Торговля Либерализация 2021

Из данной статьи вы узнаете о сущности либерализации внешней торговли, а также о целях либерализации.

Сущность либерализации внешней торговли

Замечание 1

Развитие международных кооперации и специализации является основой роста международной торговли. Процесс международного разделения труда значительно ускоряется благодаря стремительному развитию научно-технического прогресса. Эти объективные процессы значительно меняют структуры мировой экономики и геополитическую карту мира в целом. Постепенно в процесс экономической глобализации все больше вовлекаются даже самые отсталые страны, в структуре экспорта которых часто преобладают сырьевые товары.

Либерализация внешней торговли представляет собой устранение протекционистских барьеров для обмена экономическими благами между странами. Речь идет о снижении или отмене некоторых тарифных и нетарифных внешнеторговых барьеров. Таким образом, чем меньше преград внешней торговле в виде пошлин, квот, лицензий и т. д., тем более открыта экономическая система.

Степень вовлеченности национальной экономики в мировой рынок можно выяснить при помощи такого показателя, как экспортная квота (иногда его называют «коэффициентом открытости»). Он представляет собой отношение объема экспорта страны к ее ВВП.

Общая информация

Свободной называется такая торговля, которая, в сущности, предоставлена государством самой себе (лишь с некоторыми ограничениями). Это означает, что при заключении финансовых договоров нет никаких квот, тарифов и правительством не учиняются лишние препятствия. Торговля основывается только на рыночных силах и закономерностях, а не поощряется за счет субсидий и не ограничивается налогообложением. Никакой дискриминации предпринимателей не происходит.

Хотя абсолютно свободная торговля часто обсуждается в политических беседах, в современном мире она редко практикуется. Будет ли переход к системе, которая поощряет свободную торговлю вместо нынешней системы, выгоден странам мира? Или это принесет больше вреда, чем пользы?

Вот некоторые ключевые моменты, касающиеся плюсов и минусов либерализации торговли.

Либерализация внешней торговли

[править] Характеристика

Либерализация внешней торговли, начавшаяся еще в 1989—1990 годах и резко ускорившаяся в конце 1991 года — начале 1992 года, значительно повысила степень открытости российской экономики. Поэтому спустя короткое время после освобождения цен мировые рынки стали существенно влиять на динамику стоимости многих российских товаров. Во многих случаях не внутренний спрос, а именно уровень цен на мировых рынках стал определять тенденции в ценообразовании. В результате цены на товары, пользующиеся спросом за пределами России, и прежде всего, на топливо и сырье, стали расти опережающими темпами.[1]

Однако организационно-технологическая структура российской экономики, складывавшаяся в течение многих десятилетий, была приспособлена к совершенно другой системе цен. При этой системе низкие цены на ряд ресурсов, в том числе на сырье и энергию, компенсировали недостаточный технологический уровень производства во многих конечных отраслях, что позволяло обеспечивать положительную экономическую динамику и достаточно стабильное финансовое положение предприятий. Следовательно, более-менее гладкий переход к новым ценовым соотношениям был возможен только в случае предварительной структурно-технологической перестройки национальной экономики. Однако никаких попыток технологической реструктуризации в стране не предпринималось. Как следствие, опережающий рост цен на базовые ресурсы резко осложнил положение производителей в большинстве перерабатывающих и обрабатывающих отраслей, непропорционально быстро увеличив их издержки. Некоторые из этих отраслей (лёгкая промышленность, сельское хозяйство, жилищно-коммунальное хозяйство) очень скоро превратились в хронически убыточные.[2]

До 1992 года благодаря монополии внешней торговли весь рентный доход, обусловленный поддержанием в России низких цен на сырьё, поступал государству. Некоторая часть его терялась из-за неэффективности и коррумпированности государственных чиновников, а остальное тратилось на нужды бюджета. Очевидные недостатки такого механизма послужили аргументом в пользу шоковой либерализации цен и внешней торговли. Расчёт был на то, что как только внутренние цены уравняются с мировыми, рентный доход исчезнет, экспортеры приобретут эффективнвные рыночные стимулы, отпадёт необходимость в государственном вмешательстве, а значит, не будет и потерь. Эта логика некорректна даже если отвлечься от непосредственного влияния либерализации внешней торговли на внутреннее производство. Она не учитывает, что для установления равновесия после либерализации требуется значителвное время, исчисляемое годами для такой страны, как Россия, с ее масштабами и слабыми связями между регионами. В переходном режиме частные фирмы получают рентные доходы, от которых отказалось государство. Хотя эти доходы исчезают со временем, они столь велики в начальный период, что приводят к фантастически быстрому обогащению тех, кто оказался «в нужное время в нужном месте». Механизмы реинвестирования доходов ещё не созданы, а потому они тратятся на потребление небольшой группой частных лиц. Масса населения нищает.[3]

