Изменения в закупках по 223-ФЗ с 1 января 2021 года

223 ФЗ c последними изменениями 2019 и 2020 года и комментариями. Подробнее о Федеральном законе 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”. Консультации ☎ 8(800)555-66-49

Богацкой С.Г.

Руководитель направления по государственным и корпоративным закупкам ООО СО “Финконт Торги”, доцент Учебного центра «Финконт», к.э.н.

Изменения в 223-ФЗ в 2021 году

Вот перечень изменений в ФЗ-223, которые вступили в силу с 2021 года.

С 01.01.2021 вступило в силу постановление правительства №2013 от 03.12.2020, которое утвердило минимальную долю закупок отечественных товаров.

Подробнее: «Минимальная доля закупок российских товаров по 44-ФЗ и 223-ФЗ».

C 01.01.2021 вступило в силу постановление правительства №1799 от 07.11.2020, которое закрепило, что в плане закупок нужно указывать количество товаров, которые поставляются при выполнении работ или оказании услуг, и единицу измерения. А в строительных закупках эти новации распространили на те товары, которые заказчик ставит на баланс и принимает к бухучету.

Подробнее: «Как составить и изменить план закупок по 223-ФЗ».

Еще уточнили, когда отправлять сведения о выполнении обязательств по договору: в течение 10 дней, в т. ч. со дня приемки или оплаты.

Подробнее: «Как работать с реестром договоров по 223-ФЗ: изменения в 2021 году».

Вместе с остальной информацией в реестре договоров указывайте цену единицы товара, работы или услуги. А в тендерах в сфере строительства в реестре договоров заполняйте сведения о товарах, которые ставите на баланс и принимаете к бухучету.

02.01.2021 вступил в силу федеральный закон №453-ФЗ от 22.12.2020, который ввел административную ответственность за нарушение заказчиком срока оплаты по договору (этапу), который заключен с субъектом МСП в рамках 223-ФЗ.

02.01.2021 вступил в силу федеральный закон №443-ФЗ от 22.12.2020, который распространил положения 223-ФЗ на закупки региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

02.01.2021 вступил в силу федеральный закон №452-ФЗ от 22.12.2020, который уточнил перечень информации, в отношении которой оператором электронной площадки обеспечивается конфиденциальность.

01.04.2021 вступает в силу федеральный закон №452-ФЗ от 22.12.2020, который установил особенности проведения и перечень требований к составу и содержанию заявок участников конкурентной закупки в электронной форме с ограничениями для субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках 223-ФЗ.

С 21.06.2021 федеральный закон №447-ФЗ от 22.12.2020 дополняет ч. 4 ст. 1 223-ФЗ, и с этой даты закон перестает регулировать закупки услуг, которые связаны с заключением, исполнением, изменением или расторжением договора синдицированного кредита (займа) или договора об организации синдицированного кредита (займа).

Преимущества 223-ФЗ

  • Не требуется обоснование закупок
  • Планирование закупок на 1 год
  • Не требуется обоснование начальной (максимальной) цены закупки
  • Указание товарных знаков в документации без обязательного эквивалента (ограничено в 2018 году)
  • Удобство малых закупок до 100 тыс. руб.
  • Требования к участникам, форма закупки, критерии оценки определяются заказчиком в положении о закупках

При умелом использовании преимуществ закона, заказчик по 223-ФЗ может быстро провести закупку у эффективного поставщика с учетом последних требований к опыту, квалификации, техническому предложению и т.п.

 А в конце февраля ФАС предложила новую порцию поправок — реформа 223-ФЗ не за горами.

Новые предложения ФАС по реформированию 223-ФЗ 20.02.2020 на сайте Антимонопольной службы опубликовали презентацию с предложениями по реформированию тендеров госкомпаний и естественных монополий. Сроки вступления в силу не озвучивались и проекта ФЗ нет, но инициатива заслуживает внимания.

