Теория «человеческого капитала» Т. Шульца и Г. Беккера: образование —

Теория «человеческого капитала» Т. Шульца и Г. Беккера: образование — «великий уравнитель» или «великое сито»?: Истоки категории «человеческий капитал». Еще А. Смит включил в состав основного (постоянного) капитала «приобретенные и полезные способности всех жителей, или чле нов общества». Смитианцы вроде Ж.-Б. Сэя или Г. Шторха, не соглашаясь с учителем по … – –

Новые задачи менеджмента

Организации претерпевают болезненные изменения не только по причине глобализации, но и потому, что сила, которая делает действительно глобальные компании конкурентоспособными, — это обмен информацией. Сенге (Senge) показывает основные черты этого явления: «Впервые в истории человечество имеет возможность создавать больше информации, чем может усвоить, порождать такую взаимозависимость, которой не может управлять, и настолько ускорять изменения, что не может успевать за ними».

Информация всегда ценилась высоко. Первым американским миллионером, о котором у нас есть сведения, был Элиас Дерби (Elias Derby) из Салема, Массачусетс. Салем — первый крупный американский порт, где на управлении плавательными судами складывались и терялись целые состояния. Но сообразительный Дерби никогда не бросал вызов опасностям морских глубин. Он оставался в безопасности на сухом берегу, одновременно накапливая богатство. Корабли приходили и уходили в разных направлениях по всему миру, а Дерби оставался в Салеме, собирая сведения от моряков, хозяев и капитанов кораблей и пользуясь портовой документацией. Он изучал, какими типами грузов, между какими портами и по какой цене шла торговля. С этой информацией Дерби мог вкладывать деньги в груз, который обещал быть самым безопасным и самым прибыльным.

Ирония, стоящая за потребностью в сведениях о человеческом капитале, заключается в том, что возможности, которые информационная технология предоставляет в распоряжение организаций, могут препятствовать пониманию событий и эффективным ответным действиям. Большинство сведений, содержащихся в организационных базах данных, собраны и организованы так, что они не могут помочь руководителям использовать свои возможности или справиться с проблемами в области человеческого капитала.

Еще по теме Теория «человеческого капитала» Т. Шульца и Г. Беккера: образование — «великий уравнитель» или «великое сито»?:

  1. Великий уравнитель
  2. Гэри Беккер и Теодор Шульц
  3. Образование – основная сфера формирования человеческого капитала
  4. Теория человеческого капитала
  5. Теория человеческого капитала Введение
  6. Раздел I Великая депрессия
  7. «Великое лекарство»
  8. Великая депрессия
  9. Глава девятая торой великий кризис
  10. 3. ВЕЛИКИЙ РАЗВОРОТ
  11. Вставка 1-1 — Великая депрессия
  12. Падение великих
  13. ГЛАВА 5 Великие империи
  14. ГЛАВА I Великое расхождение
  15. Великий и ужасный Бернейс

Люди как производственный фактор 

Автор

Попытка оформить человека и его способности, как главного участника в создании продукции в экономике начались довольно давно. В XVII веке родоначальник английской классической политэкономии Уильям Петти впервые попытался оценить денежную стоимость производительных свойств человеческой личности, а А.Смит писал, что «увеличение производительности полезного труда зависит прежде всего от повышения ловкости и умения рабочего, а затем от улучшения машин и инструментов, с помощью которых он работал».

Он отмечал, что богатство общества зависит от характера занятий людей и их способности к труду. В 1812 году в России Людвиг Якоб высчитал сравнительные издержки от найма вольного работника и крепостного, выразив их в пудах и четвертях ржи. В расчетах он использовал понятие «недополученного» или «упущенного» дохода.

В научной литературе понятие человеческого капитала (Human Capital) появилось в публикациях второй половины XX века в работах американских ученых-экономистов Теодора Шульца и Генри Беккера, подхватившего и развившего данную теорию.

Теодор Шульц вывел этот термин в процессе исследования трудного положения слаборазвитых стран.

Шульц заявлял, что улучшение благосостояния бедных людей зависело не от земли, техники или их усилий, а скорее от знаний. Он назвал этот качественный аспект экономики «человеческим капиталом». Шульц, получивший Нобелевскую премию в 1979 году, предложил следующее определение:

Все человеческие способности являются или врожденными, или приобретенными. Каждый человек рождается с индивидуальным комплексом генов, определяющим его врожденные способности. Приобретенные человеком ценные качества, которые могут быть усилены соответствующими вложениями, мы называем человеческим капиталом

Беккер же в основу своего анализа положил представления о человеческом поведении, как рациональном и целесообразном, применяя такие понятия, как «редкость», «цена», «альтернативные издержки», к разнообразным аспектам человеческой жизни.

Он ввел различение между специальными и общими инвестициями в человека; Например, специальная подготовка работников формирует конкурентные преимущества фирмы, характерные и значимые особенности её продукции и поведения на рынках, в конечном итоге, её ноу-хау, имидж и бренд. В специальной подготовке заинтересованы в первую очередь сами фирмы и корпорации, и они финансируют её; Общая же подготовка косвенным образом оплачивается самими работниками, когда стремясь к повышению квалификации, они соглашаются на более низкую в период обучения заработную плату; им же достается и доход от общих инвестиций;

Таким образом, помимо простого поднятия вопроса о сущности человеческого капитала, экономисты переходят к более прикладному для современной экономики вопросу инвестиций в человеческий капитал. Например, по Шульцу инвестиции в человеческий капитал разделяются в несколько этапов:

(1) schooling and higher education (Школьное и высшее образование)

(2) postschool training and learning (послешкольное образование и обучение)

(3) preschool learning activities (дошкольное обучение)

(4) migration (миграция)

(5) health (здоровье)

(6) information (информация)

(7) investment in children (population) (инвестиции в детей — в популяцию; Беккер, кстати, рассматривал фертильность как один из факторов воздействия на человеческий капитал);

Обратите внимание, образованию Шульц уделил 3 пункта классификации, раздробив его по времени наступления. Аналогичные воззрения по поводу важности образования как фактора роста человеческого капитала в общества имеют и Беккер и Минцер;

Но нам необходимо воспользоваться наиболее объемным определением ЧК, поэтому мы возьмем определение ЧК по Корчагину Ю.А:

Человеческий капитал — это интенсивный производительный фактор развития экономики, общества и семьи, включающий образованную часть трудовых ресурсов, знания, инструментарий интеллектуального и управленческого труда, среду обитания и трудовой деятельности, обеспечивающие эффективное и рациональное функционирование ЧК как производительного фактора развития.

