Включение земельных участков в границы населённых пунктов – решение проблемы с застройкой

Статья 83 ЗК РФ с комментариями и изменениями. Последняя действующая редакция.

Содержание

Земли населенных пунктов: понятие и общая характеристика

В Земельном кодексе РФ четко определено понятие и состав земель населенных пунктов. Согласно требованиям данного нормативно-правового акта под землями населенных пунктов подразумеваются участки земли, которые используются и, соответственно, предназначаются, для застройки и развития населенных пунктов.

Любое развитие и расширение населенного пункта подразумевает под собой возникновение разнообразных земельных отношений, которые напрямую связаны с процедурой проведения изъятия участков, прочих связанных с данными процедурами действий, имеющих юридическое значение.

В соответствии с положениями, урегулированными земельным законодательством, получается, что в качестве основания для установления земель населений является факт наличия границы участка земли. Причем характерно, что данная граница в обязательном порядке должна быть установлена таким образом, чтобы отделять земли поселений от прочих земель, относящихся к другим категориям.

Основное целевое назначение подобных земельных участков заключается в том, что они используются в качестве отдельной территории, предназначенной для размещения на ней:

  • разнообразных строений, по большей части жилых домов, пригодных для постоянного круглогодичного проживания;
  • сооружений и строений, предназначенных для обеспечения возможности жизнедеятельности всех граждан, проживающих в данном поселении.

В отличие от прочих земель, земель поселений, как правило, очень мало. А для их увеличения требуется осуществить изменение границ данного населенного пункта. Увеличение границ – это достаточно сложный и трудоемкий процесс, который требует большого количества времени и затрат.

Именно по этой причине большинство населений предпочитают заниматься не увеличением границ, а проводить уплотнительные застройки.

Вам необходима помощь специалиста?

Запишитесь на консультацию к руководителю практики по земельным делам

Понятие границы населенных пунктов

Земельное законодательство выделяет такое понятие, как граница населенных пунктов. Определение термина дается в п. 2 ст. 83 Земельного кодекса РФ. Черта, согласно которой, происходит разделение одного населенного пункта с другим либо с другими категориями земель, называется границей поселения.

Такая линия не может иметь пересечений с муниципальными образованиями, или выходить за пределы определенного города или села. Также граница поселения не может иметь пересечений с участком, состоящим в собственности частных лиц и организаций.

Границы определяются в процессе образования территории и в дальнейшем фиксируются на карта-плане и в кадастровом паспорте надела. Описание границ населенных пунктов является обязательной процедурой при регистрации земельного массива в качестве территории города или села.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Во время оформления границ очень важно пользоваться только актуальными сведениями о массивах,  зарегистрированных в Росреестре, исключая те, которые были аннулированы. Все оформленные бумаги проходят процедуру обязательного регистрирования, и утверждения в составе генплана поселка или города. После оформления документации имеющиеся сведения передаются в установленные фонды.

Установление и изменение границ населенных пунктов

В статье 84 Земельного кодекса РФ описан порядок изменения границ населенных пунктов, а также порядок установки таковых. Под установкой или изменением границы определенной земельной площади следует понимать:

  • утверждение или изменение генплана городского округа, где указаны все границы участков, находящихся в пределах конкретного села или города;
  • утверждение или изменение плана будущей территории муниципального образования, отражающего границы поселения, за пределами города или села.

Если речь идет об изменении границ городов федерального значения, таких как Москва, Санкт-Петербург и Севастополь, то решение выносится Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Данный документ оформляется соответствующим образом и только потом проводится новое разграничение.

Независимо от того, располагаются частные участки внутри поселения или нет, права собственников и временных распорядителей наделов не ограничиваются и не прекращаются. Включение земельных участков в комплекс земель, принадлежащих одному муниципальному образованию, происходит автоматически при формировании общей территории.

