В правительстве назвали 20 самых крупных налогоплательщиков за 2019 год | ДЕНЬГИ: Финансы | ДЕНЬГИ | АиФ Киров

Кто является крупнейшим налогоплательщиком в России в 2021 году? Критерии отнесения. Что это такое? Порядок получения статуса. Реестр крупнейших налогоплательщиков. Список самых крупных представителей бизнеса.

Нефтегазовый локомотив

Еще один вывод исследования, достаточно очевидный для российской экономики, подтверждает сохранение высокой степени доминирования нефтегазового сектора в налоговых сборах.

Пятьдесят крупнейших российских налогоплательщиков платят 47% всего объема корпоративных налогов в России. Десять крупнейших налогоплательщиков, из которых семь представляют сектор нефтегазодобычи, перечисляют в казну 37,8% всех корпоративных налогов. Три крупнейших налогоплательщика — 27,2%, а одна «Роснефть» — 12%. Это минимум, который нужно знать о концентрации капитала в России, нефтегазовой составляющей в государственных доходах и практически незаметной роли малого и среднего бизнеса, при том что во многих развитых странах он является основным плательщиком налогов.

Больше всего налогов в 2016 году — 1,362 трлн руб. — заплатила «Роснефть», вторым с 1,168 трлн руб. идет «Газпром», за ними с серьезным отставанием и суммой 564 млрд руб. — ЛУКОЙЛ.

Заметно, что нефтегазовый сектор «оккупировал» только верхние строчки рейтинга. Во многом это связано с концентрацией капитала — она такова, что в России почти нет нефтегазового бизнеса, который можно назвать средним или даже просто крупным — остались только супергиганты. Впрочем, есть и еще одна причина почти полного отсутствия нефтяников в середине списка, за исключением Независимой нефтегазовой компании, это дефицит актуальной отчетности у целого ряда игроков. «Сахалин Энерджи», «Томскнефть», ТАИФ, «Форте Инвест», «Северэнергия» вполне могли бы войти в топ-50. Но на запросы РБК в указанных компаниях не ответили.

Лидерство предприятий нефтегазового сектора в налоговых платежах отнюдь не является особенностью только ресурсно ориентированных экономик типа российской. Из-за высокой степени закрытости отношений между налогоплательщиком и государством исследования, аналогичные этому, в других странах выходят редко и нерегулярно, но там, где рэнкинги иногда публикуются, чаще всего в них лидируют именно углеводородные компании — даже в странах, бедных полезными ископаемыми. На Украине это «Нафтогаз» (2015), в США — ExxonMobil (2011), в Белоруссии — «Газпром Трансгаз Беларусь» (2015), в Мексике — Pemex (2014).

В относительно бедных развивающихся экономиках крупнейшими налогоплательщиками часто являются компании с иностранным участием. В Армении, например, больше всего платил в казну контролируемый немецкими акционерами Зангезурский медно-молибденовый комбинат, а в Греции до 2011 года крупнейшим налогоплательщиком называли Coca-Cola Hellenic, что в итоге обернулось большими потерями для бюджета, когда компания перерегистрировалась в Швейцарии.

Впрочем, транснациональные корпорации активно пользуются своей разветвленной мировой сетью, чтобы оптимизировать налоги, и потому среди налогоплательщиков лидируют не очень часто. В связи с этим можно вспомнить скандал с Apple, которую сенат США в 2013 году обвинил в неуплате налогов на миллиарды долларов с полученной от продаж iPhone выручки в $74 млрд, или прошлогодние обыски в парижских штаб-квартирах Google и McDonalds, заподозренных в том же.

В России проблемы ухода крупнейших налогоплательщиков нет: все они контролируются государством, и бежать если и смогут, то только в Санкт-Петербург, как это сделали «Газпром» и ВТБ.

