Термин таможенной границы и виды таможенных территорий в международном таможенном праве

Юридический форум Зона Закона! На сайте вы получите бесплатные юридические консультации по любым вопросам, в том числе разъяснения по федеральным законам, кодексам РФ. Профессиональные юристы и адвокаты окажут вам юридические услуги. Также вы можете найти на форуме большое количество бланков договоров.

1.2. Таможенная территория РФ и таможенная граница.

Понятия «таможенная территория» и «таможенная граница» являются ключевыми в таможенном законодательстве. С их помощью определяется объект таможенно-правового регулирования – таможенные отношения, т. е. отношения, возникающие в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. Эти понятия определяют территориальные пределы действия таможенного законодательства РФ.

Территория Российской Федерации составляет единую таможенную территорию РФ.

Таможенная территория РФ также включает в себя находящиеся в исключительной экономической зоне РФ и на континентальном шельфе РФ искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ.

На территории России могут находиться создаваемые в соответствии с федеральными законами особые экономические зоны, являющиеся частью таможенной территории РФ. Товары, помещенные на территории особых экономических зон, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории РФ для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также запретов и ограничений экономического характера, установленных законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, за исключением случаев, определяемых ТК и иными федеральными законами.

Территория РФ включает в себя территории ее субъектов (субъектов РФ), внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права (ст. 67 Конституции). В соответствии с п. «н» ст. 71 Конституции в ведении Российской Федерации находятся: определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ.

Внутренние морские воды РФ – воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря РФ. Внутренние морские воды – составная часть территории РФ. К внутренним морским водам относятся воды:

1) портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов;

2) заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили;

3) заливов, бухт, губ, лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат Российской Федерации, перечень которых устанавливается Правительством РФ и публикуется в «Извещениях мореплавателям»[1] (ст. 1 Федерального закона от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»[2] ).

Исходные линии – термин Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», означающий линии, от которых отмеряется ширина территориального моря РФ. Исходными линиями считаются:

1) линия наибольшего отлива вдоль берега, указанная на официально изданных в Российской Федерации морских картах;

2) прямая исходная линия, соединяющая наиболее удаленные в сторону моря точки островов, рифов и скал в местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста или где имеется вдоль берега и в непосредственной близости к нему цепь островов;

3) прямая линия, проводимая поперек устья реки, непосредственно впадающей в море, между точками на ее берегах, максимально выступающими в море при наибольшем отливе;

4) прямая линия, не превышающая 24 морские мили, соединяющая точки наибольшего отлива пунктов естественного входа в залив либо в пролив между островами или между островом и материком, берега которых принадлежат Российской Федерации;

5) система прямых исходных линий длиной более чем 24 морские мили, соединяющих пункты естественного входа в залив либо в пролив между островами или между островом и материком, исторически принадлежащими Российской Федерации.

Перечень географических координат точек, определяющих положение исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, прилежащей зоны РФ, утверждается Правительством РФ и публикуется в «Извещениях мореплавателям».

Границы территориального моря и исходные линии, от которых отмеряется ширина территориального моря, наносятся на морские карты масштаба 1:200 000-1:300 000, а в случае отсутствия таких карт – на карты масштаба 1:100 000 или 1:500 000. В отдельных случаях допускаются отступления от указанных масштабов, вызванные спецификой картографирования данного района, особенностями географических условий, степенью точности исходных материалов или другими причинами.

Прилежащая зона РФ – морской пояс, который расположен за пределами территориального моря РФ, прилегает к нему и внешняя граница которого находится на расстоянии 24 морских миль, отмеряемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Делимитация прилежащей зоны между Российской Федерацией и государствами, побережья которых противолежат побережью РФ или являются смежными с побережьем РФ, осуществляется в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ (ст. 22 Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»).

В прилежащей зоне Российская Федерация осуществляет контроль, необходимый для:

1) предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных правил, установленных законами РФ и иными нормативными правовыми актами РФ, действующих на территории России, включая территориальное море;

2) наказания за нарушение указанных законов и правил, совершенное на территории России, включая территориальное море.

