Тема 9. Индикативное планирование.

Работа по теме: Тема 9 Индикативное планирование. Глава: Тема 9. Индикативное планирование.. ВУЗ: НИУ ВШЭ.

Франция

Индикативноепланирование в классической формесложилось во Франции. При этом вмешательствогосударства в экономическую жизньпоследовательно усиливалось на протяжениинескольких десятилетий. Так, например,на рубеже Х1Х-ХХ вв. доля государственныхрасходов в ВВП составляла 10-15%, а в 90-егг. – более 45%. В настоящее времягосударство перераспределяет во Франции54% ВВП. Количество занятых в госсекторесоставляет 24% от всего числа занятых.После второй мировой войны под прямойконтроль государства перешли энергоресурсы,страховые компании, крупнейшие банкии ряд крупных фирм, а для стимулированияэкономического роста стало использоватьсяиндикативное (здесь – рекомендательное)государственное планирование.

ГосударственныйПлан модернизации и оснащения былвведён с 1946 года первым экономическимсоветником Шарля де Голля Жаном Моннэ,который объяснял отставание французскойэкономики сложившейся консервативнойструктурой предприятий, ориентированныхна семейную производственную единицу.Ж.Моннэ (как и Дж. К. Гэлбрейт), считал,что технологический прогресс можетбыть реализован лишь на крупномасштабныхпредприятиях, обладающих в ряде случаевмонопольными позициями.

Однако,с другой стороны, некоторые французскиетрадиции содействовали успеху идеологииэкономического дирижизма, включавшегов себя централизм и индикативноепланирование, – давняя тенденциявмешательства государства в экономику,тесные взаимоотношения междупредпринимателями и высшими чиновниками,- в большинстве своем выпускниками однихи тех же элитных учебных заведений.Моннэ был назначен подчиненныйпремьер-министру Генеральный комиссариатпо планированию, который через комитетыпо модернизации поддерживал связи смногочисленными кругами промышленников,рабочих и аграриев.

Загоды Четвёртой республики (1946-1958гг.) воФранции были реализованы два Планамодернизации и оснащения. Государствосконцентрировало усилия на развитиивосьми базовых отраслей, игравшихключевую роль в структурной перестройкепромышленности: угольной, сталелитейной,цементной, энергетике, производствегорючего, транспорте, изготовлениисельскохозяйственных машин и азотныхудобрений.

Выполняястратегические функции, комиссариатсоставлял для правительства и частногосектора прогнозы экономическогоразвития, что уменьшало степень рискапри принятии важных решений, способствовалооптимальному распределению ресурсови созданию эффективной структурысоциального взаимодействия.

В1958 г. Шарль де Голль став премьер-министром,сохранил приверженность экономическомудирижизму, провозгласив выполнениеплана «пламенным долгом каждогофранцуза». Недаром Эдуард Балладюр(бывший премьер-министр) назвал французскоегосударство государством-планификатором.

Вмешательствов экономику государственных органовбыло нацелено на:

  • совершенствование экономической структуры за счёт демонополизации некоторых замкнутых национальных рынков при одновременном укрупнении ФПГ, деятельность которых приобрела международные масштабы;

  • «устройство территории» (равномерное развитие всех регионов страны);

  • поддержание классового согласия, смягчение традиционной для Франции социальной напряжённости.

На практике

Ориентировочное планирование – это скоординированная информация, которая определяет выбор отдельных государственных и частных субъектов в рыночной экономике или смешанной экономике .

Франция

Индикативное планирование возникло во Франции после Второй мировой войны по имени Шарля де Голлю в 1946 году для укрепления французской экономики и компенсировать требования социалистов и коммунистов , призывающих к обобществлению средств производства и / или сталинского планирования команд. Ориентировочное планирование было одним из аспектов дирижизма , просуществовавшего до 1980-х годов. Индикативное планирование было выполнено Генеральной комиссией по плану (CGP). Основная концепция индикативного планирования – это раннее выявление избыточного предложения, узких мест и нехватки, чтобы можно было своевременно изменить поведение государства в отношении инвестиций, чтобы снизить вероятность рыночного неравновесия, с целью достижения согласованной экономики. Используемые инструменты политики включали экспортные субсидии, финансирование НИОКР, налоговые льготы, льготное кредитование государственными банками и смягченную антимонопольную политику. Роль индикативного планирования во французской экономике подошла к концу в конце 1980-х, когда Франция готовилась присоединиться к Европейскому союзу , поскольку CGP утратила национальную экономическую автономию, а Европейская комиссия оказала давление на Францию ​​с целью дальнейшей приватизации своих государственных предприятий и интеграции в них. общий европейский рынок.

