Твердая цена: что это, форма фиксирования договорной стоимости, определение твердых и ориентировочных цен по ГК РФ и закону 44-ФЗ

Согласно статистике в сфере SQA услуг, большинство клиентов QA компаний задумываются над тем, какой вид контракта лучше выбрать: «время и материалы» или

4.3.2. Контракты с фиксированной ценой.

Контракт с фиксированной ценой (fiхеd рriсе соntrасt, FРС) является договором, при котором одна из сторон платит фиксированную сумму другой за исполнение проекта, удовлетворяющее оговоренным стандартам качества. Фиксированная цена обычно устанавливается в результате процедуры конкурентных торгов. Подрядчики не получают бонусов за достижение более высоких стандартов качества, однако в договор обычно включается условие о взимании штрафа за заниженное по сравнению с оговоренным уровнем качество. Безусловно, в целях предотвращения оппортунистического поведения со стороны поставщика штрафы должны быть достаточно высокими по сравнению с общей стоимостью контракта; в противном случае исчезает возможность предотвратить снижение качества подрядчиком[102].

В условиях FРС подрядчик несет все издержки, связанные с исполнением договора и предоставлением необходимых услуг или товаров. Таким образом, подрядчик может выиграть за счет возможного снижения своих издержек при условии сохранения надлежащего качества. Из этого следует, что FРС стимулирует инвестиции подрядчика в меры по снижению затрат. Вместе с тем в условиях данного контракта подрядчик несет все риски, связанные с повышением производственных издержек по сравнению с уровнем, предусмотренным при подаче заявки, поэтому контроль производственных издержек является очень важным для подрядчика. Другими словами, подрядчик должен составить бюджет таким образом, чтобы непредвиденные обстоятельства не стали определяющим фактором при расчете реальных производственных затрат. Подобная ситуация обычно возникает, когда проект не очень сложен и рынки соответствующей продукции не сильно страдают от непредвиденных и потенциально неблагоприятных потрясений.

Категория контрактов с фиксированной ценой также включает в себя несколько разновидностей. Одним из примеров FРС является контракт с фиксированной ценой и экономической корректировкой цены (FРС with есоnоmiс рriсе аdjustmеnt, FРСРА), в котором учитываются колебания входных цен (цены установлены подрядчиком на дату заключения контракта) средств производства (труда и материалов) за время исполнения контракта. Корректировка обычно проводится в соответствии с индексами цен, четко оговоренными в контракте[103]. Логика использования данного типа контракта заключается в снижении рисков подрядчика. Таким образом, FРСs применимы для проектов небольшой сложности и неопределенности, т. е. для закупки стандартизованных товаров и услуг. Если реальные производственные издержки проекта зависят, в основном, от инвестиций или иных действий подрядчика по снижению затрат (или увеличению качества) и практически не зависят от внешних условий, закупщику выгодно возложить на поставщика всю ответственность по снижению издержек, создавая таким образом систему стимулирования, учитывающую интересы обеих сторон[104]. Следующий пример, взятый из проведенного итальянским закупочным агентством Соnsiр тендера, иллюстрирует некоторые обстоятельства, в которых контракт с фиксированной ценой может стать наиболее предпочтительной формой договора.

Пример 4.1. Стандартный пакет программного обеспечения и услуги службы технической поддержки.

Группа местных исполнительных органов решила приобрести пакет программного обеспечения для обработки финансовых данных (например, движения денежных средств) совместно с централизованной службой технической поддержки. Характеристики пакета ПО и связанные издержки (к примеру, на закупку лицензий) были относительно предсказуемыми. Данный контракт заключался не для разработки нового программного обеспечения, а для предоставления существующих стандартных приложений конечным пользователям.

Потенциальные поставщики оценивались как разнородные в отношении их возможности обеспечить определенный уровень качества пакета «ПО + служба технической поддержки». Источники возможного оппортунистического поведения были сосредоточены, в основном, в настройке и управлении службой поддержки. Предположим, что у одного из пользователей возникли проблемы с активизацией определенной функции программы. Он решает позвонить в службу технической поддержки. Как долго ему придется ждать ответа оператора? При составлении контракта закупочное агентство приняло эти обстоятельства во внимание и решило ех аntе (заранее) включить в договор минимальные стандарты качества службы техподдержки. К примеру, оператор должен ответить на запрос в течение х минут. Подобное условие не только может наблюдаться обеими сторонами (подрядчиком и пользователем), но его выполнение может быть проверено: за разумную стоимость был разработан механизм мониторинга (запись телефонных звонков), обеспечивающий доказательства, которые могут быть использованы в суде в случае официальной жалобы от одной из сторон.