Согласно Никандорову и Гаврову, образование — деятельность, связанная с присвоением человеком ценностей, ценностного отношения к жизни.

Исходя из данного определения, мы можем предположить, что образование — процесс социализации через воспитание, обучение и присвоение опыта. Обратите внимание, обучение было вынесено мной в состав определения образования как более узкий термин, обозначающий целенаправленный процесс на приобретение некоторых специальных навыков без окраски социализации, хотя практически каждое приобретенное знание позволяет взглянуть на процессы в жизни человеческого общества с новой точки зрения.

Исходя из этого попытаемся провести анализ того, каков удельный вес полезности в общем составе человеческого капитала. Для нужд анализа возьмем составляющие человеческого капитала и объединим их в определенные агрегативные составляющие, которые будут представлены в первой колонке, а затем сопоставим с факторами, исходящими со стороны человека, либо его качеств или отдельных характеристик.

Установление связей между составляющими человеческого капитала и факторов, на них влияющих

Под государством мы здесь понимаем именно совокупность законодательных актов и денежных отчислений по ним из бюджета РФ.

Под личными усилиями мы здесь понимаем именно волевые усилия самого человека, направленные на саморазвитие.

Под гражданской активностью человека мы здесь понимаем участие человека в политической жизни общества; В способности защиты своих прав, установленных нормативно-правовыми актами РФ и международными договорами.

Таким образом, образование влияет на интеллект (т.е. умственные способности: способность учиться из опыта, приспосабливаться, адаптироваться к новым ситуациям, применять знание, чтобы управлять окружающей средой или мыслить абстрактно), знания (как основная операционная единица для интеллекта) и на качественный и производственный труд (давая при этом методологию, по которой человек способен эффективно трудиться).

Образование — довольно популярный способ вложения в человеческий капитал. Не только в России происходит наращивание доли (см. таблицу ниже) высокообразованных граждан, подобную тенденцию отмечают для всех стран первого и второго мира.

Таким образом выходит, что доля высокообразованных граждан выросла с 1989 года по 2010 практически в 2 раза, неполного высшего — в 3 раза, среднее профессиональное -почти на 0,5%. Согласно исследования ВШЭ с 2002 по 2010 национальное богатство выросло в 6 раз, и каждый россиянин, как единица ЧК, “стоит” около 6 млн рублей.

Человеческий капитал ОЭСР рассчитывает так же, как определяется рыночная цена любого актива, — дисконтированной стоимостью потока услуг, которые он может принести за срок своей службы. В применении к «человеческому активу» это величина потока его трудовых доходов за весь период экономической активности (15-64 года), зависящая от нормы дисконтирования и темпов роста реальных зарплат.

На данной схеме отражаются разные возрастные группы, получающие высшее образование в процентном выражении от всего населения страны.

Как вы видите, “треугольнички” в большинстве стран возрастают. В экономике знаний стремление к образованию различных типов стремится к 100.

Однако, некоторые свойства человеческого капитала значительно усложняют вложение в него инвестиций. Сильная взаимосвязанность со множеством экономических, географических, физиологических и демографических факторами сильно усложняют возможность досконального анализа человеческого капитала. Ведь если стоимость ЧК в РФ действительно превышает ВВП США, то почему мы имеем тот ВВП, который мы имеем?

Социальная сторона жизни, а именно работа социальных лифтов привносит свою значительную роль в данном отклонении. Таким образом, мы имеем право говорить о нереализованном потенциале страны, заложенном в этой разнице.

Образование у ребенка происходит в несколько познавательных этапов. В начале у ребенка формируются базовые знания (“аксиомы”), затем, по мере накопления аксиом формируются доказательные модели знания — “теоремы”. По мере накопления “теорем” у человека формируются теоритические стороны знания, по мере работы с ними — выполнения различных типов самостоятельной работы — практические стороны знания, которые позволяют теоритическим знаниям оставаться в зоне “оперативной памяти” человека и быть использованными в качестве аналитических приемов — “лемм”.

Таким образом, накопление у человека знаний происходит непрерывно, однако, в голове у человека нет разделения на отдельные предметы изучения. Мнемонически, человек способен воспринимать только ту информацию, которая может вписаться в уже построенную систему знаний. То есть, если человек, занимающийся юриспруденцией и гуманитарными науками прочтет теорию суперструн, либо попытается почитать текст, написанный на языке, с которым он не знаком, то его способность воспринять и использовать эту информацию в дальнейшем будет крайне мала. Поэтому автор считает целесообразным на поздних этапах обучения ввести предметы, способные связать имеющиеся знания воедино. Например при изучении русского языка и русской литературы ввести дополнительный (обращаю ваше внимание — не заменяющий эти два курса, а дополнительный!) предмет, проводящий анализ литературного текста не только с помощью познаний в литературе, но и с точки зрения русского языка. Введение подобных дополнительных предметов поможет не только систематизировать знание, но и указать на практическую сторону получаемых знаний, тем более, что научное знание имеет довольно взаимосвязанную форму. Примером может стать эконометрика, биохимия, или геофизика.

Однако, дабы не увеличивать чрезмерно количество предметов, данные предметы должны вводится в профильных классах вместо сокращения необходимых для целостного восприятия мира гуманитарных или естественных наук. Увеличение нагрузок на среднестатистического школьника/студента должно быть компенсировано экстенсивным увеличением — времени обучения школьника до стандартного рабочего дня, предоставляя в качестве последних занятий — уроки физической культуры, либо до сокращения времени отдыха в летние каникулы.

ри рассмотренной нами динамике образованности населения важно подчеркнуть, что не все рассматривают рост образованности населения как благо. Например, британский общественный деятель Кен Робинсон ( он также является автором книг, спикером и международным советником по вопросам развития творческого мышления, систем образования и инноваций в государственных и общественных организациях. В 2003 году посвящен в рыцари Британии) в своей лекции в июне 2006 года сравнил образовательный бум “с инфляцией образовательного процесса”, сказав, что система государственных школ “убивает креативность учеников”.