Либерализация внешней торговли России была осуществлена в 1992 году одновременно с либерализацией внутренних цен, задолго до того как эти цены приблизились к своим равновесным значениям. Шоковая трансплантация стандарта, характерного для развитых экономик, привела к двум основным последствиям. Во-первых, продажа ряда сырьевых ресурсов — нефти, топлива, цветных металлов — в условиях фантастической разницы мировых и внутренних цени, сравнительно низких экспортных тарифов и слабого таможенного контроля стала необыкновенно прибыльной, обеспечивая доходность в десятки тысяч процентов. При такой доходности вложения в развитие производства потеряли всякий смысл, целью стало получение доступа к внешнеторговым операциям. Это способствовало росту коррупции и преступности, росту неравенства, повышению внутренних цен и спаду производства. Во-вторых, поток относительно дешевых потребительских товаров из Польши, Турции, Китая, Западной Европы устремился в Россию, заполнив пустые до того полки магазинов и в то же время совершенно обрушив российскую лёгкую промышленность: в 1998 году она производила менее 10 % дореформенного уровня. Этот поток поддерживался политикой укрепления рубля, проводившейся Центральным Банком вплоть до 1998 года.[4][5]

Политика протекционизма определение

Внешнеторговая политика представляет собой систему мероприятий, нацеленных на защиту внутреннего рынка или на стимулирование роста объема внешней торговли, изменение ее структуры и направлений товарных потоков. Существуют две основные модели внешнеторговой политики: протекционизм и свободная торговля (либерализм). Различные стадии мирового экономического развития характеризовались превалированием одной из этих моделей внешнеторговой политики.

Протекционизм — это политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений.

С одной стороны, такая политика способствует развитию национального производства. С другой — может привести к усилению монополистов, застою и снижению конкурентоспособности экономики.  Осуществляется посредством введения комплекса прямых и косвенных ограничений импорта — таможенных тарифов, контингентирования, нетарифных барьеров, валютных ограничений, компенсационных пошлин, внутренних налогов и сборов, особого режима государственных закупок, «добровольных» ограничений экспорта и т.п. Важнейшими чертами импортного протекционизма развитых капиталистических стран в настоящее время являются повышение роли нетарифных ограничений и селективный характер протекционистских мер — защищается не внутреннее производство в целом, а отдельные отрасли. Протекционистские меры все чаще вводятся в качестве элемента структурной политики, нацеленной на приспособление национальных производителей к происходящим во всемирном хозяйстве сдвигам.

Развитие интеграционных процессов привело к появлению «коллективного протекционизма» — образованию замкнутых группировок, практикующих защиту своих рынков от товаров стран, не входящих в данное интеграционное объединение. Ярким примером является Евросоюз. Франция и Германия, когда торгуют между собой никаких пошлин не платят, а вот другим странам попасть на европейский рынок тяжело.

В экономической теории одним из главных аргументов протекционизма является критика теории внешней торговли с позиций защиты национального благосостояния, которая вытекает непосредственно из анализа выигрышей и потерь. Прибыль от применения экспортных и импортных пошлин может быть противопоставлена налоговым и потребительским потерям, возникающим от искажения мотивов поведения как производителей, так и потребителей. Однако известен и такой случай, когда прибыль превышает потери. Главная предпосылка улучшения условий торговли от введения пошлины – наличие у страны рыночной власти, т.е. способности одного или группы продавцов (покупателей) в стране влиять на цены экспорта и/или цены импорта.

К типичным направлениям протекционистской деятельности относятся повышение рыночных цен на иностранные товары, снижение затрат отечественных производителей или ограничение доступа зарубежных производителей на отраслевой рынок товаров. К основным средствам протекционизма относятся пошлины, квоты, ограничения административного характера, субсидии и валютный контроль.

Тарифы — это налоги, которыми облагаются товары, ввозимые в страну из-за рубежа.

Наивысшей величины таможенные тарифы США достигли в XX в. после принятия в 1930 г. тарифов Смута-Холи. Квоты — количественные ограничения продаж для импортеров на внутреннем рынке в течение определенного периода времени. В последнее время обычной практикой стало заключение соглашений о торговле или добровольные ограничения экспорта. В качестве примера можно привести заключенное в 1980 г. соглашение между США и Страной восходящего солнца, касавшееся автомобилей. Административные ограничения часто включаются в Таможенный кодекс. Одной из форм таких ограничений является введение товарных стандартов. Предоставление субсидий иногда связывается с отраслью или экспортной активностью отрасли. Такие субсидии получала судостроительная промышленность США, они включали в себя программы кредитования, специальные налоговые стимулы и непосредственное субсидирование. Валютный контроль ограничивает доступ к инвалюте, необходимой для покупки зарубежных товаров. Валютный курс может регулироваться народным банком, осуществляющим покупку инвалюты на нац.

