания;               …………

•       в процессе речи развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, идёт мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;

•       каждый чувствует себя раскованно, работает  в индивидуальном темпе;

•       повышается ответственность не. только, за   свои успехи, но и за результаты коллективного труда; 

•       отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и в понукании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в :коллективе;

•       формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений;

•        И обсуждение одной информации с несколькими сменными партнёрами увеличивает число ассоциативных связей, а следовательно, обеспечивает более прочное усвоение.

Парную работу можно использовать в трёх видах:

•   статическая пара, которая объединяет по желанию двух учеников, меняющихся ролями «учитель» -*«ученик»; так могут заниматься два слабых ученика,два сильных, сильный и> слабый при условии взаимного расположения;

•    динамическая пара: выбирают четверо учащихся и готовят одно задание, но имеющее четыре части; после подготовки   своей   части   задания   и   самоконтроля школьник обсуждает задание трижды с каждым партнёром,  причём каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и т.п., то есть включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей;            

•   вариационная пара, в которой каждый член группы получает своё задание, выполняет его, анализирует, вместе с учителем, проводит взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами, в результате каждый усваивает четыре порции учебного содержания.

Ещё Я.А. Каменский в «Великой дидактике» оценивал «обращённую мысль» как катализатор мышления. Он писал: «Если нужно  откажи себе в чём-нибудь и плати тому, кто будет тебя слушать»; «многое спрашивать, усваивать, учить других  тайны великой учёности».

Современная психология утверждает: эффективность произвольной памяти старшего школьника может быть оценена такими критериями:

10% – читает глазами, 26% – слышит, 30% – видит, 50%  видит и слышит, 70%  обсуждает, 80%  опирается на опыт, 90%  говорит и делает совместно, 95%  обучает других.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

  • Мне нравится 

 

ТЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному обучению, интегрируя в себе всё то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике нашего времени. Наиболее полно основы модульного обучения разработаны и изложены в монографии П.Ю. Цявичене. ( Цявичене П.Ю. Теория и практика модульного обучения. – Каунас, 1989.

Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определённой дозой помощи) достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем.

Модуль  это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. Содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах (информационных блоках), усвоение которых осуществляется в соответствии с целью. Дидактическая цель формулируется для обучаемого и содержит в себе не только указание на объём знания, но и на уровень его усвоения. Модули позволяют перевести обучение на субъект-субъектную основу, индивидуализировать работу с отдельными учащимися, дозировать индивидуальную помощь, изменить формы общения учителя и ученика.

Педагог разрабатывает программу, которая состоит из комплекса модулей и последовательно усложняющихся дидактических задач, обеспечивая при этом входной и промежуточный контроль, позволяющий ученику вместе с учителем осуществлять управление учением.

 Представленные личностно-ориентированные технологии обучения позволяют максимально адаптировать учебный процесс к возможностям и потребностям обучаемых, однако использование их в условиях городских школ-гигантов, небольших районных и маленьких сельских школ неизбежно будет различным.

Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта) – Рига, НПЦ «Эксперимент», 1995 – 176 с.

Современные педагогические технологии 

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...