Справедлива ли подобная аргументация?

На взгляд автора — справедлива полностью. Однако, если в 2006 году это казалось проблемой, то в 2013 году это может стать решением нового вызова времени, брошенным Charles (Chuck) W. Hull (Чарльзом Хуллом), предложившим первым и запатентовавшим технологию стереолитографии в 1986. Созданная изначально для быстрого прототипирования вещей, в последующем превратившейся в 3D принтер, который, по мнению The Economist стало основой для известной технологической выставке в Германии и возможной Третьей промышленной революции, эта технология заставит людей по иному взглянуть на хозяйствование и на его принципы.

“Снаружи широко раскинувшегося Frankfurt Messe, приюта для бесчисленных немецких торговых выставок, стоит “Человек с молотком”, 21-метровая кинетическая статуя, которая постоянно поднимает и опускает свою руку, ударяя по куску металла молотом. Джонатан Борофски, построивший “Человека” скульптор, говорит, что “Человек” чествует рабочего, создавшего с помощью разума и рук окружающий нас мир. Это знакомая история. Но сегодня методы производства меняются с помощью ряда примечательных способов, которые преобразят будущее промышленности.

Одной из больших выставок, проводящихся во Франкфурте, является EuroMold. На ней демонстрируются прототипы продуктов, инструменты, необходимые для запуска этих вещей в производство, и все виды прочего производственного оборудования. Инженеры старой закалки работали с токарными станками, дрелями, штамповочными прессами и фрезерными станками. Они всё ещё существуют, но на EuroMold демонстрируются не замасленные машины, за которыми следят люди в спецовках. Зал за залом заполнены идеально чистыми американскими, азиатскими и европейскими станками. Большая часть их операторов, мужчины и женщины, сидят за компьютерными дисплеями. Вы нигде не найдёте молотка.

На самой последней выставке EuroMold, в прошлом ноябре, демонстрировался иной тип станков: трёхмерные (3D) принтеры. Вместо ударов, сгибания и разрезания материала, как это всегда было, 3D-принтеры создают вещи путём их нанесения, слой за слоем. Это и есть причина, почему этот процесс вернее называть аддитивным [add — добавлять, прим. переводчика] производством. Американская фирма, 3D Systems, использовала один из своих 3D-принтеров, чтобы напечатать молоток для вашего обозревателя, завершив [его изготовление — прим.переводчика] искусной рукояткой, выглядящей как дерево, и металлизированной головкой.

Это то, как будет выглядеть производство в будущем. Запросите сегодня завод изготовить вам один молоток по вашему дизайну, и вам будет выставлен счёт на тысячи долларов. Создатели должны будут изготовить образец, отковать головку, отделать её поверхность так, чтобы она стала удобной, обточить деревянную рукоятку, а затем собрать детали. Проделать это для одного молотка будет стоить чрезмерно дорого. Если вы делаете тысячи молотков, каждый из них будет значительно дешевле благодаря эффекту массового производства. Для 3D-принтера, однако, эффект массового производства играет значительно меньшую роль. Его программное обеспечение может постоянно модифицироваться, и он может изготовить практически всё. Стоимость экземпляра отпечатки одинакова, неважно, делает ли принтер одну вещь, или так много, сколько может уместиться внутри него; как и двухмерный офисный принтер, который продолжает печатать одно письмо или много разных, пока картридж и бумага не потребуют замены, 3D-принтер будет продолжать печатать вещи примерно с одинаковой стоимостью для каждой копии.

Аддитивное производство ещё недостаточно хорошо для того, чтобы сделать автомобиль или iPhone, но оно уже используется для изготовления специализированных деталей для машин и кастомизированных чехлов для iPhone. Хотя это ещё относительно молодая технология, большинство людей скорее всего уже обладают чем-то, что было изготовлено с помощью 3D-принтера. Это может быть пара обуви, отпечатанная в твёрдой форме в качестве прототипа до начала массового производства. Это может быть слуховой аппарат, индивидуально подогнанный под форму ушной раковины клиента. Или же это может быть ювелирное изделие, отлитое в форму, сделанную 3D-принтером, или же изготовленное напрямую, с использованием растущего числа материалов, пригодных для печати.

Но аддитивное производство — это лишь один пример из ряда прорывов, которые приведут к созданию фабрики будущего, обычное технологическое оборудование тоже становится более умным и гибким. У Volkswagen есть новая производственная стратегия под названием Modularer Querbaukasten (или MQB). Стандартизируя параметры определённых деталей, такие как опорные точки двигателей, немецкий производитель автомобилей надеется добиться возможности изготавливать все свои модели на одной и той же производственной линии. Технология была представлена в этом году, но наберёт темп по мере того, как новые модели будут запущены в следующем десятилетии. В конечном итоге это позволит его (концерна Volkswagen — прим.переводчика) фабрикам в США, Европе и Китае изготавливать на месте любое транспортное средство, которое будет востребовано на каждом из рынков.

Фабрики становятся намного более производительными благодаря автоматическим фрезерным станкам, которые могут заменять свои собственные инструменты, резать в нескольких направлениях и “чувствовать”, если что-то идёт не так, вместе с роботами, обладающими зрением, и другими сенсорными системами. Британский завод Nissan в Сандерленде, открытый в 1986 году, теперь является одним из наиболее эффективных в Европе. В 1999 году он произвёл 271 157 автомобилей при помощи 4594 людей. В прошлом году он произвёл 480 485 машин — больше любого другого автомобильного завода в Великобритании — с помощью всего лишь 5462 человек.

“Вы не можете изготовить часть из некоторых этих современных штучек, используя старые ручные инструменты” — говорит Колин Смит, директор отдела конструирования и производства Rolls-Royce, британской компании, которая делает реактивные двигатели и другие силовые установки. “Дни больших заводов, заполненных людьми, уже прошли”.

По мере того, как число людей, принятых на работу непосредственно для производства вещей, идёт на убыль, стоимость труда (как доля общей стоимости производства) также будет уменьшаться. Это поощрит производителей вернуть часть их производства назад в страны первого мира, не в последнюю очередь из-за того, что новые технологии дадут возможность быстрее и дешевле реагировать на изменение местных вкусов.”