Основные виды протекционизма

  1. Селективный протекционизм — защита от конкретного продукта, или против конкретного государства;
  2. Отраслевой протекционизм государства — защита конкретной отрасли;
  3. Коллективный протекционизм — взаимная защита нескольких объединившихся в союз стран;
  4. Скрытый протекционизм — протекционизм при помощи нетаможенных методов.

В свою очередь государство может проводить два вида внешнеэкономической политики: или политику защиты отечественного производителя от иностранной конкуренции (протекционизм), или политику свободной торговли (фритредерство), при которой полностью отсутствуют какие–либо ограничения на торговлю с другими странами, а таможенные органы выполняют только регистрационные функции. Инструментами политики протекционизма являются тарифные и нетарифные ограничения (рис. 1).

протекционизмРис. 1 Инструменты протекционистской политики государства

Протекционизм возник в эпоху первоначального накопления капитала в Европе (XVI-XVIII вв.). Теоретические основы разработаны меркантилистами, связывающими благополучие государства исключительно с активным балансом внешней торговли. Впоследствии начал уступать место принципу свободной торговли. Обоснование дано в работах классиков политической экономии А. Смита и Д. Рикардо. В современных условиях доминирующей тенденцией является либерализация внешней торговли, хотя отдельные элементы протекционизма, особенно в области защиты сельского хозяйства, сохраняются до сих пор. Осуществляется с помощью торгово-политических барьеров, которые ограждают внутренний рынок от ввоза иностранных товаров, снижают их конкурентоспособность по сравнению с товарами национального производства. Для протекционизма характерно финансовое поощрение национальной экономики, стимулирование экспорта товаров. Протекционизм был широко распространён во Франции (протекционистские тарифы 1664 и 1667 Кольбера), Австрийской монархии, многих германских государствах, в России — впервые при Петре I. Таможенная охрана сыграла большую роль в развитии мануфактурной и фабричной промышленности. Под знаком Протекционизм наполеоновская Франция вела экономическую борьбу с Англией. Для эпохи домонополистского капитализма характерен «защитный» протекционизм в большинстве стран Западной Европы и США, направленный на охрану национальной промышленности от более развитой промышленности Англии, проводившей (с 40-x гг. 19 в.) политику «свободы торговли». Глубокий анализ протекционизма и свободной торговли дали в своих трудах К. Маркс и Ф. Энгельс. Для периода перерастания капитализма в монополистическую стадию характерен «наступательный» протекционизм, который защищает от иностранной конкуренции не слабые отрасли промышленности, а наиболее развитые, высокомонополизированные. Его цель — завоевание внешних рынков. Получение монопольных доходов внутри страны даёт возможность реализации товаров на внешних рынках по низким, демпинговым ценам.

Современный протекционизм

Современный протекционизм развитых капиталистических государств выражает в первую очередь интересы крупных национальных и международных монополий. Захват, делёж и перераспределение рынков сбыта товаров и капиталов стран главное его содержание. Осуществляется с помощью сложной системы государственно-монополистических мер, контролирующих и регулирующих внешнюю торговлю.

Ярким примером страны с сильно развитым протекционизмом является Соединенные Штаты Америки (США). На протяжении всей истории она практиковала, и сейчас практикует, высокие пошлины на иностранные товары.

В Российской Федерации дискуссии о преимуществах и недостатках протекционизма и свободы торговли начались в начале 90-х годов. В пользу открытия внутреннего рынка для иностранных товаров говорит мировой опыт, свидетельствующий о том, что защита от конкуренции сама по себе часто ведет к развитию производств, не способных конкурировать на мировом рынке. Однако в нынешней ситуации, имеющей место в национальной экономике, этот тезис верен только отчасти. Ему можно противопоставить другое утверждение: целенаправленная промышленная политика государства приняла такие масштабы, что невозможно привести примеры, которые показали бы, что конкурентоспособные отрасли возникают исключительно по законам стихии рынка.