Заключение

В итоге можно сделать несколько выводов:

  1. Под границами поселения понимается линия, которая отделяет территорию одного населенного пункта от другого или от земельного массива, принадлежащего к иной категории.
  2. Пределы площади фиксируются на специальной карте-плане, описываются, а затем передаются в Росреестр для регистрации.
  3. Границы устанавливаются лишь после согласования и утверждения генплана образования.
  4. Полномочия собственников и временных распорядителей на земельные участки при включении последних в границы населенных пунктов сохраняются в полном объеме.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по границам населенных пунктов

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Константин Андреевич. Мой надел располагался за пределами нашего села, однако, недавно проводились работы по разграничению общей территории поселения, и получилось так, что мой массив был включен в комплекс земель поселения. Я обратился в администрацию образования с вопросом о том, имею ли я теперь полномочия на земли или произошли какие-то изменения, относительно права собственности. Также хотелось узнать, положена мне компенсация или нет. В муниципалитете никакого внятного ответа мне не дали и теперь я нахожусь в сомнении относительно строительства на своем участке дачного домика.

Подскажите, как узнать информацию о праве пользования на участок и размер компенсации за его изъятие? Могут ли у меня вообще землю забрать?

Ответ: Уважаемый, Константин Андреевич, вам абсолютно не о чем беспокоиться, потому что согласно ст. 84 ЗК РФ, в случае определения или изменения границ города, села, другого населенного пункта, порядок пользования для граждан и организаций, распоряжающихся наделами временно, не изменяется, а для собственников земли, их права не прекращаются.

Иными словами, вы остаетесь полноправным владельцем территории, независимо от того, включена она в комплекс земель поселения или нет. Что касается вопроса о том, где получить информацию относительно границ и остальных характеристик надела, то обращаться следует в Росреестр. Право собственности на недвижимость устанавливается в этой организации, соответственно и данные можно получить там, путем подачи официальной заявки.

Список законов

  • Статья 83 ЗК РФ
  • Статья 84 ЗК РФ

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Какие категории бывают?

foto102-2

Помимо категории «земли населенных пунктов» существуют и другие, которые обозначены в зависимости от допустимой деятельности на земле. Очевидно, что участок не может параллельно использоваться:

  • для выращивания леса,
  • прокладки железной дороги,
  • выращивания пшеницы,
  • строительства многоэтажного жилого комплекса.

Существует законодательное разделение земельных категорий, чтобы:

  • разграничить возможности использования земли,
  • минимизировать вредные последствия,
  • обеспечить необходимее процедуры по охране и обновлению земель.

Подробнее о различных категориях земель можно прочитать здесь.

  • Земли сельского хозяйства – наиболее ценные. Эти плодородные территории предназначены для культивирования сельскохозяйственных растений и разведения скота. В первую очередь Они выделяются для ведения хозяйства, а оставшиеся — для других целей.
  • земли водного фонда – дно водоемов и земли, занятые техническими и иными сооружениями, связанными с водой.
  • земли запаса – пустые земли на территории государства, для использования которых необходимо изменение категории.

Все способы узнать категорию земельного участка описаны здесь. Самый простой из них — по кадастровому номеру.

Упрощение порядка включения участка в территорию населённого пункта 

Без препятствий, но с неукоснительным соблюдением земельных и градостроительных требований, строительство:

  • жилого дома
  • производственного здания
  • магазина
  • аптеки
  • склада запчастей для автомобилей
  • других сооружений и объектов

ведётся только на земельных участках, расположенных на территории населённого пункта.

Капитальное здание на земле, находящейся за чертой города, посёлка, деревни, построить разрешается не всегда. Собственники «запредельных» (по отношению к населённому пункту) аграрных наделов не могут получить разрешение на строительство. Администрации указывают им на порядок застройки участков только теми объектами, что допускаются градостроительными регламентами. Они вводятся Правилами землепользования и застройки (ПЗЗ), действующих в поселении. 

ПЗЗ и градостроительные регламенты – жёсткие, но справедливые регуляторы эксплуатации и застройки участков. Они не устанавливают полное «вето» на строительство, а указывают на то, что его необходимо вести:

  • без противоречий с видом разрешённого использования надела
  • с соблюдением параметров объектов капитального строительства, указанных в градостроительном регламенте
  • без нарушений установленных обременений/ограничений в эксплуатации участка

У проблемы с застройкой участков, расположенных вблизи и вдали от населённого пункта (НП), есть решение. Это включение участков в его границы при выполнении ряда условий. Оно стало популярным среди  собственников аграрных участков.

Причина такого явления – упрощение процедуры присоединения участка к территории НП и возможность включение наделов, непосредственно не примыкающих к его границам:

  1. без дополнительных экспертиз, влекущих денежные траты собственников на их выполнение 
  2. с одновременным изменением категории земель участка и его ВРИ
  3. без прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов 
  4. бесплатно

Порядок включения ЗУ в границы НП уточнён в федеральном законе «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» № 191-ФЗ (статья 4_1).