Таким образом, высокообразованный работник завода — это не прошлое, а весьма вероятное будущее.

Исследование, проведённое учёными Стэнфордского университета и опубликованное совместно Фондом Рассела Сейджа и Универстетом Брауна, заключает, что пропорция американских семей, живущих в кварталах со средними доходами быстро снижается за последние сорок лет. В то же время, доля семей, живущих в бедных или богатых кварталах довольно быстро выросла.

Исследование основано на анализе официальной статистики и других данных по большим и средним городам в США, начиная с тех, в которых было, по крайней мере, 500 000 населения в 2007 году, общей численностью 117 населённых пунктов, что включает в себя около двух третей общего населения США. Авторы обнаружили, что кварталы росли более разделёнными по семейному доходу в 89% от общего числа регионов.

Доклад свидетельствует: «В 1970 году только 15% семей жили в кварталах, которые мы можем классифицировать как богатые (кварталы со средним доходом больше 150% от среднего дохода в их регионе) или бедные (кварталы, где средний доход меньше 67% от среднего по региону). В 2007 году уже 31% семей жили в таких кварталах.

Пропорция семей, живущих в богатых кварталах, с 1970 по 2007 года удвоилась с 7% до 14%, в то время как пропорция семей в бедных кварталах выросла с 8% до 17%. За тот же период времени пропорция семей, живущих в кварталах со средним доходом, упала на 21%.

Согласно данного исследования, типичный город в 2007 году имел средний уровень семейного дохода около $75 000. В квартале, определяемом как бедный, более половины семей имели доход ниже $50 000. В богатых кварталах более половины семей имели доход свыше $112 500.

Авторы отмечают, что разделение по уровню семейного дохода росло в каждом десятилетии с 1970 по 2007 год, но скорость этого роста с 2000 года была быстрее, чем в 1980-х и 1990-х. По факту, доклад недооценивает текущий масштаб поляризации районов по доходам, поскольку, как объясняют авторы, описанные цифры отображают тренд, который был до коллапса рынка недвижимости и экономического кризиса, начавшегося в 2008 году.

Это означает, что он не принимает во внимание удар массовой безработицы, миллионы потерь права выкупа (и выселений), падение доходов и социальных льгот, и рост бедности в последующие годы, также как и дальнейший рост доли национального дохода, идущей к богатым и супербогатым.

В десятку наиболее сегрегированных городов попали Нью-Йорк, Филадельфия, Даллас, Детроит, Хьюстон и Лос Анжелес. В Детроите пропорция семей, живущих в бедных или богатых кварталах, более чем утроилась с 1970 по 2007 годы, выросшие с 13 до 45%.

Аналогичные тренды выявили в стране-двигателе экономики Евросоюза — в Германии.

Пропасть между бедными и богатыми слоями населения Германии продолжает расти. Согласно последнему докладу Organisation for Economic Co-operation and Development (OECD), сообщает thelocal.de, 10% наиболее высокодоходной части населения получает в 8 раз больше, чем 10%, тех, кто находится на нижних ступенях социальной лестницы. В 90-х годах прошлого века соотношение составляло 6 к 1.

Указывается, что в среднем высокооплачиваемые работники в Германии за год зарабатывают €57 300, в то время как их коллеги на противоположном «полюсе» довольствуются €7 400.

Между тем, разрыв между полярными слоями населения в Германии не так велик, как в США, где он является 15-ти кратным и наверняка не так велик, как в России, которую исследователи обошли своим вниманием. И напрасно: возможно, что именно здесь их ждали были совершенно фантастические откровения.

В качестве основных причин растущего социального неравенства в Германии указывается несколько факторов. Это и возросший (с 11 до 22%) процент временно-занятых и увеличивающееся количество семей с единственным кормильцем и растущее количество браков в одинаковом социальном слое.

OECD отмечает, что существующая динамика не способствует единению нации, а также подчеркивает, что в странах (США) с большим разрывом в доходах богатейших и беднейших слоев населения, существенно увеличивается количество преступлений.

Действия, которые помогли бы если не преодолеть пропасть, то помешали бы ее разрастанию, это: улучшение ситуации в сфере занятости (в настоящее время Германия по количеству безработных — 2.91 миллиона человек — занимает последнее место в Евросоюзе — прим. GermanNews), грамотная налоговая политика, а также совершенствование образовательной системы. Повышение квалификации работников — именно с помощью образования –, по мнению OECD, является наиболее мощным инструментом, позволяющим противостоять росту социального неравенства.”

По данным выше выкладкам видно, что в сердце Еврозоны и в самом ядре глобализации” в лице США растет социальное неравенство, а средний класс истончается, все сильнее прибиваясь к “богатым” или к “бедным”.

В основном, источником истончения называют именно работников и рабочих, т.е. офисных работников и рабочих низкой квалификации. Работодателю проще купить несколько роботизированных манипуляторов и посадить одного мастера на все руки, нежели выплачивать зарплаты и социальную страховку нескольким работников более низкой квалификации (см. пример выше с британским заводом Nissan в Сандерленде), снижая риск человеческого фактора.

Аналогичные изменения идут и в капиталистическо-коммунистическом Китае, где за своеобразный символ любят брать фабрику Foxconn, производящую начинку для популярных гаджетов. Китай богатеет, а запросы рядовых китайцев стремительно изменяются. Раньше на этой гигантской фабрике гораздо ниже уровня окон были установлены огромные сетки для ловли самоубийц. У рабочих было всего один-два выходных в месяц с неограниченными сверхурочными — и никто не возражал. Теперь ситуация иная — китайцы почувствовали вкус новой жизни и требуют иных условий труда, с чем руководству пришлось смириться как с фактом и принять несколько мер для выполнения этих требований:

Во-первых, это автоматизация. С приготовлением восьми тонн риса на обед справляются всего три человека. На очереди — линии сборки. Терри Гуо, колоритный председатель компании, поклялся построить «миллион роботов», чтобы избавиться от отупляющих задач и приблизиться к полностью автоматизированному производству. Проблема в том, что в бытовой электронике очень быстро меняются вкусы. К тому моменту, когда пресловутые роботы смогут приступить к работе на конвейере, набор производственных операций изменится, и роботы устареют, так и не найдя применения на практике. Скептицизм вполне понятен, но источники внутри компании утверждают, что всего через год фирма совершит масштабный прорыв на линиях производства. Таких «Фоксботов» можно будет даже поставлять другим фирмам вместе с сопутствующими услугами.