Китайская Народная Республика

После экономических реформ 1978 года в Китае государство сократило свою роль до руководства экономической деятельностью, а не управления ею с помощью директивных планов. К началу 21 века китайское правительство ограничило роль директивного обязательного планирования товарами государственного значения и крупномасштабным строительством, увеличив при этом масштабы индикативного планирования и рыночных сил во всех других секторах экономики. Нынешняя социалистическая рыночная экономика Китая в значительной степени основана на рыночных силах в сфере потребительских товаров и индикативном планировании тяжелой промышленности в государственном секторе.

Советский Союз не используется индикативные планы его государственной экономика вплоть до 1928 года, прежде чем они были включены в директивное планирование в рамках Высшего совета народного хозяйства , а затем в Госплане . Алексей Косыгин «с 1965 советская экономическая реформа пытались ввести своего рода индикативного планирования в СССР.

Япония

Правительство Японии практиковало индикативное планирование через Агентство экономического планирования Японии .

Что такое показатели?

Что такое электротехника: определение, классификация, характеристикаВам будет интересно:Что такое электротехника: определение, классификация, характеристика

Основа разработки прогнозных, плановых, программных документов – это именно показатели, предлагающие возможность всесторонне описать экономические, социальные явления и процессы, сформировать, продемонстрировать и обосновать задания на какой-либо период.

Индикативный показатель. Что это такое? Показатель вообще – какое-либо качественно-количественное представление, от социально-экономического процесса до конкретного объекта. Качественная сторона тут будет отражать сущность и принадлежность по времени и месту, а количественная – придавать количественную определенность.

Если показатель выступает основным мерилом в планировании, то он уже называется критерием. Тут выделяются несколько разновидностей. Так, основные индикативные показатели могут выступать критериями оптимальности, эффективности и пр.

ac8c9fc8e914d309acdb58c59f1b20a3.jpg

Важные требования к показателям

При разработке прогнозной и плановой документации специалистами, конечно, используется не отдельно взятый показатель, а целый комплекс, которые являются взаимодополняющими и взаимосвязанными. При формировании подобной системы необходимо предъявлять к индикативным показателям (в здравоохранении, образовании, социальном, экономическом развитии и пр.) ряд требований:

  • Показатель должен раскрывать сущность, содержание объекта.
  • Комплексно отражать особенности объекта с позиций как его вещественного, так и стоимостного состояния.
  • Соответствовать задачам и целям экономического и социального развития.
  • Ориентировать на более эффективное и полное использование ресурсов, повышение качества работы и пр.
  • Иметь как методологическое единство, так и сопоставимость с показателями статистики и учета.
  • Обладать способностью к агрегации и дезагрегации.
  • Быть гибким и адаптивным.

8de6533c77fc45cc2ed9cfee3882060b.jpg

Классификация показателей

В "созвониться" ударение не вызовет проблем. А в "созвонимся" ?Вам будет интересно:В “созвониться” ударение не вызовет проблем. А в “созвонимся” ?

В зависимости от направления и содержания использования весь комплекс показателей, применяемых в планировании и прогнозировании, можно разделить на следующие категории:

  • Справочные и индикативные.
  • Качественные и количественные.
  • Стоимостные и натуральные.
  • Относительные и абсолютные.
  • Расчетные и утверждаемые.
  • Индивидуальные и синтетические.

Каждая из представленных групп нуждается в отдельном представлении.

Национальное экономическое планирование

Термин « национальное экономическое планирование» связан с усилиями правительства по координации работы государственного и частного секторов с помощью структурированного механизма. Хотя в течение 20-го века этот термин больше ассоциировался с коммунистической и восточной экономиками, в течение 1970-х теоретики и практики зафиксировали рост этой практики и в западных экономиках [1] [2] [3] [4] . Во второй половине 20-го века и до настоящего времени экономисты требовали, чтобы слаборазвитые и развивающиеся страны – особенно на таких континентах, как Африка – в значительной степени приняли национальное экономическое планирование [5] [6] . Известными сторонниками и практиками национального экономического планирования были российский политик Леонид Канторович , лауреат Нобелевской премии , Джон М. Хартвик [7] , Карл Ландауэр (который в 1947 году написал одну из первых западных книг по этой теме под названием «Теория национальной экономики»). Planning), американский политик-республиканец Альф Лэндон , канадский политик русского происхождения Дэвид Льюис , китайский политик Чжан Баошунь и немецкий социолог Адольф Лоу .