Характер контракта становится в таком случае достаточно ясным, что позволяет сделать некоторые практические выводы. Поскольку внутренние характеристики пакета программного обеспечения были стандартны, производственные издержки прогнозируемы и неподвластны внешним непредвиденным обстоятельствам, стороны могли наблюдать и проверять минимальные стандарты качества службы поддержки, а каждый потенциальный поставщик был в состоянии разумно оценить затраты на запуск такого сервиса. Таким образом, общая стоимость предоставления ПО и услуг техподдержки могла быть оценена ех аntе с довольно высокой точностью конкурирующими поставщиками. В связи с этим было решено использовать контракт с фиксированной ценой для его присуждения в ходе конкурентных торгов. Контракт состоял из фиксированной цены на пакет «ПО + служба техподдержки», а также из системы штрафов, взимаемых ех роst, если качество оказанной услуги постфактум окажется ниже установленных минимальных стандартов.

Пример 4.2. Частно-государственное партнерство в строительной отрасли.

Распространенной формой частно-государственного партнерства (ЧГП) для предоставления коммунальных услуг в Великобритании является форма, включающая закупку связанных с объектом недвижимости (школа, больница, дорога) услуг на фиксированное количество лет. Подрядчик, обычно представляющий консорциум компаний, берет на себя ответственность на всех стадиях проекта – при проектировании, строительстве и обслуживании объекта, а также при финансировании проекта за установленную комиссию на протяжении определенного количества лет. Таким образом, подрядчик несет все риски, связанные с превышением уровня затрат, но также и выигрывает в случае любого снижения издержек за счет улучшения объекта или проектной документации. По данным Государственного департамента аудита [Nаtiоnаl Аudit Оffiсе, 2005], строительные проекты, осуществляемые ЧГП, в среднем на две трети (в процентах от количества проектов) лучше обслуживаемых традиционно проектов по соблюдению сроков и бюджета.

Приведенные примеры подчеркивают преимущества контрактов с фиксированной ценой (FРСs) в плане обеспечения стимулов к сокращению затрат. Тем не менее именно из-за этого механизма стимулирования контракты с фиксированной ценой не стоит применять в ситуациях, когда качество не поддается проверке. Обладая достаточной мотивацией к снижению издержек, подрядчик может сокращать свои затраты на непроверяемые действия, тем самым за счет покупателя ухудшая качество. Если же подрядчик имеет возможность что-либо выиграть от предоставления непроверяемых услуг (например, повысить свою репутацию), и он действительно мог бы обеспечить высокое качество, если бы не давление для снижения затрат, то и в этой ситуации контракты с фиксированной ценой не являются наиболее эффективной формой закупочного договора. Как мы увидим в разделе 4.4, есть и другие способы (неформальный (негласный) договор (imрliсit соntrасt)) для закупщика побудить подрядчика к обеспечению непроверяемого качества поставки.

Контракт с фиксированной ценой

Контракт с фиксированной ценой – это договор, в котором оговаривается цена за определенное количество работы, независимо от фактической стоимости ее выполнения. Существуют следующие подтипы данного контракта:

  • Контракт с фиксированной ценой плюс вознаграждение – контракт, определяющий стоимость определенного количества работ, независимо от фактической стоимости их выполнения. К тому же, по достижению определенных критериев работы, клиент должен выплатить оговоренную премию.
  • Контракт с фиксированной ценой — стоимость и спектр работ определены перед началом работы и остаются неизменными.
  • Контракт с фиксированной ценой с возможностью последующей корректировки – данный вид контракта удобен, если выполнение работ будет продлено на определенный период, во время которого требования могут измениться.