Правильное описание объектазакупки

Чтобы исключить вероятность сниженияконкуренции, ФЗ №223 устанавливает новые правила, касающиеся обозначенияобъекта закупок в сопровождающей документации. Заказчик больше не может вноситьсведения о стране производства, а также использовать товарный знак. В последнемслучае есть и исключение. При размещении товарного знака можно использоватьсловосочетание “или эквивалент”. Но при этом закон также требует прописатьнекоторые параметры, которые описывают необходимые требование к товарам илиработам, требующимся заказчику — своеобразные параметры эквивалентности. Тогдасчитается, что заказчик исполнил требования закона.

Разрешается использовать товарный знак безуказанного уточнения в следующих случаях:

  • если предоставляемая заказчикомпродукция не может использоваться с товарами иных производителей;
  • если предметом сделки являютсязапасные части или детали комплектации техники определенной марки;
  • приобретаемая продукция необходимадля выполнения государственного заказа;
  • если регулирование закупкипроизводится международным соглашением, предписывающем обязательноеиспользование товарного знака.

Какие заказчики обязаны закупать по 223-ФЗ

  1. Государственные корпорации, такие как
    • Агенство страхования вкладов (АСВ)
    • Внешэкономбанк (ВЭБ)
    • Роснано
    • Росатом
    • Ростех
    • Роскосмос
  2. Государственные компании, такие как
    • Роснефть
    • Транснефть
    • Сбербанк
    • ВТБ
    • РусГидро
    • Холдинг МРСК
    • Ростелеком
    • Алроса
    • Аэрофлот
  3. Субъекты естественных монополий
    • Газпром
    • РЖД
    • Почта России
  4. Организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сферах
    • Электроснабжение, газоснабжение, теплоснабжение
    • Водоснабжение, водоотведение, очистка сточных вод,
    • Обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов
  5. Государственные и муниципальные унитарные предприятия (ГУП, МУП)
  6. Автономные учреждения, а также хозяйственные общества с долей государства более 50%
  7. Дочерние хозяйственные общества с долей юридических лиц (п. 1-6) более 50% (“дочки” госкомпаний)
  8. Дочерние хозяйственные общества с совокупной долей дочерних юридических лиц п. 7 более 50% (“внучки” госкомпаний)
  9. Бюджетные учреждения, как исключение из 44-ФЗ, в случае получения ими грантов, выполнения госконтрактов или собственных доходов

Правила составления извещения

223 ФЗ“О закупках” в новой редакции четко устанавливает,какие сведения обязательно требуется отображать в тексте извещения. Присоставлении следует внести информацию о:

  • начальная стоимость контракта;
  • цена единицы товара, работы или услуги (ТРУ), в отношении которогозаключается договор, либо формула стоимости;
  • максимальная стоимость контракта.

Дополнительно следует указать предписанную 9 частью4 статьи ФЗ №223-ФЗ. Она касается места, где планируется производить закупку. Визвещении отображается адрес электроннойплощадки, на которой будет фиксироваться сделка.

Торговые площадки

Кто может участвовать

Участником закупки по 223-ФЗ может быть:

  1. Любое юридическое лицо, независимо от:
    • Организационно-правовой формы
    • Формы собственности
    • Места нахождения
    • Места происхождения капитала
  2. Любое физическое лицо
  3. Индивидуальный предприниматель
  4. Несколько юридических, физических лиц или ИП, выступающих на стороне одного участника

Участники закупок по 223-ФЗ должны соответствовать требованиям, установленным заказчиком в положении о закупке и закупочной документации.

Заказчик вправе установить требования об отсутствии участника закупки по 223-ФЗ в реестре недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ.

На практике в госзакупках по 223-ФЗ участвуют в основном юридические лица и очень редко физические лица.

Для иностранных компаний возможности участия также ограничены сразу по нескольким направлениям. Чаще всего они подают заявки от российских юридических лиц.

Что необходимо для участия в закупках

Общие шаги:

  • получение электронной подписи для торгов (ЭЦП);
  • настройка компьютера, включая специальное ПО и плагины;
  • для СМП – регистрация на официальном сайте ЕИС (пошаговая инструкция в нашей статье).