Во-вторых, — немного свободы. Теперь работники могут не идти в столовую, а обедать по карточке в фуд-кортах в кампусе или в заведениях вне его. Также они теперь получают пособие на жильё и могут выбирать — жить им в кампусе Foxconn или нет, как на данный момент и поступают 70% рабочих в Шеньчжене.

В-третьих, — привлечение внешних ресурсов . Общежитиями, общепитом, охраной и многим другим в Лунхуа уже занимаются приглашённые компании. Специальный советник господина Гуо Луи Ву утверждает, что это сделано не из соображений экономии, а для повышения качества жизни работников: «они просто лучше справляются, чем мы».

Взяв курс на автоматизацию, аутсорсинг и улучшение жизненных условий рабочих и работников, Foxconn ознаменовал переход в новое качество производства.

Краудфандинг — словосочетание не новое. Переводится оно как “народное финансирование”, от английского сrowd funding, сrowd — «толпа», funding — «финансирование».

В 1997 году поклонники британской рок-группы Marillion без какого-либо участия самой группы организовали и провели интернет-кампанию по сбору средств для финансирования музыкального тура группы по всей территории США. Им удалось собрать $ 60 000, чего было вполне достаточно.

Теперь аналогичным способом собирают деньги молодые программисты и совсем юные предприниматели, не желающие брать риски заемных средств на себя; вместе с этим убивается второй заяц — молодой предприниматель знает, сколько людей готово отдать за эту идею и сколько в денежном выражении каждый готов на это пожертвовать.

Вместе с уроком, преподанным мировым кризисом 2008 года, многие молодые предприниматели больше не видят смысла брать кредит в банке. Гораздо проще сделать это с помощью сети Интернет. Ведь деньги, поступившие на идею не всегда уходят как благотворительность, чаще всего юный предприниматель должен выплатить продукцией в ответ на пожертвование. Если вы потратили 50 долларов — ждите товар, если потратили 50 центов — ждите благодарность в соучастии.

Помимо появления новой рисковой культуры новый молодой предприниматель, как и все его поколение, сильно завязано на Интернете. Зачем тратиться на рекламу, если в соцсетях это можно сделать бесплатно? Для каждой компании нужен свой сайт — как фрагмент имиджевой составляющей, как средоточие контактной и не только информации.

Появление сети интернет как и ПК дает свои плоды — теперь изменяются и запросы к человеческому капиталу.

Рассмотренные нами явления четко обозначают новый переход — современный человек должен знать и понимать все больше вещей, чтобы быть полезным. Недавно, Джеймс Альтушер, достаточно известный и успешный инвестор,программист и предприниматель отраженно озвучил в своей статье простую идею — для самоудовлетворенности населения и работы экономики будущего нужно больше малых предпринимателей. Если взять во внимание истончение “среднего класса”, то данная мысль достаточно справедлива — привычный Америке средний класс квалифицированных работников займут автоматизированные системы и еще более высококвалифицированные работники, способные не только понимать ход работы, но и починить сломанные механизмы.

Иначе говоря, экономические сдвиги должны подтолкнуть юного предпринимателя, да и рядового работника не просто к большему объему знаний, но и сильно изменить образовательные стандарты, передвинув часть высшего образования на среднее, а высшему придать дополнительный стимул — добавить еще больше знаний по систематизации полученных знаний и самого этого объема. В этом могут помочь сами корпорации через обучение по необходимому для них профилю ( даже компания McDonalds, например, в 1961 году основала свой университет — “Университет Гамбургера”),так и образовательные стандарты вкупе с педагогическими технологиями. Данная концепция может подойти для разделения магистров и бакалавров, отдав на магистров большую нагрузку и соответственно, квалификацию в будущем, а бакалаврам — прежнюю образовательную базу.

ранняя жизнь и образование

Теодор Уильям Шульц родился 30 апреля 1902 года в небольшом городке в десяти милях к северо-западу от Бэджера, Южная Дакота, на ферме площадью 560 акров. Когда Шульц учился в восьмом классе, его отец Генри решил вытащить его из школы округа Кингсбери. По мнению его отца, если его старший сын продолжит получать образование, он будет менее склонен продолжать работу на ферме. Впоследствии у Шульца не было формального послесреднего образования.

В конце концов он поступил в Сельскохозяйственный колледж штата Южная Дакота по трехлетней программе, которая проводилась четыре месяца в году зимой. Получив признание за большой потенциал в качестве студента, Шульц перешел на бакалавриат, получив в 1928 году степень в области сельского хозяйства и экономики. Он также получил почетную степень доктора наук в колледже в 1959 году. Он окончил его в 1927 году, затем поступил в университет Висконсин-Мэдисон, получив докторскую степень по экономике сельского хозяйства в 1930 году под руководством Бенджамина Хиббарда, защитив диссертацию под названием «Тарифы в отношениях». на фуражное зерно и развитие некоторых теоретических аспектов исследования тарифных цен.

Академическая карьера

Шульц преподавал в Государственном колледже штата Айова с 1930 по 1943 год. Он покинул штат Айова после «споров об олеомаргарине» и с 1946 по 1961 год занимал должность кафедры экономики в Чикагском университете. Он стал президентом Американской экономической организации. Ассоциация в 1960 году. Он вышел на пенсию в 1970 году, хотя продолжал работать в Чикагском университете до 90 лет, пока перелом бедра не оставил его прикованным к постели.

Вскоре после переезда в Чикаго Шульц привлек на кафедру своего бывшего студента Д. Гейла Джонсона . Их исследования в области экономики сельского хозяйства и сельского хозяйства оказали большое влияние и привлекли финансирование от Фонда Рокфеллера для программы экономики сельского хозяйства в университете. Среди аспирантов и преподавателей, связанных с этой парой в 1940-х и 1950-х годах, были Клиффорд Хардин , Цви Грилихес , Марк Нерлов и Джордж С. Толли . В 1979 году Шульц был удостоен Нобелевской премии по экономике за свои работы в области теории человеческого капитала и экономического развития .