Типы контрактов

Постановление о федеральных закупках США (FAR) предусматривает следующие типы контрактов с фиксированной ценой:

  • Контракт с твердо фиксированной ценой (FAR 16.202)
  • Контракт с фиксированной ценой и корректировкой экономической цены (FAR 16.203)
  • Контракт с фиксированной ценой с предполагаемым пересмотром цены (FAR 16.205)
  • Контракт с фиксированной максимальной ценой с ретроактивным пересмотром цены (FAR 16.206)
  • Срочный контракт с твердой фиксированной ценой и уровнем усилий (FAR 16.207)
  • Поощрительный контракт с фиксированной ценой (FAR 16.403)
  • Контракт с фиксированной ценой (твердая цель) (FAR 16.403-1)
  • Контракт с фиксированной ценой (последовательные цели) (FAR 16.403-2)
  • Контракт с фиксированной ценой и вознаграждением (FAR 16.404).

Экономическая корректировка цен может учитывать увеличение или уменьшение установленного и согласованного уровня цен, фактических затрат или индекса цен.

Твердая цена в понимании ГК РФ и Закона о контрактной системе в сфере государственных закупок №44-ФЗ

В статье 709 ГК РФ сказано, что под твердой ценой принято понимать ту стоимость, в которую обойдется исполнение условий предварительно составленного соглашения, если стороны не договорились о других условиях относительно оплаты. Она является фиксированной, а поэтому изменениям не подвергается.

Когда дело касается государственных закупок и заказчиков, то нужно учитывать мнение закона 44-ФЗ от 2013 года. В нем закрепляется норма о том, что для всех контрактов, оплачиваемых из бюджета, стоимость продукции или услуг является фиксированной на весь оговоренный период. Возможность корректировок появляется только в ситуациях, которые предусмотрело Правительство РФ в специальном Постановлении, ст. 34 закона 44-ФЗ.

Установление того или иного ценового уровня осуществляется посредством различных способов:

  • установление фиксированной стоимости осуществляется в строго регламентированном размере, который не подлежит никаким колебаниям, даже если на то возникли существенные причины;
  • определяется ориентировочный ценник, по которому и производятся итоговые расчетные мероприятия (с возможными погрешностями и отклонениями).

Договор подряда2Обе стороны на базе ст. 450 ГК РФ имеют правомочие на изменение любых условий договора, включая установленную стоимость (твердую). При достижении компромисса, корректировки могут быть реализованы через государственный контракт, договор приобретения-продажи, соглашение на оказание работ/услуг, дополнительные соглашения к ним и т. д.

Чаще всего, твердая цена представляет собой стоимость, которая зафиксирована в определенном значении и имеет привязку к сроку, фигурирующему в контракте. Если  сторонами сделки точная дата не определена или не назначена, за нее принимается день начала действия соглашения.

Условие, связанное с применением фиксированных цен, является весьма неудобным и рискованным, в первую очередь, для самого подрядчика. Ведь никто не застрахован от рисков в процессе выполнения работ, услуг, особенно, если они продолжительны по времени. В данном случае исполнитель лишен права на односторонний отказ от исполнения условий договора (ст. 310 ГК РФ), даже если увидел изменение обстоятельств. Если клиент не согласен с пересмотром стоимости работы ввиду изначальной ее «твердости», то подрядчику придется довольствоваться положениями первоначального контракта.

Более того, условие о применении фиксированных расценок в подобном соглашении является безотносительным касательно объема работ и понесенных в связи с их выполнением расходов.

Подрядчик не сохраняет за собой право на повышение стоимостного показателя, а заказчик не имеет правомочия рассчитывать на ее уменьшение (п. 6 ст. 709 ГК РФ). Таковы основные существенные условия, рассматриваемые в соглашениях с фиксированным ценником.

Перевод ориентировочной цены в фиксированную

Процесс перевода ориентировочной цены в фиксированную начинается с обращения Исполнителя к Государственному заказчику с предложением о переводе ориентировочной цены на продукцию в фиксированную цену. К обращению прилагается комплект обосновывающих документов (определен в п. 37 Постановления):

1. Проект протокола согласования цены.

2. Плановая калькуляция затрат.

3. Отчетная калькуляция затрат, согласованная с военным представительством Министерства обороны России.

Поскольку перевод ориентировочной цены в фиксированную осуществляется за 2 месяца до окончания поставки этой продукции или по достижении 80 % технической готовности и, как следствие, затраты не могут быть проведены полностью по бухгалтерскому учету, то и отчетная калькуляция будет состоять из двух частей:

– фактические затраты на отчетную дату;

– ожидаемые затраты.