Дальше поставщику нужно аккредитоваться на нужной секции электронной  площадки и открыть спецсчет.

Какие планируются изменения

На сайте проектов нормативных актов опубликовали законопроект с предложениями по реформированию тендеров госкомпаний и естественных монополий. Сроки вступления в силу изменений — 180 дней после опубликования закона. До 08.04.2020 проходило обсуждение. 20.02.2020 на сайте Антимонопольной службы выложили презентацию с планируемыми поправками в закон о закупках.

Объединили предложения из презентации и изменения, которые закреплены в законопроекте. Получился самый подробный обзор изменений 223-ФЗ от ФАС с комментариями.

Что изменится Суть поправок
Придется использовать каталог товаров, работ, услуг Функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики объекта придется описывать по КТРУ. Разрешат указывать и дополнительные характеристики, если обоснуете их необходимость.
Заказчики начнут обосновывать начальную цену договора (НМЦД) В документацию будут включать обоснование НМЦД или цены единицы товара, работы или услуги для закупок с неопределенным объемом.
Закупки у единственного поставщика и неконкурентные проходят без ограничений

Закрепят закрытый перечень случаев, при которых заказчики будут проводить закупку у единственного поставщика. В проекте установили 22 случая, когда заказчики будут заключать договор с единственным поставщиком, подрядчиком или исполнителем, например в закупках:

  • товаров, работ или услуг в электронном магазине на сумму до 100 000 рублей;
  • товаров в электронном магазине на сумму до 300 000 рублей;
  • у монополиста или центрального депозитария;
  • определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных ЧС природного или техногенного характера, непреодолимой силы, для оказания экстренной медицинской помощи;
  • товаров, работ, услуг у учреждений и предприятий УИС по перечню, который утвержден правительством;
  • на оказание услуг по водо- и теплоснабжению, водоотведению, обращению с ТКО, газоснабжению (кроме услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ.

Установят предельный размер закупок неконкурентным способом и у единственного поставщика, помимо исчерпывающего перечня, 10% от годового объема закупок.

Обновят требования к обеспечению заявок и исполнению договора

Если в закупке предусмотрите обеспечение заявок и обеспечение исполнения договоров, то в документации придется указывать их размер, срок и порядок предоставления.

Предоставлять обеспечение заявки на участие в конкурентной процедуре будут только в виде денег или банковской гарантии, а практику использования других способов, которые установлены в ГК РФ, исключат.

Требования к банковским гарантиям, которые предоставляются для обеспечения заявок и исполнения договора, сделают аналогичными 44-ФЗ.

Установят унифицированные требования к банковской гарантии, которая предоставляется для обеспечения заявки и договора.

Утвердят единую форму банковской гарантии.

Обяжут публиковать банковские гарантии в реестре по 44-ФЗ.

Установят единые подходы к установлению квалификационных требований к участникам

Появится универсальная и специальная предквалификация на торгах. На практике это означает следующее:

  1. Опыт исполнения не менее 20% от НМЦД.
  2. Автоматическая проверка наличия опыта у участника.
  3. Подача жалобы доступна только тем лицам, которые вправе подать заявку.
Уточнят требования к составу заявки на участие в закупке

В законе планируют закрепить перечень сведений, которые заказчик вправе запросить, в частности:

  • наименование, адрес и учредительный документ — для юрлица, Ф. И. О., паспортные данные и место жительства — для ИП;
  • ИНН участника закупки, а для юрлица — ИНН учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа;
  • документ, который подтверждает полномочия действовать от имени участника закупки;
  • декларация о принадлежности участника к СМСП, если таких сведений нет в едином реестре СМСП;
  • документы, которые подтверждают, что участник соответствует доптребованиям, если такая информация не находится в общем доступе;
  • декларация о соответствии участника единым требованиям.

Другие документы и информацию запретят требовать.