Право собственников на включение ЗУ в границы населённого пункта основано на положениях:

  • Земельного кодекса РФ:
    • статья 84
  • Градостроительного кодекса РФ:
    • статьи 19, 20, 21, 23
  • ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» № 172-ФЗ:
    • пункт 3 части 1 статьи 7
    • часть 1 статьи 8

Граница земель населённого пункта

Земли населённых пунктов – те территории НП, на которых ведётся застройка. Задача таких земель – развитие города или поселения, к которому они относятся.

Граница земель населённого пункта или поселения – линия на его картах, схемах и планах, отграничивающая его территориальные пределы. Она не может пересекать (статья 83 ЗК РФ):

  • границы муниципальных образований (а также выходить за их границы)
  • линии участков земли, предоставленных физическим и юридическим лицам

Границы земель НП «рождаются» при планировании территорий поселений, в состав которых входят населённые пункты.

В ходе территориального планирования разрабатываются:

  1. генеральные планы поселений, городских округов
  2. схемы территориального планирования муниципальных районов

Они утверждаются органами власти. 

Документы территориального планирования:

  • определяют назначение территорий с учётом социальных, экономических, экологических и иных факторов:
    • в отдельном порядке – на ограниченной территории населённых пунктов в документах планирования указывается расположение зон для объектов промышленной, жилой, общественно-деловой, иной застройки и транспорта
  • разрабатываются в целях:
    • устойчивого развития территорий
    • развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур
  • учитывают интересы:
    • граждан и их объединений
    • Российской Федерации
    • субъектов РФ
    • муниципальных образований 

Все органы местного самоуправления имеют полномочия (часть 1 статьи 20 и часть 1 статьи 24 ГрК РФ):

  • по утверждению генеральных планов поселений, включающих:
  • по переводу земель и/или земельных участков в земли (из состава земель) населённых пунктов

Исключения составляют случаи:

  • включение земельных участков в границы НП:
    • когда перевод выполняется по решению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ
  • установление или изменение границ НП, расположенных на межселенных территориях

Установление границ населённых пунктов выполняется:

  • в генеральных планах поселений (городских округов)
    • положение о территориальном планировании
    • карту границ поселения
    • карту предполагаемого расположения объектов местного значения
    • карту функциональных зон населённого пункта
  • в схемах территориального планирования муниципальных районов:
    • для НП, расположенных на межселенных территориях:
      • к межселенным относятся территории с низкой плотностью жителей, не включенные в границы одного из поселений
    • для  сельских НП:
      • с числом жителей – менее 100 человек
      • расположеннных:
        1. на территориях с низкой плотностью жителей
        2. в труднодоступных местностях
    • для НП без статуса поселения и не входящего в состав другого поселения

Исключение в установлении границ сделано также для городов федерального значения: их устанавливают и изменяют  по решению Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

Включение ЗУ в черту населённого пункта – это изменение его границ

Включение земельного участка в границы любого населённого пункта влечёт изменение площади и конфигурации его территории, как и исключение ЗУ из земель НП.

Результатом каждого встраивания земельного надела в черту НП или изъятия из неё становятся поправки, которые вносятся:

  • в генеральный план поселения, городского округа
  • в схему территориального планирования муниципального района

Они подлежат утверждению органами власти. 

Черта населённого пункта постоянно преобразуется:

  • по мере развития НП
  • за счёт включения новых земель, необходимых для расширения, или исключения другой части земель и участков

Поскольку одна из главных целей разработки документов территориального планирования – учёт интересов граждан, их объединений, муниципальных образований, РФ и её субъектов, вывод о том, что все они имеют право на обоснованное изменения границ населённого пункта, – логический и законный. Значит, таким же правовым характером обладает и включение участка в границы НП (как и исключение из границ).

При переводе участков в границы НП меняется категория их земель. Новая категория, которая будет присвоена участку в случае положительного решения, – «земли населённых пунктов», а ВРИ ЗУ – тот, что был выбран собственником и утверждён властями.  