Фактические затраты следует подтвердить оборотно-сальдовой ведомостью по бухгалтерскому счету 20 в целом за весь период изготовления изделия[1].

4. Расшифровка материальных расходов, связанных с поставкой продукции, включая работы исполнителей, расходы на сырье, материалы, покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты, контрагентские поставки, контрагентские работы.

[1] Раздельный учет по государственному оборонному заказу регламентируется Правилами ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово – хозяйственной деятельности, утвержденными Постановлением Правительства России от 19.01.1998 № 47 (в ред. от 04.05.2018). Многие организации при ведении бухгалтерского учета трактуют раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности как учет по контракту в целом, а не по изделию в частности. Практика показывает, что Государственный заказчик и ФАС России могут истребовать выделение фактических затрат по каждому изделию в частности, поэтому следует организовать бухгалтерский учет таким образом, чтобы затраты списывались на каждую единицу продукции (особенно это касается случаев поставки продукции в одном контракте разной по своим характеристикам и периодам производства). Постановлением Правительства России от 04.05.2018 № 543 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 47» детализирован процесс ведения раздельного учета и введены новые формы отчетности.

С. С. Титков,
экономист

Отличие твердой цены контракта от НМЦК

НМЦК или начальная максимальная цена контракта представляет собой предельную стоимость, рассчитанную и указанную в извещении о закупочной процедуре и в прилагаемых к извещению документах. НМЦК фиксируется в процессе выбора победителя тендера, рассчитывается заранее и прописывается в плане-графике.

Отличие твердой цены контракта от НМЦК

В отличие от НМЦК цена госконтракта является фактической величиной, сформированной после завершения закупок. Нередко случается, что итоговая цифра оказывается значительно ниже начальной.

Для определения фактической стоимости проводят анализ заявки победителя тендера, после чего с ним подписывается соглашение. Одним из условий последнего является использование твердой цены, включенной и в проектную документацию и в заключаемый сторонами договор.

Контракт «Время и материалы»

Это смешанный тип контракта, на основании которого клиент возмещает все фактические расходы, предусмотренные в договоре. Что касается услуг IT-тестирования, заказчик оплачивает все потраченное время по фиксированному тарифу.

Примеры

A400M

Генеральный директор Airbus в Германии Том Эндерс отметил, что контракт с фиксированной ценой на транспортный самолет A400M был катастрофой, основанной на наивности , чрезмерном энтузиазме и высокомерии, заявив: «Если бы вы предложили его американскому оборонному подрядчику, такому как Northrop , они бы сделали это. пробежали от него милю ». Он заявил, что, если контракт не будет пересмотрен, от проекта придется отказаться.

A-12 Avenger II

Американский контракт на разработку A-12 Avenger II был контрактом с фиксированной ценой, а не контрактом с фиксированной ценой, с целевой ценой в 4,38 миллиарда долларов и максимальной ценой в 4,84 миллиарда долларов. Это должно было быть уникальное, незаметное летающее крыло . 7 января 1991 года министр обороны отменил программу. Это было крупнейшее расторжение контракта в истории Министерства обороны . Предполагалось, что вместо экономии затрат на этот аппарат в течение трех лет будет израсходовано 70 процентов бюджета ВМС США .

KC-46 Пегас

Контракт с американским Boeing KC-46 Pegasus был контрактом с фиксированной ценой. Из-за истории перерасхода средств это пример того, как контракты с фиксированной ценой возлагают риск на поставщика, в данном случае на Boeing . Общий перерасход этого самолета составил около 1,9 миллиарда долларов. Однако Boeing смогла покрыть эти расходы и получила одобрение ВВС США на запуск KC-46 в производство.

строительство

«Договор с оговоренной ценой» Канадского комитета по строительной документации (CCDC-2), пересмотренный в феврале 2008 года, предусматривает, что владелец собственности и генеральный подрядчик соглашаются, что работы будут выполнены за фиксированную цену или единовременно.

Фиксированная цена в различных видах договоров

В соглашениях встречаются понятия «окончательная смета» или «фиксированная цена». Специалисты рекомендуют останавливаться именно на термине – «твердая цена», поскольку он является обобщающим, наделен способностью конкретизировать сведения по заключаемому соглашению. Кроме того, именно в такой формулировке данное понятие встречается в ст. 709 ГК РФ.