Индикативные и справочные

Индикативный показатель – это показатель, что выступает в качестве индикатора (иными словами, основного параметра), характеризующего различные экономические и социальные явления. Это главная трактовка.

Индикативный показатель – это базовая информация для формирования индикативных программ и планов. Они носят только рекомендательный характер.

Индикативный показатель – это показатель, который характеризует динамику, эффективность, состояние финансов, структуру экономики.

Справочные (или информационные) – это показатели, имеющие аналитический характер. Например, на 1000 человек, на душу населения и пр.

0917b3b49b89fc80c95792f76c49305b.jpg

Натуральные и стоимостные

В экономике натуральные показатели представляют материальную сторону производства, качество и потребительские свойства услуги. Измеряются в натуральных показателях – в штуках, тоннах, метрах и пр.

Ввиду типового разнообразия выпускаемой продукции, которая имеет одинаковое значение, применяют условно-натуральные показатели. Их устанавливают приведением многообразия к единому, общему измерителю через переводные коэффициенты. Например, типы топлива тут представляются путем выражения теплотворности каждой из категорий.

Стоимостные показатели – это общие результаты производства в денежном исчислении. Они необходимы для определения доходности и убыточности предприятия, амортизации основных средств. Обеспечивают связку всех прогнозов, программ, помогают установить важнейшие отраслевые, территориальные, межотраслевые и внешнеэкономические пропорции.

Абсолютные и относительные

Данная группа показателей отличается характером их представления. Абсолютные выражают количественную характеристику объекта. Это объем оказываемых услуг или производства, количество учащихся, число учреждений здравоохранения и др. Для таких показателей характерно как стоимостное, так и натуральное представление объекта.

Относительная же категория будет представлять объект лишь в относительных величинах. Это проценты от общей массы, удельный вес и пр.

Литература

  • Карл Ландауэр: Planwirtschaft und Verkehrswirtschaft Duncker & Humblodt, München und Leipzig 1931.
  • Карл Ландауэр: Теория национального экономического планирования , Беркли, Калифорния: Калифорнийский университет Press, первое издание 1944 года; 1947 г. 2. издание.

Утверждаемые и расчетные

Утверждаемые показатели всегда составляются вышестоящими органами, после чего доводятся до нижестоящих. Они адресные, носят обязательный характер. Это стоимость социально значимой продукции, государственный заказ, показатели местного или областного бюджета и проч.

Расчетные же показатели более характерны для представления дополнительной характеристики объекта. Их характер – вспомогательный. Чаще всего рассчитываются для подтверждения утверждаемых.

cd387039a37231b9fcadfe0fda61aced.jpg

Синтетические и индивидуальные

Разделение проходит в зависимости от уровня охвата экономических процессов. Соответственно, выделяются синтетические, интегральные и частные, индивидуальные показатели.

Синтетические здесь будут отражать сложные явления. Выступают результатом взаимодействия научных, экономических, технических факторов, обобщают результаты распределения или производства. Это национальный доход, общественный валовый продукт, национальный валовый продукт и пр.

Индивидуальные же показатели будут отражать конкретные социальные или экономические явления.

Индикативное планирование

Индикативный показатель – это основа индикативного планирования. Соответственно, это один из методов экономического планирования, который построен на системе индикаторов.

Более всего он характерен для рыночной экономики. Такие индуктивные планы здесь разрабатывает государство; носят они, как правило, лишь рекомендательный характер. Фиксируют только общие итоги деятельности государства, каких-то отраслей либо субъектов экономики. Такое планирование в первую очередь предполагает использование системы показателей-индикаторов, способных полно представить характеристику объекта.

Составление индикативных планов – это использование тех макроэкономических показателей, которые имеют большое значение для прогрессивного развития экономики.