Порядок включения участка в границы населённого пункта

1. Регламент для собственника ЗУ

Для собственников участков регламент процедуры присоединения надела к территории НП представляется простым. Им нужно:

  • собрать документы
  • написать мотивированное заявление:
    • о включении ЗУ в границы НП и об установлении или изменении ВРИ ЗУ  
    • об исключении из границ и об установлении или изменении ВРИ ЗУ  
  • предать всё:
    • или в орган местного самоуправления, на территории которого находится населённый пункт
    • или в орган местного самоуправления муниципального района – если земельный участок расположен на межселенной территории
  • дождаться извещения о проведении общественных слушаний по внесению изменений в генеральный план поселения в связи с заявлением о включении ЗУ в границы населённого пункта:
    • слушания организуются и проводятся в порядке, установленном уставом муниципального образования  
  • принять участие в слушаниях
  • дождаться решения органа государственной власти субъекта РФ

Состав обязательных документов, которые нужно приложить к заявлению, – минимальный:

  1. кадастровый план земельного участка (выписка из ЕГРН)
  2. правоустанавливающие документы
  3. копии документов, удостоверяющих личность

Другие документы собственник участка может предоставить по личной инициативе.

Примечания

1. Обоснование необходимости включения ЗУ в границы населённого пункта

Обоснование необходимости включения ЗУ в границы населённого пункта может быть в виде декларации о намерениях – бизнес-плана, содержащего:

  • сведения о назначении и параметрах предполагаемого строительства
  • сведения о наличии подъездных путей к ЗУ
  • сведения о возможности подключения объектов, которые будут построены на участке,  к сетям электро-, водо- и газоснабжения, водоотведения (в случае наличия этих сетей в населённом пункте)
    • или о вариантах решения этого вопроса, необходимости в объемах обеспечения инженерными и транспортными коммуникациями
  • документы, подтверждающие наличие предварительных технических условий (ТУ) по инженерному обеспечению
  • сведения о необходимости установления санитарно-защитной (охранной) зоны, возможности установления этих зон

При намерении о включении в границы НП земельных участков с/х назначения с одновременным установлением изменением их ВРИ будет уместным предоставление документов, подтверждающих невозможность их использования по целевому назначению ввиду невысокой сельскохозяйственной ценности  (заключения соответствующих экспертиз).

2. Подготовка эскизного проекта планировки

При намерении о включении в границы населённого пункта территорий в целях жилищного строительства, базы отдыха или много крупного  объекта необходимо подготовить эскизный (архитектурный) проект планировки.

Он должен содержать архитектурные решения, комплексно учитывающие требования, необходимые в дальнейшем для уточнения генерального плана и завершения разработки проекта планировки территории, по которому будет осуществляться застройка:

  • социальные
  • экономические
  • функциональные
  • инженер­ные
  • технические
  • противопожарные
  • санитарно-гигиенические
  • экологические
  • ар­хитектурно-художественные
  • иные

В эскизном проекте должны быть выведены технико-экономические показатели, включающие:

  • сведения о численность населе­ния жилого образования
  • типы жилых домов (строений) и их общую плошадь
  • сроки застройки территории
  • сроки ввода в эксплуатацию жилых домов, объектов социального, культурно-бытового обслуживания
  • предполагаемое зонирование, включаемой территории

другие показатели, необходимые для реализации проекта.

3. Примерная форма заявления

С примерными формами заявлений, обоснований необходимости включения участков в границы НП, а также с рекомендациями по   прилагаемым документам можно ознакомиться на официальных сайтах администраций муниципальных образований:

  • пример 1
  • пример 2
  • пример 3
  • пример 4

Заявление можно подготовить в такой форме:

                   Главе администрации ___________ муниципального района 
                 

                    от ________________________________________________
           

для юридического лица – полное наименование   данные о   государственной регистрации

                    для физического лица – фамилия, имя, отчество, паспортные данные   

                     Адрес  заявителя: 

                     –––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––                          

   (почтовый адрес для направления корреспонденции)                                              
                                                  

                                               Заявление

о включении земельного участка в границы населённого пункта, исключении земельного участка из границ населенного пункта, и/или изменении/установлении вида разрешённого использования земельного участка.