В прилежащей зоне Российская Федерация принимает меры, необходимые для предотвращения вышеуказанных нарушений и задержания виновных, включая преследование по горячим следам, остановку, осмотр и задержание всех иностранных судов-нарушителей (за исключением военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях), в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права (ст. 23 Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»).

Территориальное море РФ – примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам РФ морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий. Может быть установлена иная ширина территориального моря. Определение территориального моря применяется также ко всем островам РФ. Внешняя граница территориального моря – это государственная граница РФ. Внутренней границей территориального моря считаются исходные линии, от которых отмеряется ширина территориального моря. На территориальное море, воздушное пространство над ним, а также на дно территориального моря и его недра распространяется суверенитет Российской Федерации с признанием права мирного прохода иностранных судов через территориальное море (ст. 2 Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»).

Делимитация территориального моря между Российской Федерацией и государствами, побережья которых противолежат побережью РФ или смежные с побережьем РФ, осуществляется в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ (ст. 3 Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»).

Основной акт международного права в этой сфере – Конвенция ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г. (заключена в г. Монтего-Бее).

Делимитация (от лат. dеlimitаtiо– установление границ) – термин международного права, означающий определение положения и направления государственной границы по соглашению между сопредельными государствами, зафиксированное в международном договоре и графически изображенное на прилагаемых к договору картах. На основании делимитации границ проводится демаркация границы.

Демаркация границы (от франц. dеmаrсаtiоn – разграничение) – термин международного права, означающий установление линии государственной границы на местности путем сооружения пограничных знаков на основании документов о делимитации границ. Осуществляется смешанными комиссиями, которые образуются договаривающимися сторонами.

Континентальный шельф РФ включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря РФ на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка.

Подводная окраина материка – продолжение континентального массива РФ, включающего в себя поверхность и недра континентального шельфа, склона и подъема. Определение континентального шельфа применяется также ко всем островам Российской Федерации. Внутренняя граница континентального шельфа – это внешняя граница территориального моря. Внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, при условии, что внешняя граница подводной окраины материка не простирается на расстояние более чем 200 морских миль. Если подводная окраина материка простирается на расстояние более 200 морских миль от указанных исходных линий, внешняя граница континентального шельфа совпадает с внешней границей подводной окраины материка, определяемой в соответствии с нормами международного права (ст. 1 Федерального закона от 30.11.1995 № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации»[3] ).

Делимитация континентального шельфа между Российской Федерацией и государствами, побережья которых противолежат побережью РФ или смежные с побережьем РФ, осуществляется на основе международных договоров РФ или норм международного права (ст. 2 Федерального закона «О континентальном шельфе Российской Федерации»).

Исключительная экономическая зона РФ – морской район, находящийся за пределами территориального моря РФ и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным Федеральным законом от 17.12.1998 № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации»,[4] международными договорами РФ и нормами международного права.

Определение исключительной экономической зоны применяется также ко всем островам РФ, за исключением скал, которые не пригодны для поддержания жизни человека или для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности.

Внутренняя граница исключительной экономической зоны – это внешняя граница территориального моря. Внешняя граница исключительной экономической зоны находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, если иное не предусмотрено международными договорами РФ (ст. 1 Федерального закона «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации»).

Делимитация исключительной экономической зоны между Российской Федерацией и государствами, побережья которых противолежат побережью РФ или являются смежными с побережьем РФ, осуществляется в соответствии с международными договорами РФ или общепризнанными принципами и нормами международного права (ст. 2 Федерального закона «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации»). Установлена система платежей за пользование ресурсами исключительной экономической зоны.