Уточнят содержание протокола рассмотрения и оценки заявок и установят порядок и критерии оценки заявок

В протоколе предлагают указывать, в частности, информацию о допущенных и отклоненных заявках и причины их отклонения.
Нет механизма рейтинга деловой репутации предпринимателей

Введут такие рейтинги:

  • высокий;
  • базовый;
  • низкий.

Эти рейтинги будут автоматически присваиваться в ЕИС в зависимости от качества, количества и стоимости исполненных контрактов.

Использовать его будут для:

  • допуска к торгам;
  • объективной оценки участника на торгах;
  • снижения размера обеспечения заявки и договора в зависимости от рейтинга.
Нет закрытого перечня электронных торговых площадок Переведут все закупки на электронные площадки, которые функционируют по 44-ФЗ.
Электронное информирование участников посредством ЕИС

Начнут подавать жалобы и официально уведомлять участников через ЕИС, в т. ч. о результатах рассмотрения.

Всю претензионную и другую официальную переписку заказчика с исполнителем разместят в ЕИС.

Урегулируют порядок заключения и исполнения договора

Установят обязательные пункты проекта договора и в какие сроки его заключать. 5 дней дадут заказчику на размещение в ЕИС проекта договора, а участнику — на подписание и размещение договора или на подготовку протокола разногласий. Количество протоколов разногласий — один.

Определят меры по исполнению договора и обязанности сторон. Обмен информацией об исполнении, изменении и расторжении договора между заказчиком и поставщиком будет через ЕИС.

Менять существенные условия договора в процессе его исполнения будут только в случаях, которые предусмотрены в 44-ФЗ.

Нет порядка включения в РНП Урегулируют действия заказчика и антимонопольного органа при рассмотрении вопроса о включении в РНП.
Уточнят правила обжалования закупок

До окончания срока подачи заявок пожаловаться на закупку сможет только участник, который соответствует требованиям документации. Если он не отвечает им, жалобу вернут. После окончания срока подачи заявок пожаловаться смогут только участники, которые подали заявку. Это правило действует и сейчас.

Контролеры будут принимать решение, учитывая все нарушения, которые выявлены при рассмотрении жалобы. Сейчас антимонопольщики рассматривают только то, на что пожаловался участник.

Для закупок через электронный магазин определят специальный порядок обжалования. Чтобы жалобу на заказчика или оператора площадки рассмотрели в порядке, предусмотренном для закупок через электронный магазин, ее придется подавать через ЕИС в течение 5 часов с момента обжалуемого действия или бездействия.

О появлении жалобы система уведомит заказчика и оператора площадки в течение 10 минут. Срок для подготовки и направления возражения — 3 часа.

За 6 часов с момента направления жалобы контрольный орган приостановит закупку, рассмотрит жалобу и разместит в ЕИС решение и предписание (при необходимости). До этого момента заключать договор нельзя.

Начнут проводить закупки с помощью электронного магазина

Закупки через электронный магазин будут проводить на тех же электронных площадках, что и остальные закупки по 223-ФЗ и 44-ФЗ. Площадкам разрешат брать плату с победителя котировочной сессии.

Информационное взаимодействие будет проходить с помощью ЕИС. Участники будут размещать предложение о товаре, используя другие информационные системы. После заключения договора оператор площадки отправит информацию о нем в ЕИС для включения в специальный реестр.

Заказчикам планируют позволить проводить через электронный магазин как конкурентные, так и некоторые неконкурентные закупки.

При проведении неконкурентной закупки заказчик сможет:

  • отправить поставщику согласие на поставку товара, описание которого поставщик выложил в соответствии с КТРУ; договор будет считаться заключенным с момента направления согласия, цена договора не должна превышать 300 000 рублей;
  • провести запрос ценовых предложений (котировочную сессию).

При проведении конкурентной закупки заказчики начнут размещать в электронном магазине предложение о заключении договора на поставку товара и проект договора. Затем проведут котировочную сессию. В ответном предложении поставщик укажет информацию о характеристиках товара, НМЦД, сроках и месте поставки товара. Характеристики товара должны в точности соответствовать КТРУ, а НМЦД — не превышать 50 млн руб.

