Задачи Госстандарта Российской Федерации

Понятие стандартизации как одного из направлений реализации государственной защиты прав и интересов потребителей. Методы государственного контроля и надзора за соблюдением правил сертификации. Структура законодательной и нормативной базы сертификации.

История[править | править код]

15 сентября 1925 года постановлением Совета народных комиссаров СССР был создан общесоюзный орган в области стандартизации — комитет по стандартизации при Совете труда и обороны (Госстандарт). Введение государственного управления стандартизацией в стране послужило началом систематической работы во всех отраслях народного хозяйства. 7 мая 1926 года был утвержден первый общесоюзный стандарт — ОСТ 1 «Пшеница. Селекционные сорта зерна. Номенклатура». В 1927 года на должность председателя Совета по стандартизации был назначен Г. М. Кржижановский.

Постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 9 июля 1940 года № 1211 «О государственных общесоюзных стандартах и порядке их введения» был отменен порядок, при котором ГОСТы на продукцию утверждались наркоматами, которые её и производили; разработка и утверждение стандартов были возложены на вновь созданный Всесоюзный комитет по стандартизации при Совете народных комиссаров СССР.

В 1946 году была создана Международная организация по стандартизации (ISO). СССР принял на себя работу секретариатов технических комитетов: 37 «Терминология (общие принципы и координация)», 55 «Лесоматериалы (сортамент пиломатериалов и координация)», 57 «Чистота поверхностей (металлов)» и 65 «Марганцевые руды (методы химического анализа)».

В 1954 году был образован комитет стандартов, мер и измерительных приборов при Совете министров СССР на базе слияния управления по стандартизации при Госплане СССР и главной палаты мер и измерительных приборов министерства финансов СССР.

В 1960—1980-е годы была проведена работа по упорядочению и регламентации всех работ в области самой стандартизации. В 1968 году был внедрён комплекс стандартов ГОСТ 1 «Государственная система стандартизации».

22 мая 1991 года законом СССР «О защите прав потребителей», принятым Верховным Советом СССР, была введена обязательная сертификация продукции (товаров, работ и услуг).

26 ноября 1991 года на базе Российского республиканского управления Госстандарта СССР указом президента РСФСР образован государственный комитет РСФСР по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России)[1]. 30 сентября 1992 года он был преобразован в Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации[2]. Он стал правопреемником Госстандарта СССР на территории России. В 1992 году был образован межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации Содружества независимых государств (СНГ).

В 2004 году Госстандарт России был преобразован в федеральную службу по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование; с 2010 года — Росстандарт).

1. Стандартизация. Цели стандартизации. Принципы стандартизации

Определение понятия «Стандартизация» дано Законом РФ «О техническом регулировании», который вступил в действие с 1 июля 2003 г.

Стандартизация – деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Основные понятия закона, касающиеся стандартизации:

стандарт – документ, в котором в целях добровольного многократно­го использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения;

международный стандарт – стандарт, принятый международной ор­ганизацией;

национальный стандарт – стандарт, утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации;

технический регламент – документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Технические регламенты принимаются в целях:

  •  защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
  •  охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
  •  предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Принятие технических регламентов в иных целях не допускается.

Цели стандартизации

Стандартизация осуществляется в целях:

  • повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муни­ципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов;
  •  повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • обеспечения научно-технического прогресса;
  •  повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг;
  •  рационального использования ресурсов;
  •  технической и информационной совместимости;
  •  сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных;
  •  взаимозаменяемости продукции.

Принципы стандартизации

Стандартизация осуществляется в соответствии с принципами:

  •  добровольного применения стандартов;
  •  максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;
  •  применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований междуна­родных стандартов климатическим и географическим особенностям Рос­сийской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям, либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения;
  •  недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации;
  •  недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам;
  •  обеспечения условий для единообразного применения стандартов.

Чем ГОСТ отличается от ОСТ?

ОСТ — это стандарт, устанавливающий требования к качеству продукции в какой-либо конкретной отрасли. Такие стандарты разрабатываются в тех сферах деятельности, где ГОСТы отсутствуют, либо их требования нуждаются в уточнении. Таким образом, основное отличие между данными понятиями заключается в сфере их действия. Если положения и требования ГОСТа обязательны для всех участников рынка, то ОСТ распространяется лишь на конкретную отрасль деятельности и смежные с ней сегменты. ОСТ принимается отраслевым государственным органом.

