Теория технологического разрыва — Википедия

Современные теории международной торговли. Теория технологического разрыва. Теория международной торговли на эффекте масштаба. Теория фирмы.

История создания[править | править код]

Теорию технологического разрыва разработал американский экономист Майкл Познер в 1961 году. Применение в анализе международной торговли этой концепции означало отказ от допущения теории Хекшера – Олина по использованию во всех странах одинаковой технологии производства одноименных товаров. М. Познер исходил из того, что одна и та же технология не всегда одновременно используется в различных странах, а ее распространение в международных масштабах требует определенного времени. Вследствие этого одна страна может пользоваться той или иной новой технологии, тогда как в другую страну эта инновация еще не дошло. Кроме того, фирма-инноватор не заинтересована в том, чтобы ее новейшие технологии как можно скорее становились общим достоянием.[2]

История

Рис.1

Международный жизненный цикл продукта Раймонда Вермона

Разработка модели явного технологического разрыва началась с Ponser. Ключ к теории – скорость распространения технологии. В 1966 году Вернон расширил модель технологического разрыва на теорию жизненного цикла продукта . Степень зрелости технологии стала новым ключом к динамичной экономической торговле. Теория Вернона перекликается с теорией технологического разрыва. Как показано на рис. показывает, что на этапе создания нового продукта продукт производится и потребляется только в странах-новаторах, обычно в развитых странах. Но по мере созревания продукта страны-подражатели, обычно развивающиеся страны, вмешиваются в рынок, продавая продукты по заниженным ценам. Производство продукта постепенно стандартизируется, и страны-инноваторы больше не могут монополизировать рынок.

В 1981 году Пазинетти предложил рикардианскую модель сравнительных преимуществ, в которой упор делается на скорость инноваций. Позже Дози и его коллеги подтвердили, что технологический разрыв является основой абсолютного преимущества в 1990 году. Более того, Дози и др. усложняет определение диффузии, из-за чего плавный процесс диффузии больше не существует. Новое определение теперь записывается как «процесс обучения, модификации существующей организации производства и, часто, даже модификации продуктов».

Теория технологического разрыва

Самой распространённой теорией данной школы является теория технологического разрыва. Доказательная база этой теории была представлена английским экономистом м Познером в начале 60-х гг. XX в. Он составил предположение, что одна из развитых стран в результате какого-то открытия имеет принципиально новую технологию или товар, которым заинтересованы другие страны. В таком случае будет осуществляться торговля даже между теми страны, у которых одинаковый уровень ресурсообоспеченности. В результате такого преимущества у одной из стран, появляется технологический разрыв между странами. Но стоит отметить, что технологические новшества не могут быть полностью узурпированы одной из стран, со временем эти достижения становятся доступны и для других стран. В итоге технологических разрыв преодолевается. Первоначальные преимущества одной из стран теряются.

Однако стоит отметить, что во время существования разрыва, происходит позитивное воздействие на экспорт товаров, где используется новая технология. Технологический разрыв помогает улучшить экономику страны. Эффективность экономики возрастает за счёт того, что имеет место быть некая специфическая технологическая рента, это относительно страны-экспортёра, а со стороны импортёра приобретается совершенная с точки зрения технологического процесса продукция. Таким образом, обе стороны в выгодном положении, поскольку могут за счёт новых технологий улучшать состояние экономики.

, , . .

13.01.2012

HTML- .

  • , . , , .

    [113,7 K], 10.06.2009

  • – , . , . , .

    [326,3 K], 16.12.2012

  • . . , , . .

    [44,8 K], 10.02.2009

  • , . : , , -.

    [322,8 K], 19.09.2009

  • . . .

    [39,6 K], 27.07.2010

  • , , . : , , . .

    [32,2 K], 04.03.2012

  • . . . .

    [30,6 K], 01.08.2009

  • ,

    . . .

    [17,7 K], 14.12.2009

  • .

    . , , , .

    [270,5 K], 15.06.2013

  • : , , -, . . . .

    [26,9 K], 12.12.2009

Между странами

Технологические изменения носят кумулятивный характер, зависят от траектории и неспецифичны для каждой страны. Таким образом, его трудно разделить между народами. В настоящее время он может в значительной степени определять компетенцию нации и влиять на условия спроса и технологическую политику. В результате теория технологического разрыва сильно подчеркивает роль правительства в стимулировании инноваций.

Соединенные Штаты, как одна из самых технологически развитых стран в мире, экспортируют множество новых технологий, чтобы завоевать мировой рынок. В большинстве случаев другие страны рано или поздно приобретают ту же технологию. При более низких затратах на рабочую силу США больше не имеют сравнительных преимуществ в производстве одинаковых продуктов. Однако американские производители могут продолжать выводить новые технологии на зарубежные рынки, и в ходе этого процесса будет образовываться новый технологический разрыв.

Пока новые технологии распространяются в развивающихся странах, глобализация будет оказывать на них положительное влияние, в противном случае внутренний рынок только пострадает. Африканские страны, например Кения, в настоящее время страдают от технологического разрыва не только на глобальном уровне, но и внутри страны. Такие организации, как Организация Объединенных Наций , сейчас усиленно работают над устранением таких пробелов внутри стран.