  • Уровень безработицы.
  • Инфляция.
  • Объем заработной платы.
  • Дефицит бюджета.
  • Общий объем инвестиций в стране.
  • Процентные ставки ЦБ и пр.

Индикативное планирование характерно для экономики Франции периода дирижизма, а также России, Японии, Германии на прошлых этапах развития данных государств. В современном мире к нему обращаются редко. Связано это с повышением устойчивости ключевых рыночных механизмов, усилением позиций частного бизнеса.

В настоящее время более актуальны ответвления индикативного планирования. В частности, это целевые стратегические программы, а также прогнозы стратегического развития отдельных рынков.

779eee7543173d51ddf4eb6679522983.jpg

Разновидности планирования

Индикативное планирование представляется двумя категориями:

  • Макроэкономический уровень. Здесь предполагается составление планов развития экономики на высших уровнях – федеральном и региональном. Также сюда относят уровни межрегиональных и межотраслевых корпораций.
  • Микроэкономический уровень. К категории относится составление экономических планов для отдельных организаций и предприятий.

Существует также разведение по срокам:

  • Среднесрочные индикативные планы. Составляются на 1-5 лет.
  • Долгосрочные индикативные планы. Составляются на срок от 5 до 10, а порой и до 15 лет.

В торговле

А теперь обратимся к конкретным примерам индикативных показателей в сфере торговли. Возьмем за основу надзорную деятельность по государственному контролю в сфере розничной продажи спиртосодержащей и алкогольной продукции. Тут выделяется следующее:

  • Уровень недополученных средств в бюджет населенного пункта/области/республики из-за уплаты предпринимателями акцизов.
  • Эффективность контрольной деятельности и надзора.
  • Сумма денежных средств, полученных казной населенного пункта/области/республики от уплаты акцизов.
  • Количество изъятой в легальной рознице нелегальной алкогольной продукции.
  • Число субъектов, допустивших нарушения.
  • Количество проведенных плановых проверок.
  • Число внеплановых мероприятий и пр.

8c254d09d43d02d838630d306a1bcaa8.jpg

В образовании

Теперь примеры индикативных показателей в образовании, возьмем за базу школьное обучение:

  • Доля школьников, осваивающих программы с углубленным изучением отдельных предметов.
  • Доля обучающихся, выбравших предметы с углубленным изучением для сдачи государственного итогового экзамена.
  • Доля учеников, получивших отличные баллы по предметам по выбору ЕГЭ.
  • Доля обучающихся, ставших участниками Всероссийских олимпиад, заключительных школьных олимпиад по отдельным предметам.

В здравоохранении

"Подвел под монастырь": значение и происхождение фразеологизмаВам будет интересно:“Подвел под монастырь”: значение и происхождение фразеологизма

Разберем на этом примере 19 индикативных показателей в здравоохранении:

Доля лиц с воспалением легких, пролеченных в стационаре.Доля выездов бригад скорой помощи на места ДТП со сроком прибытия до 20 минут.Доля лиц с заболеваниями поджелудочной железы и печени, проходящих лечение в стационаре.Иммунизация населения от гепатита В.Доля пациентов с ВИЧ, охваченных химической профилактикой туберкулеза.Доля пациентов, получивших эффективную химиотерапию при лечении онкологии.Доля тяжелого оборудования, которое используется в двухсменном и круглосуточном режиме медпомощи.Доля умерших в трудоспособном возрасте больных.Доля онкологических заболеваний, выявленных на ранней стадии.Доля пострадавших при ДТП, доставленных в медицинские центры 1-го и 2-го уровня.Процент населения, вакцинированного от пневмококковой инфекции.Процент населения, вакцинированного против гриппа.Доля больных с коронарным острым синдромом, умерших в первые сутки.Доля больным с ишемическим инсультом, которым выполнен системный тромболизис.Доля пациентов, госпитализированных с острым нарушением мозгового кровообращения в первые 4,5 часа от развития патологии.Доля лиц на диспансерном наблюдении на одном терапевтическом участке.Доля вызовов скорой по поводу гипертонических кризов.Доля пациентов с острым коронарным синдромом, в отношении которых проведены чрескожные вмешательства.Доля больных с острым коронарным синдромом, которым сделан тромболизис.

Это 19 индикативных сигнальных показателей в здравоохранении.

Теперь вы знаете место индикативных показателей среди всех показателей социально-экономической сферы.

Источник

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...