Прошу _________________________________________________________

нужно выбрать:

  • включить земельный участок в границы населенного пункта
  • исключить земельный участок из границ населенного пункта

_______________________________________________________________    (указать наименование населённого пункта)

с установлением или изменением вида разрешённого использования земельного участка

_______________________________________________________________
(указать необходимое разрешённое использование участка)

находящийся в  ________________    собственности
                       (указать форму собственности)

общей площадью  _______ кв. м

кадастровый номер. _____________

расположенный по адресу:

____________________________________________________________

(указать полный адрес: область, муниципальное образование, район, населенный пункт, улица, дом, корпус, строение)

 
из категории

_______________________________________________________________ (в соответствии с документами земельного кадастра)

в связи
 _______________________________________________________________
(изложить обоснование необходимости включения/исключения земельного участка в границу/из границы населённого пункта)

Приложения:

1. Копия документов, удостоверяющих личность заявителя (для заявителей – физических лиц)

2. Выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для заявителей – индивидуальных предпринимателей)

или выписка из единого государственного реестра юридических лиц (для заявителей – юридических лиц)

3. Выписка из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок

4. Кадастровая выписка земельного участка

5. Эскизный (архитектурный) проект планировки

Подпись лица, подавшего заявление:

для физических лиц:

_________________      __________________
(Ф.И. О.)                             (подпись)

для ИП, юридических лиц:

_________________      ___________________     ____________
  (должность                     (Ф.. И.О.).                (подпись)                 

М. П.  

Дата

  
«____»  ___________ 20_________ года
 

Контактное лицо:     ____________________

телефон для связи:  _____________________
 
 

2. Действия органа местного самоуправления

После получения заявления орган местного самоуправления обязан:

  • принять решение о проведении публичных слушаний:
    • в течение 5 рабочих дней с даты поступления заявления
  • опубликовать извещение (оповещение) о проведении слушаний:
    • в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов
    • на официальном сайте муниципального образования
  • провести слушания
  • опубликовать заключение о результатах слушаний:
    • о возможности и целесообразности включения ЗУ в границы населенного пункта
    • о возможности установления или изменения ВРИ ЗУ в случае, если это указано в данном заявлении

Примечание

Публичные слушания не проводятся в случаях включения земельного участка в границы населённого пункта в целях:

  • жилищного строительства
  • комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства
  • рекреационного использования

Это положение изложено в подпункте 2 пункта 5 статьи 4_1 федерального закона № 191-ФЗ от 29.12.2004.

Срок, отсчитываемый:

  • со дня опубликования извещения о проведении слушаний
  • до дня опубликования заключения о результатах слушаний

не может быть более чем 1 месяц. 

В течение 45 дней с даты поступления заявления орган местного самоуправления направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта РФ:

  1. поступившее заявление
  2. документы, прилагаемые к заявлению
  3. заключение о целесообразности включения ЗУ в границы НП
  4. заключение о результатах публичных слушаний

3. Действия органа государственной власти субъекта РФ

Срок согласования заявления органом государственной власти субъекта РФ:

  • не более 1 месяц с даты поступления документов
  • не более 30 дней + 5 дней с даты направления документов в органы, с которыми необходимо провести согласование заявления:
    • с органами, уполномоченный на распоряжение лесными участками
    • с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти – в случае, если предполагается включение земельных участков, предоставленных:
      1. воинским формированиям
      2. органам, организациям, предприятиям, учреждениям, осуществляющим функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории РФ, защите и охране Государственной границы РФ, информационной безопасности, другим видам безопасности

В случае, если в установленный срок орган государственной власти субъекта РФ не получил информацию о согласовании заявления, оно считается согласованным с этими органами.

По истечении указанных сроков исполнительный орган государственной власти субъекта РФ:

  • принимает решение:
    1. или о включении ЗУ в границы НП и об установлении или изменении его ВРИ 
    2. или об отказе во включении ЗУ в границы НП и об установлении или изменении его ВРИ
  • направляет копию решения в орган местного самоуправления поселения, городского округа, орган местного самоуправления муниципального района, в границах которых расположен земельный участок  

Перевод земельных участков из одной категории в другую считается состоявшимся с момента внесения в ЕГРН записи изменений категории земель и ВРИ земельного участка.

Анализ уместности включения участка в границы населённого пункта 

Несложность процедуры для заявителя не значит, что вопрос о включении участка в границы населённого пункта будет решён только положительно, ведь главное действие остаётся «за кадром. Это анализ целесообразности включения надела в черту НП, проводимый органом местного самоуправления и органом государственной власти субъекта РФ.