Идея свободного государства исходит из необходимости ликвидации таможенных и экономического спадах барьеров на пути движения товаров между странами. Однако профессор Н.Н. Шапошников еще в 1924 году писал о том, что «свободная торговля – идеал будущего. В настоящее время она выгодна только для той страны, которая в своем экономическом развитии успела опередить другие страны.» Сущность этого высказывания полностью соответствует и нынешнему состоянию экономики Российской Федерации. В настоящее время устранить всякие протекционистские преграды для развития внешнеторговой деятельности не представляется возможным, в противном случае страна имеет перспективу превратиться в колонию стран с развитой рыночной экономикой. Поэтому аргументы на пользу свободы торговли не всегда оправданы и тем более не применимы для нашей экономической ситуации. В пользу сохранения в ближайшем будущем протекционистских мер можно привести следующие аргументы:

  1. Необходимость обеспечения экономической безопасности страны;
  2. Специфика отдельных регионов и необходимость для их поддержки протекционистских мероприятий со стороны государства;
  3. В условиях спада производства – сохранение необходимых рабочих мест;
  4. В условиях экономического кризиса протекционистские таможенные меры не допустят превращения страны в экономический придаток развитых стран мира.

Естественно, что перечисленные аргументы в защиту протекционизма в большей степени относятся к имеющейся у нас в стране экономической ситуации.

Итак, протекционизм представляет собой политику государства, направленную на защиту внутреннего рынка от конкурентов, а зачастую и на захват внешних рынков. В противоположность этому политика либерализации (фритредерство) имеет целью открытость внутреннего рынка для иностранных товаров, капиталов, рабочей силы, усиливая тем самым конкуренцию на внутреннем рынке. И протекционизм и либерализм отражают прежде всего реакцию тех или иных государств на изменения в международном разделении труда, на события, происходящие в международных экономических отношениях. История международных экономических отношений начиная с XIX в. свидетельствует, что для международной торговли было характерно чередование периодов либерализма и протекционизма. Так, период со второй половины XIX в. до войны 1914—1918 гг. характеризовался господством фритредерским доминированием Британии как великой промышленной и торговой нации на мировом рынке. Именно в этот период были отменены Навигационные акты и Закон о зерновых (1866), заключены торгово-дипломатические договоры Наполеона с Британией, в которые включена была статья «О режиме наибольшего благоприятствования» (1860). Межвоенный период (1920—1939) характеризовался усилением протекционизма во всем мире. Так, в 1921 г. в Великобритании принимается таможенный закон «О защите промышленности» и подписываются со странами Британского Содружества стран так называемые Оттавские соглашения, устанавливающие имперские преференции. Соединенные штаты Америки в 1922 г., а затем в 1930 г. повышают таможенные тарифы. Франция с 1931 г. придерживается политики контингентирования. Республика Германия все определение стала проводить политику поворота к автаркии.

Недостатки протекционизма

К недостаткам протекционизма относят:

  1. Рост цен. В отсутствии свободной конкуренции с иностранными поставщиками, местные производители начинают необоснованно повышать цены на свои товары. В итоге денег они зарабатывают больше, но оплачено это деньгами их же сограждан;
  2. Страны в отношении которых были введены ограничительные меры в отместку вводят заградительные тарифы против обидчика, при этом не обязательно симметричные. В итоге проигрывают оба государства;
  3. Увеличение объемов контрабанды.

Еще по теме 44.1. ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ:

  1. Либерализация во внешней торговле
  2. Либерализация внешней торговли
  3. § 3. Либерализация внешней торговли и протекционизм
  4. 16. Современные особенности процесса либерализации мировой торговли
  5. ККоровин А.А.. ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ ТОВАРАМИ, ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ, ВНЕШНЕЭКОНОМИЧКСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕСПУБЛКИ БЕЛАРУСЬ, ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕШНЕЙ ТОРВГОВЛИ ТОВАРАМИ, 2014
  6. Выигрыш от внешней торговли
  7. ТОРГОВЛЯ ВНЕШНЯЯ
  8. ГЛАВА 38. МЕЖДУНАРОДНАЯ (ВНЕШНЯЯ) ТОРГОВЛЯ
  9. Внешняя торговля
  10. ГЛАВА 41. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ
  11. 22. ТЕОРИИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ
  12. Внешняя торговля
  13. Структура внешней торговли России
  14. ГЛАВА 19. СТАТИСТИКА ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ
  15. Внешняя торговля
  16. 38.3. РОЛЬ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ
  17. Внешняя торговля
  18. 11.2.4. Политика государства во внешней торговле
  19. Вопрос 78 Внешняя торговля
  20. 13.3. Государственная политика в области внешней торговли

Этот аккаунт заблокирован

Свяжитесь с отделом оплат или технической поддержки как можно скорее.

Либерализация внешней торговли в России в переходный период экономики

Либерализация внешней торговли

Сохрани ссылку в одной из сетей:

  1. Этапы либерализации внешней торговли……………………………….5-7

  1. Развитие внешней торговли после либерализации…………………….8-15

Заключение………………………………………………………………16-17

Списокиспользованной литературы……………………………………18

ВВЕДЕНИЕ

На протяжениястолетий внешняя торговля была и естьосновой международных экономическихотношений. Для экономического роста иразвития слаборазвитых стран в постоянноразвивающейся мировой экономике оченьважное значение имеет внешняя торговля.