Два аспекта человеческого капитала

Размышляя об измерении стоимости людей, следует признать наличие двух аспектов: экономического и духовного. Мы можем априори согласиться с тем, что духовная ценность людей крайне важна, и сосредоточиться на экономической стороне вопроса. В сущности, все измерения стоимостного вложения являются на самом деле измерением стоимости людей как экономических единиц и как духовных существ. Только люди производят стоимость путем применения своих врожденных качеств (гуманности, мотивированности к деятельности), приобретенных умений и способности к управлению инструментами.

Кроме того, мы должны избавиться от мифа, что точна лишь стандартная финансовая информация. Практикуя в течение пятисот лет двойную бухгалтерию, мы начали верить, что числа в финансовых отчетах — истина. На самом деле все обстоит иначе. Они являются фактами, но редко — истиной. Ею являются только деньги. Все прочие цифры — комбинация надежд, соглашений и ожиданий. В действительности мы создали систему, которая меняется, как только Совет по стандартам финансового учета (Financial Accounting Standards Board, FASB) решает ее изменить. Мы с готовностью признаем, что система до некоторой степени работает, сообщая нам, что произошло за последний период, — настолько, насколько это показывают принятые практика. Но такие сведения надежны лишь настолько, насколько верны исходные данные, а любой деловой человек знает, что ими можно манипулировать.

Стандартная бухгалтерия не может оправдать доверие, оказываемое ей сегодня, по двум причинам. Во-первых, бухгалтерия смотрит внутрь организации. Ее основная роль — сохранить имущество предприятия. Во-вторых, она сосредоточена на прошлом. Если нам нужно взглянуть внутрь и назад, бухгалтерия справится с этим. Но сегодня нам необходимо сосредоточиться на тех вопросах, которые создадут благосостояние в будущем, на действиях, которые помогут увеличить стоимость на рынке. Нам нужно смотреть в будущее. Мы не добьемся успеха, если будем финансировать будущее, постоянно глядя в прошлое. Появление новых форм бухгалтерского дела, а именно — добавленной стоимости и метода сбалансированных показателей, — многообещающий шаг в правильном направлении. Поэтому давайте считать бухгалтерию тем, чем она является на самом деле, но не будем поклоняться ей, отвергая другие полезные подходы.

Далее, мы должны возразить тем, кто говорит, что инвестированный капитал во многом определяет производительность людей. В абсолютном смысле это верно. Если вы дадите мне стоящий бешеных денег суперкомпьютер, я смогу решать сложные математические уравнения быстрее, чем используя свой небольшой портативный компьютер. Но смогу ли я сделать это так же быстро, как профессор математики, если мы будем использовать одинаковое оборудование? Разумеется, нет! Это и есть человеческий левередж.

Вклад в экономическую теорию

Теория человеческого капитала

В то время как он был заведующим кафедрой экономики в Чикаго, он руководил исследованием того, почему после Второй мировой войны Германия и Япония оправились почти с чудодейственной скоростью после повсеместного опустошения. Сравните это с Соединенным Королевством, которое еще долго после войны продолжало нормировать еду. Он пришел к выводу, что скорость выздоровления обусловлена ​​здоровым и высокообразованным населением; образование делает людей продуктивными, а хорошее здравоохранение сохраняет вложения в образование и позволяет им приносить пользу. Один из его основных вкладов позже был назван теорией человеческого капитала , которую он сформулировал с помощью Гэри Беккера и Джейкоба Минсера. Шульц придумал эту теорию в своей книге «Инвестиции в человеческий капитал»; однако он получил отрицательные отзывы от других экономистов. Он утверждает, что знания и навыки являются формой капитала, а инвестиции в человеческий капитал приводят к увеличению как экономического производства, так и доходов рабочих. Многие экономисты отказались поддержать его теорию рассмотрения людей как формы капитала из-за рабства, что в то время было понятной критикой, учитывая движения за гражданские права в то время. Шульц утверждает, что его теория не отвергает человечество, а вместо этого побуждает людей вкладывать средства в себя. Он призывает людей инвестировать в свое здоровье, внутреннюю миграцию и обучение без отрыва от производства; однако он сосредоточен на том, чтобы побудить людей улучшить свое образование, чтобы повысить уровень своей продуктивности. Он заявляет, что если бы люди поступали так, у них было бы гораздо больше возможностей улучшить свое экономическое положение.

Он также вдохновил на большую работу в области международного развития в 1980-х годах, мотивируя инвестиции в профессионально-техническое образование международными финансовыми учреждениями Бреттон-Вудской системы, такими как Международный валютный фонд и Всемирный банк . В ходе своего исследования Шульц подробно остановился на деталях и пошел среди бедных фермерских стран Европы, разговаривая с фермерами и политическими лидерами в небольших городах. Он «не боялся запачкать свои туфли». Он заметил, что помощь, направленная Соединенными Штатами в виде продуктов питания или денег, не только мало помогла, но и действительно вредна для таких стран, поскольку фермеры и сельскохозяйственные производители в этих странах не могли конкурировать со свободными ценами ” помощь “была отправлена, и поэтому они не могли поддерживать себя или инвестировать деньги, полученные от урожая, обратно в экономику. Он предположил, что, если бы США вместо этого использовали свои ресурсы для обучения этих сельских производителей и предоставления им технологий и инноваций, они были бы более стабильными, производительными и самодостаточными в долгосрочной перспективе. Это была еще одна ключевая часть его работы «Инвестиции в человеческий капитал».

Нобелевская мемориальная премия по экономическим наукам

Шульц был удостоен Нобелевской премии совместно с сэром Уильямом Артуром Льюисом за его работу в области экономики развития с упором на экономику сельского хозяйства . Он проанализировал роль сельского хозяйства в экономике, и его работа имела далеко идущие последствия для политики индустриализации как в развивающихся, так и в развитых странах. Шульц также пропагандировал идею образовательного капитала , ответвления концепции человеческого капитала , относящейся конкретно к инвестициям в образование.