Полномочия[править | править код]

Росстандарт осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе[3]:

  • выполняет функции компетентного административного органа Российской Федерации в соответствии с соглашением о принятии единообразных технических предписаний для колёсных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и/или использованы на колёсных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний, заключённым в Женеве 20 марта 1958 года;
  • организует экспертизу проектов национальных стандартов;
  • выполняет ряд функций в сфере контрольно-надзорной деятельности (в частности, на соответствие продукции требованиям некоторым техническим регламентам; федеральный метрологический надзор и т. п.)
  • осуществляет руководство деятельностью государственной метрологической службы, государственной службы времени, частоты и определения параметров вращения Земли, государственной службы стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов, государственной службы стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов, а также утверждение национальных стандартов;
  • ведёт федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов.

2. Документы в области стандартизации

К документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся:

  •  национальные стандарты;
  •  правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;
  •  применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;
  •  стандарты организаций.

Национальные стандарты и общероссийские классификаторы экономической и социальной информации, в том числе правила их разработки и применения, представляют собой национальную систему стандартизации.

Национальный орган по стандартизации:

  •  утверждает национальные стандарты;
  •  принимает программу разработки национальных стандартов;
  •  организует экспертизу проектов национальных стандартов;
  •  обеспечивает соответствие национальной системы стандартизации интересам национальной экономики, состоянию материально-технической базы и научно-техническому прогрессу;
  •  осуществляет учет национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечивает их доступность заинтересованным лицам;
  •  создает технические комитеты по стандартизации и координирует их деятельность;
  •  организует опубликование национальных стандартов и их распространение;
  •  участвует в соответствии с уставами международных организаций в разработке международных стандартов и обеспечивает учет интересов Российской Федерации при их принятии;
  •  утверждает изображение знака соответствия национальным стандартам;

 представляет Российскую Федерацию в международных организациях, осуществляющих деятельность в области стандартизации.

Службы стандартизации

Службы стандартизации

Специально создаваемые организации и подразделения для проведения работ по стандартизации на определенных уровнях – государственном, отраслевом, предприятий (организации).

4. Органы и службы стандартизации РФ

Государственное управление стандартизацией в Российской Федерации осуществляет Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии (Госстандарт России). Работы по стандартизации и области строительства организует Государственный комитет по жилищной и строительной политике (Госстрой России).

Госстандарт осуществляет свои функции непосредственно и через созданные им органы. К территориальным органам Госстандарта относятся центры стандартизации и метрологии (ЦСМ), которых на территории РФ более 100.

К российским службам стандартизации относятся научно исследовательские институты Госстандарта РФ (20 институтов) и технические комитеты по стандартизации:

ВНИИстандарт – головной институт в области Государственной cm темы стандартизации;

ВНИИС – головной институт в области сертификации продукции (услуг) и систем управления качеством продукции (услуг);

ВНИИНМАШ – головной институт в области разработки научных основ унификации и агрегатирования, машиностроения и приборостроения;

ВНИИКИ – головной институт в области разработки и дальнейшего развития Единой системы классификации и кодирования технико-экономической информации, стандартизации научно-технической терминологии.

Деятельность по стандартизации осуществляется и другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции. Они при необходимости создают подразделения (службы) стандартизации и (или) назначают головные организации по стандартизации. Субъекты хозяйственной деятельности также организуют и проводят работы по стандартизации. Их подразделения (службы) стандартизации выполняют научно-исследовательские, опытно-конструкторские и другие работы по стандартизации, а также осуществляют организационно-методическое и научно-техническое руководство работами по стандартизации на предприятии.

Смотрите также:

  • …Как обойтись без ГИБДД при угоне? →
  • …Талон техосмотра отменили? →
  • …Зачем плодят техрегламенты? →

Оставить комментарий (0)

Другие службы по стандартизации

Другие службы по стандартизации

Другие субъекты хозяйственной деятельности, разрабатывающие нормативные документы (стандарты отраслей и предприятий), создают в своей оргструктуре специальные службы, которые координируют работу по созданию стандартов других участвующих в этом подразделении.

Например, на предприятии научно-исследовательские, конструкторские и технологические отделы, лаборатории выполняют исследования, связанные со стандартизацией, а участие других подразделений определяется их компетенцией. Руководит работой отдел стандартизации.

26

Следующая статья: Правовые основы стандартизации

Еще полезные статьи:

1.4. Виды измерений по метрологии

Лицензирование деятельности юридических и физических лиц по изготовлению, ремонту и прокату средств измерений

Контрольные вопросы по теме метрология для проверки знаний

Тесты по теме Метрология из 5 вопрос на знания темы с ответами

Практическое задание по теме метрология

2.2. Краткая история развития стандартизации

2.3. Правовые основы стандартизации

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...