Если, например, в границы населённого пункта, переводится участок сельскохозяйственного назначения, то делается запрос в организации, с которыми ведётся согласование перевода, на предоставление:

  • оценки значимости ЗУ 
  • справки об отсутствии на территории надела могильников скота
  • других материалов

Также при анализе правомерности включения земельного участка в границы НП  орган местного самоуправления учитывает следующие факторы:

  • отсутствие на участке санитарно-защитной зоны предприятий с классом санитарной опасности
  • ценность участка (бонитет) участка с/х назначения
  • обеспеченность участка подъездом для транспорта
  • реалии в обеспечении участка элементами инфраструктуры населённого пункта 
  • другие

Отказ во включении участка земли в пределы населённого пункта

Власти вправе отказать во включении участка в пределы населённого пункта. Причины отказа не произвольные. Они определены в ПЗЗ и Уставе муниципального образования, а также в пунктах 19-22 статьи 4_1 федерального закона № 191-ФЗ от 29.12.2004.

Самые распространённые из них следующие: 

  • границы населённого пункта пересекают:
    • границы муниципального образования или выходят за них
    • границы земельных участков физических и юридических лиц
  • земли, планируемые собственниками для включения, имеют ценный сельскохозяйственный статус
  • включаемый ЗУ невозможно обеспечить инфраструктурой населённого пункта
  • участок попадает в охранную зону производств или иных промышленных объектов
  • ограничения, запреты на изменение целевого назначения или ВРИ ЗУ установлены законом
  • заявленный ВРИ участка не соответствует документам территориального планирования:
    • РФ
    • субъектов РФ
    • муниципальных образований 
  • исполнительный орган государственной власти субъекта РФ получил:
    • мотивированный отказ федерального органа исполнительной власти в согласовании заявления
    • заключение органа местного самоуправления:
      1. о невозможности или нецелесообразности включения ЗУ в границу НП
      2. об исключении ЗУ из границы НП и об установлении или изменении его ВРИ 
  • заключение о результатах публичных слушаний, выражающее несогласие участников слушаний с решением:
    •  о включении ЗУ в границу НП
    • об исключении ЗУ из границы НП и об установлении или об изменении ВРИ ЗУ

Отказ в принятии решения:

  • о включении ЗУ в границы населенного пункта
  • об исключении ЗУ из границ населенного пункта
  • об установлении или об изменении ВРИ земельного участка

может быть обжалован в судебном порядке.

 
Консультационные услуги

1. Стоимость консультации, проводимой специалистами компании «Земельный вопрос» по по изменению ВРИ ЗУ (вида разрешённого использования земельного участка) (пункт 6 раздела «Тарифы»):

  • устная (по телефону) – 3 000 руб.
  • письменная – 5 000 руб.  

2. Анализ возможности перевода ЗУ из состава земель с/х назначения (изменения категории, вида разрешённого использования ЗУ) – пункт 14 раздела «Тарифы»)  

  • 10 000 руб. – для физических лиц
  • 15 000 руб. – для юридических лиц 

3. Подготовка запросов собственников и пользователей участков с/х назначения об отнесении этих участков к с/х угодьям в Росреестр (пункт 18 раздела «Тарифы»):  

  • 3 000 руб. – для физических лиц
  • 5 000 руб. – для юридических лиц

4. Привлечение на основе анализа ситуации лицензированной компании к решению вопроса о невозможности использования ЗУ с/х назначения, относящегося к с/х угодьям, в качестве таких угодий (только для Ленинградской области и Северо-Западного региона) – пункт 22 раздела «Тарифы»):  

5 000 руб.  

Полезная информация

  • О практической полезности  кадастрового плана территории (КПТ) – здксь 
  • Регламент подготовки и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (КПТ) – здесь
  • Предоставление публичных земельных участков из земель с/х назначения для фермерства и ведения ЛПХ – здесь
  • Упрощённая схема технологического присоединения для садоводов, дачников, юрлиц, ИП – 2021 – читать здесь
  • О новом подходе к комплексному развитию территорий поселений (КРТ) и достижению жилищного комфорта граждан – читать здесь
  • «Дачная амнистия» 2021 – 2026: новые возможности – читать здесь
  • Как получить участок от муниципалитета или государства – читать здесь
  • Риски от установления красных линий на земельном участке – здесь
  • Что такое «пятно застройки» земельного участка – читать здесь

Правовой режим земель населенных пунктов

Земли населенных пунктов – сравнительно новое название территории, на которой располагаются жилые дома, объекты недвижимости, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность проживающего на этих землях населения. Ранее данные участки носили название «земли поселений», ведь вплоть до принятия Земельного кодекса РФ во всех градостроительных нормативно-правовых актах города и населенными пункты называли поселениями.