Государственная граница РФ – линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, т. е. пространственный предел действия государственного суверенитета РФ (ст. 1 Закона РФ от 01.04.1993 № 4730-I «О Государственной границе Российской Федерации»[5] ). Государственной границей РФ считается граница РСФСР, закрепленная действующими международными договорами и законодательными актами бывшего СССР; границы РФ с сопредельными государствами, не оформленные в международно-правовом отношении, подлежат их договорному закреплению.

Российская Федерация при установлении и изменении прохождения своей государственной границы, установлении и поддержании отношений с иностранными государствами на государственной границе, а также регулировании правоотношений в приграничных районах (акваториях) РФ и на путях международных сообщений, пролегающих на российской территории, руководствуется принципами:

1) обеспечения безопасности Российской Федерации и международной безопасности;

2) взаимовыгодного всестороннего сотрудничества с иностранными государствами;

3) взаимного уважения суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ;

4) мирного разрешения пограничных вопросов (ст. 2 Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации»).

Таможенной границей являются пределы:

– таможенной территории РФ;

– территорий, находящихся в исключительной экономической зоне РФ и на континентальном шельфе РФ искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ;

– территорий особых экономических зон. Таможенная граница совпадает с государственной границей РФ, за исключением:

– пределов территорий, находящихся в исключительной экономической зоне РФ и на континентальном шельфе РФ искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ;

– пределов территорий особых экономических зон.

Читайте также

Статья 2. Таможенная территория Российской Федерации и таможенная граница

Статья 2.Таможенная территория Российской Федерации и таможенная граница1. Территория Российской Федерации составляет единую таможенную территорию Российской Федерации.2. Таможенная территория Российской Федерации также включает в себя находящиеся в исключительной

Таможенная символика

Таможенная символикаФирменный стиль, который определялся специальной таможенной

Глава 5. ТАМОЖЕННАЯ СТАТИСТИКА

Глава 5. ТАМОЖЕННАЯ СТАТИСТИКАСтатья 26. Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации1. В целях анализа состояния внешней торговли Российской Федерации, контроля за поступлением в федеральный бюджет таможенных платежей, валютного контроля, анализа

Статья 376. Таможенная ревизия

Статья 376. Таможенная ревизия1. Таможенные органы проводят таможенную ревизию – проверку факта выпуска товаров, а также достоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении, путем сопоставления этих

3. Таможенная территория и таможенная граница

3. Таможенная территория и таможенная границаВ соответствии с п. 1 ст. 2 ТК РФ территорию РФ составляет единая таможенная территория РФ.Под таможенной территорией понимают государственную территорию, в которую входят сухопутная территория РФ, территориальные и

53. Таможенная ревизия

53. Таможенная ревизияТаможенные органы проводят таможенную ревизию – проверку факта выпуска товаров, а также достоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении, путем сопоставления этих сведений с

СТАТЬЯ 2. Таможенная территория Российской Федерации и таможенная граница

СТАТЬЯ 2. Таможенная территория Российской Федерации и таможенная граница1. Территория Российской Федерации составляет единую таможенную территорию Российской Федерации.2. Таможенная территория Российской Федерации также включает в себя находящиеся в исключительной

Глава 5. ТАМОЖЕННАЯ СТАТИСТИКА

Глава 5. ТАМОЖЕННАЯ СТАТИСТИКАСТАТЬЯ 26. Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации1. В целях анализа состояния внешней торговли Российской Федерации, контроля за поступлением в федеральный бюджет таможенных платежей, валютного контроля, анализа

СТАТЬЯ 376. Таможенная ревизия

СТАТЬЯ 376. Таможенная ревизия1. Таможенные органы проводят таможенную ревизию – проверку факта выпуска товаров, а также достоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении, путем сопоставления этих

38. Таможенная оценка

38. Таможенная оценкаПо Закону РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе» система определения таможенной стоимости (таможенной оценки) товаров основывается на общих принципах таможенной оценки, принятых в международной практике, и распространяется на товары,

14. ТАМОЖЕННАЯ ОЧИСТКА

14. ТАМОЖЕННАЯ ОЧИСТКАТермин «таможенная очистка» вызывал разночтения. Таким образом, при каждой ссылке на обязанность продавца или покупателя принимать на себя обязательства, связанные с прохождением товара через таможню страны экспорта или импорта, теперь следует

Понятие границы

Понятия «таможенная территория» и «таможенная граница» связаны друг с другом.