Как проходилалиберализация внешней торговли в России?Что вообще такое либерализация? Какуюроль она сыграла в переходный период?На эти и ряд других вопросов я постараюсьответить в своём реферате на тему“Либерализация внешней торговли ”.

На мой взгляд,эта тема очень актуальна, так кактрансформация экономической системыи проведенные реформы в переходныйпериод оставили свой исторический следв экономике, который, несомненно,отразился на ее развитии.

Почему явыбрала именно эту тему? Во-первых, мнебыло очень интересно самой разобратьсяв экономической жизни Росси, во-вторых,я думаю, что мне как россиянке гораздолегче понять и изучить экономическиепроцессы, происходящие в России, нежеличем происходящие в какой-либо другойстране.

Переходныйпериод в экономике – это историческинепродолжительный отрезок времени, втечение которого завершается демонтажадминистративно-командной системы иформируется система основных рыночныхинститутов.

Одной изосновных и относительно простых формдемонтажа прежней системы выступаетлиберализация, т. е. отмена ограниченийи запретов, относящихся к хозяйственнойдеятельности(в моем случае – либерализациявнешней торговли, т.е. отмена прежнейгосударственной монополии внешнейторговли).

Цель моегореферата – показать, как проходилалиберализация внешней торговли в Россиив переходный период экономики.

Основныезадачи:

  1. ознакомится с этапами развития либерализации внешней торговли в России;

  2. рассмотреть, как развивалась внешняя торговля после ее либерализации;

  3. выявить, какую же роль либерализация сыграла во внешней торговле.

  1. Либерализация внешней торговли.

  1. Политическая реформа во внешней торговле.

Впроцессе перехода к рыночной экономикеважное значение имело проведение рядавнутриэкономических реформ (либерализация,переu001fстройка государственных финансови банковской системы, приватизаu001fция ит.д.) и, конечно же, макроэкономическаястабильность.

Содной точки зрения, либерализациявнешней торговли помогала добиватьсяи макроэкономической стабильности, ипоследующей струкu001fтурной перестройкиэкономики, тем самым приближая уровеньвнутренних цен к внешним, делая рыноквнутри страны более конкурентноспособным.

Сдругой точки зрения, большинствовнутриэкономических проблем, с которымив переходный период времени сталкивалисьразличные страны – спад производства,следовательно, рост безработицы, кризисыв сфере платежей – прямым образом связанос действием факторов внешней экоu001fномики.

Традиционные хозяйственные связи,которые десятилетиями складывалисьмежду республиками, входившими в составСССР и между странами — членами СЭВ,разрушились, а отдельные технологическиецепочки и некоторые единые рынки сбытаразрушили государственными границами.

Для того чтобы восстановить старые иналадить новые связи, необходимо решатьтаможенные, валютные и другие внешнеторговыепроблемы в торговле с ближним и дальнимзарубежьем.

Исходяиз рекомендаций международныхэкономических организаций и опытамногих стран, либерализация внешнейторговли должна была стать действенныминструментом структурной перестройкиэкономики, повышением конкурентоспособностии эффективности научного произu001fводств.

  1. Этапы либерализации внешней торговли.

Либерализациявнешней торговли прошла в своем развитиитри этапа.

Первыйэтап(1991-1993гг.). Регулированиеэкспорта на данном этапе осуществлялосьглавным образом нетарифными методами(квотирование и лицензирование). импорта-преимущественно методами валютнойполитики.

Этот этаплиберализации включал в себя:

  1. Снятие ограничений на экспорт готовой продукции при сохранении количественных и тарифных ограничений на вывоз топливно- сырьевых товаров, установленных постановлениями Правительства РФ от 31.12.1991.г.

    №90 «о лицензировании и квотировании экспорта и импорта товаров (работ, услуг) на территории РФ в 1992 году».

    Экспортные пошлины на топливно-сырьевые товары носили фискальный характер (учитывая громадный разрыв между внутренней и экспортной ценой, величина экспортных пошлин, составлявшая 20-30 % от мировой цены, была недостаточной для ограничения вывоза) и стали особым источником доходов государственного бюджета.

  2. Либерализацию валютного курса в целях прекращения скрытого субсидирования импорта в ущерб отечественным производителям. На практике переход к единому курсу рубля привел к резкому его падению по отношению к доллару США.

  3. Сокращение объема производства осуществляемых на централизованной основе экспортно-импортных операция, составившего в 1991 г.30 млрд.долл., в 1992 г.- 20млрд.долл.,а в 1993г.-15 млрд.долл.

