Готовим ежемесячный отчет по гособоронзаказу в 2019 году

Закупки по ГОЗ по-прежнему вызывают множество вопросов даже у тех, кто давно работает по 44-ФЗ. Разбираемся, в чем особенности закупок по 275-ФЗ. В статье

Для чего нужен отчет

Обязанность сдачи отчета ввел приказ № 554 от 08.10.2018 министра обороны. Цель — передача в электронном виде информации от исполнителей гособоронзаказа в ЕИС ГОЗ — Единую информационную систему гособоронзаказа. Предназначена она для обобщения и обработки информации о расчетах по ГОЗ. Первый раз отчет сдавали по состоянию на 31.01.2019, то есть на начало года. Такой долгий срок от возникновения обязанности сдавать отчетность до ее первой фактической сдачи связан с тем, что долго согласовывался формат предоставления. Отчетность по госконтрактам у исполнителя предоставляется только в электронной форме. А для этого необходимо установить требования к формату и составу электронного документа. Приказ министра обороны № 670 от 19.11.2018, который их утвердил, вступил в действие только 02.02.2019.

ВАЖНО!

Организации, включенные в сводный реестр предприятий оборонно-промышленного комплекса, обязаны дополнительно предоставлять ежеквартальную форму 1-ГОЗ в Федеральную антимонопольную службу.

Расчетно-калькуляционные материалы по Гособоронзаказу

Целью формирования комплекта расчетно-калькуляционных материалов (комплекта РКМ) является обоснование цены продукции, выпускаемой по государственному оборонному заказу, а также величины затрат, необходимых для её производства в соответствии с действующим законодательством в сфере государственного оборонного заказа.

Зачем отчитываются

Введение Федеральной контрактной системы сделало отчетность по контрактом открытой и прозрачной, но по правилам 44-ФЗ в Единой информационной системе не публикуют сведения, которые содержат государственную тайну. К таким исключениям относятся все контракты по государственному оборонному заказу.

Отчеты хранятся в Единой информационной системе расчетов по государственному оборонному заказу, которая непосредственно предназначена для отражения результативных данных по ГОЗ. Именно в ЕИС ГОЗ публикуются все отчеты о ходе исполнения договорных отношений по гособоронзаказу. Отчетность необходимо формировать, чтобы военные представители контролировали все этапы исполнения контракта и движение средств по отдельному банковскому счету.

Ваш запрос не может быть обработан

Ваш запрос не может быть обработан

С данным запросом возникла проблема. Мы работаем чтобы устранить ее как можно скорее.

Кто может участвовать в ГОЗ?

Чтобы понять, кто может участвовать в закупках оборонзаказа, разберемся в терминах и цепочке взаимодействия по 275-ФЗ.

Головной исполнитель и исполнители второго и третьего уровня в рамках одного госзаказа образуют «кооперацию». Головным исполнителем не могут быть иностранные лица, физлица и индивидуальные предприниматели. Например, индивидуальный предприниматель не сможет участвовать в закупках ГОЗ, но может заключить договор с головным исполнителем и стать подрядчиком.

Закупки по 275-ФЗ: что надо учесть

Основная особенность гособоронзаказа — повышенные требования к участникам, которыми могут стать только юридические лица. ИП, зарубежные фирмы, физлица к участию в таких закупках не допускаются. Их заявка будет отклонена даже при соответствии всем критериям.

По гособоронзаказу могут закупаться любые товары и услуги, регламентированные 44-ФЗ или 223-ФЗ. А не только оружие и боеприпасы. Однако, исходя из характеристик предмета, закупки могут быть двух видов:

  • закрытые — проводят, когда закупаемая продукция содержит сведения, составляющие гостайну, или предполагает проектирование и выпуск вооружения и военной техники. Участвовать здесь могут лишь специально приглашённые поставщики, имеющие допуск на ведение работ, составляющих гостайну.

Сведения о таких закупках в ЕИС не размещаются. Ознакомиться с закупочной документацией можно только на основании запроса потенциальной организации-исполнителя через АСТ ГОЗ. Чтобы принять участие, следует не позднее чем за десять дней пройти регистрацию на ЭТП.

  • открытые — организуются как обычные закупки (к примеру, в форме электронного аукциона) с размещением в ЕИС. При этом обязательно наличие информации, что закупка проводится в рамках гособоронзаказа. При этом предметом контракта могут стать любые товары/работы/услуги, как и по 44-ФЗ: канцелярские принадлежности, мебель или полиграфическое оборудование и др.