Теория международной торговли на эффекте масштаба

В начале 80-х гг. XX в. учёными-экономистами П. Крюгманом и К. Ланкастером была предложена теория в качестве альтернативы классического объяснения международной торговли. Эта теория была основана на эффекте масштаба. В её основе лежала истина о том, что странам, которые обеспечены основными факторами производства в сходным пропорциях, будет выгодно вести торговлю между собой при специализации в тех отраслях, которым характерно наличие эффекта массового производства. В таких ситуациях специализация даёт возможность увеличить объёмы производства и производить продукт с меньшими затратами, что в итоге позволит снизить цену. Реализовать такой эффект можно только на достаточно ёмком рынке. Международная торговля в этом процессе значительно влияет на данную деятельность, поскольку позволяет расширить рынки сбыта.

Иными словами, во власти международной торговли формирование единого интегрированного рынка, который по своим масштабам гораздо больше рынка отдельно взятой страны. Таким образом, позволяет предложить потребителям больше продукции по более привлекательным ценам.

Однако нужно отметить, что создание эффекта масштаба приводит к нарушению совершенной конкуренции, т.к. она основана на концентрации производства и укрупнении компаний, которые в последствии становятся монополистами. В результате меняется структура рынков, которые становятся олигополистическими с преобладанием межотраслевой торговли однородными продуктами или рынками монополистической конкуренции, где активно развита внутриотраслевая торговля дифференцированными продуктами. Эта та ситуация, когда международная торговля сосредоточена в руках гигантских международных компаний, транснациональных корпораций. К сожалению, это приводит к тому, что неизбежно растёт объём внутрифирменной торговли, которая направлена на реализацию целей самой компании, а не по принципу сравнительных преимуществ или различий в обеспеченности факторами производства.

Преимущества и недостатки теории технологического разрыва[править | править код]

Итак, М. Познер утверждал, что большая часть торговли между развитыми странами основывается на внедрении новых производственных процессов и новых продуктов. Фирма, вводит новый товар, может пользоваться своей монополией на экспорт, пока на рынке не появятся фирмы-имитаторы с подобным товаром. Такая временная монополия чаще основывается на патентах и лицензиях, выдача которых стимулирует изобретения и разработку новых технологий. Технологический отрыв одной компании действительно способен придать новое преимущество стране происхождения товара. Эта теория утверждает, что страна может удерживать позицию ведущего экспортера на мировом рынке только при условии постоянной инновационной деятельности. Однако эта модель имеет некоторые недостатки, поскольку не объясняет какими должны быть масштабы технологического разрыва, как они возникают и ликвидируются.[2]

В результате появления технических новшеств образуется “технологический разрыв” между странами, обладающими и не обладающими этими новшествами. Этот разрыв постепенно будет преодолеваться, т.к. другие страны начинают копировать нововведение страны-новатора. Однако пока разрыв не преодолен, торговля новыми товарами, производимыми по новой технологии, будет продолжаться.[1]

Между компаниями

В отличие от стран, технологические изменения между фирмами специфичны. Его можно измерить способностью фирмы производить и вводить новшества. Такие компании, как pwc , предлагают опросы и решения, помогающие сократить разрыв между бизнесом и технологиями, что также приведет к расширению коммуникации и творческого потенциала всего бизнеса и сделает предприятие более конкурентоспособным на рынке.

5G пример , демонстрирующий влияние технологического разрыва, и между предприятиями. В соответствии с этой теорией вице-президент и директор по глобальным инновациям Cisco сказал: «Нет ни одной страны, одной компании или одного континента, которые будут владеть 5G … Я просто не хочу, чтобы все внимание было сосредоточено на 5G, и кто доберется до финиша, спринт первым, потому что после этого гонка намного дольше ».

Теория соотношения факторов производства Хекшера-Олина

Главные выводы теории соотношения факторов производства Хекшера-Олина были сделаны польским экономистом Т. М. Рыбчинским. Он выступил с доказательством теоремы, где пояснил как при неизменных мировых ценах и наличии только двух секторов экономики можно достичь сокращения производства в одном и выпуска товаров в другом посредством расширения зона использования избыточного фактора.

См. также[править | править код]

  • Международная экономика
  • Международное разделение труда

Концепция торгуемых и неторгуемых товаров и теорема Рыбчинского

Данная концепция даёт возможность объяснить проблемы, которые преследуют многие страны начиная с последнего десятилетия XX в. Те, кто начал интенсивную разработку сырья для экспорта: нефть, газ и др. вынуждены были столкнуться с голландской болезнью.

Это определение родилось после того, как в конце 60-х – начале 70-х гг. Голландия начала разработку природного газа в Северном море с проекцией на экспорт. Экономические ресурсы стали перемещаться в добычу газа. Всё это повлекло за собой рост доходов и спрос на неторгуемые товары и увеличение их производства. Одновременно с тем произошло сворачивание производства в традиционных экспортных отраслях обрабатывающей промышленности и расширение импорта недостающих товаров.

Пример 1

Голландская болезнь в различные периоды поразила Норвегию, Великобританию, Мексику и некоторые другие страны.

Следовавшее снижение цен на сырьевые товары стало причиной новой фазы голландской болезни. Что повлекло за собой снижение доходов населения, сокращение производства неторгуемых товаров, а также отток ресурсов из отраслей сырьевого экспорта. Вновь были усилены позиции традиционных отраслей обрабатывающей промышленности.

Замечание 1

Структурные сдвиги, которые вызывает голландская болезнь, могут стать причиной серьёзных социальных проблем.

Ограничения

  • Теория не учитывает точно размер технологических пробелов.
  • Теория не может проиллюстрировать, почему существует технологический разрыв и как он уменьшается с течением времени.

Литература[править | править код]

  • Майкл Познер Международная торговля и изменение технологии // Вехи экономической мысли Т.6 Международная экономика — М.: ТЕИС, 2006. C.436—453.

Смотрите также

  • Интернационализация
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...