ВВЕДЕНИЕ

На протяжения столетий внешняя торговля была и есть основой международных экономических отношений. Для экономического роста и развития слаборазвитых стран в постоянно развивающейся мировой экономике очень важное значение имеет внешняя торговля.

Как проходила либерализация внешней торговли в России? Что вообще такое либерализация? Какую роль она сыграла в переходный период? На эти и ряд других вопросов я постараюсь ответить в своём реферате на тему “Либерализация внешней торговли ”.

На мой взгляд, эта тема очень актуальна, так как трансформация экономической системы и проведенные реформы в переходный период оставили свой исторический след в экономике, который, несомненно, отразился на ее развитии.

Почему я выбрала именно эту тему? Во-первых, мне было очень интересно самой разобраться в экономической жизни Росси, во-вторых, я думаю, что мне как россиянке гораздо легче понять и изучить экономические процессы, происходящие в России, нежели чем происходящие в какой-либо другой стране.

Переходный период в экономике – это исторически непродолжительный отрезок времени, в течение которого завершается демонтаж административно-командной системы и формируется система основных рыночных институтов.

Одной из основных и относительно простых форм демонтажа прежней системы выступает либерализация, т. е. отмена ограничений и запретов, относящихся к хозяйственной деятельности(в моем случае – либерализация внешней торговли, т.е. отмена прежней государственной монополии внешней торговли).

Цель моего реферата – показать, как проходила либерализация внешней торговли в России в переходный период экономики.

Основные задачи:

  1. ознакомится с этапами развития либерализации внешней торговли в России;

  2. рассмотреть, как развивалась внешняя торговля после ее либерализации;

  3. выявить, какую же роль либерализация сыграла во внешней торговле.

  1. Либерализация внешней торговли.

  1. Политическая реформа во внешней торговле.

В процессе перехода к рыночной экономике важное значение имело проведение ряда внутриэкономических реформ (либерализация, переu001fстройка государственных финансов и банковской системы, приватизаu001fция и т.д.) и, конечно же, макроэкономическая стабильность.

С одной точки зрения, либерализация внешней торговли помогала добиваться и макроэкономической стабильности, и последующей струкu001fтурной перестройки экономики, тем самым приближая уровень внутренних цен к внешним, делая рынок внутри страны более конкурентно способным.

С другой точки зрения, большинство внутриэкономических проблем, с которыми в переходный период времени сталкивались различные страны – спад производства, следовательно, рост безработицы, кризисы в сфере платежей – прямым образом связано с действием факторов внешней экоu001fномики.

Традиционные хозяйственные связи, которые десятилетиями складывались между республиками, входившими в состав СССР и между странами — членами СЭВ, разрушились, а отдельные технологические цепочки и некоторые единые рынки сбыта разрушили государственными границами.

Для того чтобы восстановить старые и наладить новые связи, необходимо решать таможенные, валютные и другие внешнеторговые проблемы в торговле с ближним и дальним зарубежьем.

Исходя из рекомендаций международных экономических организаций и опыта многих стран, либерализация внешней торговли должна была стать действенным инструментом структурной перестройки экономики, повышением конкурентоспособности и эффективности научного произu001fводств.

  1. Этапы либерализации внешней торговли.

Либерализация внешней торговли прошла в своем развитии три этапа.

Первый этап(1991-1993гг.). Регулирование экспорта на данном этапе осуществлялось главным образом нетарифными методами (квотирование и лицензирование). импорта- преимущественно методами валютной политики.

Этот этап либерализации включал в себя:

  1. Снятие ограничений на экспорт готовой продукции при сохранении количественных и тарифных ограничений на вывоз топливно- сырьевых товаров, установленных постановлениями Правительства РФ от 31.12.1991.г.

    №90 «о лицензировании и квотировании экспорта и импорта товаров (работ, услуг) на территории РФ в 1992 году».

    Экспортные пошлины на топливно-сырьевые товары носили фискальный характер (учитывая громадный разрыв между внутренней и экспортной ценой, величина экспортных пошлин, составлявшая 20-30 % от мировой цены, была недостаточной для ограничения вывоза) и стали особым источником доходов государственного бюджета.

  2. Либерализацию валютного курса в целях прекращения скрытого субсидирования импорта в ущерб отечественным производителям. На практике переход к единому курсу рубля привел к резкому его падению по отношению к доллару США.

  3. Сокращение объема производства осуществляемых на централизованной основе экспортно-импортных операция, составившего в 1991 г.30 млрд.долл., в 1992 г.- 20млрд.долл.,а в 1993г.-15 млрд.долл.