Типовые формы РКМ ГОЗ

Состав комплекта РКМ, а также используемые формы обосновывающих документов определяются видом продукции (работ, услуг), технологическим циклом изготовления, сроками поставки, требованиями заказчика ГОЗ и условиями контракта.

До марта 2018 года в качестве основных типовых форм исполнители ГОЗа применяли формы Приложений N 1 – 14 к приказу ФСТ от 18.04.2008 N 118, а для продукции с длительным технологическим циклом производства (более одного года) формы Приложений N 1д – 15д, введенных приказом ФСТ от 09.02.2010 N 44-а.

Оба этих приказа ФСТ отменены Приказом ФАС России от 05.03.2018 №264/18 «О признании утратившими силу некоторых приказов Федеральной службы по тарифам».
Стоит отметить, что данный приказ ФАС об отмене форм ФСТ №118 и 44-а опубликован не был.

Аналогичные формы для РКМ ГОЗ были утверждены приказом ФСТ от 24.03.2014 N 469-а. Они предусмотрены для различных видов военных заказов (НИОКР, серия, ремонт, сервис, утилизация). Рекомендации по заполнению были даны Минпромторгом (Приказ от 03.07.2014 N 1257). Несмотря на отмену в 2017 году Постановления Правительства РФ от 05.12.2013 №1119 данные формы (по Приказу ФАС №469-а) оставались действующими.

В соответствии с Положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденным постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2017 года №1465, с 3 марта 2018 года Приказом ФАС России от 31.01.2018 №116/18 формы Приказа ФСТ №469-а заменены новыми типовыми формами РКМ.

Таким образом, формы РКМ по приказам ФСТ №118, №44-а и №469-а свою силу утратили, и с 5 марта 2018 года до 26 октября 2019 года единственными действующими формами документов, обосновывающими цену оборонной продукции, являлись 22 вида форм, утверждённых Приказом ФАС №116/18.

Открытие лицевых счетов: основные шаги

Чтобы принять участие в закупках по ГОЗ, головному исполнителю и исполнителям 2-го и 3-го уровней по 275-ФЗ следует открыть специальные лицевые счета в соответствии с постановлением Правительства РФ от 25.12.2019 № 1819.

Счёт открывается в специально уполномоченном банке, через него проводятся все расчёты в рамках выполнения гособоронзаказа. При выполнении нескольких госконтрактов для каждого необходим свой счёт.

Участник закупки в рамках ГОЗ направляет в территориальный орган казначейства требующиеся документы для открытия счёта. Ведомство в течение двух дней проверяет сведения об организации. Затем не позднее следующего дня по окончании проверки:

  • при положительном результате проверки открывает лицевой счет
  • при отрицательном результате — направляет в адрес организации уведомление, указав причину отказа (ПП № 1819)

Обязательное наличие идентификатора

Отличие закупок по гособоронзаказу от других — обязательность идентификатора. Он представляет собой особый код, он даётся госконтракту с головным исполнителем согласно приказу Минобороны, Федерального казначейства от 11.08.2015 № 475/13н. Идентификатор размещается в документах перед номером госконтракта через косую черту (дробь) и в таком виде содержится в реестре госконтрактов.

При выполнении госконтракта наличие этого кода необходимо на всех документах. Он является подтверждением выполнения обязательств и гарантией того, что сумма по госконтракту будет перечислена. Идентификатор действителен в течение всего срока выполнения госконтракта.

Значение разрядов идентификатора:

  • код государственного заказчика
  • способ, с помощью которого определяют исполнителя
  • год заключения госконтракта
  • год окончания действия госконтракта
  • порядковый номер госконтракта в рамках календарного года

Идентификатор является уникальным и не повторяется.