«Роснефть» удерживает первое место среди налогоплательщиков уже четыре года: она впервые обошла «Газпром» в 2013 году с показателем 1,105 трлн руб. против 950 млрд руб. у газовой монополии. Это удалось за счет впечатляющего скачка: «Роснефть» тогда увеличила налоговые отчисления почти на 350 млрд руб. — как раз в марте 2013 года она приобрела 100% ТНК-BP, что позволило ей стать крупнейшей публичной нефтегазовой компанией в мире.

Но в 2016 году разрыв в налоговых платежах между двумя лидерами сократился — с 248 млрд до 194 млрд руб.

Высокая степень концентрации капитала, заинтересованность в создании вертикально интегрированных производств с полным циклом переработки, а также бюджетная политика государства, при которой налоговая нагрузка на углеводородный сектор является одной из самых высоких в мире, предопределили доминирование нефтегазовых компаний в топ-10. Состязаться в объеме налоговых платежей с нефтегазодобычей по силам только традиционным отечественным монополиям в лице Сбербанка, РЖД и «Росатома».

Молчание табачников

Есть еще отрасль, чьи представители за счет акцизов могли бы побороться за высокие места. Это крупнейшие мировые табачные компании, представленные в России рядом производств и дистрибьюторами. В рамках борьбы с курением государство в последние годы активно повышало акцизы на сигареты, что сделало табачные компании одними из крупнейших налогоплательщиков. Но в рейтинге они не представлены, так как табачные компании в России не публикуют свою отчетность, а на соответствующие запросы большинство из них не ответили. Только «Бритиш Американ Табакко» (БАТ) и «Дж.Т.И. Россия» подтвердили РБК величину уплаченных налогов: БАТ в 2016 году заплатили в России налогов на сумму 130,5 млрд руб,  «Дж.Т.И. Россия» – 206,2 млрд.  

Порядок учета организаций в качествекрупнейших налогоплательщиков

^К началу страницы

Постановка на учет организации в качестве крупнейшего налогоплательщика осуществляется в межрегиональной (межрайонной) инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, уполномоченной осуществлять контроль за соблюдением такой организацией законодательства о налогах и сборах, в соответствии с перечнем организаций, отнесенных к категории крупнейших налогоплательщиков, и графиком постановки на учет крупнейших налогоплательщиков, определенных ФНС России.

Администрирование организаций – крупнейших налогоплательщиков осуществляется в межрегиональных инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам и подведомственных им межрайонных инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, специализированных по отраслевому принципу.

№ п/п

Наименование
налогового органа

Отраслевая принадлежность организаций – крупнейших налогоплательщиков

1

Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 1 и Межрайонные инспекции
ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 1 и № 2

Основными видами экономической деятельности являются нижеперечисленные виды деятельности при условии, что в уставном капитале российской организации доля участия иностранных лиц (иностранного лица) прямо или косвенно превышает 50 процентов, и (или) контролирующим лицом такой организации не являются резиденты Российской Федерации, а также филиалов, представительств, иных обособленных подразделений иностранных организаций

2

Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 2 и Межрайонные инспекции
ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 3 и № 4

Основным видом экономической деятельности является добыча (предоставление услуг по добыче) нефти и газа природного горючего, производство нефтепродуктов, оптовая торговля нефтью, нефтепродуктами и газом природным горючим, транспортировка нефти, нефтепродуктов и горючего природного газа с использованием трубопроводного вида транспорта

3

Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 3 и Межрайонные инспекции
ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 5 и № 6

Основным видом экономической деятельности является оптовая и розничная торговля, производство и (или) реализация пищевых продуктов, напитков и табачных изделий, растениеводство и животноводство

4

Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 4 и Межрайонные инспекции
ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 7 и № 8

Основным видом экономической деятельности является производство машин, транспортных средств, оборудования, техники и иных товаров, в том числе для нужд оборонно-промышленного комплекса, строительство зданий и инженерных сооружений

5

Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 5 и Межрайонные инспекции
ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 9 и № 10

Основным видом экономической деятельности является добыча полезных ископаемых, за исключением нефти и газа природного горючего, металлургическое производство, производство химических веществ и химических продуктов