Подрядные договоренности

Статья 709 ГК РФ содержит также сведения о твердом или примерном характере цены. В первом случае речь идет о ситуации, когда стоимость не подлежит ни малейшим изменениям в большую или меньшую сторону.

Если вложиться в ограниченные рамки у исполнителя не получается, то одним из аргументов в пользу пересмотра ценовых показателей может использоваться фактор отсутствия возможности для проведения предварительной оценки работ/услуг. Нужно учитывать, что вторая сторона может на это не пойти, и решать денежные вопросы придется в суде.

На помощь исполнителю может прийти норма второго абзаца ст. 709 ГК РФ, где сказано, что за подрядчиком закреплено право требования пересмотра стоимости в сторону увеличения. Условие – обнаружение факта заметного роста затрат, связанное с проведением дополнительных работ, предусмотреть или предугадать которые, на стадии составления соглашения, было невозможно.

Если в рамках соглашения прочие указания отсутствуют, считается, что цена работ – твердая (это указано в ст. 709 ГК РФ).

Государственный контракт

Колебания рассматриваемого показателя в рамках заключенного государственного контракта на протяжении всего временного отрезка исполнения договора недопустимы. Об этом сказано в п. 2 ст. 34 закона 44-ФЗ, принятом от 05.04.2013 г.

Закон 44-фзВ извещении Министерства экономического развития № 13613-АП/Д05 сказано, что заказчик обязуется внести плату за контракт в рамках цены, установленной заблаговременно. Учитывая строгость подобного требования, чаще встречаются факты завышения стоимости.

С этим связано большое количество судебных споров, рассматриваемых Федеральными арбитражными судами по всей России. Несколько примеров из судебной практики позволят составить представление о выработанных мерах и способах экономии средств госбюджета.

Государственный заказчик принял итог работы, которая была оплачена в соответствии с контрактной стоимостью. Впоследствии было обнаружено, что стоимость завышена, причем неправомерно и противозаконно. Заказчику (государственной стороне) пришлось сделать обращение в суд, чтобы вернуть принадлежащие ему денежные средства. Требования обратившегося лица решением фискальной инстанции были удовлетворены целиком и полностью (ВАС РФ от 22.04.2014 г. №19891/13).

Подрядчиками в рамках действия государственного контракта была организована перевозка физических лиц. По факту их число оказалось меньше, нежели было оговорено в контракте. Исполнителю услуг по итогу пришлось довольствоваться меньшей оплатой, нежели было положено. Требования перевозчика в суде удовлетворены не были, поскольку в решении отметили, что расчет изначальной стоимости зависит от объема мер, который оказался ниже предполагаемого значения (принятое 13.05.2014 г. Постановление №19371/13).

Справедливости ради, стоит отметить, что данный подход актуален лишь в процессе разбирательств по государственным контрактам.

Условия изменения

На практике, встречается несколько вариантов, при которых твердая цена подвергается изменениям.

Когда фактическая цена работы оказалась ниже договорной

Распространена ситуация, когда реальная стоимость оказалась меньше, чем значение, установленное в рамках договорного соглашения. Юридический смысл этого феномена заключается в том, чтобы обеспечить защиту интересов по отношению к обеим сторонам. По данному вопросу на практике применяются две противоположные позиции.

  1. Подрядчик имеет право взять с заказчика всю стоимость, если второй стороной не будет обеспечено доказательство факта уменьшения цены в связи с дефектами исполнения условий.
  2. Считается обоснованной оплата стоимости, прописанной в соглашении, с принятием во внимание реальных расходов подрядчика. К примеру, последнему, чтобы получить всю сумму, нужно доказать, что образовавшаяся по смете разница – это и есть экономия на определенных ресурсах и инструментах для оказания услуги, выполнения работы, а не удешевление за счет качества.

Если в условиях соглашения установлено, что использовать необходимо конкретные материалы, замена их другими не может быть рассмотрена в качестве экономии подрядчика, т. к. возможность подсчитать все расходы заранее присутствовала. Изменение условий со стороны исполнителя может рассматриваться как нарушение норм договора.