Определение 1

Таможенная граница — это граница, которая по большей части может совпадать с границей государства, также как и таможенная территория чаще всего совпадает с территорией государства.

Таможенные границы включают пределы таможни и ее территорию. Более точно определить состав понятия «таможенная граница» может помочь категория «государственная граница».

Замечание 1

Государственная граница представляет собой линию и вертикальную поверхность, которая проходит по ней. Они формируют рамки территории государства, включая сушу, воды, недра и воздушное пространство, то есть пространственные рамки действия суверенитета (ФЗ № 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации»).

Все элементы границы государства также относятся и к таможенным границам, в которые часто включают пределы искусственных островов, установок и сооружений в исключительных экономических зонах и на континентальном шельфе страны, а также периметры одной из особых экономических зон, в которой работает льготный режим предпринимательства и используется таможенная процедура, именуемая «свободная зона».

Таможенная территория

Customs territory

Таможенная территория – территория, в отношении которой законы и правила, регулирующие ввоз, вывоз, транзит товаров, ценностей и иных предметов, применяются в полном объеме без каких-либо изъятий.
На таможенной территории в полном объеме действует единое таможенное законодательство.

Понятие и особенности таможенной границы

Определение 2

Таможенная граница включает рамки таможенных территорий РФ, которые совпадают с рамками государственной территории. Это могут быть рамки искусственных островов, сооружений и установок исключительных экономических зон и континентального шельфа, а также рамки самих особых экономических зон.

Чаще всего границы таможни соответствуют государственной границе, но могут отходить в глубь государства, если в нем присутствуют свободные таможенные зоны. Также они могут выходить за пределы границ и территорий государства.

Таможенная граница представляет собой рамки, которые отделяют таможенную территорию от территорий и морей, которые ее окружают. Любая продукция или средства транспорта могут перемещаться лицами через таможенную границу. Они пропускаются через нее лишь в случае выполнения всей совокупности требований таможенных законов.

Замечание 2

В соответствии со своей сутью таможенная граница фактически может являться экономической границей. Она включает налоговую, торговую, валютную и другие виды границ.

Если понятие границ государства невозможно без делимитации и демаркации, так как является материальным понятием, то категория «таможенная граница» является более абстрактной категорией, хоть и привязанной к государственной границе. Таможенная граница фактически представляет собой экономическую границу, за которой уже работают правила национального хозяйства. Именно за ее рамками может быть открыт национальный (внутренний) рынок любой страны.

Таким образом, таможенная граница представляет собой то препятствие, преодолеть которое возможно лишь при прохождении таможенного оформления и контроля. В число основных принципов перемещения продукции и средств транспорта через таможенную границу России можно включить принцип обязательности проведения контроля и оформления на таможне.

Таможенная граница отличается от государственной границы, подлежащей четкой демаркации (физическое обозначение на местности), тем, что может быть далеко оттянута от границы государства вглубь страны. Перемещение продукции через нее означает действия по ввозу на территорию таможни и вывозу с нее продукции и транспортных средств.

Замечание 3

Ввоз представлен фактическим пересечением государственной границы и последующими действиями до момента выпуска продукции.

Вывоз является подачей таможенных деклараций и всеми дальнейшими действиями в пределах таможенного оформления и до фактического пересечения границ государства.

Перемещение через границы таможни характеризуется соблюдением всех таможенных формальностей. При перемещении происходит внешнеторговая политика страны с помощью обеспечения таможенными органами мер государственного регулирования внешней деятельности в области торговли.

Виды таможенных границ и территорий

Принято выделять внешнюю и внутреннюю таможенные границы. Первая из них способна разделить таможенные территории смежных стран и включает государственную границу (исключая случаи таможенных союзов, анклавов, эксклавов). Данное действие непосредственно закрепляется с помощью таможенного законодательства и международных соглашений.