6

Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 6 и Межрайонные инспекции
ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 11 и № 12

Основным видом экономической деятельности является обеспечение электрической энергией и газом, водоснабжение, оказание транспортных услуг и иных услуг

7

Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 7

Основным видом экономической деятельности является деятельность в области информации и связи, осуществляемая операторами мобильной связи и организациями, осуществляющими деятельность в сфере интернет-технологий, научные исследования и разработки, деятельность по организации и проведению азартных игр и заключению пари, по организации и проведению лотерей

8

Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 9 и Межрайонная инспекция
ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 13

Основным видом экономической деятельности является финансовая и страховая деятельность, а также деятельность агентств по сбору платежей и бюро кредитной информации

Критерии отнесения организаций – юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам утверждены

приказом ФНС России от 16.05.2007 № ММ-3-06/308@

 (с учетом изменений и дополнений):

  • показатели финансово-экономической деятельности за отчетный год из бухгалтерской и налоговой отчетности организации;
  • признаки взаимозависимости и влияния налогоплательщика на экономические результаты деятельности взаимозависимых лиц;
  • наличие специального разрешения (лицензии) на право осуществления юридическим лицом конкретного вида деятельности;
  • проведение налогового мониторинга.

Суммарный объем полученных организацией доходов (для российских организаций, а также филиалов, представительств, иных обособленных подразделений иностранных организаций, ведущих бухгалтерский учет, форма по ОКУД 0710002 «Отчет о финансовых результатах» годовой бухгалтерской отчетности, коды показателя 2110, 2310, 2320, 2340; для филиалов, представительств, иных обособленных подразделений иностранных организаций, не ведущих бухгалтерский учет, раздел 5 налоговой декларации по налогу на прибыль иностранной организации, код строки 010 (символ строки А) или лист 02 налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, коды строк 010, 020):

  • превышает 35 миллиардов рублей – крупнейший налогоплательщик подлежит налоговому администрированию в межрегиональных инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам;
  • находится в пределах от 10 до 35 миллиардов рублей включительно – крупнейший налогоплательщик подлежит налоговому администрированию в межрайонных инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам.

При постановке на учет организаций – крупнейших налогоплательщиков в Межрегиональные инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам №№ 7, 9 и Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 13 показатель размера суммарного объема полученных доходов не учитывается.

Некоммерческие организации могут быть отнесены к организациям – крупнейшим налогоплательщикам, в случае, если суммарный объем доходов от реализации и внереализационных доходов по данным годовой налоговой отчетности по налогу на прибыль организаций соответствует вышеуказанным суммовым значениям.

К организациям, подлежащим налоговому администрированию в межрегиональных (межрайонных) инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, относятся организации, которые не подпадают под установленные критерии, но в отношении которых:

  • ФНС России принято решение об отнесении к категории крупнейших налогоплательщиков и территориальных особенностях администрирования;
  • налоговым органом принято решение о проведении налогового мониторинга в соответствии со статьей 105.27 Налогового кодекса Российской Федерации.

Организация может быть отнесена к категории крупнейших налогоплательщиков по показателям финансово-экономической деятельности за любой год из предшествующих трех лет, не считая последнего отчетного года.

Оформив подписку, Вы сможете получать новости по теме “Крупнейшие налогоплательщики” на следующий адрес электронной почты:

Поле заполнено некорректно

Федеральные или региональные сети – в чем разница?

86490.jpg

Кто-нибудь задумывался, в чем принципиальная разница между федеральными и региональными торговыми сетями? Понятно, что разница в масштабе бизнеса, но вот почему она получилась?

Критерии, по которым организация относится к крупнейшему налогоплательщику

Критерии, по которым организация относится к крупнейшему налогоплательщику, утверждены приказом ФНС.

Соответствие показателям прописанных критериев позволяет причислить организацию к крупнейшим налогоплательщикам.