Вот инструкция по котировочной сессии:

  1. Старт котировочной сессии. С момента, когда заказчик разместил в электронном магазине предложение о заключении договора и проект договора.
  2. Проведение. Сессия длится 6 часов в рабочее время заказчика. В этот период участники закупки подают предложения о цене.
  3. Подведение итогов. Победителем признают поставщика с наименьшей ценой.
  4. Заключение договора. Минимальный срок для подписания договора — через 5 часов после окончания сессии.

Придется уложиться в 24 часа с учетом правил обжалования, которые предусмотрены для закупок в электронном магазине.

Вот какие еще изменения в 223 федеральном законе с 2020 года планирует ввести.

Минпромторг выложил на сайте проектов нормативных актов проект постановления правительства, которое вносит изменения в правила о приоритете товаров российского происхождения по постановлению правительства №925 от 16.09.2016. Ведомство планировало с 01.01.2020 запретить заказчикам покупать по 223-ФЗ иностранные устройства хранения данных, но этого не случилось.

Подробнее — в статье «Вводят новые преференции по 223-ФЗ».

Закупочная документация по 233-ФЗ

Документы состоят из четырех обязательных составляющих:

  1. План закупок по 223-ФЗ
  2. Положение о закупках
  3. Извещение
  4. Закупочная документация.

Сроки в законодательстве о закупках

223-ФЗ изменение сроков 124-ФЗ

В течение дополнительных нерабочих дней сроки, установленные Федеральным законом № 223-ФЗ исчисляются в календарных днях (не включая субботу и воскресенье).

223-ФЗ изменение сроков 124-ФЗ

В течение дополнительных нерабочих дней если последний день срока, установленного 223-ФЗ выпадает на нерабочий день (не включая субботу, воскресенье и нерабочие праздничные дни), срок заканчивается на следующий нерабочий день (не включая субботу, воскресенье и нерабочие праздничные дни).

В период нерабочих дней очень остро встал вопрос исчисления сроков. Большая часть сроков исчислялась в рабочих днях и у заказчиков выработалась определенная практика. Чтобы окончание срока подачи заявок приходилось на рабочий день.

Вопрос был урегулирован на законодательном уровне и сроки в этот период исчисляются в календарных днях.

По 44-ФЗ сроки, исчисляемые в рабочих днях, исчисляются в календарных (не включая субботу, воскресенье и нерабочие праздничные дни). В ситуации, когда последний день исчисляемого в рабочих днях срока выпадает на нерабочий день, в этом случае срок заканчивается в нерабочий день (не включая субботу, воскресенье и нерабочие праздничные дни).

Учитывая, что режим дистанционной работы не сегодняшний день не отменен полностью, есть вопросы, которые требуют дополнительного регламентирования.

Например, в 44-ФЗ указано, что у членов комиссии заказчика есть возможность не присутствовать на заседании лично, если они используют средства электронного взаимодействия. В 223-ФЗ этот вопрос не отражен и заказчик принимает решение сам.

Если договор подписан электронной подписью, то протокол заседания размещается без подписи. В противном случае размещается графический образ протокола.

В 223-ФЗ сроки заключения договора четко определены, а в 44-ФЗ есть возможность увеличения срока.

Право на участие в рассмотрении жалоб по 44-ФЗ, 223-ФЗ обеспечивается в дистанционном режиме без очного присутствия заявителя и представителя субъектов контроля.

Время, выделенное для размещенияположения закупки в ЕИС

Типовое Положение, касающееся планируемойзакупки, обязательно публикуется в ЕИС в течение 15 дней после утверждения.Если Положение изменяется, на размещение выделяется также 15 дней. Об этомсообщает 3 статья ФЗ №505-ФЗ в пункте 12.2.

При этом ряд сведений разрешается необнародовать путем размещения в ЕИС. Полный список информации, не подлежащейразглашению, освещен в Законе №223-ФЗ. В него попали данные, касающиесядоговоров:

  • о закупке ряда финуслуг, например:
    • услуг по привлечению во вклады;
    • доверительному управлениюсредствами;
  • о переходе прав на объектынедвижимости;
  • купли-продажи;
  • нескольких типов аренды;
  • об услугах брокеров;
  • содержащих сведения о закупках,относящихся к государственной тайне;
  • если описанные процедурыопределены Правительством РФ;
  • о закупках на суммы до 100 или 500тысяч рублей.

