Транспортные расходы в смете – это надбавка к стоимости материалов и оборудования на их доставку до стройки.

ТСН 2001.13 «Территориальные сметные нормативы для Москвы. Глава 13. Правила определения сметной стоимости оборудования»

Заготовительно-складские расходы на материалы

Под сметной стоимостью понимают совокупное значение денежных средств, необходимых для реализации строительных работ и возведения конкретного объекта. По сметной стоимости определяется значение капитальных вложений, которые потребуются на этапе финансирования строительных активов.

Сметная документация формируется на стадии проектирования и планирования. В ее состав включается комплекс локальных смет, расчетов, объектных и сводных смет, сводок по затратам. Сметы составляются по текущим ценам, стоимость может определяться несколькими способами:

  • ресурсным методом, предусматривающим проведение калькуляции потребности в натуральных единицах измерения с переводом их в денежное выражение по текущим (или прогнозным) ценам;

  • ресурсно-индексный подход – объединяет ресурсную методику с практикой применения индексации ресурсов и позволяет использовать реальные цены, действующие на момент выполнения работ;

  • базисно-индексный вариант – применяются текущие и прогнозные индексы;

  • по укрупненным сметным нормативам.

Основной нормативный документ, которым определяются заготовительно-складские расходы на материалы – МДС 81-35.2004 «Методика определения стоимости строительной продукции», который введен в действие с марта 2004 года. Дополнительно надо руководствоваться Приказом Минстроя от 20.12.2016 г. № 1001/пр, утвердившим методику определения сметных цен на материалы и иные расходы. Величина ЗСР (заготовительно-складских расходов) выводится в процентном отношении к стоимости материалов, оборудования, возводимых конструкций. В расходы на материалы закладывается их отпускная цена, величина наценки и таможенных платежей, стоимость услуг по транспортировке, погрузке и разгрузке.

Заготовительно-складские расходы учитывают затраты, возникающие у подрядчика при доставке и хранении материалов, включая оборудование. В эту категорию издержек входит стоимость аренды складских помещений, зарплата кладовщика и другого обслуживающего персонала.

Что представляют собой заготовительно-складские расходы, сказано в п. 4.64 МДС 81-35.2004. Калькуляция стоимости ЗСР производится на этапе формирования локальных смет. В них не должны входить суммы по косвенным налогам, закладываемые в отпускные цены материалов. Если учет материальных активов ведется по текущим ценам, исходные данные для расчетов берутся по данным производителей и поставщиков таких ресурсов. Если за основу принимаются базисные цены, то они берутся из отраслевых, региональных или федеральных каталогов сметных цен по конкретным видам материалов.

При составлении сметы отпускные цены принимаются без учета НДС (п. 4.1 Приказа № 1001/пр). По нормам п. 3.3.12 применявшегося ранее МДС 81.2-99 заготовительно-складские расходы на материалы в смете в процентах принимались в следующем размере от стоимости материальных активов с учетом величины транспортных издержек:

  • когда речь идет о стройматериалах, отдельных конструкциях (но не металлоконструкциях) – 2%;

  • в отношении металлических конструкций – 0,75%;

  • пропорция ЗСР к стоимости оборудования равна 1,2%.

На сегодня регламентирующим документом является Приказ Минстроя от 08.02.2017 г. № 77/пр о методике применения сметных цен. В п. 6.4.5 Приказа сказано, что в стоимость материальных ресурсов обязательно включаются ЗСР, цена перевозки и сметная цена материала. При этом заготовительно-складские расходы на оборудование в смете рекомендуется принимать из расчета 1,5%, хотя остальные нормы расчеты ЗСР остались прежними. Такие разночтения в значениях процентных показателей для заготовительно-складских расходов по оборудованию объясняются опечаткой – в Письме Главгосэкспертизы РФ от 24.10.2017 № 01-01-17/7342-ИЛ акцентируется внимание на сохранении процента на уровне 1,2%, как это было утверждено ранее МДС 81.2-99.

1. Общие положения

1.1. В сметных расчетах и сметах на строительствопредприятий, зданий и сооружений должна учитываться стоимость предусмотренногопроектом (рабочим проектом) оборудования (монтируемого и немонтируемого),необходимого для обеспечения деятельности предприятий, а также эксплуатациизданий и сооружений, в том числе:

– технологического, энергетического,подъемно-транспортного, насосно-компрессорного и другого оборудования;

– приборов, средств автоматизации исвязи;

– транспортных средств, включаяпринимаемый на баланс застройщика подвижной состав для перевозки грузов пожелезнодорожным путям, предусмотренным проектом, а также специальныйжелезнодорожный подвижной состав, не передаваемый на баланс МПС, и другие видытранспортных средств для перевозки немассовых грузов;

– машин по уборке территорий и цехов;

– оборудования средств пожаротушения;

– оборудования электронно-вычислительныхцентров, лабораторий, мастерских различного назначения, медицинских кабинетов;

– оборудования для первоначальногооснащения вновь вводимых в действие общежитий, объектов культуры,здравоохранения, торговли.