Что такое «либерализация торговли»

Либерализация торговли – это устранение или сокращение ограничений или барьеров на пути свободного обмена товарами между странами. Это включает устранение или снижение тарифных препятствий, таких как пошлины и надбавки, а также нетарифные препятствия, такие как правила лицензирования, квоты и другие требования. Ослабление или искоренение этих ограничений часто называют поощрением «свободной торговли».

РАЗВЛЕЧЕНИЕ «Либерализация торговли»

те, кто против либерализации торговли утверждают, что это может стоить рабочих мест и даже жизни, поскольку более дешевые товары наводняют рынок, который порой не может проходить те же проверки качества и безопасности, которые требуются внутри страны. Сторонники, однако, говорят, что либерализация торговли в конечном итоге снижает потребительские издержки, повышает эффективность и способствует экономическому росту.

Наряду с сокращением числа ограничений, существовавших у правительства, либерализация торговли также устраняет любые стимулы, которые могли присутствовать на рынке. Противоположная позиция, протекционизм, обеспечивает строгие стандарты и регулирование на рынке.

Каковы плюсы либерализации внешней торговли?

  • Экономический рост всегда приветствуется странами. Даже когда налоги, тарифы и другие ограничения на торговлю строго регулируются, а не полностью устраняются, все участвующие стороны получают экономическую выгоду. Из-за НАФТА (Североамериканское соглашение о свободной торговле), Торговое представительство США оценивает, что экономический рост был на 0,5% выше, чем в том случае, если бы соглашение о свободной торговле не было активным.
  • Снижение налогов и барьеров для входа увеличивает возможности для бизнеса. Средства ограничения заключены в торговых соглашениях в законах по защите местного бизнеса. Когда эти защиты снимаются, результат имеет тенденцию благоприятствовать потребителю, поскольку на местном уровне может возникнуть большая конкуренция со стороны глобальных организаций. Это уменьшает стагнацию на рынках, хотя и рискует исключить малые предприятия из деятельности. Более низкие налоги и меньше барьеров для входа также могут снизить цены для клиентов.
  • Это создает возможности для прямых иностранных инвестиций. Когда существует меньше барьеров для торговых соглашений, иностранные компании создают партнерства, инвестируют и даже напрямую выходят на новые рынки, потому что есть шанс на более высокую прибыль. Это помогает изолированным странам развивать свою экономическую инфраструктуру. Такие страны, как США и Канада, используют соглашения для сохранения экономических выгод, способствуя повышению уровня жизни каждого.
  • Больше опыта вносится в процесс. Глобальные компании, как правило, имеют больший опыт в своей области, чем местные компании, работающие на региональном уровне внутри страны. Это означает, что специальные работы могут выполняться с меньшими затратами, может быть повышена эффективность в операционных системах и потребуется меньше ресурсов для производства товаров или услуг. Местные компании могут даже учиться у глобальных компаний и перенимать их наиболее успешные практики путем прямого наблюдения.
  • Это снижает государственные расходы. Местные отраслевые сегменты, такие как сельское хозяйство, часто субсидируются местными органами власти. Внедряя новые практики и повышая эффективность в системах распределения, правительство должно предоставлять меньше денег, чтобы цены были доступными на местном уровне. Это означает, что налоговые поступления могут быть направлены на инфраструктуру, социальные программы, оборону или другие нужды общества.
  • Передача ресурсов наиболее продуктивным людям и организациям. Люди, которые являются лучшими в своем деле, будут иметь больше возможностей добиться успеха в условиях свободной торговли. Это означает, что любой из них сможет осуществить свои мечты из-за желания организаций работать с лучшими. Компании следуют этому принципу, имея возможность разрабатывать или получать доступ к новым технологиям или передовым методам, помогающим местной экономике развиваться. Когда происходит такой рост, возникает больше возможностей для трудоустройства.

Внешняя торговля

Цели либерализации

Внешнеторговая либерализация играет важную роль, особенно для переходной (транзитивной) экономики. Развитие рыночной экономики невозможно без либерализации внешней торговли. Любая развитая страна мира должна быть вовлечена в мировой рынок, поскольку от этого во многом зависят:

  • платежный баланс страны,
  • приток необходимых экономике потребительских и инвестиционных товаров,
  • курс национальной валюты,
  • инвестиционный климат,
  • уровень инфляции и покупательная способность населения,
  • развитие конкуренции,
  • импорт новых технологий,
  • и многие другие важные аспекты.