Согласно текущему законодательству, к населенным пунктам относятся:

  • города;
  • поселки;
  • села;
  • станицы;
  • стойбища;
  • заимки.

Все данные населенные пункты, в свою очередь, подразделяются на десять различных групп, в зависимости от численности проживающего населения.

Однако данные требования шли в разрез с прочими нормативно-правовыми актами федерального уровня, которые определяли понятие населенных пунктов по-другому. Подобные разногласия на законодательном уровне существовали вплоть до вступления в силу Земельного кодекса РФ.

Таким образом, согласно требованиям земельного законодательства, под городскими поселениями подразумевается город или поселок, в котором власть осуществляется на местах через органы местного самоуправления. На данный момент сельские поселения объединяют территориально в один населенный пункт, в которых самоуправление также осуществляется на местах через специально выбранные для этих целей органы местного самоуправления.

Соответственно, на основании земельного законодательства населенные пункты могут включать в себя несколько городских и сельских поселений, объединенных одной общей территорией.

Что такое ЗНП?

foto102-3

Земли населенных пунктов (ЗНП) – участки, которые рассчитаны

на застройку

и расширение территорий проживания людей и используются указанным образом, то есть на них уплотненно проживают люди.

Частый вопрос: категория земель «земли поселений» что это, то же самое, что и ЗНП или нет?

Ответ прост: категория земли поселений теперь называется землями населенных пунктов.

Сейчас понятия «поселение» и «населенный пункт» не синонимичны, в состав поселения может входить не один населенный пункт.

Уже из определения видно, на данной категории земель предполагается строительство, а эта деятельность подпадает под регулирование также и градостроительные нормы. Подробнее о том, на каких категориях земли можно строить, читайте в этой статье.

В зависимости от размеров, численности населения и других факторов населенные пункты делятся на:

  • городские,
  • сельские.

НП могут быть в составе муниципального образования (территория, на которую распространяется компетенция конкретных местных органов власти).

Категория земли ЗНП особая, поскольку она предполагает размещение на своей территории объектов, которые должны были бы относиться к иным категориям, но относятся к ЗНП, поскольку обеспечивают жизнедеятельность населенных пунктов (транспорт, особо охраняемые объекты, сельское хозяйство).

Границы

foto102-4

Граница представляет собой «линию»,

отделяющую

населенный пункт

от других видов

земель.

Границы НП должны располагаться так, чтобы не было наслоений границ муниципальных образований и участков, которые предоставлены кому-либо.

Как первоначальное утверждение границ НП, так и их изменение фиксируется в главных документах муниципальных образований.

В зависимости от муниципального образования таким документом может быть:

  • генеральный план,
  • схемы территориального планирования.

В другом порядке происходит изменение границ городов с особым статусом:

  1. Москвы,
  2. Санкт-Петербурга,
  3. Севастополя.

Они утверждаются Советом Федерации.

Если какой-то участок из одного НП «переместился» в соседний, то это не влечет каких-либо изменений прав на этот участок.

В территорию населенного пункта не могут быть включены земли иных категорий, поэтому перенос границ предполагает изменение категории земель (либо прилегающие земли становятся землями НП, либо земли НП переходят в другую категорию).

По периметру населенного пункта располагается пригородная зона, она не входит в территорию населенного пункта, а является как бы «запасной» на случай расширения НП.

Не любое пространство подходит для создания населенного пункта. Например, это касается затапливаемых земель и территорий, где предпринимаются попытки сохранения объектов животного мира.

Понятие границ населенных пунктов.

Границы городских, сельских населенных пунктов рассматриваются в Земельном кодексе России в качестве отдельного понятия. Согласно положением данного нормативно-правового акта границы городских, сельских населенных пунктов представляют собой специальные границы, которые позволяют отделить населенные пункты от прочих земель, которым присвоена иная категория.