Когда цена работ выросла

Бывают и обратные случаи, когда конечная стоимость работ заметно превышает показатель, ранее установленный в соглашении. В таких делах суды, чаще всего, принимают сторону заказчика. Но имеются противоположные прецеденты. К примеру, дело № А27-2745/2009 г., ФАС Западно-Сибирского округа, когда подрядчику удалось доказать, что повышение цены было объективным и согласовано с клиентом путем подписания акта о приеме работ.

Судебные споры о ценахНа самом деле, в соответствии с п. 6 ст. 709 ГК РФ есть предположение, что незначительное удорожание стоимости, которое предугадать было фактически нереально, может стать поводом для увеличения подрядчиком конечной цены работы, услуги. Если вторая сторона с этим фактом не соглашается, соглашение может быть расторгнуто по желанию исполнителя.

Законодатель не указывает, на какой именно стадии его функционирования подрядчик имеет право обратиться с подобным вопросом. Но практическая статистика свидетельствует о том, что это мероприятие возможно до тех пор, как работы будут переданы заказчику.

дальнейшее чтение

  • Аллан, Б. (2004). Управление проектом. 1-е изд. Лондон: Фасет.

Когда цена контракта не является твердой

Существует несколько исключений из правил, касающихся установки твердой стоимости. С 01.07.2019 г. заказчики получили возможность проводить закупки по цене за единицу товара, работы и услуги (ТРУ).

Допустим, необходимо подписать договор на оказание услуг по проведению бактериологических исследований – выявить антитела к вирусу эпидемического паротита. Заказчик не может сказать, какое количество анализов для этого потребуется, поскольку он не знает, будут ли в новом году вспышки инфекций. Поэтому он может при расчете НМЦК обозначить стоимость одного анализа и общую сумму.

Цена контракта

Например, один анализ стоит 300 рублей, при этом нужно провести пять видов различных анализов. Тогда стоимость единицы ТРУ рассчитывается таким образом: 5 × 300 = 1500 рублей. Именно этот показатель будет снижаться во время аукциона. Заказчик должен прописать НМЦК всего контракта – допустим, 50 тысяч рублей. При этом НМЦК не должна быть кратной стоимости ТРУ.

Вторым типом закупок без установления твердого размера оплаты являются закупки, где используется формула стоимости контракта и максимальное значение данного показателя. Именно такой подход используют, допустим, при поставке автомобильного топлива. Тогда обоснование НМЦК происходит аналогично тому, как это делается для обычной закупки товара, то есть на основе коммерческих предложений участников или по данным реестра контрактов. Для расчета итогового показателя используют формулу, при этом результат не может превышать цену контракта, предложенную исполнителем электронного аукциона.

Закупка топлива не может проводиться на основе стоимости единицы ТРУ, поскольку заказчик не знает объема топлива. В данном случае допускается использование формулы цены и максимального значения. Любые закупки, для которых применяю такой подход, зафиксированы в постановлении Правительства РФ.

Оформление факта корректировки стоимости

Если вдруг появилась необходимость в изменении цены договора (по ряду сложившихся обстоятельств), которая является твердой, целесообразнее всего подписать дополнительное соглашение. Но даже при его отсутствии суд может признать несколько законных оснований для проведения подобных мер:

  • переписка между сторонами;
  • осуществление со стороны заказчика мероприятий, которые свидетельствуют о факте согласованных дополнительных выплат (перечисление требуемой суммы средств, принятие какой-то части работы и пр.).

Если заказчик ставит перед собой в качестве цели требование об уменьшении твердой цены через судебные органы, ему стоит заранее позаботиться об оформлении исходной документации, в которой были бы указаны дефекты и недочеты выполненной работы. В противном случае его иск останется неудовлетворенным, и доказать собственную правоту будет весьма проблематично.

Таким образом, по своей сути и природе, твердая цена – фиксированный показатель вознаграждения, который получает подрядчик от заказчика за выполненные работы или оказанные услуги. Теоретически, она не подлежит изменению в большую или меньшую сторону. Но суды нередко осуществляют оценку фактических обстоятельств по каждому из дел, в целях справедливой и разумной оплаты услуг подрядчика. Наряду с этим, при сопровождении государственных контрактов, суды зачастую из двух вариантов расчета оплаты выбирают сумму, меньшую по размеру, объясняя это необоснованной тратой средств бюджета.