Люди и информация

В действительности именно информация, которой владеет человек, и его способность и готовность поделиться ею определяют ценностный потенциал. Сегодня сведения и люди связаны неумолимо, как никогда прежде: одно не может с полной отдачей работать без другого. Сотрудники нуждаются в своевременных, существенных, и — самое важное — организованных сведениях больше, чем в огромных зданиях и в колоссальном количестве оборудования. Менеджмент обязан своевременно вкладывать полезные: данные в руки человеческого капитала и обучать сотрудников использованию таких сведений. Способности и опыт позволяют сотруднику:

  • превращать данные в имеющую смысл информацию;

  • превращать информацию в сведения, относящиеся к вопросу рабочей практики;

  • делиться этими сведениями с другими.

Отсутствие мотивации делиться сведениями — значительное препятствие для работы информационных систем и добывания стоимости. Повторим: само по себе владение информацией не более полезно, чем обладание каким-либо иным ресурсом, до тех пор пока мы не узнаем, как, зачем и когда поделиться ею. Опыт неоднократно показывал, что в противном случае информация становится лишь дорогостоящим и мало используемым имуществом. Следует неизбежный вывод: долгосрочная рентабельность зависит от создания культуры предоставления информации. Это необходимое условие любой попытки управлять интеллектуальным капиталом.

Данниган (Dunnigan) и Мастерсон (Masterson) изучали методы двенадцати великих военачальников от Александра Македонского до Нормана Шварцкопфа [7]. Почти в каждом случае они обнаружили две; характерные черты, которые помогли этим людям выиграть решающие сражения. Во-первых, они обращали огромное внимание на детали, собирая и анализируя всю возможную информацию, которую могли найти. Они изучали не только размер армии и диспозицию противника, но также ландшафт, тыловые проблемы и оружейные технологии; Во-вторых, они обращали особое внимание на коммуникации. Обеспечив нужную, точную и существенную информацию, они могли передвигать войска быстрее, чем противник, что доставляло им большое тактическое преимущество.

Чтобы развить интеллектуальные возможности и максимизировать коэффициент инвестиций в человеческий капитал, мы должны учесть все аспекты этого ресурса. Кроме того, решения, вытекающие из нашего исследования, всегда должны концентрироваться на достижении конкурентного преимущества методом усовершенствования сервиса, качества или производительности.

Путь к рентабельности

Заглянув внутрь гоночной машины, вы увидите панель управления, которая сильно отличается от той, что расположена в вашей собственной машине. Она очень практична и предлагает гораздо больше детализированной информации, чем мы привыкли видеть. То же самое и в бизнесе. Нам нужно спроектировать такую панель управления человеческим капиталом, которая давала бы нам новые данные и затем обучала бы всех, как понимать ее сигналы эффективно и точно. «Всех» — означает и менеджмент тоже. Анализ данных, связанных с человеческим капиталом, лишь недавно стал частью систем образования и обучения менеджеров. К тому же он учит нас, как один показатель влияет на другой. Если датчик температуры показывает перегрев, нам нужно знать, чем это вызвано: нехваткой воды в радиаторе или разорванным ремнем вентилятора. Однако, сочтя, что в машине совсем не жарко, и продолжая вдавливать акселератор в пол, мы рискуем вызвать перегрев поршней, и мотор начнет глохнуть.

Сначала необходимо точно понять, какова наша цель и что делают наши конкуренты. Эта информация прослеживается в показателях расстояния, направления и времени. Далее нам следует уточнить вид информации, которая нужна разным людям для управления гонкой. Наконец, мы должны изучить, как взаимодействуют люди, системы данных и информация, чтобы влиять на рентабельность. Это сводится к вопросам «где», «какой», «кто», «когда» и «как».

1. Где мы хотим быть?
2. Какими сведениями нам нужно овладеть и научиться управлять, чтобы выйти на финишную прямую?
3. Кто должен предоставить нам эти сведения?
4. Когда они нужны нам?
5. Как нам сделать это наиболее рационально и успешно?

Также полезно знать, насколько быстро и в каком направлении движутся конкуренты. В настоящее время мы называем это бенчмаркингом.

Неудачное начало

Самая обычная реакция на проблемы, связанные с информацией, — инвестирование в технологию. Это необходимо, но само по себе редко приносит желанное решение. Технология — пассивное имущество Компьютеры и программы не создают стоимости, пока хорошо осведомленные люди не кладут свои обученные руки на клавиатуру и начинают реализовывать потенциал, заключенный в программном обеспечении. Неофициальные обзоры показали, что немногие организации инвестируют в обучение, необходимое для эксплуатации возможностей технологии. Один пример, относящийся к моей семье, вполне типичен для этой «близорукой» практики.

Компьютеры и программы не создают стоимости, пока хорошо осведомленные люди не кладут свои обученные руки на клавиатуру и не начинают реализовывать потенциал, заключенный в программном обеспечении.

Мой сын Питер несколько лет работал в крупном универсальном магазине продавцом. Однажды в магазине была установлена новая программа для кассовых аппаратов. Когда служащие попросили обучить их пользоваться ею, им буквально «швырнули» руководство пользователя и велели его прочесть. Невозможно отрицать, что (1) руководства по пользованию программами написаны не тем языком, который большинство из нас учили в школе, и (2) эти ужасы все равно никто не читает. В итоге служащие в течение нескольких недель боролись с кассовыми аппаратами, пока наконец не освоили программу методом проб и ошибок. Однако в течение этого периода самообразования после не скольких фальстартов при вводе цены покупки раздраженный продавец отдавал ее покупателю по любой цене, которая высвечивалась на экране. Естественно, эта цена всегда была ниже обозначенной на этикетке, иначе клиент не согласился бы на нее. Продавец объяснял обрадованному покупателю, что вещь выставлена на распродажу или продается по специальной цене. По словам Питера, скидка иногда составляла от 50 до 75 %. Многие тысячи, которые потерял магазин, составляют гораздо меньшую сумму, чем оплата обучения. (Заметьте: разумеется, Питер так и не выучился работать с этой программой.)

Итак, мы видим, что технология, совмещенная с обучением, должна сделать работников всех уровней более производительными. Это первый шаг.