Основные экономические нормативы (показатели)

Основные экономические показатели (ОЭП) – плановые нормативы, используемые при калькуляции затрат и цены продукции (работ) в сфере гособоронзаказа (форма №22).В число таких нормативов предприятия входят:

  • ОЗП – средний размер заработной платы (стоимость нормо-часа) основных производственных рабочих (непосредственных исполнителей) / основных рабочих
  • ДЗП – норматив дополнительной заработной платы (форма №10)
  • норматив страховых взносов
  • ТЗР – норматив транспортно-заготовительных расходов (форма №8)
  • ОПР – норматив общепроизводственных расходов (форма №11)
  • ОХР – норматив общехозяйственных расходов (форма №12)
  • АУР – норматив административно-управленческих расходов (форма №12)
  • НР – норматив накладных расходов
  • норматив коммерческих (внепроизводственных) затрат (форма №13)
  • порядок списания и нормативы специальных затрат, затрат на специальную технологическую оснастку, и других расходов
  • норматив рентабельности (прибыли)

Исполнители ГОЗ, как правило, ежегодно согласуют свои основные экономические нормативы с аккредитованным военным представительством, УВЭА и ДАГК МО РФ.
Иногда, в отношении основных нормативов используется иная терминология: базовые экономические показатели (БЭП) или базовые экономические нормативы (БЭН).

Норматив страховых взносов

Расчет норматива страховых взносов производится с учетом предельной величины базы для исчисления взносов, размер которых ежегодно утверждается Правительством.На 2021 год лимит по пенсионным взносам установлен в размере 1 465 000 рублей, по «больничным» (ФСС) – 966 тысяч рублей (Постановление Правительства РФ от 26.11.2020 №1935 «О предельной величине базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное пенсионное страхование с 1 января 2021 г.»).
Взносы по травматизму («профриск») и обязательному медицинскому страхованию (ОМС) не лимитируются.

Год Постановление Правительства РФ База для исчисления страховых взносов Среднемесячная зарплата, с которой начинает применяться регресс
на обязательное пенсионное страхование (ПФР) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ФСС) Предельная величина на обязательное медицинское страхование (ФФОМС) Предельная величина на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
Предельная величина Рост Предельная величина Рост
2021 №1935 от 26.11.2020 1 465 000 13,4% 966 000 5,9% 80 500,00
2020 №1407 от 06.11.2019 1 292 000 12,3% 912 000 5,4% 76 000,00
2019 №1426 от 28.11.2018 1 150 000 12,6% 865 000 6,1% 72 083,33
2018 №1378 от 15.11.2017 1 021 000 16,6% 815 000 7,9% 67 916,67
2017 №1255 от 29.11.2016 876 000 10,1% 755 000 5,2% 62 916,67
2016 №1265 от 26.11.2015 796 000 12,0% 718 000 7,2% 59 833,33
2015 №1316 от 04.12.2014 711 000 13,9% 670 000 7,4% 55 833,33
2014 №1101 от 30.11.2013 624 000 52 000,00

Виды ответственности по ГОЗ

Лица, допустившие нарушения при выполнении госконтракта по гособоронзаказу, подлежат ответственности по КоАП и УК РФ. Это предусмотрено и в закупках, проводимых по 44-ФЗ, однако ст. 15 275-ФЗ устанавливает дополнительные меры.

Так, прописаны специальные штрафы при отказе от исполнения госконтракта. Не имеют права на отказ от исполнения:

  • единственный исполнитель, которому гособоронзаказ принесет прибыль
  • организации, занимающие доминирующее положение по ст. 14 Закона № 275-ФЗ

В данной ситуации устанавливается административная ответственность по ч. 2 ст. 7.29.2 в виде штрафов:

  • должностные лица — от 30 тыс. до 50 тыс. р.
  • организации — от 300 тыс. до 1 млн р.

Если представители организации-исполнителя попытаются извлечь личную выгоду и нанести ущерб интересам общества или государства, то руководителю организации будет вынесено следующее наказание:

  • штраф от 1 до 3 млн р. или в размере дохода за период 1─3 года, а также лишение права занимать руководящую должность или вести определенную деятельность на срок до 10 лет
  • штраф от 500 тыс. до 1 млн р. или в размере дохода за период 3─4 года, лишение свободы на срок от 4 до 8 лет и права занимать руководящие должности или вести определенную деятельность на срок до 3 лет

Принимать участие в выполнении госконтракта, заключённого в рамках выполнения гособоронзаказа, значительно сложнее. Эти закупки имеют отличительные особенности: в порядке расчётов, предоставлении отчётности госзаказчику, взаимодействии с банками. Однако, несмотря на значительные ограничения, они обладают рядом преимуществ в плане гарантий безопасности заключённого договора и финансовой поддержки от государства.

Вы получили необходимую информацию?

Никита Панкин

Никита Панкин

Ведущий специалист

Задать вопрос

Перезвоню и отвечу на ваши вопросы

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...