Какие закупки можно проводить 223-ФЗ

Конкурентной является закупка, проводящаяся при соблюдении трех пунктов одновременно:

  1. Госзаказчик публикует, либо отправляет документацию: в ЕИС с открытым доступом для всех или направляет приглашения минимум двум потенциальным кандидатам в закрытую закупку;
  2. Подробно описан предмет торгов, указаны его подробные характеристики, которые для заказчика являются существенными;
  3. Обеспечена конкуренция.

Если закупка противоречит одному или нескольким пунктам из этого перечня — она является неконкурентной.

Виды конкурентных торгов:

  1. Конкурс — популярный вид торгов, в них побеждает поставщик, подавший заявку с самыми выгодными условиями;
  2. Аукцион — самый распространенный вид торгов, в них побеждает поставщик, сделавший самую низкую ставку путем снижения НМЦД на шаг аукциона;
  3. Запрос предложений — тендер, в котором побеждает поставщик, предложивший условия, наиболее подходящие под потребности заказчика. Запрос цен в электронной форме по 223-ФЗ — это и есть запрос ценовых предложений;
  4. Запрос котировок — тендер, в котором побеждает поставщик, предложивший самую низкую стоимость.

Этот перечень не исчерпывающий. Заказчики вправе определить другие формы в положении о закупках. Конкурентные виды тендеров могут быть открытыми и закрытыми и проводиться в электронном виде, на бумаге, состоять из одного или нескольких этапов.

Открытый конкурс по 223-ФЗ

Извещение о проведении открытого конкурса по 223-ФЗ должно быть размещено за 20 дней до окончания подачи заявок. Такой срок представляется вполне достаточным для подготовке заявки. Однако, ниже мы отметим, что часто конкурсы переводят в иные виды закупок, у которых могут быть крайне короткие сроки для подачи заявок.

Выигравшим открытый конкурс по 223-ФЗ признается участник, который предложил лучшие условия исполнения договора, в соответствии с критериями оценки.

Изменения в 223-ФЗ с 31.12.2017

Вот перечень изменений с 31.12.2017:

  1. Скорректировали сферу влияния закона.
  2. Изменили порядок обжалования.

Разберем подробнее.

Теперь заказчики, помимо прочего, закупают товары, работы и услуги для коммерческого использования.

А вот на приобретение продукции у поставщиков, которые для заказчика являются взаимозависимыми в соответствии с Налоговым кодексом, действие закона уже не распространяется. Положение о закупках содержит обоснованный перечень таких компаний.

Вводят типовое положение о закупках. Принимает его, публикует в ЕИС, изменяет и устанавливает список заказчиков, для которых оно действует, орган власти, который наделен функциями и полномочиями учредителя бюджетного (автономного) учреждения или обладает правом собственности имущества унитарного предприятия. В таком документе устанавливают дату, до которой положение приводили в соответствие с типовым.

Информация о приобретении финансовых услуг (в т. ч. кредиты, займы, депозитные вклады) и о заключении и исполнении договоров на владение или пользование недвижимостью (аренда, субаренда, купля-продажа и т. п.) не публикуются в ЕИС.

В 223-ФЗ введена статья 6.1 о ведомственном контроле за соблюдением норм законодательства. Такая функция возложена на орган власти, выступающий в роли учредителя, например государственного учреждения.

Новшества в порядке обжалования:

  1. Жалуются на действие (бездействие) не только заказчика, но и оператора электронной площадки или закупочной комиссии.
  2. Оспаривает в ФАС действия (бездействие), совершенные после окончания приема заявок, только тот участник, который подал заявку.
  3. Жалобу ФАС рассматривает только на основании доводов, непосредственно относящихся к предмету обжалования.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...