Культура информации — наиболее важный компонент. Инвестирование в информационные технологии и обучение необходимо. Но, как мы уже говорили, технологии и данные пассивны. Чтобы создать внутренний обмен знанием, на технологии и обучение уже потрачены миллионы, но эти вложения очень редко оправдывают ожидания. Andersen Consulting вложила огромные деньги в свой «КХ» (knowledge exchange, обмен знаниями). Но пока персонал не понял, насколько полезным может быть обмен информацией, он не смог начать применять свои знания и опыт.

Все мероприятия сводятся к созданию культуры предоставления информации. Только после этого стоит инвестировать в информационные технологии, обучать людей пользоваться ими и применять политику, нацеленную на сбор полезных данных.

Резюме

Сегодня менеджмент отвечает за своевременное предоставление персоналу информации во имя нескольких целей. Во-первых, информация о действиях, связанных с сотрудниками, необходима, чтобы объединить ее с финансовыми данными. Во-вторых, финансовые данные сообщают нам о том, что именно произошло. Данные о человеческом капитале говорят нам, почему это произошло именно так. В-третьих, если мы управляем во имя будущего, а не прошлого, нам нужны показатели не только отставания, но и лидирования. Их нельзя найти в традиционных понятиях о прибыли и потерях.

Информация — ключ к управлению деятельностью и усовершенствованиям: при ее отсутствии у нас останутся только мнения, не подтвержденные фактами и не дающие ориентиров. Информация не движется сама по себе, поэтому необходимо наличие такой культуры предоставления информации, которая поощряет и вознаграждает распространение сведений. Улучшения в любой области следует публиковать централизованно, чтобы люди имели доступ к информации, ограждая себя от повторного поиска эффективных мероприятий.

Три вида данных — организационные, относительные и связанные с людьми — должны быть интегрированы. Организационные данные сообщают нам, что мы имеем. Относительные — говорят о том, в чем нуждаются или чего хотят от предприятия люди, находящиеся вне компании: клиенты, конкуренты и другие заинтересованные в нас люди.

Данные о человеческом капитале показывают, как единственное активное имущество, люди, преуспевают в своей задаче продвижения организации к ее целям. Когда мы начнем понимать, как эти три показателя соотносятся между собой, поддерживают и продвигают друг друга, станет возможным создание большего объема интеллектуальных возможностей. Потери предприятия при отказе делать это часто неочевидны, но потенциально разрушительны. В конце концов именно неудача в управлении всеми типами данных отделяет победителей от посредственностей.

Измерять эффективность человеческой деятельности не только возможно, но и необходимо для удержания жизнеспособной позиции на рынке. Поскольку суждение о «белых воротничках», сконцентрированных на информации, глубоко отличается от суждения о «синих воротничках», сосредоточенных на производстве продукции, здесь требуются различные методологии измерения. Возможно, может быть создан такой спектр показателей, который в целом покажет добавленную стоимость работы профессионалов интеллектуального труда. Эта стоимость содержится не в исходных данных самих по себе, но скорее во влиянии, которое она оказывает на улучшение результатов действующих подразделений, являющихся, по сути, ее заказчиками. Используя человеческий капитал все более успешно, персонал повышает свой вклад в достижение целей предприятия.

Цитаты

Доминирующая социальная мысль формирует институционализированный порядок общества … а нарушение функционирования установленных институтов, в свою очередь, изменяет социальную мысль.

-  Теодор В. Шульц (1977)

Большинство людей в мире бедны. Если бы мы знали экономику бедности, мы бы знали много действительно важных экономических аспектов.

Статьи

Шульц, Теодор В. (1956). «Размышления о сельскохозяйственном производстве, выпуске и предложении». Журнал экономики сельского хозяйства . 38 (3): 748–762. DOI : 10.2307 / 1234459 . JSTOR   1234459 .

Шульц, Теодор В. (1960). «Формирование капитала образованием». Журнал политической экономии . 68 (6): 571–583. DOI : 10.1086 / 258393 . JSTOR   1829945 . S2CID   154572248 .

Шульц, Теодор В. (1961). «Инвестиции в человеческий капитал». Американский экономический обзор . 51 (1): 1–17. JSTOR   1818907 .

Автор книг

  • 1943. Перенаправление сельскохозяйственной политики , Нью-Йорк: компания Macmillan.
  • 1945. Сельское хозяйство в нестабильной экономике , Нью-Йорк: McGraw-Hill.
  • 1953. Экономическая организация сельского хозяйства , Макгроу-Хилл.
  • 1963. Экономическая ценность образования , Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета.
  • 1964. Преобразование традиционного сельского хозяйства , Нью-Хейвен: издательство Йельского университета.
  • 1968. Экономический рост и сельское хозяйство , Нью-Йорк: MacGraw-Hill.
  • 1971. Инвестиции в человеческий капитал: роль образования и исследований , Нью-Йорк: Free Press.
  • 1972. Human Resources (Human Capital: Policy Issues and Research Opportunities) , Нью-Йорк: Национальное бюро экономических исследований,
  • 1981. Инвестиции в людей , Калифорнийский университет Press. Описание и ссылки для предварительного просмотра глав .
  • 1993. Экономика бедности , Кембридж, Массачусетс, Blackwell Publishers.
  • 1993. Истоки увеличения прибыли , Кембридж, Массачусетс, Blackwell Publishers.

Книги отредактированы

  • 1945. Продовольствие для мира , Чикаго: Издательство Чикагского университета.
  • 1962. Инвестиции в человеческие существа , Чикаго: University of Chicago Press.
  • 1972. Инвестиции в образование: затруднительное положение с точки зрения акционерной эффективности , Чикаго: University of Chicago Press.
  • 1973. Новые экономические подходы к фертильности , Чикаго: University of Chicago Press,
  • 1974. Экономика семьи: брак, дети и человеческий капитал , Чикаго: University of Chicago Press.

внешняя ссылка

  • New York Times: Теодор Шульц, 95 лет, обладатель ключевой премии в области экономики
  • Теодор В. Шульц на Nobelprize.org Отредактируйте это в Викиданных
  • «Теодор Уильям Шульц (1902–1998)» . Краткая энциклопедия экономики . Библиотека экономики и свободы (2-е изд.). Фонд Свободы . 2008 г.
  • Теодор Шульц в Find a Grave
  • “Теодор В. Шульц” . JSTOR .
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...