1.2. Сметная стоимость оборудования определяетсяфранко-приобъектный склад или место передачи оборудования в монтаж на основеотпускных цен, применяемых при составлении сметной документации и плановкапитального строительства.

1.3. К оборудованию относятся технологические линии,станки, установки, аппараты, машины, механизмы, приборы и т.п. устройства, совершающиеразличные процессы, как технологические, в результате которых производитсяэнергия, создается полуфабрикат, готовый продукт или обеспечивается ихперемещение, так и сопутствующие им, обеспечивающие автоматизацию управлениятехнологическими процессами, функции связи, контроля и другие.

Коборудованию следует также относить:

– поставляемые в комплекте с основнымоборудованием обвязочные трубопроводы, арматуру, металлические конструкции,мерные с разделанными концами участки кабелей;

– первоначальный фонд инструмента,технологической оснастки и инвентаря, необходимых для эксплуатации вводимых вдействие предприятий, зданий и сооружений;

1.4. Всеприменяемое оборудование по условиям изготовления разделяется на:стандартизированное, нестандартизированное, нестандартное (нетиповое).

1.4.1. Кстандартизированному оборудованию относится все серийно выпускаемоепромышленностью оборудование (или подлежащее серийному выпуску) по действующимчертежам, нормалям, ГОСТам, техническим условиям.

* Оборудование, мебель и инвентарь в дальнейшем именуется«оборудование».

** Строительство новых, расширение, реконструкция итехническое перевооружение действующих предприятий, зданий и сооружений вдальнейшем именуется «строительство предприятий, зданий и сооружений».

1.4.2. К нестандартизированному оборудованию относитсяоборудование, изготовленное в разовом порядке, по специальным техническимусловиям, по единичным заказам, применяемое лишь в силу особых техническихрешений в проекте на строительство.

1.4.3. Нестандартным (нетиповым) считается оборудование,имеющие отклонения от нормализованных типоразмеров оборудования,предусмотренных стандартами или техническими условиями, изготовляемое поособому требованию заказчика.

1.5. Поставка оборудования осуществляется в соответствиисо стандартами и техническими условиями, как правило, комплектно, то есть наплощадку строительства прибывают все необходимые части и детали данногооборудования, обеспечивающие его нормальную работу. Исключение составляютслучаи, когда ГОСТами и техническими условиями предусмотрена поставка данногооборудования без отдельных комплектующих изделий.

1.6.Оборудование разделяется на:

– габаритное, размеры которого меньшепредельных внешних очертаний, определяющих возможность транспортировки пожелезной дороге, а масса меньше предельной массы, установленной МПС;

– негабаритное, размеры и масса которогобольше норм, установленных МПС, даже если оно может быть перевезено водным илиавтомобильным транспортом без разборки.

1.7.Оборудование поставляется:

– габаритное – в собранном виде, послепрохождения на заводе-изготовителе предусмотренных стандартами или техническимиусловиями испытаний, с необходимым защитным покрытием (освинцеванием,гуммированием и др.);

– негабаритное – максимально укрупненнымиузлами (блоками), после прохождения на за­воде-изготовителе контрольной сборки,а в необходимых случаях – обкатки, стендовых и других ис­пытаний в соответствиис техническими условиями на его изготовление и поставку.

Понятие транспортно-заготовительных расходов (что такое ТЗР)

ТЗР – это совокупность издержек, имеющих отношение к заготовке, приобретению и транспортировке ресурсов (товаров, сырья, материалов и других ресурсов в овеществленной форме). Обычно к таким тратам причисляются:

Пройдите наш авторский курс по выбору акций на фондовом рынке →

обучающий курс

  • Доставка ресурсов.
  • Оплата страховки грузов.
  • Плата в виде пошлин на таможне.
  • Оплата по договорам с посредническими компаниями и снабженцами.
  • Финансирование погрузочно-разгрузочных услуг.
  • Содержание складских помещений и трудящегося на складских территориях персонала.
  • Трудовое вознаграждение сотрудников, заготавливающих, принимающих, обеспечивающих сохранность и отпуск овеществленных ценностей.
  • Такса за передержку ценностей в камерах хранения вокзалов, портов, аэропортов.
  • Командировочные затраты, имеющие отношение к приобретению ценностей.
  • Размер потерь, понесенных в рамках норм естественной убыли.

Перечень ТЗР представлен в Приказе Минфина России от 28.12.2001 N 119н. Каждая компания имеет право самостоятельно выделять статьи затрат, относящихся к доставке и заготовке, наиболее полно соответствующие роду ее деятельности. Эти издержки обязательно перечисляются в Учетной политике.

2. Основы определениясметной стоимости оборудования

2.1. Сметная стоимость оборудования определяется как суммавсех затрат на приобретение доставку этого оборудования на приобъектный складили место передачи оборудования в монтаж.

Составляющими сметной стоимости являются:

– отпускные цены, включающие в себястоимость запасных частей, стоимость тары, упаковки и реквизита*;

– транспортные расходы;

– заготовительно-складские расходы;

– стоимость шефмонтажа;

2.2. Основойдля определения стоимости оборудования в сметных расчетах и сметах настроительство в базисном уровне по состоянию на 1 января 2000 года являетсясметная стоимость оборудования, определённая в текущих ценах.