Замечание 4

По всей протяженности внешней таможенной границы работает специальный административный режим, который устанавливает законодательство о государственных границ. При этом ее охрана происходит посредством таможенных органов вместе с пограничными органами.

Внутренние границы таможни находятся в глубине таможенных территорий. Они проявляются по причине применения определенных таможенных режимов (свободный склад, свободная таможенная зона).В зависимости от правового статуса внутренняя таможенная граница приравнивается к внешней границе: территорию свободных зон рассматривают в качестве пограничной. Въезд на нее происходит исключительно по специальным пропускам через специальные пункты контроля. Так, перемещение через внутренние таможенные границы багажа и предметов ручной клади происходит в соответствии с таможенными правилами, которые применяются к тем людям , которые следуют через государственные границы. Если происходит вывоз продукции выше установленной нормы, то взимается таможенная пошлина.

Таможенная граница РФ и других стран включает ряд таможенных КПП (контрольно-пропускных пунктов). В них происходит таможенное оформление и осуществляется таможенный контроль (фактический контроль вывоза и ввоза, перемещение лиц).

Таможенные пункты пропуска, как правило, территориально соответствуют пунктам пропуска через границы страны. Они совпадают с местом нахождения пограничных пунктов пропуска. Прохождение таможенных границ означает оформление продукции в таможенном отношении, то есть прохождение таможенного контроля и оформления.

Замечание 5

Таким образом, в узком понимании таможенная граница представлена совокупностью таможенных учреждений, которые располагаются как на самой границе, так и в рамках таможенной территории, где производятся таможенные формальности.

В рамках ООН вопросы определения таможенной территории и таможенных границ рассматривались уже в 1989 году. В одном из докладов было отмечено, что в пределы таможенной территории нужно включить ту территория, на которой в полной мере используется таможенное законодательство страны. Но определенные части национальной территории в качестве свободных зон могут быть исключены из таможенной территории государств.

Рассмотрим виды таможенных территорий, которые предусмотрены международным таможенным правом.

В международном таможенном праве выделяют виды таможенных территорий (ТТ):

  1. ТТ отдельных стран;
  2. ТТ таможенных союзов.

Таможенные территории стран мы рассмотрели выше. Важно отметить, что таможенные территории нескольких стран могут объединяться в процессе формирования формы экономической интеграции государств в виде таможенного союза. Значительное воздействие на формирование территории таможни может оказать практика создания таможенных союзов.

В статье XXIV ГАТТ таможенный союз определили в качестве замены одной таможенной территорией на две или несколько таможенных территорий.

Таможенный союз можно характеризовать:

  1. созданием совместной (общей) территории, где свободно обращается продукция (внутренний аспект);
  2. формированием общей внешней границы с целью принятия мер в области тарифного и нетарифного регулирования торговли с государствами, которые не являются участниками таможенного союза (внешний аспект).

Определение 3

Таможенный союз представлен зоной свободной торговли. Его члены согласуют собственную таможенную политику в отношении к государств-нечленов.

В рамках таможенного союза происходит появление общего внешнего тарифа, посредством которого унифицируется таможенно-тарифная политика государств-участниц.

Территория стран, которые включены в таможенный союз, является единой таможенной территорией, на которой действуют таможенные тарифы и таможенное законодательство. Работа единого таможенного тарифа исключила возможность использования той или иной страной–участницей таможенного союза определенных правил ограничения международной торговли на собственных территориях.

Формирование таможенного союза значит, что на место национальной таможенной политики должна прийти согласованная межгосударственная политика. Она, в свою очередь, способствует появлению единого таможенного законодательства, которое действует на территории государств–членов таможенного союза. Таможенные территории стран, которые включены в таможенный союз, теряют свое самостоятельное значение. При этом их объединение предусматривает новое качество в виде общей союзной таможенной территории.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...