Согласно федеральным нормативно-правовым актам границы городских или сельских поселений никаким образом не могут пересекать границы прочих муниципальным образований.

Кроме того, в земельном законодательстве четко установлено требование, согласно которому границы населенных пунктов не могут не только пересекать границы муниципальных образований, но и каким-либо образом выходить за них.

Также границы населенных пунктов устанавливаются таким образом, чтобы не пересекать земельные участки, выделенные для пользования и ведения сельского хозяйства, физическим или юридическим лицам, организациям, действующим для удовлетворения нужд государства и отдельно взятых субъектов государства.

Состав и зонирование

foto102-5

Помимо собственно жилья для людей в населенных пунктах предполагается наличие

инфраструктуры

, обеспечивающей нормальную жизнедеятельность поселения:

  • школы,
  • транспорт,
  • магазины и прочее.

Любой современный населенный пункт имеет подобные инфраструктурные зоны в составе своих земель.

Зонирование

В населенных пунктах возможно существование различных зон:

  • жилая – предполагается строительство домов для проживания (индивидуальных, малоэтажных, среднеэтажных, многоэтажных и др.) и бытовых объектов. В рамках жилой зоны могут располагаться еще и земли для ведения садового хозяйства.
  • общественно-деловая зона – объекты для общественного использования в сфере администрирования (например, суды, здания органов власти), образования (например, детский сад, университет), социальной сфере (например, интернат), сфере культуры (например, музей, галерея) и иных.
  • производственная – возведение промышленных объектов (например, склад, завод),
  • инженерная и транспортная инфраструктура – прежде всего, в данных зонах строятся объекты транспорта различного вида (речной, трубопроводный, железнодорожный и др.).
  • рекреационная – зона отдыха, где находятся сады, парки, скверы, пруды и др.
  • сельскохозяйственная – занятая под объектами сельского хозяйства (например, конюшня, пашня).
  • зона размещения военных объектов – объекты, обеспечивающие безопасность и охрану жителей (например, воинская часть),
  • иные зоны.

Важно не путать категорию земель «земли сельского хозяйства» с сельскохозяйственными землями населенных пунктов (НП), это разные виды земель.

Территориальное зонирование проводится с учетом того, что земельный участок не может находиться одновременно в разных зонах.

Градостроительные регламенты

foto102-6

Использование категории земель населенных пунктов регулируется также специальными регламентами.

Градостроительные регламенты – представляют собой часть правил землепользования и застройки и устанавливают возможные виды деятельности на земле.

Регламент определяется для конкретных территориальных зон с учетом множества факторов:

  • происхождение,
  • история развития,
  • расположение,
  • возможность осуществления различных видов деятельности и др.

Требования градостроительной документации распространяются не только на саму плоскость земельного участка, но и на все, что находится над и под поверхностью вплоть до недр, и регламентируют процесс строительства и дальнейшей эксплуатации зданий на участке.

ВРИ

Если у Вас земельный участок с категорией земель «земли населенных пунктов» — не спешите начинать строительство. Помимо целевого назначения земли существуют также ее более подробные Виды разрешенного использования (ВРИ).

Они устанавливают, что люди могут делать на конкретном земельном участке. ВРИ фиксируются в специальном документе – приказе Министерства экономического развития РФ.

ВРИ и категория земель – не тождественные понятия. Для земель одной категории может быть несколько ВРИ.

foto102-7

В

классификаторе

предусмотрены ВРИ для всех категорий земель.

Например, ВРИ «Малоэтажная жилая застройка» (жилье для индивидуальных нужд; дачи) предполагает строительство жилья, которое не будет разделено на квартиры для разных семей, а также смежную деятельность:

  • создание огородов,
  • цветников,
  • строительство гаражей и других подсобных помещений.

А ВРИ «Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)», наиболее характерный для категории земель городов, подразумевает высотное жилое строительство (от 9 этажей), когда в каждом доме множество квартир. Еще в рамках данного ВРИ разрешается облагораживание территорий вокруг домов и другая деятельность.

Подробнее про классификатор ВРИ Вы можете прочитать здесь.

Код

Код категории земель — земли населенных пунктов по классификатору 003002000000.

Видео по теме

Подробнее о землях населенных пунктов можно узнать из представленного ниже видео:

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...