Такими критериями являются:

  • Показатели финансово-экономической деятельности организации за отчетный год по бухгалтерской и налоговой отчетности;

  • Признаки взаимозависимости организаций, их влияние на финансовые результаты деятельности взаимозависимых лиц;

  • Наличие лицензии (специального разрешения), дающей право организации на осуществление определенных  видов деятельности;

  • Проведение налогового мониторинга.

Список самых крупных налогоплательщиков

Самым крупным налогоплательщиком является компания «РОСНЕФТЬ». За ней следуют «ГАЗПРОМ» и «ЛУКОЙЛ». Наряду с нефтяными производствами в этот список попала компания «РЖД», «Сбербанк России».

Крупнейший налогоплательщик

Перечень крупнейших бюджетообразующих предприятий и организаций Пермского края

Таблица 5 — Рейтинг крупнейших бюджетообразующих предприятий и организаций Пермского края в 2005 и 2009 годах

Предприятия Объем уплаченных платежей по налогу на прибыль в консолидированный бюджет субъекта РФ, млн.руб.
2005 г. Рейтинг 2009 г. Рейтинг
ООО “ЛУКОЙЛ-Пермь” 4 314 2 866
ОАО “Уралкалий” 2 242 1 514 4 È
ОАО “Сильвинит” 1 362 2 670 2 Ç
ООО “Лукойл-ПНОС” 1 820 3 Ç
ОАО “Пермэнергосбыт” 9 È
ООО «Газпром трансгаз» 7 È
ОАО “Азот” 6 Ç
ОАО “Соликамскбумпром” 11È
ОАО “Метафракс” 10È
ОАО “Минеральные удобрения” 8 Ç
ОАО “ТГК-9” 5 Ç

2.1.4. Основные направления государственной поддержки предприятий
и организаций Пермского края: особенности, проблемы, прогресс

С 01.01.2006 в Пермском крае снижена ставка налога на прибыль, зачисляемого в региональный бюджет (с 17,5% до 13,5%). Благодаря действию льготы у предприятий появилась возможность направлять дополнительные средства на инвестиционное развитие.

Взаимозависимость

В отношении взаимозависимости следует руководствоваться правилами статьи 105.1 НК РФ.

Данный критерий используется, если отношения налогоплательщика оказывают влияние на условия или экономические итоги (результаты) основного вида деятельности компании с показателями, которые удовлетворяют категории крупнейших налогоплательщиков.

В такой ситуации налогоплательщик будет также отнесен к крупнейшим налогоплательщикам, как и взаимозависимая с ним организация.

Дополнительно

Материалы по теме «Налоговый контроль»

Налогоплательщик

Недобросовестный налогоплательщик

Внешние ссылки

Приказ ФНС России от 16.05.2007 N ММ-3-06/308@ (consultant.ru)

Особые ситуации 

1.    НКО могут быть отнесены к крупнейшим плательщикам, если общий доход от реализации и внереализационных поступлений согласно годовой отчетности по налогу на прибыль – от 20 млрд. рублей.

2.    При реорганизации крупнейшего плательщика правопреемник(и) сохраняет такой статус в течение 3-х лет, включая год реорганизации.

3.    Если есть решение суда о признании банкротом и введено конкурсное производство, статус крупнейшего прекращается (кроме банков).

4.    Банки, переданные для администрирования в качестве крупнейших к ФНС, при отзыве у них лицензии до решения суда о завершении принудительной ликвидации или банкротства сохраняют статус крупнейшего налогоплательщика.

Обязанности юридических лиц – крупнейших налогоплательщиков

О любых изменениях в своей организационной структуре налогоплательщики представляют информацию в представительства налоговых органов в регионе нахождения.

Срок в один месяц предоставляется для уведомления налоговых органов, если налогоплательщик начинает участвовать в российских или иностранных организациях (кроме хозяйственных обществ и ООО).

Такой же срок дается в случаях создания юридическим лицом, имеющим регистрацию РФ, обособленных подразделений в пределах страны (не филиалов или представительств).

Это касается и вновь возникших изменений тех сведений о созданных подразделениях, которые были предоставлены ранее.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...