Основные цели либерализации внешней торговли:

  • выход национальных производителей на внешние рынки
  • ужесточение конкуренции между национальными производителями и иностранными, которое побуждает отечественные предприятия снижать издержки, инвестировать в расширенное воспроизводство, повышать качество товаров и услуг, а также расширять их ассортимент (это в итоге приводит к росту экономики на макроуровне)
  • повышение конкурентоспособности национального производства, приведение его качества к мировым стандартам
  • развитие предпринимательства
  • импорт структуры мировых цен, ведущее к более рациональному ценообразованию на национальном рынке
  • открытие для национальных производителей новых рынков сбыта (маркетинг)
  • заимствование навыков эффективного менеджмента и т. д.

На ранней стадии экономических преобразований либерализация внешней торговли – вынужденная и необходимая мера для долгосрочного достижения макроэкономической стабильности и начала структурных реформ. Когда экономика страны становится более открытой, она теснее интегрируется в мировой рынок. Для этого правительство и законодатели увязывают внешнеторговый режим страны мировыми стандартами (в том числе с нормами Всемирной торговой организации, ВТО). С другой стороны, правительствам развивающихся стран следует понимать, что либерализация не должна быть самоцелью, а, скорее, средством достижения стратегических целей устойчивого экономического роста и развития.

Замечание 2

По мере развития рыночной экономики, стоящие перед государством задачи в сфере внешнеторговой политики, могут значительно меняться (как в сторону большего протекционизма или же фритредерства). В идеале, краткосрочные проблемы, связанные с макроэкономической стабилизацией, улучшением платежного баланса, пополнением госбюджета, устранением дефицита на товарном рынке и т. д. постепенно уступают место долгосрочным целям, связанным с качественными изменениями структуры экономики, инвестиционной привлекательностью и увеличением роли наукоемких производств в ВВП.

Плюсы либерализации торговли

Либерализация торговли способствует развитию рынка свободной торговли. Это позволяет товарам пересекать международные линии без каких-либо барьеров регулирования или связанных с ними издержек. Это может сделать его более экономичным для тех, кто хочет импортировать или экспортировать товары с другими странами, и, в конечном итоге, может привести к снижению затрат для потребителей из-за более низких сборов и дополнительной конкуренции.

Он может также обеспечить механизм, посредством которого нация может специализироваться на производстве определенного блага, в котором оно имеет преимущество. Это может привести к снижению издержек производства, что также может привести к экономии для потребителей.

[править] Примечания

  1. Кувалин Д. Б. Экономическая политика и поведение предприятий: механизмы взаимного влияния. Главы 1-4
  2. Кувалин Д. Б. Экономическая политика и поведение предприятий: механизмы взаимного влияния. Главы 1-4
  3. Полтерович В. М. Институциональные ловушки и экономические реформы // Экономика и математические методы. 1999. Т. 35. № 2
  4. Полтерович В. М. «Стратегии институциональных реформ. Китай и Россия» // «Экономика и математические методы», 2006, Т. 42, № 2
  5. Полтерович В. М. Современное состояние теории экономических реформ // Экономическая наука современной России, 2008, № 1(40)
  6. Полтерович В. М.Трансплантация экономических институтов. // Экономическая наука современной России. 2001. № 3
  7. Лукьянова Н. В. Ценовые пропорции и развитие российской экономики // Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. 2004. Т. 2. С. 56-76.
  8. Лукьянова Н. В. Ценовые пропорции и развитие российской экономики // Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. 2004. Т. 2. С. 56-76.
  9. Македонский А. С. Моделирование инфляции в России в 1992—2002 гг. с использованием показателей денежной массы, валютного курса рубля и дефицита бюджетной системы // Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. 2005. Т. 3. С. 366—380.
  10. Панфилов В. С., Шокин И. Н., Шураков А. Г. Государство в российском нефтегазовом секторе // Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. 2006. Т. 4. С. 12-33.

Категории: Либерализация внешней торговли | История внешней торговли России

Против либерализации торговли

Либерализация торговли может негативно повлиять на некоторые предприятия внутри страны. Это может включать усиление конкуренции со стороны иностранных производителей, а также снижение местной поддержки для определенных отраслей. В некоторых средах также могут быть более высокие риски, если предметы или сырье собираются из стран с более низкими экологическими стандартами.

Либерализация торговли может также представлять особую угрозу развивающимся странам или экономикам, поскольку они, вероятно, не могут эффективно конкурировать с более развитыми экономиками или странами. Это может снизить местное промышленное разнообразие или может привести к отказу некоторых недавно развитых отраслей промышленности в конкретной экономике.

Либерализация образования и торговли

Часто видно, что страны с более развитым образованием более эффективно адаптируются к экономике свободной торговли, чем другие.Это связано с способностью рынка труда адаптироваться к меняющимся требованиям и способностью производственных объектов переключать свое внимание на более востребованные товары. Страны с более низкими уровнями образования или средними могут бороться с адаптацией к меняющейся экономической среде.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...