Сметная стоимость оборудования в текущемуровне цен, определённая на основе предложений поставщиков отечественногооборудования, заключённых контрактов или согласованных с заказчиком проектовконтрактов на поставку импортного оборудования, пересчитывается в базисныйуровень цен 2000 года в целом по объекту или виду работ с применениемотраслевых индексов изме­нения стоимости оборудования в текущем уровне цен кбазисному уровню цен. Стоимость импортного оборудования в текущих ценахопределяется в рублях по курсу Центрального банка России на дату составлениясметной документации. Отраслевые индексы изменения стоимости оборудования,применяемые для пересчёта сметной стоимости оборудования в текущем уровне цен вбазисный уровень цен, утверждаются Межведомственным советом по ценовой политикев строительстве на основе данных Госкомстата России.

* «Тара, упаковка и реквизит» в дальнейшем именуются «тара иупаковка».

Стоимость запасных частей

В сметной стоимости оборудования учитываются затраты на приобретение запасных частей, обеспечивающих работу оборудования в период гарантийного срока эксплуатации. Номенклатуру и количество запасных частей рекомендуется определять разработчику технической документации на оборудование.

Запасные части, как правило, включаются в комплект поставки оборудования, а их стоимость — в цену приобретения оборудования. В случае, когда запасные части не входят в комплект поставки оборудования, их стоимость учитывается дополнительно исходя из спецификации на запасные части по договорным ценам.

Если спецификации на запасные части отсутствуют, то стоимость запчастей в сметах может определяться в процентах от отпускных цен на оборудование по нормативам соответствующих федеральных органов исполнительной власти. При отсутствии конкретных нормативов стоимость запасных частей может приниматься в размере до 2 % от отпускных цен на оборудование.

3. Порядок учетатранспортных расходов

3.1. В сметной стоимости оборудования следует учитыватьтранспортные расходы, в которые включаются затраты на все транспортныеоперации, не учтенные в отпускных ценах на оборудование, кончая его выгрузкойна приобъектном складе строящегося предприятия, здания или сооружения.Указанные расходы следует учитывать на основании калькуляций (расчётов) сиспользованием данных о расстояниях перевозки оборудования от поставщиков доприобъектного склада заказчика и соответствующих тарифов на грузовые перевозки.

3.1.1. При невозможности определения транспортных расходовна основании транспортных калькуляций (из-за отсутствии данных о поставщикахоборудования) эти расходы в сметах могут учитываться в качестве лимита вразмере 3 процентов от отпускной стоимости оборудования с дальнейшей оплатой ихпо фактическим затратам на основе товаро-транспортных платёжных документов.

3.1.2. При перевозке водным и автомобильным транспортомкрупных негабаритных видов оборудования в не разобранном виде транспортныерасходы должны рассчитываться на основе данных проекта на перевозку, включающиезатраты на приспособление транспортных средств (барж, автомобилей, тягачей),устройство специальных причалов, усиление мостов, спрямление дорог, переносмешающих строений и др.

Стоимость выполнения проектных работ поразработке методов перевозки уникальных видов негабаритного оборудованияотносится на стоимость оборудования.

3.2. Припоставке импортного оборудования в соответствии с контрактом до приобъектногосклада (франко-хозяйство потребителя) транспортные расходы по такомуоборудованию отдельно в сметных расчетах и сметах не исчисляются.

4. Порядок учетазаготовительно-складских расходов

4.1.Затраты, связанные с комплектацией, размещением заказов на поставку, приемкой,учетом, хранением оборудования на складе и передачей его в монтаж, относятся кзаготовительно-складским расходам и учитываются в сметной стоимостиоборудования.

4.2. Нормы заготовительно-складскихрасходов на оборудование в процентах стоимости оборудования франко-приобъектныйсклад установлены в размере 1,2 %.

Расходы на комплектацию оборудования

Расходы на комплектацию оборудования могут учитываться в сметной стоимости, если комплектация производится подрядчиком или другой организацией по поручению заказчика-застройщика. Затраты на комплектацию рекомендуется определять расчетом в размере 0,5 — 1 % от отпускной цены на оборудование.

5. Порядок определенияи учета в сметной документации стоимости шефмонтажа оборудования

5.1.Шефмонтажом называется специальный технический надзор, осуществляемыйпредставителями заводов-поставщиков оборудования или по поручению этих заводов- представителями специализированных организаций, которым разрешено производитьшефмонтаж оборудования, за соблюдением технических требований при производствемонтажных работ.

Необходимость проведения шефмонтажаоборудования предусматривается соответствующими техническими условиями на егоизготовление.

5.2.Стоимость шефмонтажа учитывается в сметах в графе «Оборудование» на основе договорнойцены, установленной заказчиком и заводом-изготовителем оборудования.

Стоимость шефмонтажаимпортного оборудования определяется сметным расчетом с учетом только техзатрат, которые определены договором (контрактом), заключенным с иностраннойфирмой.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...