О возможностях использования выводов строительно-технической экспертизы в судебных спорах по договорам подряда с фиксированной ценой рассказано ниже

О твердой цене контракта по 44-ФЗ с единственным поставщиком

Если в договоре с единственным поставщиком нет пункта, устанавливающего твердую стоимость, то административная ответственность не предусматривается. Поставщику-монополисту разрешается прописать в соглашении не твердый, а примерный размер оплаты, несмотря на положения ч. 2 ст. 34 44-ФЗ.

Рассмотрим сказанное на примере. В компании не смогли прийти к соглашению по условиям договора на поставку электроэнергии. Поэтому одной из организаций пришлось обратиться с иском в арбитражный суд. Сторонам требовалось установить порядок определения цены договора. По мнению истца, необходимо было зафиксировать конкретный объем энергоресурса и твердую цену договора по 44-ФЗ на весь срок оказания услуг. Ответчик настаивал на необходимости указания ориентировочного объема электроэнергии и предварительной цены.

Читайте также: «Описание объекта закупки по 223-ФЗ: что нужно знать заказчику на подготовительном этапе»

Верховный суд указал, что нормы Закона № 35-ФЗ приоритетны над № 44-ФЗ, то есть стоимость договора устанавливается в соответствии с законодательством об электроэнергетике. Суд пояснил, что окончательный размер оплаты за электричество за месяц устанавливают после окончания расчетного периода. Дело в том, что на момент подписания соглашения нельзя определить твердую стоимость данного ресурса. А значит, невозможно установить твердую цену договора на обеспечение электричеством. Точно такого же мнения суды придерживаются, когда речь идет о договорах на поставку тепла и воды.

Твердая цена контракта по 44-ФЗ с единственным поставщиком

Отказывая в удовлетворении требований, суды отталкивались от соответствия спорных положений договора действующим законам.

В ходе разбирательства было определено, что сумма оплаты не может считаться существенным условием договора энергоснабжения. Поскольку установление на оптовом рынке средневзвешенной стоимости единицы электроэнергии имеет свободный характер, окончательная цена за месяц устанавливается по итогам расчетного периода. При этом учитываются предельные уровни нерегулируемых цен. Поскольку отсутствует возможность до окончания расчетных периодов определить твердую стоимость электрической энергии, твердая цена контракта также не может быть установлена.

Суд указал, что нормы Закона № 35-ФЗ являются специальными по отношению к № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013. Поэтому условия о количестве, стоимости товара, договора и ответственности за нарушение срока оплаты в данном случае определяются с учетом законодательства в сфере электроэнергетики.

Твердая цена контракта по 44-ФЗ при УСН

Во время подписания договора в рамках закона 44-ФЗ роль заказчика играет государство. Стоимость контракта определяется в процессе закупочной процедуры, и ее размер сохраняется на протяжении срока действия договора.

НМЦК формируется заказчиком на основе предложений рынка, далее сумма прописывается в извещении и закупочной документации. Отметим, что расчет ведется с учетом НДС.

Согласно статье 3 закона 44-ФЗ, принять участие в госзакупках могут любые юридические и физические лица, в том числе исполнителями становятся компании, работающие с упрощенными системами налогообложения. При этом заказчик не имеет права требовать пересчета цены контракта из-за отсутствия НДС.

Во время подготовки договора заказчик просчитывает размер НДС. Для компаний на ОСНО из суммы оплаты контракта вычитается 18 %, и полученная цифра вносится в сам документ. Далее именно она выставляется в счетах-фактурах поставщика. В случаях с компаниями на УСН в тексте соглашения должна быть фраза «НДС не облагается».

Твердая цена контракта по 44-ФЗ при УСН

Таким образом, организации, которые используют в своей работе «упрощенку», оказываются в более выгодных условиях. Поэтому Минфин РФ посчитал, что сумма контракта для них должна устанавливаться за вычетом НДС. Но с такой позицией не согласились в Министерстве экономики и развития и напомнили, что система налогообложения исполнителя не может влиять на твердую сумму контракта.

По данному вопросу судьи разделились во мнениях. Так, в судебной практике есть случаи, когда решение принималось в пользу заказчиков, перечислявших поставщикам средства без суммы НДС. Однако были и ситуации, когда суд принимал сторону исполнителя. Нужно понимать, что в целом тема фиксированной стоимости контракта не так проста.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...